Рабочая программа по краеведениюю. Московская область

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«КРАЕВЕДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

6 класс

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 379 от 09.12.2008 г.;

  • Авторская программа Греханкиной Л.Ф. «Родное Подмосковье» 6 , 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. - М., 2005 - 147 с.

  • федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников , рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего, среднего общего образования";

  • СанПин 2.4.2821-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 № 189;

  • учителя 6- 11 классов работают по базисным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации на основании приказа Министерства образования РФ от 09 марта 20004 г. 3112 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования " в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889;

  • Учителя 6-11 классов используют Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования " от 05.03.2004 г. №1089);

  • все в соответствии с Учебным планом МБОУ Лицей №1 им. Г.С.Титова на 2014-2015 учебный год.


Согласно учебному плану МБОУ Лицей №1 им. Г.С.Титова на 2015-2016 учебный год , учебный предмет «Краеведение» изучается в 6, 8 классах основной школы. На изучение курса краеведения «Краеведение Московской области » в 6 классе выделяется 35 часов в год , 1 час в неделю. Согласно учебному плану МБОУ Лицей №1 им. Г.С.Титова на 2015-2016 учебный год, отведено 34 часа.

Программа по краеведению Московской области раскрывает содержание регионального учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изучения.

В тематическое планирование включены разделы:

  • Школа юного краеведа

  • Геология и рельеф нашего края

  • Климат и погода в нашем крае

  • Край рек и озёр

  • Природные комплексы нашего края

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники истории культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • Ознакомление с историей и современной жизнью своего населённого пункта и Центральной России как опорного края России;

  • Формирование представлений о различных сторонах жизни своего населённого пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

  • Изучение проблем развития края (населённого пункта)

  • Развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.

Воспитательные задачи:

  • Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • Укрепление семейных связей:

  • Заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей

  • Наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников

  • Изучение жизни края (населённого пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов

  • Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры

  • Совместное решение задач, стоящих перед местными жителями

Развивающие задачи:

  • Развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности.

  • Формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.

  • Адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации.

  • Ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

В основу содержания программы положено понимание краеведения как учебного предмета, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Московской области Центральной части России. Краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические элементы. Обращается пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и повседневной жизни родного района, города, села, микрорайона, улицы, дома.

В преподавании курса краеведения реализуется важнейшее требования модернизации школьного образования - переход от знаниевой к развивающей модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса. На это направлена система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся. Требования направлены на реализацию культурологического, деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностным результатом обучения географическому краеведению в 6 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Московской области:

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Московской области). Представление о Московской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Московской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

- умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Московской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:

- осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

- освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Московской области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

- использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Московской области» в 6- х классах являются следующие умения:

- понимать роль различных источников краеведческой информации;

- знать особенности природы, населения, хозяйства Московской области:

- формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

- понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Московской области;

- определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

Московской области;

- находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Московской области;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

- определять на карте местоположение объектов в Московской области;

- работать со статистическими данными;

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

- использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Московской области.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные источники краеведческой информации и пользоваться приборами.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке.

В тематическом планировании предусмотрены различные формы учебных занятий: уроки изложения нового материала самим учителем, комбинированные уроки, уроки-практикумы, уроки-экскурсии, уроки-конференции.



Содержание тем учебного курса

34 часа

Тема 1. Школа юного краеведа (7 часов)

Вводный урок. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Краевед - исследователь родного края. Практическая работа. Составление географического рассказа о путешествии по родному краю ( составление фотоальбома, видеофильма).

Из истории изучения нашего края. Происхождение названий региона. Московская область на древних и старинных картах. Пионеры Подмосковного краеведения. Местные краеведы.

Московская область вчера и сегодня. Подмосковье в 12 - 18 веках.

Наш край во все стороны света. Московская область на карте мира, России, Восточно - Европейской равнине. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Восточно- Европейской равнины и Московской области. Географическое положение Московской области на границе России, природных областей. Знакомство с планом и картой. Район наш Одинцовский . Географическое положение Одинцовского района.

Знаменитые люди Краснознаменска . Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда, награжденные орденами и медалями, Герои России.

Экскурсия в школьный музей. Достижения и рекорды школы. Директора школы. Учителя школы разных лет. Выпускники школы разных лет. Достижения выпускников. Беседа с ветеранами - учителями, выпускниками школы об истории образовательного учреждения.

Символы нашего края. Московская область - субъект РФ. Официальные символы области: герб, гимн, флаг. Герб, гимн, флаг Одинцовского района и города Краснознаменска.

Тема 2. Геология и рельеф нашего края (4 часа).

Рельеф Восточно - Европейской равнины и Московской области. Знаменитые географические пункты Московской области: самая высокая и самая низкая точки. История формирования и геологическое строение Восточно - Европейской равнины и Московской области. Определение географического положения Московской области и относительно соседних районов . Богатства Московского края . Полезные ископаемые, их происхождение и определение. Московская область в искусстве, художественной литературе и публицистике.

Полезные ископаемые, добываемые на территории Одинцовского района, их использование в хозяйственной деятельности и строительстве.

Рельеф и хозяйственная деятельность обителей нашего края. Формы рельефа Московской области , особенности их происхождения и размещения. Рельеф и местная топонимика. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних факторов.

Тема 3. Климат и погода в нашем крае (6 часов).

О метеонаблюдениях в нашем крае. История метеонаблюдений. Современные приборы для метеорологических наблюдений.

Погодные явления в Московской области. Солнечная радиация. Господствующие местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Температура воздуха, ее изменения в течении суток, месяца, по сезонам года. Осадки, их виды, распределение по сезонам года. Климатические закономерности. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления на Восточно- Европейской равнине и Московской области. Погодные явления Восточно - Европейской равнины в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Климатические особенности разных частей нашего края. Главные факторы, влияющие на местный климат.

Климатическая характеристика Одинцовского района. «Рекордные» погодные показатели на территории Московской области.

Роль климата в жизни людей . Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство. Биологические часы. Местное (декретное) время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Влияние человека на климат.

Тема 4. Край рек и озер (6 часов).

Речные бассейны и водоразделы. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие гидрологию Московской области. Водные богатства Восточно - Европейской равнины в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике. Речная сеть Московской области. Характер течения, речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Озера и болота, подземные воды и родники. Типы озер. Численность озер. Озерные здравницы. Пруды и водохранилища. Болота. Происхождение названий водоемов. Местные грунтовые воды (родники, колодцы).

Вода в жизни жителей нашего края. «Вододействующие » заводы и «железные» караваны. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод в Московской области.

Беседа со старожилами о местных источниках и водоемах, легенды, предания.

Тема 5. Природные комплексы нашего края (9 часов).

Природные зоны и ландшафты Восточно - Европейской равнины и Московской оюласти. Знаменитые биологи, экологи и краеведы, изучавшие флору и фауну Московской области. Животные, растения Московской области в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Почвы и растительность Московской области. Почвенно - растительный покров. Разнообразие растительности. Растительный мир горно - лесной, лесостепной и степной зон: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания.

Животный мир Московской области. Животный мир лесной, лесостепной и степной зон: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения. Акклиматизация новых видов. Животные - синантропы, спутники человека.

Растительный и животный мир Одинцовского района. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в Московской области. Местные лекарственные и ядовитые растения. Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками, рыбаками и охотниками об интересных местных растениях, повадках животных района.

Охрана природы. Особые режимы природопользования. «Красная Книга» Московской области.

Туристические ресурсы Московской области . Виды туризма. Краеведческие экспедиции по Восточно - Европейской равнине.

Обобщающее повторение (1 час)



Практическая часть


Тема 1. Школа юного краеведа.

Практические работы:

1. Определение географического положения своей школы, дома. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Восточно - Европейской равнины и Московской области . Определение протяжённости Московской области с севера на юг и с запада на восток.

2. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимся.

3. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

Экскурсии:

  1. Школьный (краеведческий) музей. Источники по изучению родного края.

(Проводятся по мере возможности во внеурочное время):

Тема 2. Геология и рельеф нашего края.

Практические работы:

1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных гор (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

2. Обозначение на контурной карте (Московской области, своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

3. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

Тема 3. Климат и погода в нашем крае.

Практические работы:

1. Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района (города). Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц.

2. Построение местной «розы ветров», диаграмм облачности.

3. Составление климатического очерка района (города, села).

4. Климатическая характеристика района проживания.

Экскурсии:

Фенологические наблюдения за погодой на местности.

(Проводятся по мере возможности во внеурочное время)

Тема 4. Край рек и озер.

Практические работы:

1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озёр (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Московской области, поверхностных и грунтовых вод района (города, села).

3. Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов города .

Экскурсии:

Экскурсия к роднику.

Тема 5. Природные комплексы нашего края

Практические работы:

1. Составление осенней икебаны из местных растений.

2. Определение местных растений по гербарию.

3. Определение местных птиц по пению (аудиозаписи) и гнёздам (коллекции).

4. Составление календаря цветения местных медоносов.

Экскурсии:

Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. Фенологические наблюдения за погодой на местности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по курсу краеведения «Краеведение Московской области»

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  1. изученные виды источников краеведческой информации;

  2. основные краеведческие понятия и термины;

  3. значение официальных символов Московской области, своего муниципального образования;

  4. основные этапы и ключевые события истории Московской области с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

  5. результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;

  6. изменение природной среды Московской области в результате деятельности человека; географическую зональность;

  7. особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Московской области;

  8. специфику географического положения и административно территориального устройства Московской области - субъекта Российской Федерации;

  9. природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;

  10. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития Московской области.

уметь

  1. соотносить даты событий истории Московской области с основными периодами отечественной истории;

  2. рассказывать о важнейших событиях истории Московской области и их участниках,

  3. выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

  1. показывать на плане и карте границы и географический центр Московской области, расположение Онинцовского района, местных достопримечательностей и своего населённого пункта;

  2. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Московской области, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов Московской области; районов и городов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутрирегиональных и внешних экономических связей Московской области;

  1. составлять краткую характеристику населенного пункта;

  2. применять приборы и инструменты для определения качественных и количественных характеристик компонентов природы Московской области; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.

  2. понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;

  3. ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  2. учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  3. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  4. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Московской области;

  2. использования знаний об историческом пути и традициях народов Московской области в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. ответ самостоятельный;

  5. наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. понимание основных географических взаимосвязей;

  10. знание карты и умение ей пользоваться;

  11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. не делает выводов и обобщений.

  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. полностью не усвоил материал.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты. Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками

географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.



Литература:

  1. Московской области. Учебное пособие. М.МОПИ.1990 г.

Города Подмосковья в 3-х томах. М. Моск. рабоч

  1. Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. - Край Московский. Атлас - М.: Ювента, 2006.

  2. Атлас Московской области. М., 1976, 2002.

  3. География (экономическая и социальная) ий 1979г.

  4. Греханкина Л.Ф. География Московской области (методические рекомендации по изучению курса) . М. ИПК и ПРНО МО 1993г.

  5. Греханкина Л.Ф. География Московской области, ж-л « География в

  6. Греханкина Л.Ф. Единство и многообразие изучения Подмосковья как регионального компонента содержания образования. Сб. «История и культура Подмосковья». Коломна, 2003г.

  7. Греханкина Л.Ф. От регионального компонента содержания - к регионализации образования, ж-л «Мир образования, образование в мире»,М.,2001г.,№3.

  8. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент содержания образования, ж-л «Педагогика», М., 1999г.,№8.

  9. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. М. МГОУ, 2003.

  10. Греханкина Л.Ф. «Народные промыслы Подмосковья», ж-л «География в школе» , М.,1997г.,№ 5.

  11. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье 8-9 класс. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Московской области. М. МГОУ, 2003.

  12. Заветное преданье поколений (Москва в русской поэзии), составитель В.Б.Муравьев. М. 1997г.

  13. Задачи олимпиад-95. (под редакцией А.С.Наумова), М. МИРОС 1996г.,(вопросы Московских областных олимпиад стр. 9- 66).

  14. Клепинина З.А., Клепинина Е.В. - Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению - М.: Ювента, 2007.

  15. Край наш Московский. Учебное пособие,. М., Экопрос.,1997 г.

  16. Материалы по географии и экологии Московского региона. Пособие и рабочая тетрадь для учащихся. М. Экопрос. 1995, 1996 гг.

  17. Москвоведение ( география Москвы и Московской области) .Пособие для учащихся 8-9 классов. /под. Редакцией Алексеева А.И. . М. Экопрос. 1994г.

  18. Очерки экологии Подмосковья. (под ред. В.И. Зубова). М.1997г.

  19. По Москве под редакцией Н.А.Гейнеке). М.1991г.

  20. Природные памятники Москвы и окрестностей. Карта. М.,МГУ, 1997.

  21. Рогачев А.В. Окраины старой Москвы. М. МИРОС. 1993г.

  22. Рогачев С.В. Центральный (Московский) район. Ж-л « География в школе»., 1994г.,№1.

  23. Русские столицы Москва и Петербург. (составители: А.Н.Замятин, Д.Н.Замятин) М. МИРОс., 1993.

  24. Созвездие Московского меридиана. Подмосковье - Москва. 850.М.1997.

  25. Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии и экологии Москвы и Московской области.(8-9 класс) Учебное пособие. М. Спортакадемпресс., 1999, 2000, 2001.

  26. Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии Москвы и Московской области (8-9 класс). Учебное пособие. М. МГУ. 2002,2003, 2004, 2010.

  27. Экологическая книга для чтения. - М.: Современные тетради, 2008.

  28. Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие. - М.: Современные тетради, 2003.



Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ урока

Тема урока


Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

Дата план

Дата факт

в году

в теме

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД



1

1

Введение. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.

Вводный урок

Экскурсия Школьный (краеведческий) музей. Источники по изучению родного края.


- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Московской области). Представление о Московской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Московской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

2

2

История школы, знаменитые люди города.

Урок-исследование




3

3

Наш край в художественной литературе.

Аннотация произведений




4

4

Географическое положение, территория и границы Московской области . Географическое положение района.

Работа с контурными картами и атласом

Определение географического положения своей школы, дома.

Обозначение на контурной карте природных и административных границ Московской области . Определение протяженности Московской области с севера на юг и с запада на восток.

5

5

Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц

Топонимическая экспертиза

«Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).


- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.



- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Московской области). Представление о Московской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Московской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

6

6

Экскурсия в школьный музей

Составление отчёта по экскурсии

- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.


- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Московской области). Представление о Московской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Московской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

7

7

Официальные символы Московской области области: герб, гимн, флаг. Символы района, города.

Описание символов

Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимся.

8

1

«Как была открыта Восточно - Европейская равнина». Происхождение названий Восточно - Европейской равнины и Московской области.

Топонимическая экспертиза

«Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных географических объектов (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).


9

2

Рельеф Восточно - Европейской равнины и Московской области.. История формирования и геологическое строение Московской области .

Практическая работа

Обозначение на контурной карте (Московской области, своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.


- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.



- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Московской области). Представление о Московской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Московской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

10

3

Формы рельефа местной территории. Изменение рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов.

Составление презентации


- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.



11

4

Горные породы, их происхождение.

Полезные ископаемые, добываемые на территории района, села,

Составление презентации

Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания



12

1

Главные факторы, влияющие на местный климат. Редкие катастрофические погодные явления в Московской области.

Составление графика хода температуры

Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района (города) . Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц.

- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

13

2

Местные приметы о погоде. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Московской области.

Практическая работа

Составление климатического очерка района (города).


- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.


- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Московской области). Представление о Московской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Московской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

14

3

Местное (декретное) время, его влияние на самочувствие и здоровье людей.

Урок-исследование


- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.



15

4

Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года.

Работа с данными о погоде

Климатическая характеристика района проживания



16

5

Ветер, причины его образования. Господствующие местные ветры.


Составление розы ветров

Построение местной «розы ветров», диаграмм облачности.


17

6

Осадки, их виды, распространение по сезонам года.

Работа с климатической картой


- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.




- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.



18

1

Край рек и озёр. водные богатства Московской области.

Топонимическая экспертиза

«Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озёр (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

19

2

Численность и протяженность местных рек.

Работа на контурной карте

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области, поверхностных и грунтовых вод района (города, села).


- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Московской области). Представление о Московской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Московской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

20

3

Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории.

Урок-исследование


- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.




- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Московской области). Представление о Московской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Московской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.



21

4

Типы и численность озёр Московской области.

Экскурсия

Экскурсия к озеру.



22

5

Местные водные растения и животные.


Составление презентации




23

6

Мероприятия по охране водных объектов.

Сообщения

Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов города


- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

24

1

Растительный мир Московской области: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям.


Творческая работа

Составление икебаны из местных растений.

- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.




- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Московской области). Представление о Московской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Московской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.



25

2

Местные лекарственные и ядовитые растения.


Сообщения, составление презентаций

Определение местных растений по гербарию.

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.



26

3

Животный Московской области: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям.

Виртуальная экскурсия, отчёт по экскурсии

Определение местных птиц по пению (аудиозаписи) и гнездам (коллекции).

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.



27

4

Охрана местных растений и животных. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в селе.

Сообщения

Составление календаря цветения местных медоносов.


28

5

«Красная книга» Московской области.


Составление эссе

- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.



29

6

Природные сообщества нашей местности

Характеристика природного сообщества




30

7

Народные промыслы. Быт. Обычаи.

Урок-исследование


- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии



31

8

Местные животные и растения в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Урок-исследование




32-33

9

Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных.

Фенологические наблюдения за погодой на местности

Экскурсия

Определение местных птиц по пению (аудиозаписи) и гнёздам (коллекции).

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Московской области). Представление о Московской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Московской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

34

1

Урок обобщающего повторения

1.Обобщающая беседа

2.Тестовая работа

3.Выводы по теме



















© 2010-2022