Методика решения расчётных задач по курсу физической географии

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ. Данное пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по физической географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьного курса физической географии, проверяемых в рамках ЕГЭ, подборку типичных решений задач по всем основным разделам содержания физической географии. Перед каждым разделом даны рекомендации по изучению содержания и выполнения соответствующих задач. Подготовку к экзамену по географии целесообразно начать ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Данное пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по физической географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьного курса физической географии, проверяемых в рамках ЕГЭ, подборку типичных решений задач по всем основным разделам содержания физической географии. Перед каждым разделом даны рекомендации по изучению содержания и выполнения соответствующих задач. Подготовку к экзамену по географии целесообразно начать с ознакомления экзаменационной работы. Перед тем как приступить к повторению каждого раздела , следует внимательно ознакомиться с рекомендациями по изучению его содержания. Это поможет эффективно организовать

Введение.

Данное пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по физической географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьного курса физической географии, проверяемых в рамках ЕГЭ, подборку типичных решений задач по всем основным разделам содержания физической географии.

Перед каждым разделом даны рекомендации по изучению содержания и выполнения соответствующих задач. Подготовку к экзамену по географии целесообразно начать с ознакомления экзаменационной работы.

Перед тем как приступить к повторению каждого раздела , следует внимательно ознакомиться с рекомендациями по изучению его содержания. Это поможет эффективно организовать работу.

Методические рекомендации по теме:

План и карта.

Материал по картографии рассматривается во многих школьных курсах географии. Для его повторения следует последовательно изучить все сведения, имеющиеся в учебниках. Необходимо внимательно рассмотреть рисунки различных картографических проекций в атласах и учебниках, для того чтобы вспомнить о том, как создаются карты различных проекций и какие при этом возникают искажения. Особое внимание необходимо обратить на такие вопросы, как определение расстояний на мелкомасштабной и топографической карте, географических координат, азимута по топографической карте и плану.

При определении географических координат по картам атласа рекомендуем использовать карты разных проекций. Например: карты мира, материка, России и так далее. Следует вспомнить как определять расстояния

по градусной сети.

При повторении масштабов рекомендуем решать задачи на перевод численного масштаба в именованный и наоборот. При переводе численного масштаба в именованный следует помнить, что масштаб - это дробь, следовательно, ее числитель и знаменатель у казаны в одинаковых единицах измерения.

Следует вспомнить, как определять расстояния по картам с помощью линейного масштаба.

Все задания по теме данного раздела направлены на проверку умений работать с разнообразными картами.

Данная тема включает в себя следующие разделы: Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географические координаты. Измерение направлений и расстояний на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт.

Ориентирование на местности.

Примеры решения задач по теме: План и карта

Методические рекомендации по теме:

Часовые пояса.

Внимательно изучите карту часовых поясов России и мира.

Обратите внимание на разницу во времени на территории России и мира, имейте четкое представление о поясном, декретном, московском времени;

Запомните расположение линии перемены дат. Это поможет успешно выполнить задания работы.

Примеры решения задач по теме: Часовые пояса.

Повторить: $ 4 (учебник Э. М. Раковской 8 кл.); атлас 8 кл. «Карта часовых поясов» 9 кл. - Политико-административная карта, карта плотности населения.

Повторить понятия: Поясное время, декретное время, линия перемены дат.

Задача.

Самолет вылетел из Берлина в 10:00 утра по местному времени и через 2 часа приземлился в Москве на дозаправку. Через 1 час самолет отправился далее в восточном направлении в конечный пункт своего маршрута, которого достиг в 15:00 по Гринвичу. В каком городе приземлился самолет, если известно, что численность населения в нем более 600 тыс. человек, а располагается он на высоте 700 м над уровнем моря вблизи государственной границы.

Решение:

1.Исходя из расстояния между Москвой и Берлином вычислим среднюю скорость самолета - 800 км/ч.

Разница между Москвой и Берлином - 1 час ( Москва - 2 ч. п.; Берлин - 1 ч. п.). Учитывая, что в России действует декретное время - в Берлине 10 часов, а в Москве - 12 часов, 2 часа полета - в Москву самолет прибыл в 14 часов. 1 час на дозаправку, вылетел в 15 часов, время в пути 3 часа. Город расположен в 5 часовом поясе. По карте плотности населения 9 кл. определим город с населением более 600 тыс. чел. и расположен на высоте 700 м над уровнем моря вблизи государственной границы.

Ответ: город Бишкек - столица Киргизии, у предгорий Тянь-Шаня.

Задача.

Определите меридиан западного полушария, по которому полетит самолет от Южного полюса, если до этого он летел по меридиану 63* в.д.

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно внимательно вчитаться в текст и ронять его суть. Фактически спрашивается о том, какой меридиан западного полушария является продолжением меридиана 63* восточного полушария. Для решения этой задачи необходимо вспомнить градусную сеть глобуса и расположение меридианов. Продолжением начального меридиана является меридиан 180*. Значит, расстояние между парами меридианов, один из которых является продолжением другого, составляет 180*. Составим уравнение и производим вычисления :

63* + х =180* х = 180* - 63* х = 117*

Ответ: самолет полетит померидиану117* з. д.

Задача.

Самолет вылетел из точки с координатами 50*с. ш. 0* в.д. и пролетел 5550 км на юг. Затем он повернул на запад и пролетел 2220 км. Вновь повернув он пролетел еще 1110 км на север. В какой из точек на карте он оказался.

Решение:

Для решения задачи нужно эти расстояния выразить в градусах. Известно что длина дуги 1* любого меридиана равна 111 км. Сначала самолет пролетел на юг. Он пролетел расстояние (5550 : 111= 50) 50*. Таким образом , получается , что, вылетев из точки с координатами 50* с. ш. и 0* в.д. и пролетев 50* к югу вдоль нулевого меридиана , он оказался на экваторе в точке пересечения экватора и меридиана. Далее самолет полетел на запад вдоль экватора . Длина 1* дуги параллели различна на разных широтах, но длина дуги 1* экватора известна - 111км. Следовательно можно определить расстояние которое пролетел самолет вдоль экватора: (2220 :111=20) 20*Далее самолет пролетел от экватора вдоль меридиана 20* з. д. на север. Он пролетел расстояние 1110км, т.е. 10*(1110: 111 = 10) Соответственно он оказался в точке с координатами 10*с.ш. и 20* з.д.

Методические рекомендации по теме:

Гидросфера. Внутренние воды .

В содержание темы входят вопросы состава гидросферы, ее структуры, взаимосвязей частей природы, географического различия вод Мирового океана и вод суши. Гидросфера состоит из многих частей , необходимо иметь представления о процессах и явлениях, характерных для каждой из них.

Тема Гидросфера отличается обилием понятий и терминов(моря, цунами, река, старица и пр.). Их необходимо знать и уметь свободно применять.

Материал по теме Гидросфера рассматривается в нескольких курсах школьной географии. Рекомендуем повторять его последовательно, изучая соответствующие разделы разных учебников, в том числе материал о водных ресурсах мира и России и ресурсах Мирового океана.

Необходимо запомнить названия и расположения на карте объектов гидросферы( самые длинные реки , глубокие и большие , высокогорные озера земного шара и России, самый высокий водопад мира и России, самое соленое море и т. д).

Особое внимание при повторении темы Гидросфера нужно уделить особенностям Мирового океана ( температура, соленость вод, их изменениям по широтам и при движении от берегов материков в центральные части океана, причины существования течений, приливов и отливов, продуктивность водных масс различных частей океанов, рельеф дна океана) и взаимодействию океана и суши с атмосферой.

.

Примеры решения задач по теме: Гидросфера. Внутренние воды.

Задача.

Повторить: Учебник 8кл. Баринова И.И. п. 12, п.27,п.28. Атлас Физическая карта России.

Эта река длиной 700 км образуется от слияния двух рек. Течет на с- з среди таежных лесов и болот. На берегах расположен областной центр, из которого отправились в путь многие полярные экспедиции.

В какое время года на этой реке наступает половодье. Какой из великих ученых был родом с берегов этой реки. Как можно водным путем из Москвы на берега этой реки.

Ответ: Северная Двина. Половодье на реке наступает поздней весной, когда тает снег в ее бассейне. В селение Холмогоры в близи Архангельска родился М. В. Ломоносов. Северная Двина через Сухону, озеро Кубенское, Волго - Балтийский канал, Рыбинское водохранилеще, верхнее течение Волги и канал имени Москвы связаны со столицей России.

Задача.

Повторить: Учебник 8кл. Баринова И.И. п. 12. Атлас Физическая карта России.

Ниже приведены списки 10 рек Евразии: а) по длине б) по величине среднего годового стока. Сравните списки и объясните, почему одни реки входят в оба списка, а другие - только в один. Сделайте вывод о зависимости среднего годового стока от длины реки.

А) Янцзы, Обь, Хуанхэ, Меконг, Амур, Лена, Енисей, Волга , Салуин, Инд.

Б) Янцзы, Обь, Ганг, Меконг, Амур, Лена, Енисей, Волга ,Салуин , Иравади.

Ответ: Речной сток зависит от водного багажа водо сборного бассейна (осадков, испарения), характера рельефа, геологического строения, почвенного покрова и растительности тер- рии. На равнинах максимум стока наблюдается в наиболее увлажненных лесных зонах на побережьях материков (Янцзы, Меконг, Иравади, Амур, Ганг). В бассейнах указанных рек большое кол - во осадков связано с действием летнего муссона

Поверхностный речной сток велик в районах распространения многолетней мерзлоты. Реки расположенные в аридных районах (Инд,

Хуанхэ), теряют значительную часть влаги на испарение и их годовой сток небольшой. Таким образом, от длины реки величина стока зависит в слабой степени.

Величина стока также зависит от абсолютного значения площади водосборного бассейна, сколько от того, какая часть бассейна расположена в условиях максимального стока. Наличие реки Иравади, например, в списке самых полноводных рек объясняется ее нахождением в условиях влажного муссонного климата.

Задача

Повторить: Учебник 8кл. Баринова И.И. п. 2, п .27 Атлас Физическая карта России.

Определите море о котором идет речь и ответьте на дополнительные вопросы.

Это окраинное море со средней глубиной чуть более 200 метров получило свое название по имени голландского мореплавателя 16 века. Крупные морские порты на берегах этого моря не замерзают круглый год.

С чем это связано. Напишите названия крупнейшей реки, в подающей в море.

Ответ: Баренцево море. С влиянием теплого Северо - Атлантичес-кого течения. Печера.

Задача.

Повторить: Учебник ВВ Коринская ИВ Душина 7кл п.48. Атлас Политическая карта мира. Физическая карта мира.

Представьте, что вследствие глобального потепления климата льды Антарктиды вдруг растаяли. Какие столицы стран Европы могли бы стать в таком случае морскими портами. Как могла бы измениться специализация сельского хоз - ва европейских государств. Ответ подтвердите расчетами на основе следующих данных:

S Мирового океана =361 млн.км.

S Антарктиды включая шельфовые зоны =14 млн. км.

Средняя толщина ледникового щита Антарктиды =2 км.

Плотность воды=1000 кг\м3

Плотность льда=900 кг\м3

Ответ: Уровень мирового океана должен повышаться на 70 метров . Шанс стать морскими портами имеют : Рим(139).Бухарест(85),

Вильнюс(113), Варшава (100), Париж(37), Брюссель(20), Берлин (34), из сельскохозяйственного использования будут изъяты затопленные

приморские равнины, на которых развито определяющее специализацию сельского хоз - ва стран северного и западного побережья Европы интенсивное молочное и мясо - молочное скотоводство.

Задача.

Повторить: . Атлас Физическая карта мира. Течения. природные зоны России.

Для изучения возможностей человека по выживанию в Мировом океане были приглашены двое добровольцев. Плот с первым из них был спущен у острова Огненная Земля, а второй - от одного из Мальдивских островов. Какая обитаемая земля будет первой на пути у каждого из участников. Кто из них имеет шанс раньше увидеть людей.

Ответ: плот, отправившийся от Огненной Земли , первым может встретить западное побережье Африки в том случае , если его подхватит Бенгальское течение.

Второй доброволец, скорее всего окажется у берегов Больших Зондских островов и раньше достигнет земли.

Методические рекомендации по теме:

Атмосфера и климаты Земли.

Особенностью заданий по теме Атмосфера является то, что они проверяют весьма обширный и разнообразный материал. Это знание о строение атмосферы и свойствах отдельных ее частей, об особенностях климата разных частей Земли и причинах , обусловливающих эти особенности.

Задания по этой теме проверяют знания характерных признаков процессов и явлений , происходящих в этой оболочке, их типологий , пространственных взаимосвязей в их размещение, умения применять эти знания для решения различных задач.

,Материал этой темы входит в состав трех курсов школьной географии: Начального курса географии - 6 кл, Географии материков и океанов -7 кл, Географии России - 8 кл. Рекомендуем повторять тему: Атмосфера и климат Земли постепенно от курса к курсу, причем вполне

возможно, к отдельным вопросам придется обратиться повторно.

При изучении материала темы целесообразно отдельное внимание уделить анализу рисунков и схем в учебниках, на которых показывается строение атмосферы, перемещение воздушных масс по сезонам, образование осадков, ветров. Наглядные представления сделают ваши знания более прочными.

Наиболее трудными при изучении атмосферы являются вопросы об особенностях климатов материков и регионов России. Это связано с тем, что механически запомнить огромный фактологический материал, характеризующий климат отдельных территорий, практически невозможно. Важно поэтому понять, чем объясняются свойства основных типов воздушных масс, характеристики отдельных типов климата, их распространения по поверхности Земли.

Для достижения этой цели важно пользоваться не только учебником , но и другими источниками знаний: климатическими картами мира, климатической картой России, климатограммами атласа и учебника

Для того чтобы понять, чем объясняются особенности климата отдельных частей материков и России, надо знать как влияют на климат широта места , близость и удаленность океана , теплые и холодные течения ,преобладающее атмосферное давление и направление ветра, высота над уровнем моря, расположение горных хребтов. Для этого необходимо сопоставлять климатические карты, но и физические карты мира и материков.

Примеры решения задач по теме: Атмосфера и климаты Земли.

Задача.

Повторить: Учебник 6кл. Т.П. Герасимова п.16 рис.27. п.34 рис.70.

Что общего у понятий пары Атмосфера и Литосфера и в чем отличия.

Ответ :Земная кора и тропосфера - ближайшие к поверхности Земли части оболочек - литосферы и тропосферы.

Мощность земной коры и тропосферы неодинакова в различных частях Земли: земная кора достигает минимума под океанами (5км) и максимум в горных районах(75 км ), тропосфера тоньше в полярных областях (до км)и мощнее в тропических ( до18км).

Обе оболочки имеют одну общую границу - земную поверхность, где наблюдается проникновение одной оболочки в другую.

Еще одной из общих черт земной коры и тропосферы является наличие в них воды в различных состояниях.. Для крупных частей земной коры (литосферных плит) и тропосферы (воздушных масс) характерно перемещение в вертикальном и горизонтальном направлении.

Отличия: Разная средняя мощность , противоположный характер изменения t* с удалением от земной поверхности (уменьшение t* с высотой в тропосфере и увеличения с глубиной в земной коре). В земной коре более четко чем в тропосфере, выделяются слои(осадочный, гранит-

ный, базальтовый).

Задача.

Повторить: Учебник 6кл. Т.П. Герасимова п.39. рис.80

В школьном классе длинной 10 м, шириной 6 м, высотой 3 м поддерживается t воздуха +20* С, относительная влажность 75%. Зимой произошла авария отопления, и за ночь t* в классе опустилась до -10*С. Сколько инея выпало в классе к утру (максимальное насыщение воздуха водяными парами при+20*С =17г\м3, при -10* = 2,5г \м3.

Ответ: (используем рис. 80)

Зависимость кол - ва водяного пара в насыщенном воздухе от его t*.

Относительная = абсолютная влажность (в данный момент)

влажность максимальную влажность при данной t*

х

75% = -------

17г\м

Абсолютная влажность = 0,75 х 17 = 12,75 г\м3

t* стала10* и в 1м3 удержаться может только 2,5 г водяного пара, а значит

12,75 - 2,5 ==10,25 г - лишние, они выпадут в виде осадка. Объем класса (воздуха) 6 х 3 х 10 =180 м3

10,25х180 = 1845г инея.

.

Задача.

Повторить: Атлас 6кл, 7кл. Течения.

Одной из самых засухоустойчивых зерновых культур является просо. Оно прорастает в районах с небольшим количеством осадков (не более 400 мм в год) и требованию к теплу (ср t*+20*С) для него более всего подходящие каштановые почвы. Подберите по этим признакам оптимальные районы возделывания этой культуры на земном шаре.

Ответ: восток и юго -запад Африки, Ближний и Средний Восток, северо - запад Индостана, Центральная и Средняя Азия, Приморье, Центральные районы Мексики и юго - запад США.

Задача.

Повторить: Атлас , 7кл. Климатическая карта мира.

Определите море, о котором идет речь и ответьте на вопросы.

Это окраинное море, со средней глубиной менее 100 м получило свое название из - за особенностей географического положения. Территория одной из прибрежных стран практически полностью лежит ниже уровня моря. Берега каких государств омывает море. Каково его хозяйственное значение для этих стран.

Ответ: Северное море Норвегия, Швеция, Дания, Великобритания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция. Добыча нефти и природного газа. Транспортные и торговые пути.

Задача.

Повторить: Атлас , 7кл. Климатическая карта мира.

В Антарктиде зимой среднесуточные t* доходят до -60*. На станции Восток зафиксирована самая низкая t* на Земле. В то же время в высоких широтах северного полушария зимы менее суровы. Почему. Где холоднее лето - в Арктике или Антарктике.

Ответ: Лето холоднее в Арктике, зима в Антарктике. Большая абсолютная высота материка и наличие ледяного покрова. Высота над уровнем моря, очень высокое давление в центре и сильные стоковые ветра.

Задача.

Повторить: Атлас , 7кл. Климатическая карта мира.

Почему континентальный умеренный тип климата развит только в Северном полушарии.

Ответ: В южном полушарии площадь суши в пределах умеренного климатического пояса намного меньше , чем в Северном.

Задача.

Повторить: Учебник 8кл. Баринова И.И. п. 16. Атлас Климатическая карта России.

Объясните почему на большой части территории России изотермы января расположены субмеридиально, а изотермы июля субширотно.

Ответ: t* января во многом определяется действием циклона, движущегося со стороны северо - запада на юго - восток, чем дальше на юго - восток меньше осадков и холоднее. Летом суша хорошо прогревается и июльская изотерма зависит от географической широты, чем дальше от экватора, тем холоднее.

Методические рекомендации по теме:

Природные зоны. ПТК.

Биосфера пронизывает все другие сферы географической оболочки и в наибольшей степени зависит от пород, распределения тепла и влаги по земной поверхности. Она включает в себя, в первую очередь, живые организмы (растительность, животный мир, микроорганизмы и др.), а также продукты их жизнедеятельности, в том числе сформированный при их значительном участии почвенный покров Земли.

Распределение организмов и почв на поверхности нашей планеты подчинено закону географической зональности, и существующие на Земле природные зоны - результаты такого распределения. Это зональные природно-территориальные комплексы, каждый из которых характеризуется совершенно определённым типом почв, своеобразием растительного покрова и животного мира.

Необходимо знать основные почвообразующие факторы, представлять процесс формирования почвы, строение почвенных разрезов и зональные различия почв. Нужно разбираться в механизмах приспособления растений и животных к различным природным условиям, следует выучить названия основных представителей растительного и животного мира различных природных зон (см. школьные учебники и атласы для 7-8 классов).

Важно разбираться в основных терминах (флора и растительность, фауна и животный мир, планктон, нектон и бентос, эндемики, эфемеры, ксерофиты, эпифиты и т. д.).

Нужно знать соотношение природных зон с климатическими поясами, границы природных зон, приуроченность к ним тех или иных природных областей и экономических регионов.

Биосфера Земли явилась основой для зарождения и развития человеческого общества, формирования ноосферы - сферы деятельности человека. Природные зоны - это тот природный фон, на котором развивается и от которого в значительной степени зависит хозяйственная деятельность человека. Без знания закономерностей строения и функционирования биосферы и природных зон невозможно рациональное природопользование и решение стоящих перед человеческим обществом экологических проблем.

ПТК тема имеет большое значение, так как знание этого необходимо для понимания других вопросов. Необходимо повторить компоненты природных комплексов разобрать взаимосвязи между ними.

Следует каждую природную зону рассматривать как природный комплекс, обращая внимание на влияние, на особенности флоры , фауны и почв и взаимосвязи между ними. Необходимо знать последовательность смены природных зон земного шара и представлять, какие природные зоны формируются в том или ином климатическом поясе. Следует запомнить специфические названия природных зон каждого материка.

Особое внимание должно быть уделено причинам существования широтной зональности, а также причинам, в результате которых широтное распространение природных зон на суше нарушается.

По картам атласа необходимо проанализировать положение природных зон на материках, соотношение занимаемых ими площадей, границы, изменение природных зон вдоль одной параллели и выявить причины особенностей расположения природных зон на разных материках и на каждом отдельном материке на основе знаний о климате и рельефе.

Изучая материал о высотной поясности, следует помнить о том, что количество и набор высотных поясов в горах зависит от их высоты и географического положения. Поэтому ,пользуясь картами атласов, повторите материал о положении горных хребтов на материках, об изменении высоты и расположении самых высоких точек горных систем, в каких климатических поясах и природных зонах расположены крупнейшие горы мира и России. Необходимо знать последовательность смены высотных поясов в горах. Рекомендуем внимательно изучить схемы высотной поясности разных горных систем, приведенные в учебниках.

Примеры решения задач по теме: Природные зоны. ПТК.

Задача.

Повторить: Учебник 7кл В. В. Коринская И.В.Душина - стр. 212, & 53.

В сказке Волшебник Изумрудного города страшный смерч уносит домик девочки Элли . Элли жила в Канзасе . Этот штат в США находится между 38* и 41* с.ш. и между 98* и 102* з.д. его часто называют Столицей торнадо. Объясните причины образования смерчей в этих широтах Северной Америки?

Ответ: 1) Главная причина ветра - разница в атмосферном давлении,

2) Большие различия в t* и атмосферном давлении на севере и юге, а так же равнинный рельеф способствует свободному передвижению арктических воздушных масс с севера и тропических воздушных масс с юга.

Задача.

Повторить: Учебник 7кл В. В. Коринская И.В.Душина - стр. 178, стр.188 - 189. Атлас карта природные зоны мира. Карта климатические пояса земли.

Почему южноамериканское копытное животное лама, обитающее в районах экватора имеет густую, длинную шерсть?

Ответ: Лама животное высокогорий , а высоко в горах , даже в районе экватора климат холодный. Этим объясняется длинная густая шерсть этих животных.

Задача.

Повторить: Учебник 8кл. Баринова И.И. п. 25. Атлас карта природные зоны России.

Кустарниковые растения тундр имеют небольшую листовую пластинку, как и растения засушливых местообитания. Чем это можно объяснить, ведь влаги в тундре достаточно

Ответ: Влаги в тундре достаточно. НО на испарение влаги листьями требуется тепло, а его в тундре мало. И растения имеют небольшие листья, чтобы испарять меньше влаги и экономить тепло.

Задача.

Повторить: Учебник 8кл. Баринова И.И. п. 37. Атлас карта Природные зоны России, Климатическая карта России.

Почему господствующей природной зоной Восточной Сибири является тайга?

Ответ: 1) Резко - континентальный климат с суровыми зимами затрудняет произрастание каких либо деревьев, кроме хвойных..

Поэтому зона широколиственных лесов здесь отсутствует. В тоже время радиационный фон и летние температуры здесь достаточно высокие, для того чтобы тундровая растительность сменилась лесной.

2) Приподнятость территории проходит с формированием разных спекторов высотной поясности, но отодвигает территорию к северу - к царству тайги.

Многолетняя мерзлота затрудняет развитие более южных вариантов растительности почв и природных зон.

Задача.

Повторить: Учебник 7кл В. В. Коринская И.В.Душина - п. 26, 28,. Учебник 8кл. Баринова И.И. п.16. Атлас карта природные зоны мира. Карта климатические пояса земли.

Определите природную зону. Достаточно суровый климат, характеризующийся значительными амплитудами температур как в течение года, так и в течении суток, сравнительно скудный растительный и животный мир. Характерно низкое испарение и высокая испаряемость.

Ответ: Тропические пустыни, т. к. для климата характерна большая амплитуда суточных и годовых температур, потому что днем и летом температура поднимается до+40* С, а ночью и зимой из за отсутствия облаков поверхность земли и воздух быстро охлаждается.

Низкое испарение из за сухости воздуха, а испаряемость высокая из за высоких температур .

Методические рекомендации по теме: Литосфера и геологическое строение земли

Эта тема включает весьма обширный и разнообразный по своему характеру материал. Это знание о внутреннем строении литосферы, строении поверхности литосферы и отдельных ее частей, о процессах и явлениях , в результате которых происходят изменения каменной оболочки нашей планеты, и об их пространственном распространении.

Задания по этой теме проверяют знание характерных признаков многочисленных природных объектов, составляющих литосферу, их типологий, пространственных связей в их размещении умений применять эти знания для решения различных типов задач.

Рекомендуем последовательно изучить соответствующие темы в разделе «Планетарные явления в природе Земли» курса 7 класса и темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» для каждого материка , а затем «Строение и рельеф России» из курса 8 класса.

При изучении этой темы необходимо постоянно пользоваться картами школьных атласов, не только для того, чтобы находить на них упоминаемые в тексте географические объекты, но и чтобы прослеживать взаимосвязи в их размещении.

При изучении материала темы рекомендуем внимательно рассматривать рисунки и схемы в учебнике и атласе, на которых показывается строение различных участков земной коры, тектонических структур.

Внимательно изучите геохронологическую таблицу в учебнике 8 класса и постарайтесь запомнить последовательность основных эр геологической истории и эпох горообразования .

Методика решения задач по теме: Литосфера и геологическое строение Земли

Атлас 8 кл. стр. 10 (Тектоника и минеральные ресурсы).

Учебник 8 класс п. 32; п. 10 стр. 60

1. На побережье Балтийского моря, на Курилах и в пустынях Прикаспия расположены песчаные формы рельефа одинакового происхождения. Что это за формы рельефа и как они образовались?

Ответ:

Песчаные формы рельефа - это работа ветра. Песчаные отложения были принесены из других районов или перевеяны на месте. Там, где наносы, скапливались дюны или барханы. Наветренный склон - пологий, а подветренный значительной крутизны.

2. Частью, какого физико-географического объекта на территории европейской части России являются Жигули, Венец в Ульяновске, Лысые горы под Саратовом, Белогорье под Балаково? Объясните причину образования этого объекта.

Ответ: Приволжская воз-ть:

Формирование возвышенности связаны с тектоническим поднятием в палеозое, а затем в кайнозое. Возвышенность представляет собой приподнятую часть Русской платформы, по тектоническому разлому, отделявшему Приволжскую воз-ть от г. Урала. Благодаря закону Кориолиса река Волга подмывает правый берег возвышенности, поэтому он более крутой.

3. Почему для Карелии характерной формой рельефа являются бараньи лбы и курчавые скалы?

Ответ: В четвертичный период Карелия находилась в области действия ледника, который счищал и уносил отсюда рыхлые осадочные отложения поверхностного слоя.

Геологический фундамент Карелии представляет Балтийский щит, где на поверхность выходят твердые кристаллические породы.

П. 13, рис. 28, стр. 70; рис. 29, стр. 73; п. 32 учебник «Природа России» Э. М. Раковская

4. Почему Восточно-Европейская равнина и Среднесибирское плоскогорье имеют разную высоту, несмотря на одинаковое время образования?

Ответ: Высота территории связана не только с возрастом, но и с характером и интенсивностью вертикальных движений во время неогенового и четвертичного периодов.

Из-за взаимодействия литосферных плит вся восточная часть России оказалась приподнятой.

П. 8, п. 12, рис. 26 стр. 66, учебник «Природа России» Э. М. Раковская. Карты атласа 8 класса: физическая и тектоническая.

5. Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро - находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?

Ответ: Высшая точка Африки находится на платформе, но это активизировавшийся участок земной коры, здесь проходит зона великих африканских разломов. С этим связаны явления вулканизма.

П. 25, рис. 51, стр. 115. Учебник 7 класса Коринская В. А. и др. Карты атласа: «Строение земной коры», «Физическая карта Африки». 1. На побережье Балтийского моря, на Курилах и в пустынях Прикаспия расположены песчаные формы

Список литературы

Учебник 6кл. Т.П. Герасимова

Учебник 7кл В. В. Коринская И.В.Душина

Учебник 8кл. Баринова И.И.

В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии».

Н.А.Марченко. Домашний репититор Айреис Пресс. Москва 2004г.

Контрольно измерительные материалы . Москва «Просвещение»2005г.

Мальчик.

Знаешь, сможем мы с тобой, наверно,

Лет на двадцать повзрослев, к звездам полететь!

Девочка.

Это будет интересно,

Надо только очень - очень захотеть!

Припев:

Никто не знает,

Что в жизни нас ожидает,

Что в жизни нас ожидает,

Из нас не знает никто.

Но каждый - каждый,

О чем - то каждый мечтает,

О чем - то каждый мечтает,

О том ,что будет потом.

Девочка.

Знаешь , сможем мы с тобой, наверно,

Тайну древних пирамид взять и разгадать!

Мальчик.

Это будет несомненно,

Надо только очень - очень много знать!

Припев:

Никто не знает,

Что в жизни нас ожидает,

Что в жизни нас ожидает,

Никто не сможет сказать!

Но каждый - каждый,

О чем - то каждый мечтает,

О чем - то каждый мечтает,

Познать, стремиться, дерзать!

Мальчик.

Знаешь, сможем мы с тобой, наверно,

Повзрослев и став постарше, сделать мир добрей…

Девочка.

Это будет- будет непременно,

Надо только сердцем всем всех любить людей!

Припев:

Никто не знает,

Что в жизни нас ожидает,

Что в жизни нас ожидает,

Из нас не знает никто.

Но каждый - каждый,

О чем - то каждый мечтает,

О чем - то каждый мечтает,

О том ,что будет потом.

1 Мальчик.

Знаешь, сможем мы с тобой, наверно,

Лет на двадцать повзрослев, к звездам полететь

2 Девочка.

Это будет интересно,

Надо только очень - очень захотеть

Припев:

Никто не знает,

Что в жизни нас ожидает,

Что в жизни нас ожидает,

Из нас не знает никто.

Но каждый - каждый,

О чем - то каждый мечтает,

О чем - то каждый мечтает,

О том ,что будет потом.

3 Девочка.

Знаешь , сможем мы с тобой, наверно,

Тайну древних пирамид взять и разгадать!

4 Мальчик.

Это будет несомненно,

Надо только очень - очень много знать!

Припев:

Никто не знает,

Что в жизни нас ожидает,

Что в жизни нас ожидает,

Никто не сможет сказать!

Но каждый - каждый,

О чем - то каждый мечтает,

О чем - то каждый мечтает,

Познать, стремиться, дерзать!

5 Мальчик.

Знаешь, сможем мы с тобой, наверно,

Повзрослев и став постарше, сделать мир добрей…

6 Девочка.

Это будет- будет непременно,

Надо только сердцем всем всех любить людей

Припев:

Никто не знает,

Что в жизни нас ожидает,

Что в жизни нас ожидает,

Из нас не знает никто.

Но каждый - каждый,

О чем - то каждый мечтает,

О чем - то каждый мечтает,

О том ,что будет потом.


© 2010-2022