Проектная деятельность на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность

на уроках географии


Большинство педагогов, занимающихся педагогической деятельностью, хотя бы раз в своей практике задают себе вопрос: "В чем основное назначение учителя?" Дж. Дьюи отвечает вопросом: "Может быть, создание условий для развития личности?" "А что это за условия и как их создавать?" - спросит учитель-практик, и не получит ответа. Честное обсуждение вопроса о целях приведет, скорее всего, к выводу, что единственно реальная цель учителя при этом - "пройти программу"; цель ученика, в лучшем случае, - "стать умнее", в ином - выучить то, что пригодится для экзамена, а в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы. В такой ситуации возникает проблема невозможности для учащегося свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе. А ведь с каждым годом требования к выпускникам школ, а затем молодым специалистам предъявляются более жесткие, так как возрастает потребность общества в специалистах высокого качества, разносторонних, хорошо ориентирующихся в современном мире, адаптирующихся к этим условиям.

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения.

В связи с этим возникает целый ряд вопросов вопрос: "С чего начать внедрение проектного метода?", "С какого класса привлекать ребят к работе над проектом?", "Каким может быть проект?", "Каким может быть результат проекта", "Как, по каким критериям оценить проект и работу ребят?", "На всех ли предметах может быть использован метод проектов?"

Вот уже на протяжении 3 лет я использую проектный метод обучения на уроках географии. За это время сложилась некая система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень. В этом году, когда введена внеурочная деятельность в 5 классе, стало проще заниматься проекной деятельностью в 5 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 5 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 5 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;

  • исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

  • информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

  • творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока ("мини-проект"), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов. В 5 классе на внеурочке в начале года ребятам рассказываю о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предложила им сделать творческий проект «Моя малая Родина»- например, написать об улице, на которой живет ученик. Данный проект ребята оформляли фотографиями, находили старожилов своей улицы, узнавали, когда она была построена, почему ее так назвали. И как один из способов оформления предлагала электронную презентацию. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Жалко, что нет уроков информатики в средних классах, поэтому на внеурочке учу ребят работать в программе "Power Point". Ребята, зная азы, стараются создать свою презентацию. Ребята представляют свои проекты на уроках.

Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы исполняются вручную.

Если у них появляется необходимость в консультации, они обращаются к учителю. Для пятиклассников можно предложить следующие темы проектов:

-Геральдический альбом Республики Крым (гербы населенных пунктов Республики Крым)

-Герб нашего села (эскизы создаются на бумажном носителе А4)

-Природные памятники природы Крыма (создание буклетов)

- Топографический словарь Крыма (заполняется по мере появления новых топонимов)

Всем ребятам я предлагаю придерживаться определенных требований при выполнении и оформлении проектов.

Требования к проекту:

  1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;

  2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;

  3. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;

  4. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;

  5. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;

  6. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;

  7. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;

  8. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;

  9. Использование в проекте соответствующей научной терминологии;

  10. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

Содержание проекта:

  1. Название темы проекта;

  2. Актуальность проекта, проблема;

  3. Основополагающий и проблемные вопросы;

  4. Цели и задачи проекта;

  5. Гипотеза;

  6. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;

  7. Использованная литература и информационные ресурсы;

  8. Сведения об авторе/авторах проекта;

  9. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;

  10. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);

  11. Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).

Оценивание проекта «Геральдика Крыма»



Критерии

Содержание критерия оценки

Кол-во баллов

Оценка

Актуальность поставленной проблемы

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? Обра-

щается ли автор к проблеме, для комплек-

сного решения. которой нет готовых ответов?

От 0 до 1

Актуальна ли работа?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность

Результаты исследования доведены до идеи применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования

Целесообразность применяемых методов

От 0 до 1

Соблюдение технологии использования методов

От 0 до 1

Качество содержания проектной работы

выводы работы соответствуют поставленным целям

От 0 до 2

оригинальность, неповторимость проекта

От 0 до 2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

От 0 до 1

есть ли исследовательский аспект в работе

От 0 до 2

есть ли у работы перспектива развития

От 0 до 1

Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска)

интересная форма представления, но в рамках делового стиля

От 0 до 2

логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2

форма материала соответствует задумке

От 0 до 1

текст легко воспринимается,

От 0 до 1

отсутствие грамматических ошибок, стиль речи.

От 0 до 1

Компетентность участника при защите работы

Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов

От 0 до 2

Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2

Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории.

От 0 до 2

Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.

От 0 до 2

Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой - то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта.

От 0 до 2

ИТОГО

СУММА БАЛЛОВ

МАКСИМУМ 45 БАЛЛОВ






© 2010-2022