Использование технологии межпредметных связей с разработкой урока

   Интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами педагогического образования. В своей работе уделяю много внимания  использованию межпредметных связей, так как география для организации подобных уроков очень удачный предмет.  Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предме...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.


Невозможно научить ребенка, если ему неинтересно, если он не увлечен процессом познания. Думаю, что каждый учитель согласится, что главными составляющими удачного взаимодействия на уроке являются - убежденность в том, что каждый ребенок творческая личность и умение заинтересовать ребенка. Способов сделать это предостаточно. Один из этих способов - использование межпредметных связей в обучении.

У детей рано складывается своя «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность. В школе эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учениками. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

В.А.Сухомлинский говорил, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.

Единству обучения и воспитания, комплексному подходу к воспитанию учащихся в большой мере способствуют межпредметные связи. Идея межпредметных связей не нова, она в той или иной мере осуществляется на практике, раскрывается в педагогических и методических работах. Но каковы бы ни были программные и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким диапазоном межпредметных связей, как география, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, реализует школьный учитель. Думающий, творческий педагог всегда в поиске новых средств обучения, позволяющих эффективнее формировать у школьников географические представления и понятия.

Еще Н.В.Гоголь высказывал мысль о том, что в преподавании географии следует использовать произведения искусства. А известный географ П.П.Семенов-Тянь-Шанский утверждал, что сама географическая наука изобразительная и даже термин «географический пейзаж» позаимствован из области искусства.

Мне представляется необходимой интеграция географии с другими дисциплинами. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому важно выделить те связи, которые учитываются в содержании географии, и, наоборот, идущие от географии в другие учебные предметы. На своих уроках использую разнообразные средства обучения, которые дают возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением произведений художественной литературы, музыки, живописи, истории, биологии и знаний различных наук, что способствует эмоциональному развитию личности и формированию творческого мышления.

Межпредметные связи в обучении географии выполняют следующие функции:

- образовательная функция состоит в том, что с помощью межпредметных связей

становится возможным формирование таких качеств как системность, осознанность, глубина, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями;

- развивающая функция определяется ролью межпредметных связей в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи расширяют кругозор учащихся и помогают преодолеть предметную инертность мышлении;

- воспитывающая функция выражена в содействии межпредметных связей всем направлениям воспитания школьников в обучении географии. Учитель географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход в воспитании;

- конструктивная функция состоит в том, что с помощью межпредметных связей учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знание учебников и программ смежных предметов.

Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей очень трудоемкая работа. Такие уроки требуют от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма, знаний по другим предметам. Особенно важно продумать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам или всему классу в целом. Проводить уроки с использованием межпредметных связей можно как с целью изучения, так и закрепления или обобщения материала по определенной теме. На уроке предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (просмотр видеофрагментов, слайдов и т.п.). Межпредметная интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание учебных дисциплин.

Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении географии:

  • активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

  • получение качественно нового педагогического результата;

  • снятие перегрузки в учебном процессе;

  • возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций учащихся;

  • расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности;

  • возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира во множественных взаимосвязях;

  • проявление индивидуальных творческих способностей детей, повышение эмоционального настроя в классе;

  • взаимоотношение учителя и учащихся, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.

На таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, организация уроков с использованием межпредметных связей помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.

Подводя итог, хочется отметить, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами педагогического образования.

Литература.

1.Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.- Москва. Просвещение.

2. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- «Учитель».

3. Кленова А.В. и др. Интегрированный урок.- «Учитель».

4. Жигарева Е.Б. Три кита успеха. - Биология в школе № 8 2007г.

5. Журналы «География в школе».

Разработка урока на основе использования межпредметных связей.


Тема урока «РАЗЛИЧИЕ ГОР И РАВНИН ПО ВЫСОТЕ».

Цели и задачи:

  • продолжить формирование представления о разнообразии форм рельефа;

  • изучить разнообразие гор и равнин по высоте;

  • развивать практические навыки и умения работы с контурными картами.

Оборудование: карта полушарий, наглядные схемы и картины, альбом «Природа России», учебник, атласы и контурные карты.

Урок комбинированный на основе личностно - ориентированного обучения, с элементами интеграции (межпредметные связи) и игры.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Опрос домашнего задания.

Игра - соревнование «Восхождение на гору». Совершать восхождение на гору (используя макет с флажками), повторяя изученные понятия по теме «Литосфера» (2 ученика).

- Какой раздел физической географии мы с вами изучаем?

Восхождение на гору

Только тем ребятам впору,

Кто объект найдет на карте.

В путь! Счастливого вам старта!

Вопросы для участников восхождения:

  1. «Разминка» (географические загадки):

А теперь словарь по теме.

Чтоб сберечь урока время,

Я читаю вам куплеты

Вы даете лишь ответы.

- От дождей, текучих вод -По пустыне гонит ветер

Он растет из года в год Горы желтого песка.

Он полей равнинных враг, Как зовутся горы эти

Как зовут его? (овраг) Вы подумайте слегка.(барханы)

- Взлетает пыль и кучи пепла, - Бьет источника фонтан,

В земле бушует бог огня. Струя до поднебесья.

Какие горы Этна? Гекла? В соседях с ним живет вулкан,

Еще вопрос вам от меня (вулканы) Фонтан вам тот известен?(гейзер)

(показать на карте районы распространения)

  1. «Третий лишний»:

Я слова читаю вам,

Вы прислушайтесь к словам.

Может лишние попали?

Докажите, как узнали.

- ядро, мантия, гребень - кратер, подошва, склон

- очаг, гейзер, эпицентр - жерло, кратер, мантия

  1. Я даю координаты

Поищите-ка ребята,

На каких материках

Гор вершины в облаках.

- 3*ю.ш. 38*в.д. - 31*ю.ш. 70*з.д.

(влк. Килиманджаро-Африка) (г.Аконкагуа -Ю. Америка)


Мы вспомнили с вами понятия по теме «Литосфера», а что изучали на прошлом уроке?

  • Что называют горами; рельеф гор.

  • Что называют равнинами; как равнины различаются по рельефу

( используя наглядные схемы).

  1. Активизация познавательной деятельности.

Неровна поверхность нашей планеты:

Здесь океан, а здесь впадина - дети.

А формы рельефа в основе одни.

Какие виды имеют они?


  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы узнаем как различаются горы и равнины по высоте.

1-й блок - различие гор по высоте.

С давних пор привыкли горы

О высотах вести споры

Трудно это или просто

Мы расставим их по росту.

- Работа со схемой: по абсолютной высоте различают горы:

1. низкие - до 1000м

2. средневысотные - от 1000 до 2000м

3. высокие - более 2000м

4. высочайшие - от 5000м

- Работа с атласами: изображение гор, шкала высот.

- Работа в к/к (нанесение и определение высоты гор).

Каждая горная система имеет свои особенности:

1. Уральские горы - протянулись низкими параллельными хребтами с севера на юг, более

чем на 2000км. Здесь нет остроконечных пиков: вершины округлены и сглажены. Они

поросли лесом, а межгорные долины заняты обширными полями, на которых возделывают

с/х культуры.

- Какая самая высокая точка? (г.Народная - 1895м)

- Какие высоты преобладают? (до 1000м, следовательно горы - низкие)

( картины Урала; стихи, дополнительный материал или сообщения)

«Урал! Опорный край державы,

Его добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец!» (А.Твардовский)

Природа наделила Урал необыкновенной красотой. Причудливы одетые тайгой древние

склоны, много хвойных и липовых лесов. Плодородны черноземные степи, живописны

реки. Урал богат полезными ископаемыми: железной и медной рудой, рудой для

производства алюминия, цинка. На весь мир известны уральские самоцветы. Легче сказать, каких ископаемых нет на Урале. Значительную часть уральских богатств составляют

цветные, редкие и благородные металлы. В Алмазном фонде хранятся знаменитые

уральские самородки золота и платины.

2. Самые высокие горы России - Кавказ

- Какая самая высокая вершина? (г. Эльбрус- 5642м)

" Последний солнца луч злотой

На льдах сребристых догорает,

И Эльборус своей главой

Его, как туча, закрывает.» М.Ю.Лермонтов

- Какие высоты преобладают? (2000-3000м, следовательно горы -

высокие).

Отношение русских поэтов (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова)


3. Высочайшие горы Земли - Гималаи с вершиной -Джомалунгма - 8848м.

(сообщение)

- Какие высоты преобладают? (высочайшие)


4. Самые длинные горы суши - Анды - г.Аконкагуа - 6960м

- Какие высоты преобладают? (высокие)

5. Кордильеры - г.Мак-Кинли 6194м (высокие)

6. Памир - пик Исмаил-Самони (Коммунизма)-7495м (высокие)

7. Скандинавские горы (преобладают высоты - 1000-2000м - средние)

(В зависимости от времени и количества часов также можно взять и другие объекты,

но уже без нанесения на к/к, например: Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Карпаты и др.)

2-й блок: различие равнин по высоте.

А теперь друзья, сравним

По высотам вид равнин

И какой они окраски?

Эта схема - нам подсказка.


- Работа со схемой:

1.низменности - до 200м

2.возвышенности - от 200 до 500м

3.плоскогорья - более 500м (до 1000м)

4.впадины - ниже 0м


- Работа с атласом: шкала.

- Работа в к/к: нанесение равнин:

1. На карте четко видно, где низменности, а где возвышенности ( их желтая окраска

выделяется на зеленом фоне низменности. Пример этому-Восточно- Европейская (Русская) равнина со Среднерусской и Валдайской возвышенностями. В природе трудно заметить переход от одного типа равнин к другому.

( Дополнительно: картины равнин Подмосковья, альбом «Природа России»)

На территории нашей страны ест еще две крупные равнины:

2. Западно-Сибирская равнина

3. Среднесибирское плоскогорье.

  1. В юго-восточной части Русской равнины, у Каспийского моря-озера, находится

низменность с совершенно плоской поверхностью.

- Какой она окраски? Почему? Что это?

Прикаспийская низменность - впадина (ниже 0м).

5. Амазонская низменность.

6. Аравийское плоскогорье.


III. Закрепление.

Заполнение таблицы - схемы (продолжение работы, начатой на предыдущем уроке).


РЕЛЬЕФ ЗЕМНОЙ КОРЫ


ВЫСТУПЫ МАТЕРИКОВ ВПАДИНЫ ОКЕАНОВ


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

ПОВЕРХНОСТИ ПОВЕРХНОСТИ

ГОРЫ РАВНИНЫ ГОРЫ РАВНИНЫ ВПАДИНЫ



  1. Домашнее задание: п.20 (п.2), в.2(у) зад.4 * (найти по заданным координатам

горы; п.21(п.2), в.1(у); географическая номенклатура

(уметь показывать на карте формы рельефа)

  1. Оценки за урок.





приложение

КАВКАЗ.

Кавказ подо мною. Один в вышине

стою над снегами у края стремнины.

Орел, с отдаленной поднявшись вершины

Парит неподвижно со мной наравне. (А.С. Пушкин)


...Вдали я видел сквозь туман

В снегах, горящих как алмаз

Седой, незыблемый Кавказ. (М.Ю. Лермонтов)

«Синие горы Кавказа, приветствую вас, престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает,

хотя в то мгновенье гордился он ею! Все в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как

молитва ребенка.» М.Ю.Лермонтов


ПАМИР.

Это самые высокие горы на территории СНГ. На Памире много ущелий, на дне которых

текут бурные горные реки, богатые энергией. Почти все дороги на Памире проложены по склонам ущелий. До нашего времени еще сохранились дороги, по которым не каждый согласиться пройти. Узкая полочка, выдолбленная в отвесно скале ущелья шириной 50см.

Идет путник по такой полочке, одним плечом касается скалы. Вниз лучше не смотреть;

там где-то на глубине более 1км, вскипает горная река. Конечно, такие горные тропинки используются все реже и реже.


Необычайно красивы КРЫМСКИЕ ГОРЫ, которые протянулись тремя неширокими

грядами вдоль побережья Черного моря. Самая высокая вершина гора Роман-Ком (1545м).

Какие это горы? (средние) Крымские горы сложены известняковыми породами,

растворенными в воде, и поэтому они изобилуют причудливыми запутанными пещерами, воронками, подземными озерами. А как чудесен наряд склонов! Прохладные рощи из дуба,

бука, граба, дикой фисташки, горьковатый запах можжевельника, кисловатые ягоды кизила.

Но осторожно! Не сразу можно пробраться через густые заросли шиповника туда, наверх,

где среди лугов можно встретить крымский эдельвейс или альпийскую фиалку.

7

© 2010-2022