Рабочая программа по географии 8 класса

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аксаринская основная общеобразовательная школа»

Заинского муниципального района РТ


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Галимова С.Н.

Протокол № ___ от «__»

___августа___201 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ«Аксаринская ООШ»

Нуруллина З.И.

«__»____августа__2015г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Аксаринская ООШ» Файзуллина И.Б.

Приказ № ___ от «__»__августа__2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя высшей квалификационной категории

Галимова Рамиля Шагитовича


ГЕОГРАФИЯ

8 класс

на 2015/2016 учебный год





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _1___от «_28_»_августа__2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа

Статус документа.

Данная рабочая программа по географии 6класса составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

- Примерной программы по географии.

- Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года №3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»

- Учебного плана МБОУ - Аксаринской ООШ Заинского муниципального района Республики Татарстан (утвержденного решением педагогического совета ) на 2015-2016 уч. год.

Настоящая рабочая программа с пояснительной запиской и развёрнутым тематическим планированием разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта 2004 г, примерной программы и программы по географии классической линии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.В.Курчиной, авторов И.И.Бариновой, В.П.Дронова - М: Дрофа, 2010 г. применительно к учебнику И.И.Бариновой География России. Природа. 8 класс. - М: Дрофа, 2009 г, использованию рабочей тетради автора И.В. Сиротина. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009 г.

Согласно авторской программе и учебному плану тематическое планирование предусматривает в 8 классе обучение географии в объёме 2 часов в неделю. В соответствии с этим реализуется программа классической линии в количестве 68 часов.

На основании примерных программ Министерства Образования и науки Российской Федерации, содержащих требования к обязательному минимуму содержания по географии, образовательного стандарта основного общего образования по географии, требований к уровню подготовки выпускников по географии в 8 классе реализуется базовый уровень классической образовательной линии.

Важная особенность учебника «География России. Природа» - насыщенность наглядными средствами, сочетание текста с картой, схемой, рисунками, таблицами, которые будут не только обеспечивать понимание и активность учащихся, но и развивать их способности по самостоятельному овладению учебной информацией с использованием различных источников, в том числе Интернет-ресурсов, слайдовых презентаций и сообщений учащихся; проводить частично-поисковую, исследовательскую деятельность.

Каждый информационный элемент текста учебника содержит не только специально созданную иллюстрацию, но и предполагает дополнительную познавательную работу с ней. При работе с текстом учебника есть хорошая возможность выполнять практические и проблемные задания, которые требуют от учащихся не только знаний географического материала, но умения проводить сравнение, анализ, описание географических объектов и явлений, их признаков, свойств; описывать наблюдения и оформлять выводы; составлять проекты; владеть всеми видами карт, в том числе контурных.

Вопросы и задания к параграфу и итоговой теме предложены таким образом, что дают возможность проверить обязательный минимум уровня знаний учащихся 8 класса и оценить их знания на более высоком уровне.

Количество разнообразных практических заданий в учебнике достаточно много, что позволит учителю и учащимся работать и индивидуально, и коллективно. Хорошим подспорьем для самостоятельной подготовки учащихся являются справочные материалы с планами, таблицами, приложениями, кратким топонимическим словарём и словарём понятий и терминов, расположенными в конце учебника.

Программа курса сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью печатной основы к учебнику География России. Природа. автора И.В. Сиротина. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009 г, которая является хорошим дополнением для закрепления практических знаний, умений, получаемых в процессе изучения тем предмета. В тетрадь включены вопросы и задания в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков. Работа с тетрадью позволит диагностировать сформированность умения учащихся узнавать и описывать изученные объекты, а также их характеристики, наблюдения и обработку их результатов, составление графиков, диаграмм, выполнение заданий на контурной карте. Эти задания могут выполняться как по ходу урока, так и в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

В целях решения задачи формирования географически образованной личности в учебник Географии России. Природа. 8 класс включены материалы об уникальных местах России, природных богатствах, величии и суровости природных зон; предложены практические работы, в том числе и на местности, которые направлены на развитие познавательных интересов, воспитание любви к своей местности, региону, своей Родине. Задания для практических работ требуют использование краеведческого материала, знаний и наблюдений своей местности. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов и охрану окружающей среды.

Учебник «География России. Природа. 8 класс» автора И.И.Бариновой по своему содержанию отвечает решению триединой цели образовательного процесса: обучению, воспитанию и развитию географически грамотной личности гражданина России.

Цели изучения предмета:

  • Освоение географических понятий, географических знаний о пространствах России, особенностях природы и природных ресурсах, природных комплексах России, о влиянии особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей; о рациональном природопользовании и охране природных богатств;

  • овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы; описывать географические объекты и природные комплексы по плану; составлять характеристики географических объектов; овладение навыками практической деятельности в работе с картами атласа, контурными картами;

  • развитие интереса к изучению географии России и её природе, природным уникумам, памятникам Всемирного природного культурного наследия в нашей стране; практической работе, исследованиям, решению проблемных заданий; интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к изучению географии России и её природе, своей местности;

  • формирование географического образа России в её многообразии и целостности на основе комплексного подхода взаимодействия природы, населения и хозяйства;

  • создание образа своего края, сравнение его с другими регионами России;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач, навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), прогностическими, природоохранными и поведенческими.

Задачи данного курса: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Введение

3

2

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы:

35

Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые

6

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

7

Тема 3. Внутренние воды и ресурсы

10

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

5

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

7

3

Раздел II. Природные комплексы России:

27

Тема 1. Природное районирование

7

Тема 2. Природа регионов России

20

4

Раздел III. Человек и природа

3

Итого


70



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

(70 ч, 2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ

Что изучает география России. Источники географических знаний.

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА

Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Часть II ПРИРОДА

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного

использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва - особый компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почва - национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел2: Природные комплексы России

Формирование природных комплексов (ПТК) - результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ

Раздел 3 Особенности природы Республики Татарстан.

Географическое положение Татарстана. Тектоническое и геологическое строение территории . Особенности рельефа и полезные

Ископаемые. Климат РТ. Внутренние воды и использование их человеком. Почвы и природные зоны лесов, лесостепей. Природные

ресурсы Татарстана. Природно-географические районы Татарстана.

Тема: Человек и природа

Из 70 часов по географии России предполагается провести 17 практических работ. Для оценки и контроля качества знаний учащихся планируется провести 3 урока контрольно-обобщающих уроков.

Методическая литература и дополнительная литература для учащихся:

1.Учебник: И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.

2. Рабочая тетрадь печатной основы «География России. Природа 8 класс» автора И.В. Сиротина. - М.: Дрофа, 2009 г.

3. Географический атлас. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009 г.

4.Книга для чтения по охране природы под редакцией А.Н.Захлебного - М: 1986 г


Требования к уровню подготовки:
ученик 8 -ого класса должен
знать/понимать:

  • основные географические понятия, средства и методы получения географической информации;

  • пограничные государства;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяжённость границ России;

  • границы часовых поясов;

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек по бассейнам океанов;

  • области обледенения и крупные ледники;

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земли в регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального использования;

  • объекты Всемирного и культурного наследия России;

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений;

  • экологически неблагополучные районы;

  • маршруты первооткрывателей и исследователей территории России.

определять (измерять)

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени;

  • погоду;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

описывать

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.).

объяснять

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины географических явлений на основе применения понятий: геологическое летоисчисление, циклон, антициклон, солнечная радиация, испарение, испаряемость, мелиорация, географическое положение, природные ресурсы, экологический кризис.

оценивать и прогнозировать

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе;

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для чтения карт различного содержания;

  • для наблюдения за погодой, изменением климата, климатических условий своей местности и зависимость человека от климатических условий;

  • для решения практических задач, определения правил поведения на природе, создание проектов по охране окружающей среды своей местности, использованию, сохранению и улучшению водных, лесных ресурсов, растительного и животного мира, природных ресурсов и уникумов, Всемирных памятников природного и культурного наследия в нашей стране; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • для формирования способности и готовности рационального природопользования и способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания и самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды; меры по решению экологической ситуации в России и своём регионе;

  • для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Критерии оценивания учащихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

Тематическое планирование

Введение (3 часа)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

дата

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

План

факт

1

Введение. Что изучает география России.

Россия на карте мира.

Практическая работа № 1.

1

Практи-ческая ра-бота.

Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических проблем страны. Методы географических исследований.

Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России.

Пр/р № 1. Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.

Уметь использовать различные источники географической информации;

показывать и называть факторы, определяющие географическое поло-жение России;

показывать на карте крайние точки страны, границы России и пограничные страны; оценивать значение границ для связей с другими странами.

Письменный, фронтальный

Стр 6-13, задание 4, стр 13

04.09

2

Моря, омывающие территорию России.

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2.

1

Практи-ческая работа

Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей. Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Пр/р № 2 Определение поясного времени для разных пунктов России

Знать моря, омывающие территорию России.

Уметь давать характеристику морей; определять экологические проблемы морей.

Знать разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения.

Письменный индивидуальный

§ 2, 3, стр 14- 25. 2 вопроса по выбору, стр 21, 25

05.09

3

Формирование, освоение и изучение территории России. Открытие и освоение Севера

1

Сообще-ния уча-щихся.

Практическая работа

Формирование, освоение и изучение территории России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь.

Географические открытия конца

XVI-XVIII вв, исследования XIX-XX вв. Открытия нового времени (XVII - XVIII вв). Экспедиции Русского географического общества.

Знать об освоении и изучении территории России, открытиях нового времени и исследованиях XIX-XX вв.

Фронталь-ный

§ 4, стр 25-31, задание 5, стр 31

10.09

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы (35 часов)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

дата

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

план

факт

4

Главные черты рельефа России, их связь со стро-ением лито-сферы. Горы и равнины.

1

Практи-ческая работа

Рельеф, геологическое строение и полезные ископа-емые. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины.

Знать особенности рельефа.

Уметь отмечать на контурной карте горы и равнины.

Фронтальный

§ 5, стр 34-37, рассказ о рельефе своей местности.

12.09

5

Геологическое строение терри-тории России. Геохронологи-ческая таблица.

Геологическое строение Татарстана

1

Практи-ческая работа

Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры.

Уметь читать тетоническую, геологическую, геохро-нологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт.

Фронтальный

§ 6, стр38-43

17.09

6

Минеральные ресурсы России и проблемы их рационального использования.

Минеральные ресурсы и полезные ископаемые Татарстана

1

Практическая работа

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых

Уметь объяснять проблемы рационального использования минеральных ресурсов, закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Фронтальный

§7, стр 43-49, вопрос 4, стр 49

19.09

7


Развитие форм рельефа под влиянием внут-ренних и внеш-них процессов. Движения земной коры.

1


Практи-ческая работа


Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры.

Уметь показывать на карте основные формы рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей.

Фронтальный


§ 8, стр 49-55;


24.09

8

Области совре-менного горо-образования, землетрясения, вулканизма. Древнее и современное оледенение.

1

Работа с учебником и тет-радью

Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенение. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра..

Уметь приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений.

Фронтальный

Вопросы и задания,

стр 55

26.09

9

Стихийные при-родные явления. Изменение рельефа человеком. Практическая работа № 3

1

Практическая работа

Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком. Проявление основ-ных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности Пр/р № 3. Объяснение зависимрсти расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Уметь объяснять меры безопасности при стихийных явлениях, влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых, при- водить примеры использования полезных ископаемых, влияния разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.

Письменный индивидуальный

Задание

5, 6

стр 56 по выбору

01.10

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (7 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

дата

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

план

факт

10



Климат и климатические ресурсы. Климатообразующие факторы.

1

Практи-ческая работа

Климат и климатические ресурсы. Климатообразующие факторы.

Влияние географического положения на климат.

Солнечная радиация и радиационный баланс. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны.

Знать климатообразующие факторы, солнечную радиацию, радиационный баланс, циркуляцию воздушных масс, циклоны и антициклоны. Уметь объяснять влияние географического положения на климат, солнечную радиацию, радиационный баланс, циркуляцию воздушных масс, циклоны и антициклоны

Фронталь-ный

§ 9, стр 57-63, индиви-дуальные вопросы,

стр 63

03.10

11

Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны

1

Практи-ческая работа

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла.

Фронталь-ный

Вопрос:

Сезонность климата, чем она обуслов-лена.

§ 10, стр 63-68, задание учебника,

стр 68

08.10

12

Климатические пояса и типы климатов.

1

Практи-ческая работа

Климатические пояса и типы климатов.

Знать типы климатов России.

Уметь давать оценку климатических особенностей России.

Фронталь-ный

§ 10, стр 68-71

10.10

13

Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.



1

Исследо-вание

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.

Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Знать типы климатов России, о полюсе холода Северного полушария, изменении климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Уметь приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории.

Фронталь-ный

Индиви-дуальный

вопросы,

стр 72

15.10

14

Зависимость человека от климата. Агро-климатические ресурсы. Практическая работа № 4

1

Практи-ческая работа

.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ре-сурсы. Неблагоприятные климатические явления.

Пр/р № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особен-ностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Уметь определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание погоды, оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

Письменный

§ 11, 72-75, вопросы

3, 5 стр 75

17.10

15

Синоптическая карта, прогноз погоды, их значение. Агро-климатическая карта. Климат Республики Татарстан

Практическая работа № 5

1

Практи-ческая работа.

Синоптическая карта, прогноз погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Пр/р № 5.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Знать синоптическую карту, прогноз погоды, их значение, агроклима-тическую карту, агроклиматические ресурсы своего региона.

Уметь оценивать основные климатические показатели одного из регионов для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

Письменный

Подготовиться к обобщающему уроку. Стр 57-75

22.10

16

Контрольное обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы».

1

Контроль знаний

Климат и климатические ресурсы. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Знать климат и климатические ресурсы, агроклиматическую карту.

Уметь характеризовать климат и климатические ресурсы

Индиви-дуальный, тест

Вопросы, стр 72, 76

24.10

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (10 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

дата

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

план

факт

17


Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека.

1



Диалоговое общение.


Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека.

Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях.

Фрон-тальный, индиви-дуальный


§ 12, стр 77-84;



29.10

18

Виды вод суши на территории страны.

Главные речные системы, водоразделы, бассейны.


1

Докажите, что воду справед-ливо на-зывают «кровеносной сис-темой природы» Практи-ческая работа.

Виды вод суши на территории страны.

Главные речные системы, водоразделы, бассейны..

Знать главные речные системы, водоразделы, бассейны.

Уметь показывать на карте.

Фрон-тальный, индиви-дуальный

§ 13, задания, стр 89

31.10

19

Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток. Практическая работа № 6

1

Практи-ческая работа

Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.

Пр/р № 6.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.

Уметь объяснять зависимость рек от рельефа, климата, стихийных явлений; составлять характеристику реки с использованием тематических карт и климатограмм.

Индивидуальный

Интернет-материал о наводнениях (слайды


12.11

20

Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Практическая работа № 7

1

Практи-ческая работа

Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Знать о стихийных явлениях, связанных с реками.

Пр/р № 7. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

Знать о стихийных явлениях, связанных с реками.

Уметь объяснять закономерности размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

Фронтальный

§ 14, стр

89-92

14.11

21

Важнейшие озёра, их происхождение.

Болота. Подземные воды. Ледники.

Многолетняя мерзлота

1

Практикум

Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.



Уметь показывать на карте озёра, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озёр страны и области.

Фронтальный

§13, стр 84-89, вопрос по выбору, стр 89

19.11

22

Водные ресурсы.

Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации.

1

Практикум, диалог


Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Знать роль водных ресурсов для человека.

Уметь объяснять о неравномерности распределения водных ресурсов и необходимости мелиорацию.

Фронтальный

§ 14, стр 89-92, вопрос 3, стр 92

21.11

23

Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий

1

Семинар, диалог, слайды

Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий

Знать о стихийных явлениях, связанных с водами, предупреждение их последствий.

Уметь рассказывать о стихийных явлениях, связанных с водой, приводить примеры.

Фронтальный

Вопрос 4,

стр 92

26.11

24

Внутренние воды и водные ресурсы Татарстана Практическая работа № 8

1

Лекция учителя.

Практи-ческая работа

.

Внутренние воды и водные ресурсы страны, своего региона, своей местности.

Использование вод, пути сохранения их качества и объёма.

Пр/р № 8.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования

Знать внутренние воды и водные ресурсы страны, своего края, района, села.

Уметь давать оценку обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составлять прогноз их использования.

Письменный

Задание 7, стр 92

28.11

25

Внутренние воды и водные

Татарстана и Заинского района

1

Практи-ческая работа, сообщения учащихся, слайды

Внутренние воды и водные ресурсы своего края, района, села.

Использование вод, пути сохранения их качества и объёма.

Знать внутренние воды и водные ресурсы своего края, района, села;

как использовать воду, сохранять её качество и объём.

Уметь практически применять полученные знания, рассказывать материал по слайдам.

Индивидуальный

Сравнитель-ная оценка водных ресурсов Татарстана

и Западной Сибири

03.12

26

Контрольное обобщение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

1

Контроль знаний

Внутренние воды и водные ресурсы

Уметь работать с контурной картой, давать характеристику внутренним водам и водным ресурсам

Письменный тест, фрон-тальный опрос

Повторить основные понятия темы «Внутренние воды и водные ресурсы»

05.12

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (5 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятеьности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

дата

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

27

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. В.В.Докучаев - основоположник почвоведения.

1

Практи-ческая работа, сообщения учащихся

Почвы и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. В.В.Докучаев - основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.

Знать об основоположнике В.В.Докучаеве.

Уметь называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв, различия в плодородии; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания.

Фронтальный

§ 15, стр 93-97

10.12

28

Закономерности распространения почв

1

Практикум

Закономерности распространения почв.

Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.

Фронталь-ный

§ 16, стр 98-100, вопросы и задания, стр 100

12.12

29

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель.

1

Работа с рисунками и схемой учебника, картой.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.

Знать о типах почв и почвенных ресурсах России; о необходимости проведения мелиорации земель; борьбе с эрозией и загрязнением почв.

Уметь работать с картой, определять почвы равнинных территорий; понимать, какие изменения происходят с почвой в процессе хозяйствования, эрозий и загрязнения почв.

Фронталь-ный

Индиви-дуальный

§ 17, стр 100-104

17.12

30

Особенности почв Республики Татарстан и Заинского района

1

Практи-ческая работа, слайдовая презентация

Особенности почв своего региона и своей местности

Знать условия почвообразования основных типов почв, особенности почв своего региона и своей местности.

Уметь рассказывать об особенностях почв своего региона и края.

Индиви-дуальный

Слайд-презентации «Особенности почв своего региона и своей местности»

19.12

31

Обобщение по теме «Почва и почвенные ресурсы». Практическая работа № 9

1

Практи-ческая работа

Условия почвообразования основных типов почв.

Пр/р № 9. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами своей местности.

Знать условия почвообразования основных типов почв.

Уметь определять количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности; давать оценку плодородию.

Письменный, индивидуаль-ный

Вопрос 4,

стр 104

24.12

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (7 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

дата

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

план

факт

32

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик.

1

Семинар, слайды

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик.

Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Знать особенности растительного и животного мира природных зон России, видовое разнообразие и факторы, определяющие его облик.

Уметь приводить примеры видового разнообразия, факторы, определяющие облик растительного и животного мира их значение в жизни людей

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§18, стр 105-108


26.12

33

Биологические ресурсы, их рациональное использование.

1

Семинар, слайдовая презентация

Биологические ресурсы, их рациональное использование





Знать о биологических ресурсах, их рациональном использовании.

Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§19, стр 112 - 115

14.01

34

Меры по охране растительного и животного мира России.

Практическая работа № 10

1

Практи-ческая работа.

.

Меры по охране растительного и животного мира России.

Пр/р № 10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса

Знать меры по охране растительного и животного мира России.

Уметь составлять прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса

Письменный индиви-дуальный

§ 19.

Вопросы и задания,

стр 112

16.01

35

Растительный и животный мир

Республики

Татарстан

1

Практи-ческая работа, слайды



Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

Знать биологические ресурсы, их рациональное использование; меры по охране растительного и животного мира; растительный и животный мир своего региона, своей местности. Уметь приводить примеры растительного и животного мира своего региона, своей местности

Фронталь-ный

§19, стр 112-114

21.01

36

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия России и Татарстана.

1

Практи-ческая работа, слайды

Особо охраняемые природные территории. Заповедники и национальные парки России. Памятники всемирного природного и культурного наследия.

Знать особо охраняемые природные территории, памятники всемирного природного и культурного наследия.

Уметь рассказывать о заповедниках и национальных парках России.

Фронталь-ный

§19, стр 114-115

23.01

37

Природно-ресурсный потенциал России

1

Практи-ческая работа

Природно-ресурсный потенциал России. Особенности размещения природных ресурсов.

Уметь объяснять особенности размещения природных ресурсов.

Фронтальный

§ 20, вопросы и задания,

стр 120-121

28.01

38

Контрольное обобщение по теме «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы».

1

Контроль знаний

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Уметь характеризовать растительный и животный мир, биологические ресурсы

Письменный тест и инди-видуальный опрос

Вопрос 13, стр 121

30.01

Раздел II. Природные комплексы России (27 часов)

Тема 1. Природное районирование (7 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

дата

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

39

Формирование природных комплексов - результат длительного развития географической оболочки Земли.

1




Практи-ческая работа, диалог

Природное районирование.

Формирование природных комплексов - результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.

Знать о формировании природных комплексов.

Уметь различать ПТК; объяснять физико-географическое районирование.

Фронтальный

§ 21, стр 124-126, вопросы, стр 126

04.02

40

Моря как крупные природные комплексы

1

Практи-ческая работа, слайдовая презентация

Моря как крупные природные комплексы.

Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека.

Знать моря как крупные природные комплексы.

Уметь приводить естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 22, стр 127-129, вопросы, стр 129

06.02

41

Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс.


1

Практи-ческая работа, диалог

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов.

Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о природных зонах.


Знать взаимосвязь компонентов природной зоны как природного комплекса.

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; приводить примеры рационального и нерационального природопользования.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 23, стр129-135

11.02

42

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр.

Практическая работа № 11

1

Беседа. Практи-ческая работа

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесо-тундр.

Пр/р № 11.

Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору

Знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь.

Уметь давать сравнительную характеристику двух природных зон России (по выбору

Письменный, индивидуальный

§ 24, стр 135-139, вопросы, стр 139 (по выбору)

13.02

43

Характеристика лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь.

1

Практи-ческая работа, диалог

Характеристика лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь.

Зона смешанных и широколиственных лесов, лесостепной зоны.

Знать зону смешанных и широколиственных лесов, лесостепной зоны, полупустынь и пустынь.

Уметь объяснять причину смены тайги смешанными и широколиственными лесами, роль человека в разнообразии природных зон.

Фронтальный

§ 25, стр 139-144, вопросы по выбору, стр 144

18.02

44

Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места.

1

Практи-ческая работа

Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.


Знать и уметь объяснять высотную поясность, природные ресурсы зон и их использование, от чего зависит набор высотных поясов; роль гор на жизнь и здоровье человека.

Фронтальный

§ 26, стр 144-148, вопросы 6,7 стр 148

20.02

45

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Практическая работа № 12

1

Практи-ческая работа

Природное районирование. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

Пр/р № 12.

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России

Знать и уметь выделять природное районирование, принципы выделения крупных природных регионов территории России; характеризовать природную зону своей местности и ее экологические проблемы.

Письменный индиви-дуальный

Итоговые задания по теме, стр 148-149

25.02

Тема 2. Природа регионов России (20 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

дата

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

План

факт

46

Природа регионов России. Русская (Восточно-Европейская) равнина

1

Практи-ческая работа

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое

положение. Особенности природы.


Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы Русской (Восточно-Европейской) равнины;

объяснять зависимость природы объекта от географической широты и результаты влияния внешних сил на современный рельеф равнины.

Фронталь-ный индиви-дуальный

§ 27, индиви-дуальные задания,

стр 157

27.02

47

Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал Русской равнины.

1

Семинар, диалог, работа с учебником

Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал Русской равнины.

Самый освоенный регион России.

Знать особенности природных комплексов Русской равнины.

Уметь объяснять влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 28, стр 158-165

03.03

48

Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

1

Семинар, диалог, работа с учебником

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Памятники природы.

Уметь объяснять проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 29, стр 166-169, вопрос по выбору, стр 169

05.03

49

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа.

1

Виртуаль-ное путе-шествие, слайды

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые.

Знать географическое положение, особенности геологического строения и рельефа, полезные ископаемые Северного Кавказа.

Уметь объяснять географическое положение, особенности геологического строения и рельефа, полезные ископаемые Северного Кавказа.

Фронталь-ный индиви-дуальный

§ 30, стр 170-178

10.03

50

Природные ком-плексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность чело-века.

1

Практи-ческая работа

Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Знать природные комплексы Северного Кавказа.

Уметь объяснять их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Фронталь-ный


§ 31, стр

178-181, задание 3, 4 по выбору

12.03

51

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала.

1

Практи-ческая работа, сообщение учащихся

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различие природы Пред-уралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала.

Знать различие природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала.

Уметь объяснять влияние географического положения на природу Урала; раскрывать своеоб-разие природы Урала.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 32, стр181-186

17.03

52

Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы Урала.


1

Слайды, решение проблем-ных зада-ний, работа с контурной картой

Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.

Знать геологическое строение и полезные ископаемые.

Уметь отмечать на контурной карте полезные ископаемые; объяснять экологические проблемы и называть природные уникумы.

Индиви-дуальный

§ 33, 34, стр187-197

19.03

53

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения и своеобразие природы

1

Практико-ориенти-рованное изложение нового материала

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории.


Знать особенности географического положения, своеобразие природы, континентальность климата.

Уметь объяснять размещение полезных ископаемых и отметить их на контурной карте; причины заболоченности Западно-сибирской равни-ны; описывать природные ресурсы и условия их осво-ения.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 35, стр 197-204, задание 2, стр 204

31.03

54

Природные зоны Западно-Сибир-ской равнины. Природные ре-сурсы и условия их освоения.

1

Практикум


Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения.

Знать природные зоны Западно-Сибирской равни-ны.

Уметь объяснять природные ресурсы и условия их освоения.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 36, стр 204-208, вопрос 5, стр 208

02.04

55

Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы.

1

Слайдовая презента-ция, диалог

Восточная Сибирь. История освоения, специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата.

Знать специфику природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири, суровость природы терри-тории.

Уметь давать характеристику природным районам, крупнейшим рекам, озёрам и горам Восточной

Сибири.

Фронталь-

ный, индиви-дуальный

§ 37, стр 208-215

07.04

56

Природные районы. Крупнейшие реки России

1

Изложе-ние нового материала на основе слайдов, работы с картами

Природные районы. Крупнейшие реки России.

Знать природные районы, крупнейшие реки России.

Уметь описывать природные районы и крупнейшие реки России, показывать на карте и отмечать на контурной карте.

Фронталь-

ный, индиви-дуальный

§ 38, стр 215-223, задания, стр 223

09.04

57

Жемчужина

Сибири - Байкал

1

Изложе-ние нового материала на основе слайдов и сообще-ний уча-щихся.

Жемчужина

Сибири - Байкал.

Знать о Байкале - жемчужине Сибири.

Уметь раскрывать особенности уникального озера и значение Байкала в хозяйственной жизни человека.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 39, стр 225-229

14.04

58

Природные ре-сурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Природные уникумы.

1

Практико-ориенти-рованное изложение нового материала

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатства. Природные уникумы

Знать природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения, историю освоения края и открытия его богатства.

Уметь описывать природные ресурсы Восточной Сибири, рассказывать о природных уникумах.

Фронтальный

§ 40, стр 229-233

16.04

59

Природные ус-ловия ресурсов одного из регио-нов России.

Практическая работа № 13

1

Практи-ческая работа

.

Природные условия ресурсов одного из регионов России

Пр/р № 13

Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека

Уметь оценивать природные условия и ресурсы одного из регионов России, прогнозировать изменения в результате хозяйственной деятельности человека.


Письменный

Стр 233-235

21.04

60

Дальний Восток. Географическое положение. Осо-бенности рельефа и геологического строения территории

1

Практико-ориенти-рованное изложение материала

Дальний Восток Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории.

Знать географическое положение, особенности рельефа и геологического строения территории Дальнего Востока.

Уметь давать характеристику географическому положению, рельефу, геологическому строению территории Дальнего Востока.

Фронтальный

§ 41, стр 235-238, задание 5, стр 238

23.04

61

Горы Камчатки и Курильских островов - самые молодые горы России.

1

Практико-ориенти-рованное изложение материала

Горы Камчатки и Курильских островов - самые молодые горы России

Уметь показывать на карте и отмечать на контурной карте горы Камчатки и Курильских островов.

Фронтальный

Задание 5, стр 238

28.04

62

Муссонный климат. Реки и озёра.

1

Практико-ориенти-рованное изложение материала

Муссонный климат. Реки и озёра.

Знать, что такое муссонный климат; реки и озера.

Уметь объяснять муссонный климат, показывать на карте и отмечать на контурной карте реки и озера Дальнего Востока.

Фронтальный

§ 42. Индиви-дуальные задания по контурной карте

30.04

63

Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления.

1

Практи-кум

Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления

Уметь объяснять причины своеобразия природных зон, стихийные природные явления.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

Слайдовая презентация о Дальнем Востоке

05.05

64

Природный ресурсный потенциал Дальнего Востока. Природные уникумы.

1

Исследо-вание

Природный ресурсный потенциал Дальнего Востока. Природные уникумы.

Уметь раскрывать природный ресурсный потенциал, рассказывать природные уникумы Дальнего Востока.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 42, 43, индиви-дуальные задания.

07.05

65

Обобщение по теме «Природа регионов России».

Практическая работа № 14

1

Практическая работа, тест

Природа регионов России. Взаимодействие природы и общества в одном из регионов России.

Пр/р № 14.

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов (например, в Татарстане)

Уметь составлять характеристику взаимодействия природы и общества

Письменный

Повторить тему «Природа регионов России»

12.05

Раздел III. Человек и природа (3 часа)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятеь-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

дата

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

План

факт

66

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа № 15

1

Практическая работа

Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу.

Пр/р № 15.

Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов.

Знать законы об охране природы;

антропогенное воздействие на природу.

Уметь объяснять влияние природных условий на жизнь и здоровье человека, антропогенное воздействие на природу.

Письменный

§ 44, 45 стр256-267

14.05

67

Рациональное природопользо-вание. Практическая работа № 16


1

Практическая работа

Географический прогноз. Мониторинг.

Особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Пр/р № 16 Составление карты «Природные уникумы России»

Знать рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании.

Письменный

§ 46, стр 267-271,

знать природные уникумы

19.05

68

Экологическая ситуация в России

Практическая работа № 17


1

Практическая работа

Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал в России. Экологическая ситуация в своей области.

Пр/р № 17

Характеристика экологического состояния одного из регионов России

Например Татарстана

Уметь составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

Письменный

§ 47,

стр 271-278

21.05

69

Промежуточная аттестация- контрольный итоговой тест

тест

Письменный

Повторить

26.05

70

Обобщение и повторение «Природа России»

Рациональное природопользование. Роль географической науки в опти-мизации отношений «природа и общество».

Знать законы об охране природы;

антропогенное воздействие на природу.

Уметь объяснять влияние природных условий на жизнь и здоровье человека, антропогенное воздействие на природу.

«Природа регионов России»

28.05



© 2010-2022