Бинарная разработка по географии «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА АВСТРАЛИИ»

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

Тема

«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА АВСТРАЛИИ»



Разработал:

учитель биологии и географии

Е. Е. Таргаева










Новокузнецкий городской округ, 2014

Пояснительная записка

Австралия является интересным материком с точки зрения богатства органического мира. Поэтому для наибольшего интереса урок посвященный природным зонам и органическому миру Австралии построен на основе ролевой игры. Учащиеся поделены на три группы: географы, биологи и экологи.

По ходу урока, учащиеся выполнят ряд заданий связанных с различной деятельностью: задания для географов, задания для биологов, доклады биологического и географического типа, общие задания и доклады экологического содержания. Во-время урока каждой группе предлагается выполнить ряд заданий. Каждое задание оценивается учащимися по трех бальной шкале:

  • 0-не верно;

  • 1-не понятно;

  • 2 - правильно, но с небольшими поправками;

  • 3 - все верно и понятно.

Бланк оценки и самооценки работы на уроке выдается учащимся перед началом занятия, где проставляются баллы в течении всего занятия. После окончания занятия бланки собираются, просматриваются и выставляются оценки за работу на уроке, в соответсвии с набранными балломи.

31-max 57баллов - «5»

21-30 баллов - «4»

11-20 баллов - «3»

1-10 баллов -«2»

Для подготовки к занятию, учащимся выдается ряд заданий в виде подготовки докладов (сообщений/презентаций) на следующие темы:

  • Эвкалиптовое редколесье;

  • Красные пустыни и принцип их образования;

  • Значение влажных тропических лесов;

  • Ехидна;

  • Утконос;

  • Коала;

  • Тасманский дьявол;

  • Экологическая обстановка на материке Австралия;

  • Значение охраняемых территорий в мире.

В процессе занятия учащиеся отвечают на проблемный вопрос: «Каковы особенности размещения природных зон и своеобразие органического мира материка Австралия?»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: демонстрация презентации с элементами беседы и ролевой игры

Задачи урока:

образовательная:

  • продолжить формирование у учащихся представление о природных зонах и разнообразии флоры и фауны Земли;

  • выделить причины разнообразия природных зон материка Австралия;

  • выяснить причины эндемичности органического мира;

  • сформировать первоначальное понятие о видах эндемиках и реликтах;

развивающая:

  • развитие умение анализировать и объяснять причинно-следственные связи;

  • развитие умений выделять главное и формулировать выводы;

  • развитие связанной речи;

  • развивать навыки взаимодействия между учащимися при работе в группах;

  • закрепить навыки работы у учащихся с различными источниками географической информации;

воспитательная:

  • формирование научной картины мира при изучении природных зон и органического мира материка Австралия

Оборудование: компьютерная презентация «Систематика растений», мультимедийный проектор, компьютер.

Литература:

  1. География материков и океанов. 7кл: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев.- 20-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 319, [1]с.: ил., карт.

  2. Атлас «География материков и океанов».


Разработка урока

Этапы урока/ слайды

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный этап

1-2 мин.

Организация урока:

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих, выдача бланков оценки ответов.

Организация урока:

готовность учащихся к уроку, наличие тетрадей, учебника, атласа, бланки оценки ответов.

Этап всесторонней проверки знаний

2-3 мин.

1-2 слайд

Актуализация знаний:

  • Рассказ учителя:

Она располагается под нами.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары.

  • Демонстрация вопросов и заданий на слайдах.

Актуализация знаний:

учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания педагога, отображенные на слайдах:

  • Дать характеристику географического положения Австралии?

  • В каких условиях обитают организмы, изображенные на слайде?

Учащиеся делятся на две микро группы для выполнения следующих заданий, отображенных на слайдах 1-2.

Задание:

  • 1)по климатограмме определить климатический пояс (1 слайд);

  • 2)дать характеристику определенного климата (2 слайд).

После выполнения заданий, учащиеся разных микро групп самостоятельно выставляют отметки всем участникам микро групп.

Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний

1мин.

3 слайд

Подготовка учащихся к усвоению знаний:

  • Рассказ учителя

«К природе австралийцы относятся очень трепетно. Об особом отношении к природе говорит герб Австралии, на котором изображены кенгуру, страус Эмму, поддерживающие щит с изображением гербов штатов страны. Эти коренные австралийские животные стали неофициальной эмблемой нации».

Подготовка учащихся к усвоению знаний:

Учащиеся высказывают свои мысли, отвечая на вопрос учителя. «Объясните в чем причина индивидуальности материка Австралия?»

Этап усвоения новых знаний

25-30 мин.

4 слайд

5 слайд

6 слайд



7 слайд




9 слайд




10 слайд





11 слайд





12 слайд




13 слайд




14 слайд



15 слайд





16 слайд


17 слайд




18-19 слайд


Изучение нового материала:

Тема урока: «Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии»

Цель урока: получить общее представление о природных зонах, познакомиться с флорой и фауной, сформировать понятие о эндемиках и реликтах.

Проблемный вопрос: «Каковы основные причины индивидуальности материка и природы данной страны?»



  1. Знакомство с природными зонами Австралии

Зарисовка таблицы:

Название природной зоны

Географическое положение

климат

почвы

фауна

флора




Знакомство с картой природные зоны Австралии.

Карта природных зон Австралии (8 слайд)


  1. Что такое природные зоны

Введение понятий:

Природные зоны - физико-географическая зона - часть географического пояса с однородными климатическими условиями.

Природные зоны берут своё название от растительности, присущей им, и других географических особенностей. Зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам и от океанов вглубь континентов; имеют близкие условия температур и увлажнения, определяющие однородные почвы, растительность, животный мир и другие компоненты природной среды. Природные зоны - одна из ступеней физико-географического районирования.


  1. Первое задание

Географам

«Назвать и охарактеризовать наиболее распространенную природную зону Австралии»


Биологам

«Дать характеристику флоры и фауны наибольшей природной зоны Австралии»



  1. Кто такие эндемики и реликты

  • Введение понятий

Эндемики - (от греч. ἔνδημος - местный) - биологические таксоны, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале. Такая характеристика таксона, как обитание на ограниченном ареале, называется эндемизмом. Эндемизму противопоставляется космополитизм.

Ареалы эндемиков ограничены биотическими, климатическими или геологическими барьерами. Наиболее богаты эндемичными формами океанические острова, изолированные горные долины и водоёмы, изолированные от других аналогичных по биотическим характеристикам водоёмов.

Реликты - (лат. relictum - остаток) в биологии - живые организмы, сохранившиеся в современной биоте или в определённом регионе как остаток предковой группы, более широко распространённой или игравшей большую роль в экосистемах в прошедшие геологические эпохи. Реликт - остаточное проявление прошлого в наше время.


  1. Доклад биологов «Эвкалиптовое редколесье»

Эвкали́пт, или Каме́дистое де́рево, или Ди́вное де́рево (лат. Eucalýptus) - многочисленный род вечнозелёных деревьев или кустарников из семейства Миртовые (Myrtaceae).

Задание: прослушав сообщение, ответьте на вопрос: «В чем особенности эвкалиптового редколесья?»



  1. Доклад географов «Образование красных пустынь»

Пустыни Австралии - Большая Песчаная, Гибсона, Большая пустыня Виктория, Симпсон (Арунта). Пустыни Австралии приурочены к древним структурным повышенным равнинам. Климатические условия Австралии обусловлены ее географическим положением, орографическими особенностями, огромной акваторией Тихого океана и соседством Азиатского материка. Из трех климатических поясов южного полушария пустыни Австралии располагаются в двух: тропическом и субтропическом, причем большая часть их занимает последний пояс.

Задание: прослушав сообщение, ответьте на вопрос: «Чем объясняется красный цвет пустынь и где расположены данные пустыни?»


  1. Второе задание

Географам

«Дайте характеристику, и определить географическое положение песчаных пустынь Австралии»

Биологам

«Дайте характеристику флоры и фауны песчаных пустынь Австралии»


  1. Доклад экологов «Значение влажных тропических лесов»

Леса Австралии состоят преимущественно из различных видов (свыше 600) эвкалиптов, от гигантских по высоте деревьев до низкорослых кустарников, многочисленных акаций (490 видов), банксии (46 видов) и т. д. Из хвойных распространены агатис (каури), каллитрис, филлокладус, араукария. В лесах и лесных саваннах встречаются «бутылочные» деревья, имеющие стволы, вздутые посредине, и своеобразные древовидные лилейные из родов ксанторея, кингия и дазипогон с пучками длинных листьев в верхней части невысоких стволов, так называемые «травяные деревья». Более 100 видов древесных пород имеют промышленное значение.

Задание: прослушав сообщение, ответьте на вопрос: «Каково значение влажных тропических лесов для Земли?»


  1. Третье задание географам

«Дать характеристику географического положения переменно влажных лесов Австралии причины образования»


  1. Третье задание биологам

«Определить и характеризовать эндемиков и реликтов в фауне Австралии».




  1. Доклад экологов «Экологическая ситуация на материке», «Охраняемые территорий мира»

Задание № 1: прослушав сообщение на тему «Экологическая ситуация на материке», ответьте на вопрос: «Каково значение природы для населения Австралии?»

Задание № 2: прослушав сообщение на тему «Охраняемые территории мира», ответьте на вопрос: «Что такое ООПТ и в чем необходимость и значение их создания?»

Изучение нового материала:

Класс делится на три группы:

  1. географы

  2. биологи

  3. экологов.

Отличительными особенностями группы является наличие значков.

К учащимся выходят ведущие в шапках магистра и широких мантиях.

По ходу урока учащиеся последовательно выполняют предлагаемые задания, озвучивающиеся ведущими. Каждое задание оценивается каждым учащимся в бланке ответов соответствующим баллом.

Учащиеся постепенно отвечают на проблемный вопрос в течение занятия: « Каковы основные причины индивидуальности материка и природы данной страны?»

Знакомство с природными зонами Австралии

Учащиеся переносят каркас таблицы в тетрадь, при выполнении заданий происходит ее заполнение.

Рассматривая карту природные зоны Австралии, учащиеся отвечают на вопрос: «Какие природные зоны встречаются на материке?»


Что такое природные зоны

Учащиеся высказывают свое мнение, отвечая на вопрос: «Что такое природные зоны и чем они характеризуются?»

После всех приведенных мнений, учащиеся дают полное определения понятия.


Первое задание

Географам

Учащиеся со значками географов обращаются к карте, отвечают на вопрос: «Какая природная зона Австралии самая распространенная?»

Биологам

Учащиеся со значками биологов обращаются к атласу и с помощью атласа определяют состав флоры и фауны природной зоны

Кто такие эндемики и реликты

Учащиеся высказывают свое мнение, отвечая на вопрос: «В чем причина образования эндемиков и реликтов на данном материке?»




Доклад биологов «Эвкалиптовое редколесье»

Из группы биологов выходит ученик с докладом (сообщением) на тему: «Эвкалиптовое редколесье».

Учащиеся слушают доклад и отвечают на вопрос: «В чем особенности эвкалиптового редколесья?»

По ходу выступления учащиеся выставляют баллы в бланках ответов.

Доклад географов «Образование красных пустынь».

Из группы географов выходит ученик с докладом (сообщением) на тему: «Образование красных пустынь».

Учащиеся слушают доклад и отвечают на вопрос: «Местоположение и причины образования красных пустынь?»

По ходу выступления учащиеся выставляют баллы в бланках ответов.

Второе задание

Географам

Учащиеся со значками географов обращаются к карте, отвечают на вопрос: «В чем особенность песчаных пустынь Австралии и каково их географическое положение?»

Биологам

Учащиеся со значками биологов обращаются к атласу и с помощью атласа стр. определяют состав флоры и фауны песчаных пустынь Австралии

Доклад экологов «Значение влажных тропических лесов»

Из группы экологов выходит ученик с докладом (сообщением) на тему: «Значение влажных тропических лесов».

Учащиеся слушают доклад и отвечают на вопрос: «Значение влажных тропических лесов для Земли?»

По ходу выступления учащиеся выставляют баллы в бланках ответов.


Третье задание географам

Учащиеся со значками географов обращаются к карте, отвечают на вопрос: «В чем причины образования переменно-влажных лесов Австралии?»

Третье задание биологам

Группа биологов делится на две микро группы:

1 микро группа - выполняет задания с помощью атласа, отвечает на вопрос: «Каково общее количество эндемиков на территории материка Австралия?»

2 микро группа - читает доклады (сообщения) на следующие темы:

Ехидна; Утконос; Тасманский дьявол; Коала.

Доклад экологов «Экологическая ситуация на материке, охраняемые территории мира »

Из группы экологов выходят ученики с докладами (сообщениями) на тему:

«Экологическая ситуация на материке», «Значение охраняемых территорий в мире».

Учащиеся, прослушав доклад, отвечают на вопрос к докладу на тему: « Экологическая ситуация на материке» - «Значение природы для населения Австралии?»

на вопрос к докладу на тему «Охраняемые территории мира» - «Что такое ООПТ и в чем необходимость и значение их создания?»

По ходу выступления учащиеся выставляют баллы в бланках ответов.

Этап закрепления новых знаний

10 мин.


Закрепление новых знаний:

На слайд вынесены вопросы, в графу «ответы» учащиеся напротив каждой природной зоны ставят цифры с характерными признаками природных зон, выбирая их из первого столбика. Время выполнения - 5 минут.

Закрепление новых знаний:

Учащиеся выполняют задание указанное на слайде (20 слайд).

Устно отвечают на вопросы, отображенные на слайде (21 слайд):

  • Каковы особенности размещения природных зон на материке Австралия?

  • Чем объясняется данное размещение?

  • В чем своеобразие органического мира материка?

  • Раскройте причины данного своеобразия флоры и фауны?

Информация о домашнем задании

1-2 мин.

22 слайд

Информация о домашнем задании:

Параграф 37, страница 155 письменно вопросы, контурная карта

  • Выставление отметок за работу на уроке.

Информация о домашнем задании:

Записывают в дневник: параграф 37,

страница 155 письменно вопросы, контурная карта

Бланк оценки и самооценки на уроке

№ п.п

Для кого задание

Текст задание

Оценка в баллах

примечание

1

общее

Дать характеристику географического положения Австралии?


самооценка

В каких условиях обитают организмы, изображенные на слайде?


2

группы

1)по климатограмме определить климатический пояс


2)дать характеристику определенного климата


3

общее

Что такое природные зоны и чем они характеризуются?


4

географы

Назвать и охарактеризовать наиболее распространенную природную зону Австралии


Оценка ответов

биологи

Дать характеристику флоры и фауны наибольшей природной зоны Австралии



3

общее

Кто такие эндемики и реликты


самооценка

В чем причина образования эндемиков и реликтов на данном материке?


Доклад биологов «Эвкалиптовое редколесье»

4

общее

прослушав сообщение, ответьте на вопрос: «В чем особенности эвкалиптового редколесья?»


самооценка

Доклад географов «Образование красных пустынь»

5


прослушав сообщение, ответьте на вопрос: «Чем объясняется красный цвет пустынь и где расположены данные пустыни?»


самооценка


6

географы

В чем особенность песчаных пустынь Австралии и каково их географическое положение?



биологи

Дайте характеристику флоры и фауны песчаных пустынь Австралии



Доклад экологов «Значение влажных тропических лесов»

7


прослушав сообщение, ответьте на вопрос: «Каково значение влажных тропических лесов для Земли?»


самооценка


8

географы

В чем причины образования переменно-влажных лесов Австралии?



биологи


группы

Определить и характеризовать эндемиков и реликтов в фауне Австралии



  1. Каково общее количество эндемиков на территории материка Австралия?



  1. Сообщения на тему: Ехидна; Утконос; Тасманский дьявол; Коала



Доклад экологов «Экологическая ситуация на материке»

9


прослушав сообщение на тему «Экологическая ситуация на материке», ответьте на вопрос: «Каково значение природы для населения Австралии?»


самооценка






Доклад экологов «Охраняемые территорий мира»

10


прослушав сообщение на тему «Охраняемые территории мира», ответьте на вопрос: «Что такое ООПТ и в чем необходимость и значение их создания?»


самооценка


11

общее

  • Каковы особенности размещения природных зон на материке Австралия?


самооценка


  • Чем объясняется данное размещение?




  • В чем своеобразие органического мира материка?




  • Раскройте причины данного своеобразия флоры и фауны?



Общая оценка за урок


самооценка


баллы

оценка

0-не верно;

31-max 57баллов - «5»

1-не понятно;

21-30 баллов - «4»

2 - правильно, но с небольшими поправками;

11-20 баллов - «3»

3 - все верно и понятно.

1-10 баллов -«2»




Бинарная разработка по географии «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА АВСТРАЛИИ»Бинарная разработка по географии «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА АВСТРАЛИИ»

© 2010-2022