- Преподавателю
- География
- Географические открытия 6 класс
Географические открытия 6 класс
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пасынкова Н.Ш. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «История географических открытий» предназначена для 6-х классов общеобразовательных учреждений.
В ХХ веке в науке произошли глубочайшие изменения в исследовании проблем истории географических открытий. Были созданы новые подходы, концепции, теории и гипотезы. Новые научные идеи проникли и отразились в содержании образования. Актуальность предлагаемой программы определяется и общественно значимой ролью историко-географической и картографической культуры в системе национального образования, необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории географических открытий и их значении во всемирном историко-культурном процессе.
Цель программы - формирование историко-географической культуры обучающихся через изучение истории географических открытий с древнейших времен до наших дней с тем, чтобы способствовать социокультурному и естественнонаучному направлениям профессионального самоопределения обучающихся.
Задачи программы: сформировать знания о сущности, содержании, закономерностях истории географического изучения Земли, наиболее выдающихся деятелях истории географических исследований и открытий; развивать интерес к изучению географических исследований, географии, картографии, литературы и истории, стимулировать использование в учебном процессе информационных технологий и Интернета, воспитывать у учащихся на основе изучения историко-географического материала чувства уважения к культурам разных народов и континентов, а так же личной сопричастности к истории географических открытий.
Содержание программы. В основу настоящей программы положена история развития географических знаний, структурированная по культурологическому и хронологическому принципам.
Программа «От морских путешествий к карте» предполагает организацию деятельности обучающихся от самостоятельного исследовательского поиска к овладению элементарными навыками картографии.
Структура программы
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на проведение практических и теоретических занятий с детьми 11-13 лет на протяжении одного года обучения: 6 класс, 35 часов (1 час в неделю).
Используемые методы: эвристическая беседа, диалог, исследовательский, работа по карте, практический (картографический и мультимедийный).
Виды работы: история путешествий, анализ географических карт, коллективная и самостоятельная работа с картой, изучение легенды карт, сопоставительный анализ, составление картосхем и презентаций. Использование потенциала межпредметных связей истории и географии.
Основные формы работы: групповая, индивидуальная.
Прогнозируемые результаты:
Привитие обучающимся прочных умений и навыков по географии и истории, обеспечение безошибочного определения направлений путешественников, овладение нормой практического применения и создания карт, повышение культуры устной речи и развитие навыков работы с современными техническими средствами.
Осваивая картографические приёмы, обучающиеся приобретают опыт создания реальных и виртуальных картосхем путешествий.
Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (итоговая конференция и выставка работ учащихся).
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
Вводное занятие. Великие географические открытия. Особенности морской терминологии
1
2.
Открытие материков планеты
6
3.
Теория дрейфа материков
2
4.
Кругосветное плавание И.Ф. Крузенштерна и
Ю.Ф. Лисянского
2
5.
Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева к берегам Антарктиды
2
6.
Путешествие Васко да Гамма
1
7.
Открытие Америки Х. Колумбом
1
8.
Семен Дежнев
1
9.
Путешествие А. Никитина
1
10.
Экспедиция Г.И. Невельского
1
11.
История освоения русскими моряками арктических морей.
1
12.
Северные экспедиции В. Беринга и А.И. Чирикова
1
13.
Трагическая экспедиция Г.Я. Седова к Северному полюсу
1
14.
Витус Беринг
1
15.
Джеймс Кук
1
16.
Современный путешественник Жак ив Кусто
1
17.
Открытие Крыма
1
18.
Русский путешественник Ф.Конюхов
1
19.
Всемирное наследие Юнеско
5
20.
Моя Россия
2
21.
Итоговое занятие.
2
Всего : 35 часов
Содержание программы:
1. Вводное занятие. Великие географические открытия. Особенности морской терминологии.
Великие географические открытия. Плавания Х. Колумба. Кругосветное плавание Ф. Магеллана - С. Эль-Кано. Кругосветные плавания на русских парусных судах: В.М. Голвин (1807 г., шлюп «Диана», О. Е. Коцебу (1815 г., бриг «Рюрик»). Особенности морской терминологии.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (по выбору учащихся)
2. Открытие материков планеты.
Кругосветные путешествия мореплавателей. Открытие и освоение новых земель.
3. Теория дрейфа материков.
4. Кругосветное плавание И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
Цели, задачи, маршрут первого русского кругосветного плавания на шлюпе «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна и на шлюпе «Нева» под командованием Ю.Ф. Лисянского (1803 г.). Особенности погодных условий при кругосветном плавании. Открытие новых земель.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения - материальная/виртуальная - по выбору учащихся)
5. Экспедиции Ф.Ф. Белллинсгаузена и М.П. Лазарева к берегам Антарктиды.
Цели и задачи первой русской экспедиции к берегам Антарктиды на шлюпе «Восток» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и на шлюпе «Мирный» под командованием М.П. Лазарева (1819 г.). Научные и хозяйственные результаты экспедиции.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения - материальная/виртуальная - по выбору учащихся)
6. Путешествия Васко да Гамма.
Знакомство с путешественником. Цели, задачи экспедиции
7. открытие Америки Х.Колумбом.
Знакомство с путешественником. Цели, задачи экспедиции.
8. Семен Дежнев.
Знакомство с путешественником.
9. Путешествие А. Никитина.
История путешествия А.Никитина.
10. Экспедиция Г.И.Невельского.
Знакомство с Г.И.Невельским. История экспедиции.
11. История освоения русскими моряками арктических морей.
История похода С.И. Дежнёва и Ф.А. Попова на кочах по северным морям (ХVII в.). Научные и хозяйственные результаты походов.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения - материальная/виртуальная - по выбору учащихся)
12. Северные экспедиции В. Беринга и А.И. Чирикова.
Цели и задачи экспедиций В. Беринга и А.И. Чирикова (ХVIII в.) Особенности маршрутов. Хроника событий и период экспедиций. Научные и хозяйственные результаты экспедиций.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения - материальная/виртуальная - по выбору учащихся)
13. Трагическая экспедиция Г.Я. Седова к Северному полюсу.
Цели и задачи экспедиции Г.Я. Седова (1912 г.) на шхуне «Св.Фока». Особенности маршрута. Хроника событий от начала до окончания экспедиции.
Практическая работа: создание картосхем путешествий (форма исполнения - материальная/виртуальная - по выбору учащихся)
14. Витус Беринг
Знакомство с Витусом Берингом. Цели и задачи экспедиции.
15. Джеймс Кук
Знакомство с Д.Куком. История его исследований , путешествий и открытий.
16. Современный путешественник Жак ив Кусто
Биография Ж.И.Кусто и его исследования.
17. Открытие Крыма
Знакомство с историей Крыма.
18. Русский путешественник Ф.Конюхов
Биография Ф.Конюхова.
19. Всемирное наследие Юнеско
Знакомство с объектами наследия Юнеско.
20. Моя Россия
Памятные места нашей Родины.
21. Итоговая конференция и выставка работ учащихся.
Подготовка и проведение конференции и выставки по итогам работы. Оформление пристендовых материалов, отражающих историю кругосветных и арктических плаваний русских моряков.
Практическая работа: проведение конференции и выставки-презентации лучших работ учащихся.
Материально-техническое оснащение
1. Настенные карты: «Великие географические открытия», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Арктика», «Антарктида», «Тихий океан» и т.д.
2. Географические атласы.
3. Контурные карты.
4. Компьютер.
5. Интерактивная доска.
6. Энциклопедии, справочники, учебные пособия.
7. Наборы канцелярских принадлежностей.
8. Презентации, подготовленные учителем.
9. Галерея портретов мореплавателей.
Список литературы:
1. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры: история географических идей. Ред. А. Г. Исаченко. - М., 1988.
2. Исаченко А. Г. Развитие географических идей. - М., 1971.
3. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. - М., 1983-1986 гг.
4. Максаковский В. П. Историческая география мира. - М., 1997.
5. Митяева А. Книга будущих адмиралов/ А. Митяева. - М., 2010.
6. Мукитанов Н. Г. От Страбона до наших дней. - М., 1985.
7. Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. - М., 1989.
8. Творцы отечественной науки. Географы. - М., 1996.
9. Томилин А.Н. Как люди открывали землю. - Л., 1987.
10. Энциклопедический словарь юного географа - краеведа. - М.,1981.
11. Интернет-ресурсы.