Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Заварзина Н.Н., учитель географии высшей квалификационной категории

МОУСОШ УИП № 3, г. Лабытнанги



Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

«Как подняться на

«Географический Олимп»?

(методическое пособие для

подготовки к олимпиадам по географии)

«Кто внимательно наблюдает природу какой-нибудь страны, тот носит у себя в голове большое количество образов, составляющих в своей совокупности некоторое единство; только это единство и может интересовать географию» Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Альфред Геттер


Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший из даров природы. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Наиболее полное раскрытие интеллектуального потенциала одаренных детей составляет актуальную задачу современного образования.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Каждый учитель, работающий с большой группой детей, знает, как сложно учитывать индивидуальные особенности детей, тем более одаренных. К сожалению, чаще всего, эти дети не реализуют свой потенциал, им тесно в рамках только урочной деятельности.

Цель данного методического пособия - развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности учащихся и формирование интереса к изучению географии. Углубление и расширение знаний по основным разделам школьных курсов географии, основываясь на принципах горизонтального и вертикального обогащения, и их систематизация.

Задачи:

  1. Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления

  2. Формирование творческой активности учащихся

  3. Развитие способности к нахождению аналогий

  4. Обучение совместной деятельности в группе, коммуникативных способностей учащихся.

Материалы пособия предназначены для использования на уроках с целью создания творческой атмосферы и активизации познавательной деятельности учащихся, а также во внеклассной работе - при организации географического конкурса, тематического вечера, викторины, декады естественных наук и проведении предметной олимпиады.

Ожидаемые результаты:

  • Различные виды нестандартных заданий, воздействуя на мотивационную сферу детей, способствует осознанию многоаспектной ценности полученных знаний.

  • В процессе работы у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и творческих способностей и навыков: установление причинно-следственных связей; нахождение новых нестандартных способов решения задач; критичность мышления; пытливость ума; стремление открывать и исследовать новое; интерес к импровизациям и восприятию неоднозначных идей и др.;

  • Занятия географией обогащают внутренний мир детей.

  • Происходит изменение в личностном развитии детей, которое сопровождается их общей успешностью в различных видах учебной деятельности.

  • Победители и призеры географических олимпиад пользуются большим авторитетом среди учащихся, поддерживают высокий статус предмета.

Теоретической основой методической разработки «Как подняться на географический Олимп» являются: Крылова О. В. Как научить школьника выражать географические идеи. П. Педагогический университет «Первое сентября», 2007. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М. Педагогика. 1985.; Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения. Развитие одаренности школьников. М. Владос. 2000. Гин А. «Триз» (теория решения изобретательских задач). М. Новая школа. 2002.

Подготовка к олимпиаде, ее организация и проведение занимают много учебного времени. На подготовительном этапе разрабатываются задания и предоставляется информация ученикам. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности.

Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.

В зависимости от познавательных способностей учащихся задания для развития интеллектуальных способностей по географии можно разделить на группы:

- образные задания очень интересны, ведь учащимся нужно создать образы природы, образы экономического, социального и картографического характера, творческие образы, основанные на абстракции, воображении и научить оперировать ими. Образ - это инструмент познания, видения территории. В процессе обучения необходимо создать позитивный образ, к примеру, страны, опирающийся на исключительность объекта, уникальность, а значит, запоминающийся для ученика.

- оценочные задания побуждают учащихся высказывать свои ценностные суждения, личное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные играют значимую роль.

- логические задания направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся, требуют активизации логического мышления.

- задания-прогнозы направлены на умение выстраивать причинно-следственные связи, и аргументировано обозначать конечный результат.

- задания-альтернативы требуют аргументированного выбора. Если учащиеся берутся за такие задания, они обязательно обращаются к различным источникам информации.

- в заданиях-размышлениях важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности.

- в заданиях-противоречиях сталкиваются новые знания со старыми.

Характеристика дидактических приёмов


Приём «Образ - ассоциация» или «Визитные карты-образы регионов».

Работа с картой - это ключевой приём формирования образа территории. Суть его состоит в том, чтобы нарисовать образ территории, выражая свои собственные ассоциации, используя «дары географической карты»

Создавать свой образ всегда интересно. Контуры территории дают много возможностей для творчества. Немного воображения, несколько добавочных штрихов - и знакомые всем очертания предстают в новом свете. Рисунки помогают лучше запомнить ту или иную территорию.

Приём «Вычерчивание картосхем без опоры».

Знание карты проявляется в способности зрительно представить, не имея её перед собой, изображение территории того или иного государства, региона, включая размер, конфигурацию границ, а также соседние государства. Это выражается в умении начертить схематично карту региона.

Образ территории в картинах художников, в литературном творчестве.

Используя репродукции картин художников также можно формировать территории. Предлагаю ответить на вопросы, например: какая форма рельефа изображена художником А. Васнецовым на репродукции картины «Тайга на Урале»? Объясните, почему вы так считаете. Какому уголку России может соответствовать изображённый на картине пейзаж?

Например.

Творческое задание: «Степь как море». Образовательные задачи: познакомить учащихся с описанием степной зоны России; развивать умение анализировать текст литературного произведения: выделять географические описания природной зоны; умение сравнивать; находить аналогии; показать возможность использования художественной литературы для более глубокого и одухотворённого познания темы.

  • Литературное произведение: И.З. Суриков (1841-1880), известный русский поэт.

  • Стихотворение «Степь»

Оборудование к занятию: компьютерная презентация «Степь», репродукции картин: Куинджи Архип Иванович. Степь; Айвазовский Иван. Чёрное море.

Задание: внимательно прослушайте стихотворение «Степь» известного русского поэта И.З. Сурикова и выполните следующие задания:

  1. выделите ключевые слова, метафоры, наиболее ярко отражающие особенности степной зоны нашей страны;

  2. используя выделенные метафоры, составьте описание природной зоны;

  3. внимательно рассмотрите представленные репродукции и ответьте на вопрос: почему поэт сравнивает степь с морем?

Степь.

Едешь, едешь, - степь да небо,

Точно нет им края;

И стоит вверху, над степью,

Тишина немая.

Нестерпимою жарою

Воздух так и пышет;

Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Едешь, едешь, - как шальные

Кони мчатся степью;

Вдаль курганы, зеленея,

Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами

Две - три старых ивы,-

И опять в траве волнами

Ветра переливы.

Едешь, едешь, степь да небо,

Степь, всё степь, как море;

И взгрустнется поневоле

На таком просторе.



И.З. Суриков.





Ответы и комментарии: учащиеся могут выделить из прослушанного стихотворения следующие описания степи:

Описание - метафоры, выделенные обучающимися из стихотворения

Комментарии обучающихся

описание степной зоны

  • степь да небо


Бескрайние просторы; видно горизонт; степь сливается с небом.

  • нестерпимою жарою воздух так и пышет;

Лето здесь значительно жарче и суше, чем в лесной зоне. Степи располагаются южнее зоны лесов.

  • шумит трава густая

Преобладающая растительность - разнообразные травы.

  • промелькнут перед глазами две - три старых ивы

Деревьев мало. Они могут встречаться редко, так как преобладает травянистая растительность.

  • ветра переливы

В степи может дуть сухой жаркий ветер.

Сравнение степи с морем весьма удачно. На открытых пространствах (а именно такими являются степи), в отличие от лесов, горизонт сильно расширен и обзору местности ничего не мешает, как и в открытом пространстве моря. Всё пространство степи занято травянистой растительностью, господствует один цвет (хотя весной и в начале лета цветут яркие цветы) - зелёный. Цвет моря тоже зеленовато-синий. Ветер, пробегая по травяному покрову, то усиливаясь, то ослабевая, создаёт иллюзию волн.

Учитель направляет ответы учащихся. После этого предлагает познакомиться с географическим описанием природной зоны степи с опорой на слайды презентации. Обучающимся можно предложить записать прилагательные - ассоциации со словом «степь». Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Куинджи Архип Иванович. Степь.

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)









Иван Айвазовский. Чёрное море.


Методический приём «Привлекательная цель»

Например, вниманию учеников предлагается текст: «В конце 1881 года в немецкий город Бремен переехал известный писатель-романист Стивенсон со своим приемным сыном Ллойдом. Мальчик любил рисовать. Однажды сам писатель взял перо и нарисовал остров с холмом Подзорной Трубы, возвышенностью Бизань-мачты, Белой скалой. Ллойд спросил: «Как будет называться этот остров?» «Остров Сокровищ», - ответил писатель. Так при виде нарисованного острова фантазия писателя создала известнейший во всем мире приключенческий роман «Остров Сокровищ».

Учитель: я предлагаю вам взять альбомный лист и нарисовать свой остров, нарисовать на нем равнины, горы, обозначить заливы, дать им названия. Если у вас возникнет желание придумать историю, связанную с островом, то напишите ее и расскажите в классе.

Задания на описание.

К теоретическим знаниям школьного курса географии относятся представления-образы изучаемых объектов и явлений. Предлагая обучающимся творческие работы различных видов, учитель предполагает получить в результате, созданные детьми образы воссоздающего воображения с элементами творческого.

Задание «Туман»

Задание 1. Описательная. Рассмотрите фотографии и опишите туман.

Опираясь на зрительный образ учащиеся могут сказать, что это за явление, при каких условиях оно образуется.

Задание 2. Жизненная. Каждый из вас наверняка наблюдал туман. Опишите туман, опираясь на свои собственные наблюдения.

Задание 3. Творческая. Напишите сказку или историю по одной из предложенных фотографий.Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


Задание «Радуга»

Задание 1. Описательная. Рассмотрите фотографии и опишите радугу.

Опираясь на зрительный образ обучающиеся могут сказать, что это за явление, при каких условиях оно образуется.

Задание 2. Жизненная. Каждый из вас наверняка наблюдал радугу. Опишите её, опираясь на свои собственные наблюдения.

Задание 3. Творческая. Напишите сказку или историю по одной из предложенных фотографий.Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


Задание «Северное сияние»

Задание 1. Описательная. Рассмотрите фотографии и опишите явление природы.

Задание 2. Жизненная. Каждый из вас, живя на Ямале, наверняка наблюдал северное сияние. Опишите его, опираясь на свои собственные наблюдения.

Задание 3. Творческая. Напишите сказку или историю по одной из предложенных фотографий.Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)



Задание «География в картинках»

1. Какая река Амурской области бежит по проводам? Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)









2. В каком городе Липецкой области можно утонуть? Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)





3. Город Иркутской области, в котором поселилось время года. Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)



Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)







4. Какой город Ирландии носит женское имя?

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

5. Какой город Казахстана в переводе на русский язык означает «яблочный город»?







Ответы: 1-Ток; №2 -Грязи; №3 -Зима; №4 - Нина; №5-Алма-Ата

Ребусы «Реки»

Представленные ниже ребусы можно использовать на уроках географии. В данных ребусах зашифрованы названия рек России.Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)




Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)









Ответы: Уфа; Белая, Кама, Волга ,Днепр


Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)








Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)














Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)







Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)









Ответы: 1.Австралия 2.Волга 3.Глобус 4. Колумб 5.Куба, 6.Ландшафт, 7.Панама 8.Сахара 9.Столица 10. Токио.

Игра «Географический калейдоскоп»

Правила очень простые: нужно отгадать географический объект или интересный факт, запечатлённый на предложенной фотографии. Это может быть страна, город, озеро, река, гора и т.п.

Задание 1. Узнай страну. Определите что изображено на предложенных фотографиях. Дополните список интересных фактов об этой стране.



№ 1……………………………………….Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 2._____________________Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 3……………………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 4……………………………………………


№ 5………………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


№ 6…………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 7………………………………………..Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 8…………………………………….Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 9…………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


Задание 2. Узнай страну. Определите что изображено на предложенных фотографиях. Дополните список интересных фактов об этой стране.

№ 1………………………………………….Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)



















№2……………………………………

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 3………………………………………….Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)



№ 4……………………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 5………………………………………




Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 6………………………………………..


№ 7…………………………………………….Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 8………………………………………..Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 9……………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 10…………………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)



№ 11………………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 12………………………………..Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)






Дополнительные материалы для создания образа стран. Карты образы.

«Сырная» карта Франции Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)





























Задание 3. «Турне по Европе». Определите по предложенным фото название страны или города Европы.

№ 1………………………………………….Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 2 ………………………………………..Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 3 ……………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 4…………………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


№ 5……………………………………….Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 6 …………………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)





№ 7………………………………………..














Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 8 ……………………………………….



№ 9…………………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)





№ 10…….

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)



Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


№ 11…………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 12…….Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Задание 4. «Вокруг света». Определите что изображено на предложенных фотографиях.

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)





























№ 1……………………………………………………….


Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 2………………………………………………………………………

( Это столица одной из стран Европы)

№ 3………………………………………………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


№ 4…………………………………………………………………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 5…………………………………………………………………..






































№ 6……………………………………………………………………..

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

.

№ 7. Африканский народ ……………………….Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)





































№ 8. Канал……..

№ 9. На фото самое крупное хищное млекопитающее, обитающее только на этом африканском острове.Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)




№ 10. Поселок, где в 1938 году была зарегистрирована температура -77,8°С (?)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 11. В 1960 году при помощи этого глубоководного аппарата было произведено погружение. Оно доказало, что для человека становятся достижимыми практически любые глубины Мирового океана.
(?)

№12. В 2008 году государство Острова Кука выпустило пятидолларовые монеты с изображением этих обитателей полярных широт с целью обратить внимание человечества на вымирание и истребление уникальных видов животных, которых остается все меньше. Вопрос заключается в следующем: как можно на все сто защитить мирных пингвинов от хищных белых медведей?Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 13. Самое высокогорное спортивное сооружение такого рода (?)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 14. Космический снимок (?)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 15. Гора Джебель аль-Тарик дала название этому проливу (?)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


№ 16. Что означала у русских моряков серьга в ухе?Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)































№ 17…….Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 18……………………………………………………………….




№19. "Живые" камни, странное явление, не правда ли?Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 20. Легендарная "тройка" (?)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№21. ………Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 22…………………………………..Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 23. Самая большая постройка, созданная на Земле живыми существами.(?)……………………..

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 24. …………………………..





№ 25……………………………………………….1 место (?)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 26………………………………..2 место (?)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)


№ 27 ……………………………..3 место (?)Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)




Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 28. Мост соединяет две страны....

№ 29. …………………………………………………………..Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

№ 30 ………………………………………………………………..








Задание 1. Ответы. Италия.

  1. Венеция-город островов и гондольеров

  2. Италия - обувная фабрика Европы (самая качественная массовая обувь в ЕС делается в Италии)

  3. Милан - европейская столица моды (модельные агентства самых знаменитых в мире Кутюрье находятся в этом городе)

  4. Италия-страна макарон (национ. пища итальянцев-спагетти) Фото макаронной фабрики и спагетти

  5. Милан - оперная столица мира (театр Ла Скала)

  6. Венеция - маскарадная столица Европы (каждый год здесь проходит красочный и шумный карнавал масок)

  7. Таскания (Италия) - мраморный цех Мира (самый красивый мрамор, которым облицованы известные архитектурные памятники, добывается здесь)

  8. Сицилия (Италия)- лимонарий мира (больше всего лимонов в мире выращивают здесь)

  9. Италия-пиццерия Европы (пицца родом из Италии, ее больше всего производят именно в этой стране)

Задание 2. Ответы. Франция.

  1. Берега реки Луара (Франция) - долина замков.

  2. Париж - законодатель мировой моды, также - парфюмерная столица мира (Ив Сен-Лоран, Шанель, Кристиан Диор все они держали свой бизнес в Париже)

  3. Шампань (Франция) - винный погреб Европы (знаменитое настоящее шампанское делают только здесь, например «Дом Периньон»)

  4. Тулуза (Франция)- аэрокосмическая столица Европы (Аэробусы и космические ракеты «Ариан» собирают здесь)

  5. Куршавель (Франция)- деревня для миллиардеров (горнолыжный курорт класса люкс? где отдыхают только миллиардеры и их обслуга и где их развлекают артисты-шоумены со всего мира)

  6. Париж-город-светоч, рай для влюбленных, зеркало Франции

  7. Порт Вобан (Лазурный берег во Франции)- набережная миллиардеров (около Ниццы, здесь богатейшие в мире люди швартуют свои роскошные яхты)

  8. Лион-город света, вторая столица Франции, мировая столица кулинарного искусства (8 декабря во всех окнах Лиона зажигаются свечи - такая здесь традиция, а кулинары считаются самыми лучшими в мире)

  9. департамент Шаранта (Франция) - родина коньяка

  10. первые кабаре появились в Париже еще в 19 веке, а сейчас этот город занимает 1 место в мире по количеству этих заведений, из которых самое известное, конечно же «Мулен Руж».

  11. Название всемирно известного вина «Бордо» связывают именно с этим городом.

  12. Рокфор- сорт французского сыра, относящийся к голубым сырам, делают только в одном месте - к югу от Центрального Массива в районе исторической провинции Руэрг Франции


Задание 3. «Турне по Европе». Ответы.

  1. река Рейн - главная улица Европы (к Рейну примыкают самые развитые страны ЕС-Германия и Франция)

  2. Нидерланды (Голландия) - цветочное поле Европы (1 место в мире по сбору цветов)

  3. Антверпен (Бельгия) - бриллиантовая столица мира (здесь большая часть добытых в мире алмазов обрабатывается на бриллианты)

  4. Норвегия - страна фьордов (это узкие и извилистые морские заливы? глубоко вдающиеся в сушу)

  5. Монако - страна-казино (бюджет этой страны почти полностью зависит от налогов? собираемых с самого шикарного в мире казино)

  6. город Цюрих (Швейцария) - банковский сейф Европы (много банков пользующихся в мире репутацией самых надежных)

  7. Мюнхен (ФРГ) - пивная столица Европы, пива «Бавария» (больше всего пива в ЕС делают здесь)

  8. окрестности города Пловдив (Болгария) - розовое поле Европы (здесь самые большие в Европе плантации розы, лепестки которой идут в парфюмерную промышленность)

  9. Роттердам - главные европейские ворота (самый большой в ЕС морской порт через который осуществляются экспортно-импортные операции многих европейских стран)

  10. Андалусия (Испания) - край корриды, кастаньет и фламенко

  11. Вена-мировая столица вальса (вальс придумал в 19 веке композитор Штраус в Вене)

  12. Греция - оливковый сад Европы


Задание 4. «Вокруг света». Ответы.

  1. Водопад Анхель (Angel) или Салто Анхель (Salto Angel) - самый высокий в мире свободно падающий водопад высотой в 978 метров. Расположен в горной местности Гайана, одной из пяти топографических областей Венесуэлы, в Южной Америке. Он находится на реке Каррао. Река Каррао - приток реки Карони, которая, в конце концов, впадает в Ориноко.

  2. Это мост Обербаумбрюке над Шпрее, самый длинный мост Берлина.

  3. Нил.

  4. Фудзияма

  5. Рио-де-Жанейро

  6. Этот столб стоит на алтаре мечети Кувват-уль-Ислам в городе-крепости Лал-Кот, недалеко от Дели. Его высота - 6,7 метров, диаметр 1,37 метра. Наверху столб украшен старинным орнаментом и внешне напоминает колонну древнего храма. Возможно, этот столб был установлен несколько тысячелетий назад. Самое удивительное, что он вообще не подвержен коррозии и разрушению. В 1739 году в него было выпущено пушечное ядро, не причинившее столбу ни малейшего вреда. Как у древних мастеров получилось создать химически чистое железо, как удалось отлить металлическую колонну высотой в 7 метров и толщиной в обхват? Наука не может объяснить это. Некоторые ученые считают Железную колонну свидетельством существования давно исчезнувшей древней цивилизации, другие считают, что она оставлена в память визита на Землю инопланетян.

  7. Пигмеи - один из самых низкорослых народов на земле, но они не являются карликами.

  8. Панамский канал - судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама. Длина - 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде).

  9. Фосса. Самое крупное на Мадагаскаре.

  10. Оймякон (Якутия)

  11. Швейцарский инженер, изобретатель подводного велосипеда Жак Пикар и лейтенант ВМС США, специалист-подводник Дон Уолш совершили в батискафе "Триест" предельно возможное на Земле глубоководное погружение. Они достигли "нижайшей" точки Мирового океана, так называемой "Бездны Челленджера" (10 911 метров подуровнем моря). Этот участок тихоокеанской Марианской впадины, расположенный примерно в 380 километрах к юго-западу от острова Гуам, получил свое название в честь открывшей его в 1951 году английской экспедиции на судне "Челленджер". Впрочем, позже выяснилось, что ее еще в 1949 году обнаружило советское океанографическое судно "Витязь", но новость держали в секрете… Спуск "Триеста" продолжался 4 часа 48 минут, подъем - 3 часа 15 минут. На дне смельчаки пробыли около 20 минут, съев там по шоколадке, чтобы подкрепиться.

  12. Белые медведи живут в северном полушарии (в Арктике), а пингвины - в южном полушарии (Антарктиде). Им не встретиться.

  13. Каток "Медео" (Казахстан). Медео - спортивный комплекс, построенный в горном урочище Медео на высоте 1691 метр над уровнем моря, вблизи «южной столицы» Казахстана - города Алма-Аты. На данный момент Медео - самый высокогорный комплекс в мире для зимних видов спорта с самой большой площадью искусственного ледового поля - 10,5 тыс. м². Высокогорье и чистейшая горная вода для заливки льда способствуют достижению высоких результатов в конькобежном спорте, за всё время здесь было установлено 170 мировых рекордов. Строительство спорткомплекса началось осенью 1949 года, первые официальные соревнования состоялись 4 февраля 1951 года.

  14. Это Метеоритный кратер "Озеро Маникуаган» (Глаз Квебека).Кольцеобразное озеро в центральной части провинции Квебек, Канада. Сформировалось в результате падения метеорита, имеет площадь 1942 км². В центре озера находится остров Рене-Левассёр, на котором расположена гора Вавилон (952 м). Озеро вместе с островом хорошо видны из космоса, из-за чего также имеют название «глаз Квебека». В 2007 году озеро Маникуаган было выдвинуто на проводимый телекомпанией CBC конкурс Семи чудес Канады.

  15. Гибралтарский пролив

  16. Серьга в ухе у моряков означает пересечение экватора. Украшать себя серьгами было принято и у других "морских бродяг"Например, каждая серьга у пирата означала взятый корабль.

  17. Самое высокое здание в мире - Дубайская башня (ОАЭ). Высота здания (со шпилем) составляет 818 м.

  18. остров Пасхи.

  19. Долина Смерти в Америке. Природа этого феномена на сегодняшний день скрыта от людей. Существуют различные гипотезы. Одна из них заключается в следующем. Камни, мол, падая с окрестных скал, докатываются до края плато и там «ждут», когда пойдет дождь. Дождь увлажняет плато, покрывая его скользкой глинистой пленкой. Затем в работу включается ветер. Подобное объяснение феномена довольно долго устраивало ученых. Пока специалисты не проверили его экспериментально. Они установили, что для того, чтобы «сдуть» полутонный камень, требуется сила ветра минимум 400 км/час. А такого даже теоретически не дождешься. Энтузиасты выехали на место - в Долину Смерти, смочили землю водой, смоделировав дождь. И попробовали сдвинуть камень руками. Доломитовая глыба не поддалась.

  20. Santa Maria, Niña и Pinta. Корабли Колумба.

  21. Куипу. Империя инков, процветавшая в средние века нашей эры, по сложившемуся сегодня мнению, не имела письменности. Тем не менее, каким-то непостижимым образом инкам удалось создать обширную сеть дорог и развитую систему правления, и все это - при помощи только лишь словесных указаний. Впрочем, Гэри Уртон (Gary Urton), профессор антропологии Гарвардского Университета (Harvard University) полагает, что у инков все же был "алфавит" и "числа", а зашифрованы все символы были в виде так называемых куипу - узелков на веревочках. Согласно теории Уртона, для любой из таких веревочек возможно семь вариантов расположения основной и вспомогательных нитей. Причем в каждом из этих вариантов могло быть два случая - например, одна нить могла быть шерстяной, а другая - из хлопка, или же вспомогательные нити были подвешены с какой либо определенной стороны по отношению к основной и так далее. Таким образом, получается некое подобие семибитного двоичного кода с общим числом возможных комбинаций 128 (или два в седьмой степени). А, учитывая тот факт, что инки использовали несколько десятков различных цветов, получается, что всего возможно 1536 вариантов. Этого вполне достаточно для организации письменности.

  22. Эльбрус! Это одна из красивейших вершин мира. Находится он на территории Кабардино-Балкарии. По его северо-западным склонам проходит граница Карачаево-Черкесской автономной области и Ставропольского края. Эльбрус расположен почти в центре Главного Кавказского хребта, более чем на тысячу километров протянувшегося между Черным и Каспийским морями.

  23. Большой Барьерный риф в Австралии.

  24. ВАЛААМ

  25. Самое длинное название населённого пункта - 105 букв. "Taumatawhakatangihangakoauauotamateahaumaitawhitiurehaeaturipukakapikimaungahoronukupokaiwhenuakitanatahu". Это место на холме в южном Хокс-Бее, Новая Зеландия."Taumata", для простоты беседы .

  26. "Llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogogoch" - деревня на острове Англии в Уэльсе. Это - самое длинное название места в Соединенном Королевстве - 58 букв. Население деревни чуть более 3 000 жителей.

  27. 45 букв - "Chargoggagoggmanchauggagoggchaubunagungamaugg". Это озеро в городе Вебстера, Массачусетс и оно признано самым длинным названием в Соединенных Штатах.

  28. Между Канадой (Форт Эри (Онтарио)) и США (Баффало (штат Нью-Йорк))
    расположен мост МИРА.

  29. Копенгаген. Бронзовая скульптура Русалочки - персонаж известной на весь мир одноименной сказки знаменитого датского сказочника Х.-К. Андерсена, была создана датским скульптором Эдвардом Эриксеном по заказу крупного пивовара и мецената Карла Якобсена. Моделью для Русалочки послужила жена скульптора Эллен Прайс - балерина Королевского театра оперы и балета. В 1913 году Карл Якобсен подарил скульптуру городу, и с тех пор Русалочка стала символом датской столицы. Русалочка представляет собой маленькую бронзовую фигурку ростом 125 см и весом 175 килограмм и располагается в порту Копенгагена на гранитном постаменте.

  30. Королевский дворец в Мадриде.



Задание «Словесные географические образы России».

Суть приёма - выделение главных черт региона, определяющих его «лицо» в географической картине мира. Такая работа облегчает запоминание. Запоминание можно сочетать с созданием графических образов (рисунков, значков, буклетов регионов и т.п.)

Центральный район

Примеры геообразов

Центральный район России

душа России. Именно здесь зародилось русское государство (Владимиро-Суздальское княжество) и именно на этой территории происходил этногенез русской нации из славянских кривичей и вятичей и финно-угорской муромы

Ивановская обл.

текстильный край России. Самая большая концентрация текстильных предприятий в РФ, особенно хлопчатобумажных. Город невест, город ткачих.

окрестности Звенигорода (Московская обл.)

Подмосковная Швейцария. Холмистая местность, заросшая хвойными деревьями. Очень красивый ландшафт, используемый в рекреационных целях (дома отдыха, санатории, спортивные объекты)

город Зеленоград (Московская обл.)

электронная столица России. Наш технополис, специализирующийся на разработке и выпуске продукции электронной промышленности (в основном, чипы)

Архангельское (Московская обл.)-

подмосковный Версаль. Здесь расположен историко-архитектурный ландшафтный комплекс 18-19 вв., по красоте не уступающий знаменитому Версалю

Луховицы (Московская обл.)

огуречная столица Подмосковья овощное поле Подмосковья

Звездный городок (Московская обл.)

город космонавтов

Королев (Московская обл.)

космическая столица России

Москва-Сити

московский Манхэттен

Люберцы (Московская обл.)

ковровый цех России

Рошаль (Московская обл.)

пороховая столица России

Ликино-Дулево (Московская обл.)

фарфоровая столица России

Гжель (Московская обл.)

керамическая столица России

Дубна

северный форпост Московской области

Шуя (Ивановская обл.)

город гармонистов

Углич (Ярославская обл.)

сырная столица России

Тула

город самоваров, пряников и охотничьего оружия.
Самые лучшие в РФ пряники, самовары и охотничье оружие делают в Туле. Эти промыслы ведут свою историю еще с конца 17 века

Смоленск

бриллиантовая столица России. Здесь единственная в РФ фабрика по огранке якутских алмазов.

Кимры (Тверская обл.)

цыганская столица России

Мещера

торфяное поле Центральной России

Долина озера Неро (Ярославская обл.)

овощное поле Центральной России

Пущино (Московская обл.)

биологическая столица России

Сергиев Посад

духовная столица православной России

Жуковский (Московская обл.)

авиатехническая столица России

Фокино (Брянская обл.)

цементный цех России

Брянская обл.

картофельное поле России. Лидер по доле земель, отданных под эту культуру.

Европейский Север

Вологодская обл.

- льняное поле России. Больше всего льна выращивают в этой области; маслосыродельный цех России

Кировская обл.

Вятская земля

Кольский п-ов

зимняя форточка петербургского окна в Европу (Н. Н. Баранский), западный конец Севера России

Тайга Коми

девственный лес

Архангельская обл.

лесной цех России

Мурманск

форпост России в Арктике; незамерзающий порт

Апатиты (Мурманская обл.)

апатитовая столица России

Вологда

кружевная столица России

Северо-Запад России

Калининградская обл.

- янтарный край России

Здесь самое крупное на Земле месторождение янтаря - западная прихожая России

-русский остров в Европе. В силу своего геоположения и истории этот бывший немецкий регион, по Потсдамским соглашениям 1945 г, населенный в основном русскими, находится в окружении стран, входящих в Евросоюз (Литва и Польша). Это анклав России в Европе

Санкт-Петербург

-город белых ночей;

- парадный зал России. В Петербурге и его окрестностях обилие историко-архитектурных памятников, выполненных в основном в имперском стиле, призванном прославлять и возвеличивать Россию; - судостроительная столица России

Санкт-Петербург-Псков-Великий Новгород-Вологда - Великий Устюг-Архангельск-Петрозаводск - Санкт-Петербург

Серебряное кольцо России

остров Кронштадт

форпост России на Балтике

Центрально-Чернозёмный район

Мичуринск (Тамбовская обл.)

город-сад, город агрономов, садоводческая столица России

Воронеж

дедушка русского флота. Еще в конце 17 века в этом городе по указу Петра I были спущены на воду реки Дон первые русские фрегаты, построенные по голландским чертежам и используемые при осаде Азова в русско-турецкой войне. Корабли были сделаны из сосны, произрастающей в окрестностях Воронежа.

Белгородская обл.

железная область России. Здесь расположена курская магнитная аномалия (самое большое в РФ скопление намагниченной железной руды) и здесь же в городе Старый Оскол осуществляется выплавка железа из руды.

Южная Россия

Краснодарский край

- житница России. В силу южного положения и хорошей почве (чернозем) этот регион лидер по развитию сельского хоз-ва, ассортименту культурных растений и пищевой промышленности. Основные культуры: зерновые, подсолнечник, сахарная свекла, виноград, чай, овощи и фрукты.

- южная прихожая России. Через Новороссийский порт на Черном море Россия связывается со своими южными соседями.

Сочи

солярий России. В силу южного положения на берегу теплого моря Сочи приобрел курортно-рекреационные функции. Здесь самая большая концентрация пляжей в РФ.

Черноморское побережье от Туапсе до Адлера - набережная России на Черном море

главная набережная России, самая длинная улица России

главный хребет Большого Кавказа

каменный забор России на юге.

Кубань

российская Украина

Волгодонск (Ростовская обл.)

атомград России

Дербент (Дагестан)

город-замок, запор на Кавказе

Сальские степи (Ростовская обл.)

подсолнечное поле России

Окрестности Новороссийска

Малая Земля город

Новочеркасск (Ростовская обл.)

казачья столица России

Поволжье

Тольятти

-русский Детройт. В Детройте в США штаб-квартиры и заводы Форда, Дженерал Моторс и Крайслера. В Тольятти-Волжский автозавод-самый большой в РФ завод по выпуску легковых машин автомобильная столица России

Энгельс (Саратовская обл.)

троллейбусный цех России

Волго-Ахтубинская долина

всероссийский огород. Реки Волга (в нижнем течении) и ее приток Ахтуба текут параллельно друг другу и земля, заключенная между ними, во время разливов покрывается слоем плодородного ила, служащего питательной средой для разнообразных культур, в основном овощных (арбузы, помидоры и т д.).

Волгоград

форпост России на Волге

Самара

шоколадная столица России

Волга

красавица, матушка, кормилица России

Урал

Урал

- природная кладовая России. В недрах Урала есть вся таблица Менделеева, но больше всего металлов и поделочных камней (яшма, малахит, орлец, изумруд и др.);
- страна сказок Бажова;

- малахитовая шкатулка России

Ижевск

оружейная столица России. Здесь находится знаменитой КБ Калашникова-разработчика стрелкового оружия и здесь же завод по производству автоматов АКМ.

Екатеринбург

уральский форпост. Самый большой промышленный город на Урале, ее неофициальная столица.

Магнитогорск

всероссийская кузница. Самое большое в РФ предприятие черной металлургии в форме комбината

река Теча (Урал

атомная река

озеро Карачай (Челябинская обл.)-

атомное озеро

Усть-Катав (Челябинская обл.)

трамвайный цех России

Стерлитамак (Башкирия)

содовый цех России

Снежинск (Челябинская обл.)

кузница ядерного щита СССР/России

Ильменский заповедник (Урал)

самоцветное поле России

Асбест (Свердловская обл.)

асбестовая столица России

Западная Сибирь

Кузбасс (Кемеровская обл. России)

всероссийская кочегарка. Лидер по добыче каменного угля. Кузнецкий бассейн. Добывают в основном в шахтах. Уголь вывозят и используют на местных ТЭС и металлургических заводах.

Новокузнецк (Кемеровская обл.) - угольная столица России

Этот город в Кузбассе - российском лидере по каменному углю. Окружен со всех сторон многочисленными шахтами. И это самый многолюдный в Кузбассе город, населенный в основном шахтерами и людьми, работающими в смежных отраслях (черная металлургия, тяжелое машиностроение)
Новокузнецк-город женихов.

Обская губа

мешок со льдом. При впадении в сев Ледовитый океан река Обь сильно расширяется и образует залив, зимой покрывающийся ледяными торосами.

Уренгой (Тюменская обл.)

газовая столица России. Расположен в северной части Зап. Сибири, где и добывают большую часть российского газа

Сургут (Тюменская обл.)

нефтяная столица России. Расположен в центральной части Западной Сибири, где и добывают большую часть российской нефти

Омская обл.

Прииртышье

Томская обл.

Приобье

центр Западной Сибири

нефтяная бочка России

Омск

танкоград России

Восточная Сибирь

Кругобайкальская железная дорога

золотая пряжка Транссиба. Подойдя к Байкалу, строители Транссиба столкнулись с проблемой прокладки железной дороги по горной местности. Данная проблема была решена возведением нескольких тоннелей, дугой опоясывающих южный берег озера. Это был самый сложный участок транссибирской магистрали.

Бодайбо (Иркутская обл.)

золоторудная столица России. Город в Иркутской обл. (Вост. Сибирь), в окрестностях которого расположены самые большие в РФ золотые прииски.

Норильск

полярная столица России, медно-никелевая столица России

Дудинка

ворота в Норильск

Братск (Иркутская обл.)

алюминиевый цех России

Северо-Восточная Сибирь

золотое поле России

река Ангара

дочь Байкала

Читинская обл.

урановый цех России

Академгородок (Новосибирская обл.)

интеллектуальная столица Сибири

П-ов Таймыр

северный конец Севера России

Байкал

сибирское море, красавец Сибири; голубая жемчужина Земли, священное озеро России

Дальний Восток

Якутия

холодильник России. Самый экстремальный по климату регион в РФ. Зимой температура может опускаться до минус 60-70°С. В этом же регионе наибольший перепад годовой температуры: от плюс 35° летом до минус 70°С

Мирный (Якутия)

алмазная столица России. Расположен на западе Якутии, где и сконцентрирована большая часть кимберлитовых трубок, из которых и ведется добыча алмазов

Владивосток

- ворота России на Тихом океане. Самый большой город РФ на берегу Тихого океана. И самый большой порт РФ на Тихом океане, через который РФ связывается со странами азиатско-тихоокеанского региона
- русский Сан-Франциско. Как и американский город, Владивосток построен на берегу Тихого океана на сильно холмистой местности вдоль удобной бухты. И так же как Сан-Франциско для США Владивосток играет роль главных морских ворот России на Тихом океане.

Приморский край

восточная прихожая России

Сахалин

рыбный цех России. На Сахалине самая большая концентрация рыбозаводов в РФ. Рыбу и морепродукты добывают в Охотском и Японском морях и акватории Тихого океана

Хабаровск

ключ России на Дальнем Востоке

п-ов Камчатка

печка России

река Колыма

золотая река

Курильские о-ва

острова курильщики











Задание «Картографический кроссворд»Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)



























Задание «Образная карта страны»

  1. Определите по контуру название страны.

  2. Заполните визитную карточку страны.

  3. Перенесите изображение контура на отдельный листок бумаги и создайте собственную образную карту страны. Условные знаки придумайте самостоятельно.

Как подняться на географический Олимп (сборник заданий для работы с одарёнными детьми)













Название страны …………………………………………………………………………………………

Площадь ……………………………………………………………………………………………………

Столица ……………………………………………………………………………………………………

Форма государственного правления …………………………………………………………………..

Форма государственного устройства ………………………………………………………………..

Численность населения…………………………………………………………………………………

Религия……………………………………………………………………………………………………

Национальный состав…………………………………………………………………………………..

Хозяйственная специализация…………………………………………………………………………

Крупные города……………………………………………………………………………………………

Достопримечательности………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………………………








Литература для учителя

  1. Дереклеева Н.И. Научно - исследовательская работа в школе. - М.: Вербатум - М, 2001.

  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9

  3. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. В четырёх книгах. - М.: Новая школа, 1994.

  4. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащися»//Практика административной работы в школе. - 2002, № 1.

  5. Помагайло А.А. Тайны великих озарений. М. «Вече», 2001.

  6. Селевко.Г.К. Современные образовательные технологии. М. «Народное образование», 1998.

  7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М .: «Ось-89», 2006.

  8. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. Центры « ВЛАДОС», 2000.

  9. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. - М. «Владос», 2000.

  10. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2003. № 12

  11. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.

  12. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000.

Литература для учащихся

  1. Безруков А. Пивоварова Г. «Занимательная география» АСТ Пресс. М. 2001.

  2. Глушкова В.Г., Симагин Ю.А.. «Тесты и задания по экономической и социальной географии мира». Владос. М. 2000.

  3. Завьялов А.И.. География в кроссвордах, ребусах, чайнвордах. Минск, 1990.

  4. Сборник олимпиадных задач по географии. М.П. 1999. Коллектив авторов.

  5. Постникова М.В. География. Материки, океаны, народы и страны: контрольные вопросы, занимательные задания, тесты - М.: изд. НЦ ЭНАС, 2006.

  6. Пивоварова Г.П. «По страницам занимательной географии». М. П. 1990.

Дополнительная справочная литература.

  1. Андруз Дж., Найтон К. 100 научных экспериментов .:М, Изд.: «Росмэн», 2007 г.

  2. Книга эрудита. - М.: МАХАОН, 2000г.

  3. Энциклопедия живой природы. - М.: АСТ- ПРЕСС, 1999г.

  4. Энциклопедия окружающего мира. - М.: МАХАОН, 2000г.

Интернет - ресурсы.

  1. Всероссийская олимпиада школьников rosolymp.ru/

  2. Все олимпиады для школьников на одном сайте olimpiada.ru/activities

  3. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru/

  4. Карты Google maps.google.ru/?Hl=ru

  5. Google планета Земля earth.google.com/

  6. Блог географиня geografinya.blogspot.com

  7. Ресурс сетевых сообществ Открытый класс openclass.ru/

© 2010-2022