Конспект урока: Религия мира

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока: Религия мираКонспект урока: Религия мираКонспект урока: Религия мира1. Оргмомент. Вхождение в урок. ( учитель начинает урок с притчи)

Притча о Маме

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

- Как и когда я должен вернуться к тебе?

- Твой ангел скажет тебе всё.

- А как зовут моего ангела?

- Неважно как его зовут, у него много имён.

Ты будешь называть его «Мама».

2. Изучение новой темы.

Учитель: Ребята, на доске вы видите тему нашего урока «География религий». Подумайте, пожалуйста, и скажите, о чем бы вы хотели сегодня поговорить на уроке, что необходимо нам сегодня узнать и почему.

( ответы учащихся определяют цель урока, учитель по необходимости дополняет или корректирует ответы учащихся).

Вступительное слово учителя.

«Современный мир- это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Но вместе с тем мировое сообщество при всей своей неоднородности развивается по определенным законам, постигнуть которые, наряду с философией, историей помогает география религий ( часть общественной географии). Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономики и социальной географии отдельных регионов мира. Прежде чем мы приступим к рассмотрению географии мировых религий, нам нужно разобраться с понятиями : «религия», «культура», «цивилизация». Для этого давайте обратимся к таблице 1. Установив соответствие, опираясь на свои опыт и знания, пользуясь методом исключения, мы познакомимся с вышеперечисленными терминами.

Словарная работа. (Работа с таблицей1.) Цель: дать определение терминам «цивилизация», «культура», «религия», определить соотношение данных понятий. ( Количество правильных ответов равно количеству заработанных баллов)

Цивилизация

- одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали.

Культура

- культурная общность наивысшего типа с такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т.д.

Религия

- совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их создания.

Вопрос учителя: - Как соотносятся данные понятия? ( Религия определяет духовность (часть культуры), а духовность формирует цивилизацию).

Вопрос учителя: Имеет ли место религия в современном мире? ( Религия оказывала и оказывает большое влияние на общественную жизнь многих стран и народов. Она играет очень важную роль в личной жизни человека, определяет его демографическое поведение. Формирует морально-нравственные нормы и мировоззрение людей. Религия до сих пор остается также важным политическим инструментом).

Работа с учебником.

Задание: пользуясь текстом учебника на странице 73, заполните таблицу2.

Религии

Мировые


Местные традиционные верования


Индуизм

Даосизм

Анимизм

По результатам заполнения таблицы делается вывод: религии делятся на мировые, национальные, местные традиционные верования.

Индивидуальные сообщения.

Учитель: предоставляем слово учащимся , приготовившим сообщения к сегодняшнему уроку на тему «Мировые религии». Сообщения помогут нам понять основную идею религии, направления, проследить географию религии, оценить число приверженцев той или иной религии, влияние религии на культуру.

Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать из прослушанных сообщений? ( 1. По числу приверженцев христианство является наиболее многочисленной религией мира; основные его направления-православие, католицизм, протестантизм. 2. Ислам - вторая по численности мировая религия - распространен преимущественно в странах Азии и Африки. 3. Буддизм - самая древняя мировая религия, его родина - Индия. 4.Религия является неотъемлемой и важной составной частью мировой культуры.).

Музыкальная релаксация.

Учитель: Многие талантливые художники, поэты, писатели и композиторы в своих творениях обращались к религиозной тематике. Великие композиторы Д.С.Ботнянский, А.Т.Гречанинов, А.Д.Кастальский, А.Ф.Львов, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и другие писали для церкви. Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент из произведения П.И.Чайковского. Петр Ильич написал циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви «Литургии святого Иоана Златоуста» и «Всенощному бдению». В состав первого входит «Тебе поем».

Работа в парах ( с таблицей 3), ( проверка - блиц-опрос)

Учитель: Вы прослушали содержательные сообщения одноклассников. В сообщениях были приведены примеры, где, в какой стране или регионе исповедуется та или иная религия. Я предлагаю вам поработать над таблицей 3. В помощь можно использовать карту учебника на стр.74 ( рис.30. География религий), информацию учебника на стр.76-77.

Мировые религии

Национальные религии

Местные верования

Христианство

Ислам

Буддизм

иудаизм

Синтоизм

Даосизм и конфуцианство

католицизм

православие

протестантизм

шиизм

суннизм

махаяна


хинаяна






3. Закрепление изученного материала.

Тест. (самопроверка)

1. Одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам-

А) религия Б) культура В) цивилизация

2. Крупнейшая по числу верующих религия.

А) христианство Б) буддизм В) ислам

3. Ислам исповедует большая часть населения

А) Западной Европы Б) Юго-Западной Азии В) Латинской Америки

4. Самая «католическая» по числу верующих страна мира-это…

А) Бразилия Б) Испания В) Италия

5. Какой город является центром паломничества буддистов-ламаистов?

А) Иерусалим Б) Мекка В) Лхаса Г) Рим

6. Страна с наибольшим количеством мусульман.

А) Индонезия Б) Саудовская Аравия В) Россия Г) Индия

7. Установите соответствия:

А) нирвана

1. буддизм

Б) троица

2. ислам

В) каббала

3. христианство

Г) хадж

8. В каком городе находятся священные места для приверженцев следующих религий:

А) буддизм

1. Рим

Б) ислам

2. Мекка

В) католицизм

3. Лумбини

9. Какая из перечисленных религий не является ветвью христианства?

А) католицизм Б) конфуцианство В) православие

10. В каких странах господствующей религией является ислам?

А) Саудовская Аравия, Ирак, Иран

Б) Саудовская Аравия, Ирак, Индия

В) Саудовская Аравия, Иран, Индия.

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание: выполнить задания на стр.77 к параграфу 17.

5. Заключительное слово учителя.

Притча о Боге

Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.

Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?».

Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг.

Наконец, один из архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

Рабочий ( оценочный) лист

Вид работы

Максимальное количество баллов

Заработанное количество баллов

Таблица 1

3

Таблица 2

9

Таблица 3

11

Тест

10

Итого баллов

33

Оценка :

«5»- 33-28

«4»- 27-23

«3»- 22-17

«2»- 16 и меньш

© 2010-2022