КВН (по туристско – краеведческой и экскурсионной деятельности)

: Подготовка и проведение мероприятия окажут помощь учителям, вожатым, педагогам дополнительного образования в организации воспитательной работы с учащимися, будут способствовать дальнейшему развитию физических и творческих способностей детей. Методический материал разработан для проведения массовых мероприятий в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей. Педагогическая эффективность игровой деятельности будет выше, если каждый участник команды будет включат...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МАССОВОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«КВН»

Объяснительная записка

1.Название номинации «Методические материалы, раскрывающие методику проведения массовых мероприятий по туристско - краеведческой и экскурсионной деятельности».

2.Название работы «КВН».

3.Краткое тематическое содержание: Подготовка и проведение мероприятия окажут помощь учителям, вожатым, педагогам дополнительного образования в организации воспитательной работы с учащимися, будут способствовать дальнейшему развитию физических и творческих способностей детей. Методический материал разработан для проведения массовых мероприятий в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей. Педагогическая эффективность игровой деятельности будет выше, если каждый участник команды будет включаться в эту деятельность посредством выполнения соответствующих его индивидуальным творческим способностям и интересам игровых должностей (ролей): организационно - хозяйственных (командир, физорг, костровой, санинструктор и т.д.) и познавательно - краеведческих (знаток погоды, знаток растений и трав и т.д.). При этом педагогу необходимо формировать у учащихся ответственное отношение к использованию должностно - ролевых обязанностей: пунктуальность, инициативность, коллективизм.

4.Цель и задачи:

Цель - в игровой форме показать межпредметные связи и проверить знания учащихся, полученные при изучении таких предметов, как физика, биология, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, направленные на применение их в повседневной жизни, на развитие двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся.

При этом предлагается решение следующих основных задач:

- оздоровление детей в условиях природной среды;

- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;

- «включить» учеников в активную умственную работу и во время отдыха;

- в ненавязчивой форме показать учащимся, что ответы на многие вопросы, возникающие в повседневной жизни, могут быть даны только на основе знаний законов природы и закономерностей. Так как «действие» этих законов природы они ярко ощущают на самих себе (а не на абстрактных моделях), поэтому проигнорировать их трудно. После первой же ошибки они начинают понимать: применение теоретических научных знаний полезно, облегчает реальную жизнь, создает комфорт (например, правильная укладка рюкзака).

5.Область применения: Общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей.

6.Формы и методы реализации: Данный методический материал содержит рекомендации по проведению тематического КВН. Он может быть использован как итоговое занятие с учащимися в условиях школы и летнего лагеря руководителями туристических секций и кружков, организаторами детского и юношеского отдыха. Многие конкурсы можно использовать в игре «Зарница».

При подготовке к КВН ребята вместе с педагогом используют различные методы:

- литературный (специальная литература, материалы периодической печати и т.д.);

- картографический (карты растительного и животного мира области, план местности, физическая карта района);

- визуальное наблюдение;

- полевое исследование;

- ТСО.

7.Возраст обучающихся: КВН проводится с учащимися 9-10 классов, которые имеют определенные туристско - краеведческие знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях кружков и секций.

8.Условия осуществления: Предлагаемая разработка соревнования в форме КВНа в рамках внеурочной деятельности.

9.Продолжительность: 60-90 мину.

10.Место проведения: Ведущий приглашает на сцену школьного зала команды (если климатические погодные условия не позволяют провести КВН на природе).

11.Ожидаемые результаты: Проведение данного КВН будет способствовать популяризации и пропаганде туристско - краеведческой работы в школе, совершенствованию туристического мастерства школьников. Глубоко погружаясь в материал, ребята начинают осознавать свою компетентность, а именно это и дает уверенность в достижении конкретных результатов, способствует развитию навыков самостоятельной работы, воспитанию положительных качеств характера, находчивости, сообразительности, дисциплинированности. После проведения мероприятия учащиеся должны знать: туристические возможности родного края, технику безопасности в походах и на соревнованиях, способы добычи огня, виды снаряжения и их назначение, способы определения погоды; должны уметь: укладывать рюкзак, разжигать костер, пользоваться простыми приемами ориентирования.

12.Оформление: За несколько дней до проведения КВН вывешивается красочно оформленное объявление; плакаты.

13.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, аудиозаписи, рюкзаки и снаряжение к ним; грамоты.



Список литературы :

1. Атлас Брянской области. Главное управление при геодезии и карто-графии при Совете министров СССР. - М.: 1976.

2. Биологические экскурсии: Кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В.Е. Мих-лин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубина. - М.: Просвещение, 1983.

3. География Брянской области: Учебное пособие для уч-ся 6 кл./под научн. Ред. Л.М.Ахромеева. - Издательское Товарищество «Дебрянск», 1995.

4. География Брянской области: Учебн. Пособие для учит. И уч-ся 9 кл./ Под ред. Л.М.Ахромеева. - Издат. Товарищество «Дебрянск», Брянск. Все-российского ДО «Книга», 1995.

5. Елкин В.И. Гармаш Л.Д. Физика и астрономия в походе и на при-роде./Сост. и ред. Браверман Э.М. - М.: Школьная пресса, 2003.

6. Князева Е.Л. У похода есть начало… География в школе. - № 3. 2008. - стр. 56-57.

7. Коротков И. Игры на местности. - М.: Планета, 1985.

8. Лавров М.Т. Животный мир Брянской области. - Тула: Приок. 4Н. Изд-во, 1983.

9. Справочник туриста/Сост. Паутов В.А. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

10. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. Научно-художест-венная литература. М.: «Дет. Лит.», 1975.

11. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост. Г.В. Карпов. - М.: Педагогика, 1981.

12. Яскин А.В. Народные приметы о погоде и урожае. М.: ИВЦ «Марке-тинг»,1998.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КВН



Подготовительный этап

  1. Определение участников. На совещании Совета школы определяется круг участников подготовки и проведения данного мероприятия. Участники: учащиеся 9-10 классов; помощники в подготовке и проведении - учащиеся 8-11 классов. Также к подготовке и проведению привлечены учителя биологии, географии, физики, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности и медработник школы.

Подготовка к КВН начинается за месяц до его проведения. Утверждаются составы команд (первая команда состоит из членов туристско - краеведческого кружка, вторая команда - из членов ДЮП). Их задачи - выбор капитана, распределение должностей, название команды, эмблема, девиз, приветствие команде соперника и жюри.

Так же команды получают домашнее задание:

- на лучшее исполнение туристической песни;

- пантомима (при помощи жеребьевки выбирается тема: 1. «Встреча с медведем». 2. «Туристы на пасеке». 3. «Ночевка в дырявой палатке». 4. «Последний сухарик». и т.д.).

Остальные задания готовят руководитель кружка с учителями - предметниками.

  1. Распределение заданий по творческим группам.

1 группа - подготовка положения о проведении КВН.

2 группа - подготовка текста объявления о проведении КВН, плакатов.

3 группа - подготовка литературного сопровождения мероприятия.

4 группа - подбор музыкального сопровождения мероприятия.

5 группа - анализ отобранной информации.

6 группа - оформление места проведения мероприятия.

7 группа - подготовка сценария.

8 группа - помощь в создании компьютерных презентаций, видео, фото.

9 группа - подготовка оборудования и вспомогательных материалов.

Основной этап

1.Встреча гостей праздника.

2.Размещение учащихся.

3. Размещение оборудования и вспомогательных материалов.

4. Вступительная часть.

Руководитель туристско - краеведческого кружка приветствует участников, зрителей. Определяет цели мероприятия. Представляет гостей. Объявляет о начале КВН.

5.Основная часть праздника:

- литературно - музыкальный коллаж (подготовка к началу соревнований);

- представление жюри соревнований. Жюри представлено учителями биологии, географии, физики, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности и медработником школы;

- определение условий проведения и участников конкурса;

- первый конкурс «Знакомство». Название команды, девиз, эмблема, приветствие команде соперника и жюри;

- второй конкурс «Конкурс капитанов»;

- третий конкурс «Туристическая эстафета». Включает 7 этапов, но можно и меньше, в зависимости от места проведения (закрытое помещение или на природе).

1 этап «Твой рюкзак - друг или враг».

2 этап «У природы нет плохой погоды».

3 этап «Как не заблудиться в лесу».

4 этап «Походный дом».

5 этап «Лучший костровой».

6 этап «Где моя большая ложка»?

7 этап «Конкурс санинструкторов».

- четвертый конкурс «Домашнее задание»;

  1. Пантомима.

  2. Музыкальный (на лучшее исполнение туристической песни).

- награждение команды - победительницы;

6.Заключительная часть.

Руководитель туристско - краеведческого кружка благодарит за участие команды, а зрителей - за внимание.

Завершающий этап

1.Подведение итогов мероприятия (рефлексия).

2.Проведение анализа результатов, ошибок, выводы на будущее.

3.Приказ по школе с благодарностью всем участникам, а также принимавшим участие в подготовке и проведении праздника.

4. Красочное объявление с поздравлением команде - победительнице.







СЦЕНАРИЙ КВН

Позывные о начале состязания.

Ведущий: Здравствуйте, гости, зрители и участники команд! Через несколько минут начнется веселое состязание, но для начала давайте познакомимся с членами жюри! (представление жюри)

Командам заранее было дано домашнее задание (на лучшее исполнение туристической песни; пантомима (при помощи жеребьевки выбирается тема: 1. «Встреча с медведем». 2. «Туристы на пасеке». 3. «Ночевка в дырявой палатке». 4. «Последний сухарик». и т.д.).

По результатам выступления жюри будет выставлять баллы, и в конце мы определим победителя. И так, мы начинаем КВН!

Первый конкурс «Знакомство». Название команды, девиз, эмблема, приветствие команде соперника и жюри.

Пример:

1 команда «РИСК». Девиз: «Решительный и смелый коллектив».

Приветствие: «Мы песней, как ветром, наполним страну,

Как будем на сцене сражаться в бою.

Мы смело вопрос будем свой задавать

И будем стараться на ваш отвечать».

Приветствие к жюри: «А жюри мы не обидим,

Так как думаем о том,

Кто судить тогда нас будет

Честным праведным судом».

(после этих слов жюри вручается пачка сливочного масла с надписью «Не подмажешь - не поедешь.»)

2 команда «КЕДР». Девиз: «Команда единых дружных ребят».

Приветствие: «Главное, ребята, сердцем не робеть.

В этом поединке их можно одолеть.

А пока не мы, не вы,

А пока мы все равны».

Приветствие к жюри: «Судей наших просим очень

Решать со строгостью наш спор.

А баллы ставить честно, точно

Пусть вам поможет сей прибор».

(после этих слов жюри вручается ручка)

Второй конкурс «Конкурс капитанов». Капитан должен назвать основные правила, которые надо учитывать при составлении плана путешествия.

Пример.

1. Установить основную задачу путешествия.

2. Подбор участников и распределение обязанностей.

3. Решить, где должны побывать.

4. Собрать сведения о районе путешествия.

5. Разработать маршрут.

6. Наметить календарный план и т.д.

Третий конкурс «Туристическая эстафета». Включает 7 этапов, но можно и меньше, в зависимости от места проведения (закрытое помещение или на природе).

1 этап «Твой рюкзак - друг или враг». Укладка рюкзака на время и объяснить, почему сделано именно так.

Пример пояснения. Уложенный рюкзак по форме должен быть плоским и высоким, сторона его, прилегающая к спине, как можно точнее должна «повторять» форму спины, потому что в этом случае давление рюкзака на спину будет меньше. Центр тяжести рюкзака должен находиться как можно ближе к спине на уровне лопаток. Проверить правильность положения центра тяжести рюкзака можно очень просто: для этого достаточно поставить рюкзак на горизонтальную поверхность. Если рюкзак уложен правильно, равновесие будет неустойчивым. Укладывая рюкзак, тяжелые вещи надо расположить как можно ближе к спине, а легкое снаряжение - в наибольшем от нее удалении.

2 этап «У природы нет плохой погоды». Команды должны по очереди назвать как можно больше признаков, по которым можно предсказать погоду на следующий день. Побеждает та команда, которая называет примету последней.

Пример.

1. Золотая заря - будет хороший день, красная - к перемене погоды и ветру.

2. Круги вокруг солнца предвещают дождь.

3. Если дым от костра столбом поднимается кверху - верная примета ясного дня.

4. Обильная роса - к хорошей погоде, нет росы - жди плохую погоду.

5. Рыба подпрыгивает днем - перед дождем.

6. Вечером сильно стрекочут кузнечики - к хорошей погоде.

7. Комары и мошки вьются столбом в воздухе - быть ясной погоде.

8. Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде.

9. Перед ненастьем муравьи прячутся в муравейник и т.д.

3 этап «Как не заблудиться в лесу»:

- определение направления на местности по компасу.

- определение азимута.

- определение направления по местным признакам (и пояснить).

Пример. Мох и лишайник на стволах и пнях деревьев преимущественно развивается на северной стороне и т.д.

В условиях помещения задания изменены:

- определение направлений и азимута по карте;

- на интерактивной доске проецируются топографические знаки. Необходимо объяснить их значение.

4 этап «Походный дом». Как правильно установить палатку (с пояснением). Это задание проводится в полевых условиях.

Пример пояснения. Палатка всегда с тобой, за плечами в рюкзаке. Она дает туристу ночлег, защищает его от дождя, снега; она - его дом на все маршруте и призвана создать немного уюта. Однако плохо поставленная палатка не будет надежной защитой туристам и даже при небольших капризах погоды накажет нерадивых и неопытных. Для установки палатки необходимы стояки и колышки, которые туристы носят с собой. Колышки предназначены для крепления веревок - оттяжек, удерживающих палатку, к земле. Один конец колышка заострен, а другой оканчивается крючком, который не дает веревке соскользнуть. Любой колышек, удерживающий оттяжку, желательно расположить перпендикулярно веревке. Колышек должен войти в землю максимально глубоко.

5 этап «Лучший костровой». В походных условиях назвать тип используемого костра и как можно быстрее зажечь костер, употребив на это минимальное количество спичек. Также перечислить способы, как можно без спичек добыть огонь (если есть возможность, продемонстрировать хотя бы один способ).

Пример. 1. С помощью солнечного излучения и увеличительного стекла (очки).

2. Ударом куска металла по кремнию - высекаемую ударом искру направляют на легко воспламеняющийся материал (трава, сено и т.д.).

3. Трением (способ основан на переходе механической работы в теплоту).

В условиях помещения на интерактивной доске проецируются типы костров, которые необходимо назвать («колодец», «шалаш», «таежный» и т.д.). Также перечислить способы, как можно без спичек добыть огонь.

6 этап «Где моя большая ложка»? Конкурс поваров. В походных условиях как можно быстрее вскипятить чай, используя вместо заварки растения своей местности (чабрец, душица, мята), которые предварительно необходимо собрать проконсультироваться с учителем биологии.

Если это игра «Зарница» или поход выходного дня (ПВД), то пока идут соревнования, повар и костровой должны приготовить обед.

В условиях помещения командам предлагается почистить картофель, кто лучше и быстрее; а также назвать те растения, которые можно использовать вместо заварки в походных условиях.

7 этап «Конкурс санинструкторов». Оказание первой медицинской помощи при имитации перелома руки, ноги… Перечислить компоненты походной аптечки и собрать ее. Также назвать лекарственные растения, которые можно использовать как подручные средства (подорожник, тысячелистник, кровохлебка).

Конкурс четвертый «Домашнее задание».

  1. Пантомима.

  2. Музыкальный (на лучшее исполнение туристической песни).

Команда «РИСК» - «Как здорово». Слова и музыка О. Митяева

Команда «КЕДР» - «Пожалуйста, не жалуйся». Слова М. Львовского, музыка В. Шаинского.

Жюри подводит итоги после каждого конкурса.

Если мероприятие проходит в помещении, а на подготовку и выполнение конкурсов требуется время, болельщикам задают вопросы, тем самым добавляя баллы в копилку команд.

Вопросы.

  1. Друзья, попробуйте сказать, какой прибор вам путь сумеет указать? (компас)

  2. Подумайте, какая яркая звезда не даст вам заблудиться никогда? (Полярная)

  3. Как котомку за плечами назовешь, если ты с туристами в поход идешь? (рюкзак)

  4. Поломай свою головку, что такое кровохлебка? (лекарственное растение)

  5. Назовите место остановки вы, ребятки, где натянуты туристические палатки? (бивуак)

  6. Что туристу надо крепко знать, если будет он в палатке в дождик спать? (не прикасаться к стенкам палатки)

  7. Назовите виды туризма? (пешеходный, автомобильный, экстремальный…)

  8. Что легче - идти с горы или под гору? (одинаково)

  9. Название какой реки находится во рту? (Десна)

  10. Назовите растения - «барометры» погоды. («плачь» ивы, ольхи, осины - верный признак близкого дождя; одуванчик перед дождем не раскрывает свой бутон…)

  11. Есть ли на территории области заповедник? (Да, «Брянский лес»)

  12. Названия каких деревьев встречается в песнях? (Береза, рябина, калина, дуб…)

  13. Какое лесное растение сослужило службу партизанам? (мох сфагнум)

  14. Сок какого лекарственного растения останавливает кровотечения? (пастушья сумка)

  15. «Лучший друг» туриста в походе? (подорожник)

  16. В какую сторону всегда показывает стрелка компаса? (на север)

  17. Съедобные грибы нашей местности? (боровик, подосиновик…)

  18. Какие растения Брянской области занесены в Красную книгу? (водяной орех, осока теневая, венерин башмачок…)

  19. Какие животные Брянской области занесены в Красную книгу? (выхухоль, черный аист, лебедь - шипун и т.д.)

  20. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (стриж)






© 2010-2022