- Преподавателю
- География
- Календарное планирование кружка Естественнонаучная грамотность
Календарное планирование кружка Естественнонаучная грамотность
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тулегенова Б.С. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ӘБ отырысында қаралды Бекітемін
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю
Хаттама № ___________ №40 НМ директоры
Протокол № ___________ М.Сыздыков
Директор ОШ № 40
М. Сыздыков___________
Үйірме жұмыстарының
тақырыптық күнтізбе жоспары
Календарно- тематическое планирование
кружковых занятий
Сабақтар Естественнонаучная грамотность
Уроков____________________________________________________________
Сынып 5-8
Класс_____________________________________________________________
Мұғалім
Учитель Тулегенова Бахытгул Сандыбаевна
Сабақтар саны
Количество часов 34
Аптасына
В неделю 1
Оқулық
Учебник__________________________________________________________
__________________________________________________________________
Учебная программа кружка «Естественнонаучная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области естествознания.
Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Кружок организуется для учащихся 5-9 х классов. Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
-
Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
-
Добавлены практические работы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания и географии
Курс, рассчитанный на 34 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, географии, химии, физике, биологии.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
-
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
-
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
-
Ознакомление с правилами поведения в природе;
-
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
-
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
-
Развитие навыков общение и коммуникации.
-
Развитие творческих способностей ребенка.
-
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
-
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
-
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
-
Воспитывать интерес к миру живых существ.
-
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
-
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-14 лет.
-
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
-
Количество часов - 1 учебный час в неделю. За год 34 занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
-
Групповая
-
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе.
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с дополнительной литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Исследовательские методы ( работа с микроскопом, эксперименты, опыты).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
-
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
-
повышение коммуникативности;
-
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению предметов естественного цикла;
-
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
-
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки;
-
ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
В соответствии с данной программой разработан тематический план. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников.
На занятиях
-
приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации,
-
учатся проводить опыты, наблюдения,
-
разрабатывают буклеты и создают презентации
-
развивают свои творческие способности при оформлении.
Календарно - тематическое планирование
«Удивительное рядом или за страницами учебника»
№ п./п.
Тема занятия
Содержание занятия
Наглядные
пособия
Кол
час
сроки
Введение (1 час)
Игра «Удивительные загадки природы»
Презентация
1
Удивительное: звезды, планеты, астрономия (5 часов)
Что такое Вселенная. Как люди представляют Вселенную.
Строение Вселенной, различные взглядах на модель Вселенной;
вклад Аристотеля, Птолемея, Коперника, Бруно и Г.Галилея в развитие науки.
1
Путешествие по Солнечной системе.
Современная модель Вселенной, состав Солнечной системы (планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеоры, метеориты);
Схема и модель Солнечной системы; рисунки Солнечной системы, учебная презентация
1
Незваные гости в Солнечной системе (астероиды, кометы, метеоры, метеориты)
1
Желтый карлик - Солнце.
Солнечная активность и ее влияние на жизнь и здоровье людей
Рисунки, презентация
1
Что нам звезды говорят? (Созвездия)
Галактики, звездное небо, многообразием мира звезд, созвездиями, звездная карта;
Атласы и карты звёздного неба; презентация
1
Удивительное и биология (12 часов)
Игра «Загадки из учебника биологии»
1
Природа под микроскопом.
Практическая работа
1
Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас.
«Рассматривание клеток под микроскопом»
1
Удивительные растения
вокруг нас.
1
О чем шепчутся деревья?
1
Оранжерея на окне
Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.
1
В непознанном мире грибов.
1
Прогулки с монстрами (животные прошлого)
CД - диск «Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров»
1
Загадки животного мира.
1
Человек. А что внутри?
1
Человек в цифрах.
Практическая работа
«Изучение некоторых характеристик»
1
Как человек изменил Землю. О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.
Экологические проблемы человечества, пути их решения
Удивительное и география (7 часов)
11
19
Волшебная шкатулка (горные породы и минералы)
Отличие горных пород от минералов;
Виды горных пород, применение
коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.
1
20
Практическая работа «Описание горных пород и минералов»
21
Вулканы. Истории крупных извержений. Землетрясения.
Кинофильмы «Землетрясения»,
«Вулканы»,
1
22
Интересная погода. Смерчи и ураганы.
Откуда появляется ветер? Осадки.
Погода. Прогноз погоды.Ураганы, торнадо, смерчи.
23
Ориентирование на местности или как не потеряться…
Компас, ориентирование по звездам, азимут, план местности, условные знаки.
1
24
Путешествие капельки воды.
Круговорот воды. Океан. Океанское дно.
Течения и приливы. Что такое волны?
Исследования океана.
1
Удивительное и химия (4 часа)
25
ЕЕ Величество Вода.
Практическая работа «Определение качества воды»
Вода - уникальное вещество.
Вода и жизнь людей.
видеофильм
1
26
Вещества на кухне.
Практическая работа «Выращивание кристалла медного купороса»
Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры) Меры безопасности при обращении с этими веществами.
Вода, соль
1
1
27
Химия чистоты и красоты.
Средства личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком(мыло, парфюмерия).
Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры безопасности при обращении с ними.
1
28
Осторожно, еда!
Практическая работа «Определение качества пищи»
1
Удивительное и физика (4 часа)
29
Звук вокруг
Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе, медицине и технике. Удивительное эхо. Летучая мышь и дельфин на охоте.
1
30
В мире электрических зарядов.
Электризация тел - причины, использование в технике. Гроза. Какие бывают молнии.«Паспортные данные» линейной молнии. Как выглядит шаровая молния? Опасна ли молния?
1
31
Свет, мой лампочка!
Свойства света и его роль в природе и технике. Видимые и невидимые излучения. Загар. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание. Удивительное в солнечных закатах.
1
32
Биофизика и человек.
Познай самого себя (рост, скорость, размеры сердца и сосудов, плотность мускулов и костей, глазомер, относительная сила человека и животных и т. д
1
Повторение и обобщение (2 часа)
33
Игра - обобщение «Хочу все знать»
1
34
Создание и защита буклета «Удивительное в …»
1