- Преподавателю
- География
- Конспект урока: Религия мира
Конспект урока: Религия мира
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Афиногенова Л.М. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
1. Оргмомент. Вхождение в урок. ( учитель начинает урок с притчи)
Притча о Маме
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе всё.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно как его зовут, у него много имён.
Ты будешь называть его «Мама».
2. Изучение новой темы.
Учитель: Ребята, на доске вы видите тему нашего урока «География религий». Подумайте, пожалуйста, и скажите, о чем бы вы хотели сегодня поговорить на уроке, что необходимо нам сегодня узнать и почему.
( ответы учащихся определяют цель урока, учитель по необходимости дополняет или корректирует ответы учащихся).
Вступительное слово учителя.
«Современный мир- это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Но вместе с тем мировое сообщество при всей своей неоднородности развивается по определенным законам, постигнуть которые, наряду с философией, историей помогает география религий ( часть общественной географии). Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономики и социальной географии отдельных регионов мира. Прежде чем мы приступим к рассмотрению географии мировых религий, нам нужно разобраться с понятиями : «религия», «культура», «цивилизация». Для этого давайте обратимся к таблице 1. Установив соответствие, опираясь на свои опыт и знания, пользуясь методом исключения, мы познакомимся с вышеперечисленными терминами.
Словарная работа. (Работа с таблицей1.) Цель: дать определение терминам «цивилизация», «культура», «религия», определить соотношение данных понятий. ( Количество правильных ответов равно количеству заработанных баллов)
Цивилизация
- одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали.
Культура
- культурная общность наивысшего типа с такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т.д.
Религия
- совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их создания.
Вопрос учителя: - Как соотносятся данные понятия? ( Религия определяет духовность (часть культуры), а духовность формирует цивилизацию).
Вопрос учителя: Имеет ли место религия в современном мире? ( Религия оказывала и оказывает большое влияние на общественную жизнь многих стран и народов. Она играет очень важную роль в личной жизни человека, определяет его демографическое поведение. Формирует морально-нравственные нормы и мировоззрение людей. Религия до сих пор остается также важным политическим инструментом).
Работа с учебником.
Задание: пользуясь текстом учебника на странице 73, заполните таблицу2.
Религии
Мировые
Местные традиционные верования
Индуизм
Даосизм
Анимизм
По результатам заполнения таблицы делается вывод: религии делятся на мировые, национальные, местные традиционные верования.
Индивидуальные сообщения.
Учитель: предоставляем слово учащимся , приготовившим сообщения к сегодняшнему уроку на тему «Мировые религии». Сообщения помогут нам понять основную идею религии, направления, проследить географию религии, оценить число приверженцев той или иной религии, влияние религии на культуру.
Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать из прослушанных сообщений? ( 1. По числу приверженцев христианство является наиболее многочисленной религией мира; основные его направления-православие, католицизм, протестантизм. 2. Ислам - вторая по численности мировая религия - распространен преимущественно в странах Азии и Африки. 3. Буддизм - самая древняя мировая религия, его родина - Индия. 4.Религия является неотъемлемой и важной составной частью мировой культуры.).
Музыкальная релаксация.
Учитель: Многие талантливые художники, поэты, писатели и композиторы в своих творениях обращались к религиозной тематике. Великие композиторы Д.С.Ботнянский, А.Т.Гречанинов, А.Д.Кастальский, А.Ф.Львов, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и другие писали для церкви. Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент из произведения П.И.Чайковского. Петр Ильич написал циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви «Литургии святого Иоана Златоуста» и «Всенощному бдению». В состав первого входит «Тебе поем».
Работа в парах ( с таблицей 3), ( проверка - блиц-опрос)
Учитель: Вы прослушали содержательные сообщения одноклассников. В сообщениях были приведены примеры, где, в какой стране или регионе исповедуется та или иная религия. Я предлагаю вам поработать над таблицей 3. В помощь можно использовать карту учебника на стр.74 ( рис.30. География религий), информацию учебника на стр.76-77.
Мировые религии
Национальные религии
Местные верования
Христианство
Ислам
Буддизм
иудаизм
Синтоизм
Даосизм и конфуцианство
католицизм
православие
протестантизм
шиизм
суннизм
махаяна
хинаяна
3. Закрепление изученного материала.
Тест. (самопроверка)
1. Одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам-
А) религия Б) культура В) цивилизация
2. Крупнейшая по числу верующих религия.
А) христианство Б) буддизм В) ислам
3. Ислам исповедует большая часть населения
А) Западной Европы Б) Юго-Западной Азии В) Латинской Америки
4. Самая «католическая» по числу верующих страна мира-это…
А) Бразилия Б) Испания В) Италия
5. Какой город является центром паломничества буддистов-ламаистов?
А) Иерусалим Б) Мекка В) Лхаса Г) Рим
6. Страна с наибольшим количеством мусульман.
А) Индонезия Б) Саудовская Аравия В) Россия Г) Индия
7. Установите соответствия:
А) нирвана
1. буддизм
Б) троица
2. ислам
В) каббала
3. христианство
Г) хадж
8. В каком городе находятся священные места для приверженцев следующих религий:
А) буддизм
1. Рим
Б) ислам
2. Мекка
В) католицизм
3. Лумбини
9. Какая из перечисленных религий не является ветвью христианства?
А) католицизм Б) конфуцианство В) православие
10. В каких странах господствующей религией является ислам?
А) Саудовская Аравия, Ирак, Иран
Б) Саудовская Аравия, Ирак, Индия
В) Саудовская Аравия, Иран, Индия.
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание: выполнить задания на стр.77 к параграфу 17.
5. Заключительное слово учителя.
Притча о Боге
Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.
Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?».
Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг.
Наконец, один из архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.
Рабочий ( оценочный) лист
Вид работы
Максимальное количество баллов
Заработанное количество баллов
Таблица 1
3
Таблица 2
9
Таблица 3
11
Тест
10
Итого баллов
33
Оценка :
«5»- 33-28
«4»- 27-23
«3»- 22-17
«2»- 16 и меньш