Технологическая карта урока географии на тему Градусная сеть (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Матвеева Н.М., учитель географии МБОУ «СОШ №7» г.Сафоново Смоленской области

Технологическая карта урока географии

Предмет

География

Класс

6 класс

Учитель

Матвеева Н.М.

Тема урока

Градусная сеть

Тип урока

Урок изучения нового материала

Авторы УМК

Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о градусной сети на глобусе и карте, параллелях и меридианах; создать условия для формирования умений работать на контурной карте, определять направления и расстояния по карте

Образовательные ресурсы

Электронные приложения издательств «Русское слово», «Сферы», «Полярная звезда»: Градусная сеть. Параллели и меридианы; видеофрагмент; интерактивная презентация; географический практикум в программе Hot Potatoes

План урока

1.Экватор, полушария, полюса.

2.Меридианы и параллели.

3.Градусная сеть.

4.Составление заданий на определение направлений по карте.

5.Работа на контурной карте.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Основные понятия

Экватор, начальный (нулевой Гринвичский) меридиан, полушария, полюса, параллели, меридианы, градусная сеть

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Давать определения терминов и понятий по тематике урока; называть и показывать на картах и глобусе экватор, начальный меридиан, полюсы, полушария (Северное, Южное, Западное, Восточное); определять направления и расстояния по карте; находить и называть сходства и различия элементов градусной сети на глобусе и карте.

Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; анализу и обобщению тематического материала; формулировке выводов.

Коммуникативные: кратко излагают своё мнение, аргументируя его; формулируют свои мысли в устной и письменной форме; участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.

Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; выдвигают гипотезы; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально; оценивают достигнутые результаты.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и к географии в целом; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают результат учебной деятельности, причины её успешности или неуспешности.

Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

1. Мотивация у учебной деятельности (2 мин)

Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Включаются в работу, обсуждают тему и цели урока, вспоминают известный материал по теме урока

2.Актуализация знаний

Демонстрация видеофрагмента «Форма Земли, главные линии на карте»

Организует работу учащихся

Вспоминают материал о форме Земли, учебные понятия «экватор, полушария, полюсы»

Устные ответы

3.Изучение нового материала

Работа с электронными приложениями, интерактивной презентацией

Организует работу с электронными приложениями, интерактивной презентацией, комментирует новый материал, организует работу с картой и глобусом (Приложение 1)

Знакомятся с новым учебным материалом, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, работают с картой и глобусом

Устные ответы

4.Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Работа с картой, глобусом, тестами географического практикума, на контурной карте

Организует работу с картой, глобусом, на интерактивной доске с географическим тестом (Приложение 2)

Отвечают на вопросы учителя, работают с заданиями на карте, с глобусом, выполняют на интерактивной доске тест, задания интерактивных приложений, работают с заданиями на контурной карте (Приложение 3)

Устные ответы, работа на контурной карте

5.Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает учащимся определить степень достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность

Выясняют степень достижения поставленных на уроке целей, рефлексируют свою деятельность (Приложение 4), задают вопросы учителю по материалу урока.

Оценивание работы учащихся на уроке, комментирование оценок

6.Домашнее задание

§ 2, записи в тетрадях

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю по домашнему заданию

Приложение 1

  1. Мотивация к учебной деятельности - слайд 1-3 интерактивной презентации, показывают тему урока, цели и стихотворение, соответствующее содержанию урока, запускаются по щелчку мыши.

  2. Изучение нового материала - слайд 4 показывает основные географические термины урока, на которые установлены гиперссылки, переходя по которым раскрывается содержание понятия.

Технологическая карта урока географии на тему Градусная сеть (6 класс)

Слайд 5 - «Полюса Земли» сопровождается речью диктора, на физической карте полушарий анимацией по щелчку мыши выделяются полюса Земли. В нижнем правом углу на слайде находится возвратная кнопка в виде ориентира направлений на слайд 4 с гиперссылками.

Технологическая карта урока географии на тему Градусная сеть (6 класс)

Слайд 6 - «Экватор» сопровождается речью диктора, на физической карте полушарий анимацией по щелчку мыши выделяется экватор и полушария Земли. По возвратной кнопке - переход на слайд 4.

Технологическая карта урока географии на тему Градусная сеть (6 класс)

Слайд 7 - «Гринвичский (нулевой) меридиан - сопровождается речью диктора и по щелчку мыши выделяется нулевой меридиан на карте полушарий. По возвратной кнопке - переход на слайд 4.

Слайд 8-9 - «Меридианы», «Параллели» - сопровождается речью диктора, анимацией выделяются меридианы и параллели по щелчку мыши, на слайде 9 стрелками показаны самая длинная и самая короткая параллели. По возвратной кнопке - переход на слайд 4.

Слайд 10 - «Градусная сетка» по щелчку мыши открывается видеофрагмент «Образование градусной сетки», далее по щелчку запускается речь диктора.

Градусная сетка состоит из меридианов и параллелей и покрывает весь земной шар.

Далее работаем с картой и глобусом, обучающиеся делают вывод о форме параллелей и меридианов, а также разной их длине, объясняют это тем, что Земля имеет форму - геоид.

Далее учимся определять направления и расстояния по карте.

Используется материал интерактивных приложений как конкретизация знаний и их закрепление по материалу урока.

Приложение 2

Работа с картой, глобусом, на интерактивной доске с географическим тестом из географического практикума по данной теме.

Задания для работы с картой и глобусом:

  1. Назовите и покажите, какие материки пересекает экватор;

  2. Назовите и покажите, какие материки пересекает начальный меридиан;

  3. В каких полушариях находятся океаны: Тихий, Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический;

  4. В каких полушариях находится остров Гренландия, остров Мадагаскар;

  5. Какие географические объекты занимают околополюсное положение.

К этому уроку мною разработан Географический практикум на повторение и оценивание знаний обучающихся в программе

Hot Potatoes.

Тест «Градусная сетка», где даны вопросы по теме с ответами. Обучающийся должен выбрать правильный ответ из перечисленных; программа проверит правильность выполнения теста и выдаст оценку в процентах; укажет на ошибки. Также возможно подумать и исправить неправильный ответ.

Технологическая карта урока географии на тему Градусная сеть (6 класс)

Приложение 3

Задания для работы на контурной карте по данной теме направленные на первичное осмысление и закрепление изученного материала:

На контурной карте обозначить:

  1. синим цветом - экватор;

  2. красным цветом - начальный меридиан;

  3. зелёным цветом - 180- меридиан;

  4. чёрным - полюсы Земли;

  5. провести меридианы 10 0, 100 0, 140 0 в восточном полушарии, меридианы 50 0, 70 0 в западном полушарии;

  6. провести параллели 20 0, 50 0, 80 0 в южном полушарии, параллели 30 0, 60 0 в северном полушарии;

  7. красным цветом подписать материки, которые пересекает экватор;

  8. синим подписать материк и океан, через которые проходят все меридианы Земли;

  9. зелёным подписать материки, которые не пересекаются ни экватором, ни 0 - меридианом, ни 180 - меридианом.

Приложение 4

На этапе Рефлексии обучающимся предлагается устно или письменно( на листочках) продолжить фразу:

1) на уроке я работал активно / пассивно;

2) своей работой на уроке я доволен / не доволен;

3)за урок я не устал / устал;

4)мое настроение стало лучше / стало хуже;

5)материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен;

6)какую оценку я ставлю себе за работу на урок



© 2010-2022