Рабочая программа с УУД элективного курса по географии Географический мир 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кырыкыйская основная общеобразовательная школа


678325 Верхневилюйский улус, село Кырыкый, ул. Советская 4, тел.: 8-41133-24126


Рассмотрена на заседании

МО___________________________

Протокол №_______

«__»_______________2015 г.



Утверждено:

Директор МБОУ КООШ

______________/Николаев В. П./

Приказ №_____

«__»______________2015 г.

Согласовано:

Заместитель директора по УР

______________/Егорова Ж. А./

«__»____________2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету:

«Географический мир»

9 класс


Составитель:

Николаева Т.В., учитель химии и

биологии МБОУ - КООШ


2015-2016 учебный год


Оглавление


  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………..........3

  2. Общая характеристика курса ……………………………………………………………………………………………………..……..…...4

  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане………………………………………………………………..….…….…….6

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ……………………………………………….….….….…….7

  5. Содержание курса …………………………………………………………………………………………………………………….….……9

  6. Учебно-тематический план ………………………………………………………………………………………………………….….……10

  7. Календарно-тематический план …………………………………………………………………………………………………….….........11

  8. Литература ...………………………………………………………………………………………………………………………….….…....13





Пояснительная записка

В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Программа «Географический мир» рассчитан на 34 часа в 9 классе. Данный элективный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.

Цель: усвоение учащимися системы знаний в области географии.

Задачи:

-углубить и расширить знания по физической и экономической географии;

-развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;

-вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.



Общая характеристика курса

Данное пособие составлено для организации занятий элективного курса, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:

 картографические элементы, факты;

 номенклатуру;

 основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно - следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;

 особенности природы и хозяйственной деятельности человека.

Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:

 определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;

 определять различия в поясном времени различных территорий;

 анализировать статистический материал;

 воспроизводить знания фактов и причинно - следственных и пространственных связей;

 читать карты различного содержания;

 показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;

 описывать географическое положение;

 определять тип объекта согласно классификации;

 сравнивать свойства географических объектов;

 определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.

Ожидаемые результаты:

Элективный курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально - экономическим условиям.

Предполагаемые результаты:

 Углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс, «Работа по климатограммам»- для 6,7, 8 классов.

 Повышение учебной мотивации обучающихся.

 Участие в научно - практических конференциях по географии и географическому краеведению.

 Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр:«Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс

Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, в журнале отмечается зачет или незачет, итоговых тренировочных работ. Также учащиеся, посещающие данный элективный курс, создают презентации географического турнира для 5 - 9 классов.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

За 34 часа повторить материал всей школьной географии достаточно сложно. Поэтому очень важно рационально спланировать распределение времени, отводимого на повторение содержания отдельных разделов.

В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.

Критерии оценивания: проводится текущийконтроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».

Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД:

  • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД:

  • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД:

  • Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения

  • количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

Содержание курса


  1. Источники географических знаний.

(Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования)

2) Природа Земли и человек.

Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхнострные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая облочка Земли.

3) Материки, океаны, народы и страны

Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.

4) Природопользование и геоэкология.

Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

5)География России.Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное райнирование России, Россия в современном мире

6) Итоговое занятие. Решение тренировочных работ



Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

1

Источники географических знаний

4

2

Природа Земли и человек

5

3

Материки, океаны, народы и страны

5

4

Природопользование и геоэкология

2

5

География России

11

5.1

Особенности географического положения

1

5.2

Природа России

3

5.3

Население России

3

5.4

Хозяйство России

4

5.5

Природно-хозяйственное райнирование России

4

5.6

Россия в современном мире

1

6

Итоговое занятие

Решение тренировочных работ

2


Итого

34


Календарно-тематическое планирование

(1 час в неделю)

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Методические материалы

1

Источники географических знаний

4

Работа над основными понятия и проблемами блока

Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С

Презентация «Географические координаты»

Работа с картой

Материалы «Географические открытия»

2

Природа Земли и человек

5

Работа над основными понятия и проблемами блока

Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С

УМК «Движение Земли»

УМК «Гидросфера»

3

Материки, океаны, народы и страны

5

Работа над основными понятия и проблемами блока

Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С

УМК «Узнай страну»

УМК «Узнай страну Зарубежной Европы»

4

Природопользование и геоэкология

2

Работа над основными понятия и проблемами блока

Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С

УМК «Рациональное и нерациональное природопользование»

5

География России

11



5.1

Особенности географического положения

1

Работа над основными понятия и проблемами блока

Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С

УМК «Крайние точки и границы»

УМК «Россия на карте мира»

5.2

Природа России

3

Работа над основными понятия и проблемами блока

Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С

УМК «Почвы России»

УМК «Климат России»

Зачет «Природа России»

УМК «Слоганы заповедники заказники»

5.3

Население России

3

Работа над основными понятия и проблемами блока

Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С

УМК «Население России»

5.4

Хозяйство России

4

Работа над основными понятия и проблемами блока

Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С

Урок-игра «Энергетика»

УМК «Западный макрорегион»

УМК «Машиностроение»

Алгоритмы ответов «факторы размещения хозяйства»

5.5

Природно-хозяйственное райнирование России

4

Работа над основными понятия и проблемами блока

Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С

УМК «Регионы РФ»

5.6

Россия в современном мире

1

Работа над основными понятия и проблемами блока

Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С

Своя игра «Природа, население, хозяйство»

6

Итоговое занятие

Решение тренировочных работ

2

  • Выполнение контрольного тестирования

Работа над правилами оформления бланков ответов

Диагностические работы
















Литература

  1. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. -М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»)

  2. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)

  3. Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. - М. :Издательство «Экзамен», 2007.

  4. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 72 с.

  5. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 143 с.

  6. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

  7. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. - М.:Дрофа, 2011. -191 с.

  2. География России. В 2 кн. Кн.2:Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010

  3. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.

  4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.

  5. Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.

  6. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. -СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.

  7. ЭртельА.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с.

13


© 2010-2022