Особенности исследовательской деятельности со старшеклассниками

В школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь планы и мечты, наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в нашей школе в рамках Всероссийской программы «Шаг в будущее» организовано школьное научное общество «Поиск», которое я возглавляю с 2004 года.  Научно – исследовательская  деятельность в школе направлена на выявление и поддержку   учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся.       Одним из основных задач школьного научного общества «Поиск» является развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности исследовательской деятельности со старшеклассниками

(Из опыта работы руководителя научного общества «Поиск»

МБОУ «Лянторская СОШ№3»)

Стремление проникнуть в самые сокровенные тайны, жажда открытий рождается у детей уже в начальной школе. Встретить таких учеников, развить у них это желание, выйти за рамки школьной программы - задача каждого учителя. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь планы и мечты, наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в нашей школе в рамках Всероссийской программы "Шаг в будущее" организовано школьное научное общество "Поиск", которое я возглавляю с 2004 года.

Научно - исследовательская деятельность в школе направлена на выявление и поддержку учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся.
Одним из основных задач школьного научного общества «Поиск» является развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.

В воспитании юного исследователя слагаемыми выступают следующие компоненты:

  • Развитие отношения к познанию и творчеству

  • Воспитание культуры здоровья (здоровый образ жизни)

  • Развитие качеств самоактуализирующейся личности

  • Вооружение методиками научного исследования

  • Освоение современных информационных технологий

  • Оказание педагогической поддержки в решении его проблем

  • Обеспечение достойной позиции среди сверстников и взрослых

  • Стимулирование развития интеллигентности

  • Воспитание человека счастливого

Творческая группа "Поиск" объединяет учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской деятельности. В состав профессионального объединения "Поиск" входят педагоги, являющиеся научными руководителями школьников, занимающихся исследовательской деятельностью по программе "Шаг в будущее".

Ключевое место в работе научного общества школьников занимают исследовательские работы старшеклассников, которые выполняются под руководством учителей-предметников.

Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Большую роль в этом играют учителя-предметники и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом.

На следующем этапе определяются конкретные проекты, подбираются руководители работ, которыми выступают учителя школы.

Для успешности реализации исследовательских работ важно на это мотивировать как учащихся, так и учителей. С этой целью в школе широко пропагандируются работа научного общества, успехи молодых исследователей на конкурсах и конференциях.

На основе анализа деятельности научного общества школьников были выявлены следующие мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.

Учителя свое согласие осуществлять руководство исследовательскими проектами мотивировали следующим: желанием повысить свою профессиональную компетентность; лучше узнать своих учеников; углубить знания учащихся в своем предмете, сформировать позитивное отношение к нему; научить школьников способам учебной деятельности как основе их успешности в дальнейшей учебе; получить более высокую категорию.

Исследовательские проекты - довольно сложный вид деятельности как для школьников, так и для тех, кто руководит ими.

Для молодых исследователей провожу учебные семинары, где их знакомлю с методикой эксперимента, статистической обработкой результатов, с требованиями к оформлению работ.

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования - непростой момент.

Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися нашей школы показывает, что круг их интересов весьма широк: это литературоведение, история, краеведение, этнография, экология, социология, право, экономика, физика, медицина и др.

Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения.

В ходе работы многое представляет для учащихся значительные трудности:

выявление проблемы исследования;

постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;

отбор и структурирование материала;

соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном).

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); план исследования, тезисы, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования.

Выполненные работы представляются на школьной конференции. Часть из них заслушивается на методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях. Молодые исследователи также участвуют в различных конкурсах исследовательских работ, добиваясь результативности.

Я, будучи учителем географии и экологии, в рамках школьного научного общества курирую секцию «Экология».

Целенаправленная работа по дополнительной образовательной программе "Экологическая география» позволяет мне повысить мотивацию к изучению предмета экологии, развивать творческие способности школьников, подготовить их к практической деятельности в области экологии, охраны природы. Актуальность программы определяется изменившимися социально-экологическими условиями в обществе. Одним из приоритетных направлений оптимизации природоохранной деятельности является изменение сознания людей и системы ценностей в обществе. Формированию экологического мышления способствуют знания о системах взаимосвязей в окружающей среде. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является исследовательская деятельность. Работа объединения "Геоэкология", реализующая данную дополнительную образовательную программу, заключается в организации исследовательской деятельности в сфере образования среди учащихся по различным естественнонаучным направлениям: экология, экологическая география, биология, география, география и экология ХМАО. Разработанная адаптированная программа предусматривает как теоретические занятия в сфере географического и экологического образования, так и научно-практические исследования обучающимися. После того, как учащийся получит необходимые базовые знания и навыки научной работы, наступает новый этап программы, заключающийся в индивидуальной работе по конкретным исследовательским проектам. В процессе обучения по предлагаемой программе к концу учебного года учащийся должен овладеть базовыми знаниями по экологии, методикой работы с научной литературой, методикой экспериментальных исследований, статистической обработкой данных, требованиями к оформлению научной работы и публичной защите творческой работы. В результате учащийся должен уметь грамотно и научно обоснованно построить научные исследования в любой естественнонаучной области и оформить соответствующую научную работу. Результатами работы является участие обучающихся в научно-практических конференциях городского, районного, регионального, Всероссийского и международного масштаба.

Анализируя результативность работы школьного научного общества в области исследовательской деятельности, можно сделать следующие выводы:

- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

- значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;

- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

- формирует социальный опыт в труде и общении;

- способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

Методические рекомендации

Представление результатов исследования в форме публичного выступления

Время доклада на конференции чаще всего составляет 5-7 минут. Исходя из такой продолжительности, средний объем доклада должен составить около 2 страниц стандартного текста (1,5 интервала - 40 строк на странице). При этом необходимо еще учесть, что лучшее восприятие будет достигнуто в том случае, если во время выступления сущность работы, новизну полученных результатов, свой личный вклад в их получение, научную и практическую значимость исследования, докладчик подкрепит иллюстративным материалом.

В структурном отношении доклад можно условно разделить на три части, каждая из которых имеет свою логику построения. Однако эти части должны складываться в единое целое, каждая последующая часть - логически развивать идеи предыдущей. Первая часть доклада - вводная. В ней автор должен сформулировать свое понимание актуальности выбранной темы и привести подтверждение наличия проблемной ситуации по обсуждаемой теме, требующей разрешения в соответствующей отрасли знания. Здесь дается краткий анализ результатов исследований других авторов, использованных в работе, после чего докладчик подводит к цели исследования, к комплексу задач, которые необходимо было решить, чтобы цель эта была достигнута. Здесь же дается характеристика объекта и предмета исследования, указываются применяемые методы исследования. В конце этой части четко формулируются положения, которые выносятся на защиту. Вторая (основная) часть доклада должна содержать результаты исследования и их анализ, подтверждающие вынесенные на защиту положения. Последовательность изложения результатов исследования определяется логикой исследования. Наиболее выигрышные с точки зрения научной новизны и практической значимости результаты следует освещать в первую очередь. Следует также продумать каждый тезис своего выступления с позиций, не вызовет ли он у аудитории вопросы, обстоятельный ответ на которые докладчик не в состоянии дать. Доклад завершается заключительной частью, основанной на выводах, помещенных в заключение исследовательской работы. В этой части должны прозвучать все основные достижения автора, их результативность, теоретическая и практическая значимость.

К тексту доклада могут быть подготовлены соответствующие иллюстрации - схемы, фотографии, таблицы, графики, диаграммы, и т.д. в виде плакатов или презентаций. Эти вспомогательные материалы должны способствовать доказательству выдвигаемых положений и четкости изложения материала. Слишком большое количество таких материалов может привести к размыванию идеи доклада. Сопутствующие иллюстрации должны демонстрироваться без особых затруднений и иметь наглядность, вызывающую положительную оценку у присутствующих. Не следует в качестве иллюстративного материала приводить такой, который может неоднозначно восприниматься, если докладчик не готов вести по нему дискуссию.

Надо помнить, что не только содержание доклада, но и стиль его изложения самим автором и уверенная манера поведения во время ответов на вопросы присутствующих, создают благоприятную атмосферу.

Рекомендации построения речи во время публичной защиты:

-речь должна быть спокойной, неторопливой, грамматически точной и уверенной, что позволит сделать ее убедительной и понятной слушателям, при этом надо помнить, что торопливость, «проглатывание» окончаний слов значительно снижает впечатление от выступления;

-необходимо четко соблюдать нормы литературного произношения, в частности правила применения ударений в словах и словосочетаниях, особенно сложных для восприятия;

-следует во время доклада повторять существительные, избегая местоимения;

-желательно использовать четкие и короткие утвердительные предложения;

-не следует перегружать доклад сложноподчиненными предложениями.

Во время публичного выступления важно суметь подать свой доклад так, чтобы наглядно убедить присутствующих в значимости работы. Четкость, собранность и уверенность создают благоприятное впечатление о докладчике. И наоборот, сумбурность, суетливость, тавтология и излишняя самоуверенность снижают оценку проделанной работы. Наконец, важным является и умение отвечать на возникшие вопросы. Не следует проявлять невыдержанность, заключающуюся в попытках досрочного ответа на еще не до конца сформулированный вопрос. При этом надо помнить то, что логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.

9


© 2010-2022