Программа географического кружка Народы Саратовской области

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа кружка «Народы Саратовской области» разработана в соответствии с задачами модернизации образования, основными положениями концепции профильного обучения. В образовательном стандарте географического образования сделан акцент на воспитание патриотизма, толерантности, уважении к другим народам.

В современной школе этнографическая составляющая усиливает комплексный подход в географическом образовании. Этнокультурный подход стал актуальным с конца 90-х годов XX. Этому способствовали такие причины, как существенные изменения, произошедшие в национальной политике страны, появление новых теорий и концепций этноса, этнические конфликты, усиление внимания к изучению национальных культур народов России. Наша область многонациональна, в ней проживает более 110 этносов, что связано с историческими процессами заселения и освоения. Этнический состав свидетельствует об этнических процессах, этнических различиях. Необходимо знать этнические характеристики населения области.

Этнографические знания предназначены повысить уровень социальной культуры учащихся.

Цель курса - овладение основами этнографии, формирование личности как субъекта возрождения этнокультуры.

Задачи курса:

  1. Познакомить с основами теории этнологии.

  2. Расширить знания об этносах, этнокультуре России.

  3. Изучить материальную и духовную культуру этносов Саратовской области, особенностей расселения и культурно-исторических связей.

  4. Развивать у школьников нравственное сознание, любовь к родному дому, людям, терпимость к чужому мнению.

Программа кружка универсальна. Она может быть использована в классах гуманитарного, технологического, социально-экономического, универсального профилей.

Программа курса направлена на развитие познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного профиля. Материал кружка связан со школьными программами по истории, географии, литературе и другими предметами.

Особенность данного кружка заключается в том, что он дает мировоззренческие взгляды на развитие этноса, сведения практического характера не только о своем народе, его традициях и обычаях, но и культуре окружающих народов.

Современная этнология изучает:

  • материальные культуры народов;

  • ритуалы, обычаи, верования;

  • системы воспитания;

  • особенности межкультурных контактов;

  • расселения народов;

  • демографические процессы;

  • этническое сознание и самосознание.

Методы этнологии:

  1. Исторический (изучение археологических и письменных материалов).

  2. Социологический (опрос, наблюдение, обследование).

  3. Этнографический (экспедиционный, стационарный).

4. Методы географические (сравнительный анализ, статистический, систематизация, картографический).

Материал программы состоит из двух разделов: теоретического и практического. Теоретические знания должны подвести учащихся к выводу, что несмотря на различия между народами, у них много общего: их объединяют общечеловеческие ценности.

Практические занятия направлены на развитие этнокультуры, работу с первоисточниками, сбор этнографических коллекций, сохранение памятников народной культуры, сбор фольклорного материала, установление связей с диаспорами, зарегистрированными в нашей губернии.

Данный курс предполагает использование разнообразных форм проведения занятий: лекции, практические расчеты, семинар, консультации, экскурсии, занятия на базе музеев, библиотек, защита рефератов, проектов.

На итоговом занятии подводятся результаты изучения материала. Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга, которые могут быть включены в портфолио школьника.

Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Введение

1

Введение в этнологию и этнографию

9

-

Этнология и этнография как науки. Исследовательские методы.

3

-

Структура этнографических знаний

3

-

Классификация этносов: концепции и теории.

3

Расы и этносы России

2

Расы и этносы Саратовской области.

13

-

Ученые-этнографы на земле Саратовской.

1

-

Расы и этносы Саратовской области.

2

-

Этнические и межэтнические процессы.

2

-

Этнические портреты.

4

Исследовательская работа - определение этнического состава района, школы

2

Практическая работа с таблицей и картами.

2

Практическая этнография.

5

Итоговое занятие.

3

ИТОГО:

35

Содержание программы.

Введение - 1 час.

Знакомство учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами и видами занятий, планируемым объемом самостоятельных и творческих работ, которые предстоит выполнить.

Тема 1. Введение в этнологию и этнографию - 9 часов.

1. Этнология и этнография как науки. Предметы и их специфики. Методы исследования. Связь со смежными науками: историей, географией, антропологией, археологией и другими.

Понятийный аппарат: этнология, этнос, культура.

2. Структура этнографических знаний. Роль музея в передаче этнокультурного опыта предыдущих поколений:

а) материальная культура:

1. традиционные виды жилища;

2. пища;

3. одежда, обувь, головные уборы;

4. хозяйственная утварь;

5. транспорт;

6. связь - географическая составляющая;

б) компоненты духовной культуры:

1.язык;

2. религия;

3. народное искусство;

4 народные традиции (обычаи, обряды, устное творчество);

5. народные знания - историческая составляющая.

3. Классификация этносов. Виды классификации: лингвистика (языковая), географическая, антропологическая (расы).

Концепции и теории этноса:

- концепция Л.Н. Гумилева - этнос как явление географическое, природное;

- концепция М.Г. Левина, Н.Н. Чебоксарова, Б.В. Андрианова - этнос как явление хозяйственно-культурное;

- концепция Ю.В. Бромлея - этнос как социально-культурное явление;

- концепция Н.Н. Миклухо-Маклая о единстве человеческого рода, физической и психической равноценности всех рас и народов.

Понятийный аппарат: «этнос», «национальность», «нация».

Тема 2. Расы и этносы России - 4 часа.

Этнографическая карта России. Языковые семьи.

Практическая работа. Анализ карты. Народы России (способ применения для изображения этнического состава населения). Классификация народов России, принятая в легенде карты. Современное размещение отдельных народов. Образ жизни, занятие населения. Хозяйственно-экономический уклад. Духовная культура. Религии народов России. Конституционное равноправие всех этносов и религиозных конфессий в России.

Тема 3. Расы и этносы Саратовской области - 13 часов.

Ученые-этнографы на Земле Саратовской: Костомаров Н.И., Минх А.Н., Гераклитов А.А., Соколов Б.М. - основатель этнографического музея в Саратове.

История заселения. Главные районы проживания русских, немцев, мордвы, татар и других народов. Национальный состав населения Саратовской области. Крупнейшие народы области.

Языковые семьи на территории области:

1. Индоевропейская (народы - русские, украинцы, белорусы, немцы, евреи, цыгане, молдаване, армяне).

2. Алтайская (народы - казахи, татары, чуваши, башкиры, азербайджанцы, узбеки).

3. Уральская (народы - мордва).

4. Кавказская (народы - грузины, аварцы, лезгины, чеченцы).

Этнические процессы, их виды и формы:

  • непосредственные: бытовые, производственные, учебные;

- посредственные: через средства массовой информации, концертные программы, фестивали, встречи с представителями диаспор, зарегистрированных в губернии.

Межэтнические процессы (межэтническая ассимиляция, межэтническая интеграция).

Материальная и духовная культура этносов.

Этнический портрет (район расселения, особенности, привычки, образ жизни, национальные черты характера, язык как средство общения).

Религия и её влияние на хозяйственную деятельность и образ жизни. Праздники народов области.

Исследовательская работа. Определение этнического состава своего района, административного округа, школы.

Практическая работа: анализ таблицы «Доля народов по районам Саратовской области».

Составить и проанализировать карту «Размещение русского населения по районам Саратовской области».

Тема 4. Практическая этнография - 5 часов.

Работа с этнографическими источниками.

Сбор этнографических коллекций.

Записи этнографических наблюдений.

Опрос населения.

Сбор материала для историко-этнографического музея.

Изготовление модели традиционного костюма, анкета жилища, предметов народного промысла.

Этнографические экскурсии.

Исследовательская работа: имя и родословная.

Итоговое занятие: конференция - 2 часа.

Методика проведения занятий ориентирует учащихся на способы добывания знаний.

Требования к уровню подготовки школьников.

1. Учащиеся должны знать / понимать:

  • расовый и этнический состав народов Саратовской области;

  • основные особенности расселения и традиционной экономики и культуры этносов.

2. Учащиеся должны развивать умения и навыки:

  • вести личные наблюдения;

  • проводить опрос населения;

  • собирать этнографические коллекции;

  • фиксировать вещественные материалы;

  • составлять картосхему проживания этносов Саратовской области;

  • определять и сравнивать традиционные промыслы.

3. Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

- нахождения и применения географической, исторической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета.

4. Учащиеся должны знакомиться с различными видами источников:

- письменными свидетельствами прошлого;

- музейными экспонатами;

- изобразительными материалами (скульптура, рисунки).


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата по плану

Корректировка (дата по факту)


Тема урока



Домашнее задание

Возможные формы контроля



Введение 1 час




Инструктаж по технике безопасности. Введение.

Записи в тетради

Фронтальная



Введение в этнологию и этнографию - 9 часов




Этнология и этнография как науки.

Записи в тетради

Фронтальная



Предметы и их специфики. Методы исследования.

сообщение

Фронтальная



Связь со смежными науками: историей, географией, антропологией, археологией и другими.

Записи в тетради

Фронтальная



Структура этнографических знаний.

Записи в тетради

Фронтальная



Материальная культура.

Сообщение

Фронтальная



Компоненты духовной культуры.

Записи в тетради

Фронтальная



Классификация этносов.

Записи в тетради

Индивидуальная



Виды классификации: лингвистика (языковая), географическая, антропологическая (расы).

Сообщение

Фронтальная



Концепции и теории этноса.

Сообщение

Фронтальная



Расы и этносы России - 4 часа.




Этнографическая карта России. Языковые семьи.

Записи в тетради

Индивидуальная



Классификация народов России, принятая в легенде карты. Современное размещение отдельных народов.

Сообщение

Фронтальная



Духовная культура. Религии народов России.

Записи в тетради

Индивидуальная



Конституционное равноправие всех этносов и религиозных конфессий в России.

сообщение

Фронтальная

№ урока

Дата по плану



Тема урока



Домашнее задание

Возможные формы контроля







Ученые-этнографы на Земле Саратовской: Костомаров Н.И., Минх А.Н., Гераклитов А.А., Соколов Б.М. - основатель этнографического музея в Саратове.

Записи в тетради

Фронтальная



История заселения. Главные районы проживания русских, немцев, мордвы, татар и других народов.

Сообщение

Фронтальная



Национальный состав населения Саратовской области.

Записи в тетради

Индивидуальная



Крупнейшие народы области.

Записи в тетради

Фронтальная



Языковые семьи на территории области.

Записи в тетради

Индивидуальная



Этнические процессы, их виды и формы.

Записи в тетради

Фронтальная



Материальная и духовная культура этносов.

Записи в тетради

Фронтальная



Межэтнические процессы.

Записи в тетради

Фронтальная



Материальная и духовная культура этносов.

сообщение

Работа в парах



Религия и её влияние на хозяйственную деятельность и образ жизни.

Записи в тетради

Индивидуальная



Праздники народов области.

Записи в тетради

Индивидуальная



Размещение русского населения по районам Саратовской области.

Записи в тетради

Практическая работа



Практическая работа: анализ таблицы «Доля народов по районам Саратовской области».

Записи в тетради

Практическая работа



Практическая этнография - 5 часов.




Работа с разными этнографическими источниками.

Сбор материала

Практическая работа

№ урока

Дата по плану

Корректировка (дата по факту)


Тема урока



Домашнее задание

Возможные формы контроля



Сбор этнографических коллекций.

Сбор материала

Индивидуальная



Обработка этнографических наблюдений.

Сбор материала

Практическая работа



Сбор материала для историко-этнографического музея.

Сбор материала

Практическая работа



Изготовление модели традиционного костюма, анкета жилища, предметов народного промысла.

Сбор материала

Практическая работа



Резервное время - 2 часа




Защита проекта «Определение этнического состава своего района, административного округа, школы».

Проект

Индивидуальный



Защита проекта «Имя и родословная»

Проект

Индивидуальный



Защита проектов


Индивидуальный



Список литературы:


  1. А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. - Саратов. Издательство «Лицей», 2005.

  2. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.

  3. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях.

  4. Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983

  5. Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. - Москва. «Школа-Пресс», 2001.

  6. Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. - Саратов. Издательство СГУ, 1989.

  7. Худяков Д.С.Земля Саратовская. -Саратов.«Соотечественник»,«Кадр», 1998.

  8. Чигуряева А.А. Опасайтесь потерять друзей. - Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.

  9. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.

4


© 2010-2022