Урок географии в 6 классе Атмосферное давление. Ветер

Урок "Атмосферное давление. Ветер."проводится в 6 классе.Его цель: сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения; сформировать представление об образовании ветра, его видах, значении ветра в природе и жизни  человека; научить высчитывать атмосферное давление с изменением высоты; научить  извлекать информацию из учебника, видеоматериала, читать схемы и графики.Оборудование: барометр-анероид, раздаточный материал с задачами, физическая карта мира, таблицы,  про...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 6 классе. Тема. Атмосферное давление. Ветер.

Цель: сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения; сформировать представление об образовании ветра, его видах, значении ветра в природе и жизни человека; научить высчитывать атмосферное давление с изменением высоты; научить извлекать информацию из учебника, видеоматериала, читать схемы и графики.

Оборудование: барометр-анероид, раздаточный материал с задачами, физическая карта мира, таблицы, проектор, презентация

Ход урока.

  1. Орг.момент. Приветствие детей.

Вы настроились на работу? Какое у вас настроение?


  1. На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Температура воздуха». К каким умозаключениям мы пришли с вами на прошлом уроке?

Примерные ответы детей:

-Солнце нагревает поверхность Земли, а от неё нагревается воздух;

- вода и суша нагреваются неравномерно. Суша нагревается быстро, а вода медленнее;

- степень прогревания земной поверхности зависит от угла падения солнечных лучей.

Изменяется ли температура в течении суток? Как? Примерные ответы детей:

Изменяется, т.к. изменяется угол падения солнечных лучей. Происходит циркуляция воздушных масс. Максимально воздух прогревается между 13.00и 16.00 ч, остывает перед восходом солнца.

Как изменяется температура с высотой? ( на каждые 100 м падает на 0,6 С)

Решите задачу:

Какова высота горы, если у подножия +26С, а на вершине -10С (6000 м )

Таким образом, в зависимости от температуры воздух может быть холодным, тёплым, знойным, морозный.

Вопросы учителя (на слайде):

-А имеет ли воздух вес?

- Давит ли он на Землю?

- Каким прибором можно измерить силу давления? Кто изобрёл этот прибор?

- Почему воздух перемещается в пространстве и давит на Землю неодинаково? Как называется такое движение воздуха?

Масса вопросов и ни одного пока ответа…Давайте попробуем сформулировать тему урока. Какое слово повторяется в вопросах чаще?(давит, давление).

Итак, тема урока-Атмосферное давление. Но сегодня мы изучим ещё одно явление, о котором я загадаю загадку:

Гуляет в поле да не конь, летает на воле- да не птица (ответ ребят: Ветер).

А какова связь атмосферного давления и ветра мы сегодня и узнаем.

Запишите тему урока.

III Изучение нового материала.

Вопросы учителя

С какой силой воздух давит на землю? Давайте найдем ответ на вопрос в нашем учебнике. (запись в тетрадь: 1 кг 33гр на 1 см2)

+

Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 г. изобрел прибор, который состоял из стеклянной трубки, заполненной сверху и сосуда с ртутью. В стеклянную трубку Торричелли налил ртуть, затем перевернул ее. Сначала какое-то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась.

- Это было в пункте А.

- Ученый поднялся на высоту В.Уровень ртути в трубке опустился. В точке С ртуть начала подниматься по трубке, в точке Д она сильно опустилась и вылилась в сосуд.

- Какой возникает вопрос? (Почему уровень в трубке ртути меняется с высотой).

- Как ответил Торричелли? (Ученики выдвигают свои версии).

Учитель.

Торричелли взял трубку высотой 1 м и разделил ее на 1000 частей, 1 часть - 1 мм.. поэтому давление измеряется в мм.рт. столба.

- Что происходит с давлением с высотой? (Оно понижается). Почему)

- Что происходит с давлением, если мы опускаемся? (Повышается)

- При подъеме на 10.5 м давление изменяется на 1 мм.рт.ст.

1)!0 м - на 1 мм; 2)100 м - на 10 мм;

3)1000 м - на 100 мм; 4)5000 м - 500 мм.

Задание 1. Прочитать в учебнике, какое давление называют нормальным.

Нормальное давление - на уровне 45° при температуре воздуха 0° С - 760 мм.рт.ст.

Атмосферное давление

Пониженное Нормальное Повышенное

740,730 760 780, 795

- Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъеме вверх становится трудно дышать. То же самое происходит при подъеме в горы. Почему это происходит?

- Решение задач.

1.Высота вашего пункта - 2000 м над уровнем моря. Высчитайте атмосферное давление на данной высоте.

2.Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.?

1) 2000 : 10,5 = 194

2) 750 - 194 = 556.

3.Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм.рт.ст., а на вершине 720 мм.рт.ст.?

1)765 - 720 = 45 мртст

2) 45 · 10,5 = 427,5 высота

4.На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм.рт.ст.. Каково давление у подножья?

1)3500 : 10,5 = 333

2) 720 + 333 = 1053 мм.рт.ст.

5.Шахта глубиной 200м, на поверхности атмосферное давление 752 мм.рт.ст. найти давление на дне шахты.

1) 200 · 10,5 = 19,4

2) 752 + 19,4 = 771,4 мм.рт.ст.

- Проблемный вопрос.

- Почему дым из камина не заходит в комнату, а вытягивается трубой?

Ответ: на уровне топки атмосферное давление больше, а на середине трубы

меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.

Схема №2

В.Д. → Н.Д.

760мм.рт.ст. 720мм.рт.ст.

- Что такое ветер? Каковы причины его образования?

Задание 1. На первичное закрепление.

1) В каком направлении будет дуть ветер? Где ветер будет сильнее?

1)760 730;

2)740 730;

3)760 720.

Физкультминутка.

Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. Лишь в 1874г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-ти балльная, а в Америке - 17 балльная.

На метеостанциях скорость и направление ветра измеряют флюгером, который устанавливают на высоте 10м.

2)Восстановите цепочку причинно-следственных связей:

Образование ветра, разница в нагревании суши и моря, разница в давлении.

- Бриз - в переводе с французского языка - «легкий ветер»

Задание 2. Решение задачи на моделирование направлений дневного и ночного бризов.

(учащиеся самостоятельно, пользуясь рисунком учебника составляют схему бриза).

Задание 3. Решение задачи на моделирование летнего и зимнего муссонов.

(самостоятельно, пользуясь рисунком учебником ).

- Муссон - это ветры сезонного характера.

- Почему муссоны два раза в год меняют свое направление?

- В чем сходство муссона и бриза?

- Смоделируйте ветры, которые могут возникнуть в жаркий летний день

Над местностью, где посредине озеро, а по обоим берегам растет лес.

III. Закрепление и итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? Составьте синквейн «Ветер» (1 вариант), «Атмосферное давление» (2 вариант)

IV. Рефлексия. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

V. Домашнее задание. §38,39; составить задачу на высчитывание атмосферного давления, желающим: составить список литературных произведений , где ветер играет роль в судьбе литературных героев.


© 2010-2022