Планирование «Рабочая программа по географии, 6 класс»

Данная программа ориентирована на преподавание географии по блочно-модульной технологии, по учебному комплекту Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой. В то же время она может быть использована и при работе по другим учебным комплектам. В планировании отражены учебно-дидактические материалы, необходимые для подготовки уроков. Изложено подробное планирование уроков, включая промежуточный и итоговый контроль. А также прописана форма организации учебной деятельности и форма контроля. Чётко обозначены по ра...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Уральского»





Рабочая программа по предмету «География»


6 класс.

2013-20114 учебный год

Учитель: Цыгвинцева Валентина Ивановна


Нормативные документы:

  1. «Примерная программа основного общего образования по географии», 2004год.

  2. Программа для общеобразовательных учреждений 6-11классов. Составитель: Курчина С.В. М. «Дрофа» 2010 г.

Количество часов: 1 час в неделю 35 часов в год, 26 уроков-блоков (2×30).

Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс. М. «Дрофа» 2013 г.

Программа: адаптированная, составлена на основе программы для традиционной линии учебников географии.







Пояснительная записка


Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Начальный курс географии - первый среди систематических курсов этой дисциплины. Главная цель курса - формирование представлений о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

Цели изучения географии в 6 классе.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; оболочки Земли - Литосферу, Гидросферу, Атмосферу, Биосферу, их состав, развитие, взаимосвязи; об отдельных государствах, о размещении населения на Земле; о географической оболочке, в которой живёт человечество, о закономерностях её развития; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использования одного из «языков» международного общения - географическую карту; использования типовых планов для характеристики географических объектов гидросферы, литосферы, атмосферы, биосферы; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

учащихся 6 класса

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

- основные географические понятия и термины: план местности, азимут, условные знаки, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, озеро, река, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, природный комплекс; выдающихся географических о путешественников;

- географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

географические явления и процессы в оболочках Земли, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- состав, строение и развитие Литосферы; горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания; строение земной коры, виды тектонических движений; формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов; виды полезных ископаемых, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа; минеральные ресурсы Земли, их виды;

- состав и строение Гидросферы, роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот; Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей; поверхностные и подземные воды суши, ледники и многолетняя мерзлота; водные ресурсы Земли, их размещение и качество.

- состав, строение, циркуляцию Атмосферы; изменение температуры и давления воздуха с высотой; распределение тепла и влаги на поверхности Земли; Погода и климат, изучение элементов погоды;

- взаимосвязи биосферы с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения; приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах; сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

уметь

- выделять, описывать и объяснять внешний вид основных форм рельефа, его влияние на особенности жизни и быта человека; значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека; внешний облик представителей органического мира; внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков; времена года своей местности; природные комплексы своей местности.

- приводить примеры: использования в деятельности человека различных видов планов и карт; влияние человека на отдельные компоненты природы; изменение природных объектов своей местности под воздействием человеческой деятельности;

- составлять краткую географическую характеристику объектов гидросферы, литосферы, используя типовой план на основе географической карты, плана местности;

- определять на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; средние и абсолютные величины высот и глубин; суточную и годовую амплитуду температуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- чтения планов местности, карт различного содержания;

- решения практических задач по определению свойств окружающей среды своей местности при помощи приборов: компаса, барометра, термометра.














Практические работы


1. Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.

2.Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений.

3.Чтение карты; определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описания по карте.

4.Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане.

5.Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.

6.Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.

7.Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута; составление простейшего плана местности.

8.Составление характеристики карты.

9.Чтение (дешифрирование) космических и аэрофотоснимков; чтение, сравнение и составление карт, статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм); работа с геоинформационными системами.

10.Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе»; б) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)»; в) «Рельеф дна Мирового океана», «Строение атмосферы»; г) «Части реки»; д) «Различия гор и равнин по высоте» и т. д.

11.Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.).

12.Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин, морей, рек, природных зон, а также описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению.

13.Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала.

14.Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда месторождений полезных ископаемых, природных памятников лито-, гидро- и биосферы.

15.Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера).

16.Построение графика розы ветров





Тематическое планирование уроков-блоков по географии 6 класс


п/п

Тема уроков-блоков


Количкство уроков-блоков

Практическая работа

Дата проведения

Форма организации учебной деятельности учащихся

Форма контроля

Учебно-методическое и дидактическое сопровождение

Раздел 1. Источники географической информации.

Цель темы. Учащиеся должны:

1.Знать особенности нового курса, его структуру; предмет физической географии Земли; основные пути получения географической информации о природе Земли, населении и хозяйстве; географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси; имена путешественников и учёных, изучавших Землю; основные географические понятия и термины: план местности, условные знаки, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты.

2.Уметь определять на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; средние и абсолютные величины высот и глубин.

13 часов (18 по 30 или 8 уроков-блоков 2*30)






1

Введение

0,5 блока

Что изучает физическая география. Развитие географических знаний о Земле.



ЛЕК

Познакомить учащихся с

наукой географией, что она изучает. Правила работы с учебником, картами, тетрадью.

Выб


№2

Карта мира: физическая, политическая, глобус.

2

План местности и географическая карта

8 блоков


Что такое план местности.

Значение планов местности

0,5 блока




ЛЕК СИ

Сформировать понятие «план местности», Способах изображения с помощью условных знаков .

Фронт


№2

Карта мира: физическая, политическая, глобус.

3

Масштаб плана

1 блок



ЛЕК СИ

Сформировать у уч-ся понятие «масштаб», познакомить с различными видами масштаба. Формирование умения определять масштаб, перевод из одного вида в другой.

Перс



№2

Карта мира: физическая, политическая, глобус.


4

Определение направлений по плану. Азимут.

1 блок

№ 1

Ориентирование.

Определение расстояний и направлений на плане


СИ СР

Формирование умений определять стороны горизонта, расстояния, направления на плане местности.

Перс



№3

Стр26




5

Относительная и абсолютная высота. Горизонтали. Изображение неровностей горизонталями Съёмка местности. 2 блока


№ 2

Составление простейших планов местности. Съемка местности.



ЛЕК СИ ПР ЭК

Сформировать понятия «относительная» и «абсолютная» высота, способы их изображения. Формирование умения изображать неровности горизонталями, определять направления повышения или понижения местности. Знать состав приёмов определения направлений и расстояний на местности и изображения их на плане в масштабе; формирование умений обозначения объектов условными знаками.

Перс


№2

№3

Стр22 - 25


Карта мира: физическая, политическая, глобус.


6

Форма и размеры Земли. Глобус. Географическая карта

1 блок



ЛЕК СИ

Сформировать знания о форме и размерах Земли, о глобусе, как модели Земли. Сформировать знания о глобусе и географической карте как моделях земной поверхности. Особенности изображений.

Выб


№2

глобус.

№5

№6


7

Градусная сетка Географическая широта

Географическая долгота. Координаты

1 блок

№3.

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.

ЛЕК СИ ПР

Сформировать знания о градусной сетке,

её значении для решения практических

задач; умение определять географические координаты объектов и объектов по их координатам; умение определять направления по сторонам горизонта; взаиморасположение объектов; протяжённость объектов в градусах и километрах.


Фронт


№2

№3

Стр.26

Карта мира: физическая, политическая, глобус.

8



Изображение высот, глубин земной поверхности.

1 блок


№ 4

Определение высот и глубин на физ. карте, нанесение на к/карту объектов, при помощи географических координат


СИ СР ПР

Знать способы изображения неровностей земной поверхности.

Умение читать карту. Отрабатывать умение работать на к/карте.

Фронт

№2

№3 Стр28

Карта мира: физическая, политическая, глобус.


Раздел 2. Природа Земли и человек.

Цель темы. Учащиеся должны:

1. Знать основные географические понятия и термины: литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, озеро, река, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, природный комплекс. Состав, строение и развитие Литосферы; Гидросферы, Атмосферы, Биосферы. Горные породы, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот; изменение температуры и давления воздуха с высотой; распределение тепла и влаги на поверхности Земли; разнообразие растений и животных, особенности их распространения; приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.

2.Уметь использовать источники географической информации для характеристики особенностей природы;

составлять географическую характеристику объектов гидросферы, литосферы, используя типовой план;

определять на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; средние и абсолютные величины высот и глубин; суточную и годовую амплитуду температуры.

23 часа (35 по 30 или 18 блоков 2*30)







Тем

9

Литосфера

5 блоков

Внутреннее строение Земли. Породы, слагающие земную кору.

1 блок





ЛЕК СИ

Сформировать элементарные представления о внешних оболочках Земли; земной коре, мантии, ядре. О породах слагающих земную кору, характер их залегания. Ознакомить с образцами минералов и горных пород.

Выб



№1

Стр.56

№2

Физическая карта полушарий, атлас


10

Движение земной

коры. Землетрясения. Вулканы. Гейзеры.

1 блок



ЛЕК СИ

Дать представление об основных формах залегания горных пород, основных видах движений, землетрясениях. О строении вулканов, вулканических извержениях, гейзерах.; умение находить объекты на карте.


№2 Схема, атлас, Физическая карта полушарий барельефы, картины

11

Горы суши.

Равнины суши. Равнины и горы дна океана. Рельеф дна океана.

2 блока


№ 5

Обозначение на к\к вулканов, гор, равнин Определение высоты гор, ГП равнин

ЛЕК СИ ПР

Формирование умений распознавать вершины гор, долины; классификация гор по высоте; дать представление о разнообразии гор. Формирование умений находить географические объекты на карте.

Дать представления о рельефе гор в океане, в том числе срединно-океанические хребты; характерные явления в области хребтов, равнинах дна океана.

Фронт

№2

№3 стр.

30-31 Физическая карта полушарий, атлас, к\к

12

Природа своей местности

Воздействие человека на рельеф своей местности Обобщение и систематизация знаний по теме.

1блок




ЭК

Знать рельеф своей местности, уметь характеризовать его. Определять ГП объектов рельефа.

Изучить природу своей местности. Выявить положительные и отрицательные черты влияния человека на ПК.


Фронт


13

Гидросфера

5 блоков

Что такое гидросфера

Части Мирового океана

1 блок



№ 6 Определение глубин. Заливы. Проливы, о-ва, п-ова


ЛЕК СИ ПР

Сформировать понятие «гидросфера». Дать общее представление

о Мировом океане и его составных частях, а так же характерных природных явлениях. Сформировать понятие «море».

Фронт

№2

№3 стр 32-34

Физическая карта полушарий, атлас

14

Свойства вод Мирового океана Движение воды в океане.

Течения. Растения и животные океана 1 блок




ЛЕК СИ

Дать представление о ветровых волнах, цунами, приливах и отливах. Причины этих движений.

Дать представление о неравномерном распределении растений и животных

Выб Фронт

103

№2

№3 стр.

30

карта океанов атлас

№7

15

Подземные воды Реки.

1 блок





ЛЕК СИ ПР

Расширить знания уч-ся о реках; показать различия и сходные черты. Умение работать с картами, планом. Расширить знания уч-ся об озёрах земного шара; показать влияние происхождения озера на его природу.

Выб

№2

Физическая карта полушарий, атлас


16


Озёра

Ледники. Водохранилища

1 блок








ЛЕК СИ

Сформировать понятие об озёрах, ледниках и искусственных водоёмах; раскрыть роль ледников в природе.

Выб

№2

Физическая карта полушарий

№7

17

Промежуточный контроль

1 блок




Ср

Обобщение и систематизация знаний.

Фронт

Атлас

18

Атмосфера -

5 блоков

Строение атмосферы

1 блок




Лек Ср Сформировать понятие об атмосфере как о внешней газовой оболочке; познакомить уч-ся со способами и средствами изучения атмосферы.

Выб

№2

атлас

19

Атмосферное давление

1 блок

Температура воздуха. Годовой ход температур.













Лек Си Показать зависимость атм. .давления и высоты; Познакомить уч.-ся с элементами погоды; научить правильности измерения температуры воздуха; выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха. Выявить причины годового .колебания температуры воздуха; установить взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха; закрепить знания уч-ся о вычислении средних температур воздуха, умение построения графиков хода температур

Фронт

№2


20

Ветер. Роза ветров

1 блок


№ 8

«Составление графика ветров»


Си ПР Сформировать понятия, выявить причины, сформировать умение построения розы ветров

Перс

№2

№3, стр.

40


21


Водяной пар. Облака Атмосферные осадки

1 блок




ЛЕК СИ

Выявить зависимость количества водяного пара в воздухе , температуры воздуха и подстилающей поверхности Сформировать понятие «атмосферные осадки»; выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков

Перс

№2



22

Погода. . Климат Распределение тепла на Земле. Климат своей местности.

1 блок




ЛЕК СИ

Сформировать представление о Солнце как основном источнике энергии, обуславливающем процессы в атм.; об особенностях освещённости поясов Земли. Обобщить и систематизировать знания по теме. Обобщить изучение характеристик и явлений, происходящих в атмосфере; Изучить роль климатообразующих факторов, их влияние на климат местност. Выявить причины, от которых зависит климат нашей местности.


№2

Физическая карта полушарий, атлас

Схема, рис

23

Биосфера Взаимодействие компонентов природы в ПК.

1 блок

Распределение организмов. Неравномерное распределение организмов. Воздействие организмов на оболочки Земли. Почвы, растительный, животный мир своей местности.



Лек Си Сформировать элементарное представление 1) об организмах как о компонентах природы, к числу которых относятся растения, животные, микроорганизмы; 2) о неравномерном их распространении на земной поверхности. Углубить знания о взаимодействии земных оболочек.

Сформировать представление о географической оболочке и её части - биосфере; показать ПК как закономерное сочетание компонентов природы, составляющих единое целое. Выявить положительные и отрицательные черты влияния человека на ПК.



№4 стр.297


24

Человечество на Земле

1 блок

Численность населения. Расы. Населённые пункты. Описание своего населённого пункта.

№ 9

Практическая работа "Определение положения государства на материке; нанесение на контурную карту границ государств, названных в теме, столиц и определение их географических координат"


Лек Пр Дать знания о составе населения мира; сформировать общие представления о внешних признаках расовых различий Сформировать .знания учащихся о населённых пунктах; обучить приёму характеристики населённых пунктов


№2

№3 стр 40

№4 стр.278

Карта мира (физическая и политическая), глобус

№7


25

Итоговый тест 1 блок



СР

Зач

№4 стр.81, 119, 200, 253










Блочно-модульное планирование

Сокращения учебных модулей:

Форма организации учебной деятельности учащихся

(Модули обучения М - О)

Лекция ЛЕК

Совместное изучение (беседа) СИ

Практикум ПР

Самостоятельная работа СР

Обобщение знаний ОЗ

Экскурсии ЭК


Форма контроля

(Модули контроля М - К)

Выборочный Выб

Персональный Перс

Фронтальный Фронт Тематический Тем

Зачёт по теме Зач








Учебно-методическое и дидактическое сопровождение.


  1. Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс. М. «Дрофа» 2013 г.

  2. Н.Н.Петрова. Мультимедиа учебник: «География». Начальный курс. 6 класс. Разработан в соответствии с учебником, одобренным Федеральным экспертным советом для общеобразовательных учебных заведений. Москва. 2003 год

  3. 4.В.И.Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии издательство «Просвещение», Москва, 1991год.

  4. Н.А.Никитина, Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. 6 класс. Москва. ВАКО, 2010 год.

  5. Географический атлас: 6 класс. - М.: Дрофа.

  6. Контурные карты по географии: 6 класс. - М.: Дрофа.

  7. Интернет-ресурсы - Географический образовательный портал.










© 2010-2022