- Преподавателю
- География
- Технологическая карта урока географии на тему Градусная сеть (6 класс)
Технологическая карта урока географии на тему Градусная сеть (6 класс)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матвеева Н.М. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Матвеева Н.М., учитель географии МБОУ «СОШ №7» г.Сафоново Смоленской области
Технологическая карта урока географии
Предмет
География
Класс
6 класс
Учитель
Матвеева Н.М.
Тема урока
Градусная сеть
Тип урока
Урок изучения нового материала
Авторы УМК
Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский
Цели деятельности учителя
Способствовать формированию представлений о градусной сети на глобусе и карте, параллелях и меридианах; создать условия для формирования умений работать на контурной карте, определять направления и расстояния по карте
Образовательные ресурсы
Электронные приложения издательств «Русское слово», «Сферы», «Полярная звезда»: Градусная сеть. Параллели и меридианы; видеофрагмент; интерактивная презентация; географический практикум в программе Hot Potatoes
План урока
1.Экватор, полушария, полюса.
2.Меридианы и параллели.
3.Градусная сеть.
4.Составление заданий на определение направлений по карте.
5.Работа на контурной карте.
Методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальные, фронтальные
Технология построения урока
Системно-деятельностный подход
Основные понятия
Экватор, начальный (нулевой Гринвичский) меридиан, полушария, полюса, параллели, меридианы, градусная сеть
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Давать определения терминов и понятий по тематике урока; называть и показывать на картах и глобусе экватор, начальный меридиан, полюсы, полушария (Северное, Южное, Западное, Восточное); определять направления и расстояния по карте; находить и называть сходства и различия элементов градусной сети на глобусе и карте.
Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; анализу и обобщению тематического материала; формулировке выводов.
Коммуникативные: кратко излагают своё мнение, аргументируя его; формулируют свои мысли в устной и письменной форме; участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.
Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; выдвигают гипотезы; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально; оценивают достигнутые результаты.
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и к географии в целом; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают результат учебной деятельности, причины её успешности или неуспешности.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Вызов
Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление
Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Рефлексия
Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
Структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы контроля
1. Мотивация у учебной деятельности (2 мин)
Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки
Включаются в работу, обсуждают тему и цели урока, вспоминают известный материал по теме урока
2.Актуализация знаний
Демонстрация видеофрагмента «Форма Земли, главные линии на карте»
Организует работу учащихся
Вспоминают материал о форме Земли, учебные понятия «экватор, полушария, полюсы»
Устные ответы
3.Изучение нового материала
Работа с электронными приложениями, интерактивной презентацией
Организует работу с электронными приложениями, интерактивной презентацией, комментирует новый материал, организует работу с картой и глобусом (Приложение 1)
Знакомятся с новым учебным материалом, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, работают с картой и глобусом
Устные ответы
4.Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Работа с картой, глобусом, тестами географического практикума, на контурной карте
Организует работу с картой, глобусом, на интерактивной доске с географическим тестом (Приложение 2)
Отвечают на вопросы учителя, работают с заданиями на карте, с глобусом, выполняют на интерактивной доске тест, задания интерактивных приложений, работают с заданиями на контурной карте (Приложение 3)
Устные ответы, работа на контурной карте
5.Итоги урока. Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений
Предлагает учащимся определить степень достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность
Выясняют степень достижения поставленных на уроке целей, рефлексируют свою деятельность (Приложение 4), задают вопросы учителю по материалу урока.
Оценивание работы учащихся на уроке, комментирование оценок
6.Домашнее задание
§ 2, записи в тетрадях
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю по домашнему заданию
Приложение 1
-
Мотивация к учебной деятельности - слайд 1-3 интерактивной презентации, показывают тему урока, цели и стихотворение, соответствующее содержанию урока, запускаются по щелчку мыши.
-
Изучение нового материала - слайд 4 показывает основные географические термины урока, на которые установлены гиперссылки, переходя по которым раскрывается содержание понятия.
Слайд 5 - «Полюса Земли» сопровождается речью диктора, на физической карте полушарий анимацией по щелчку мыши выделяются полюса Земли. В нижнем правом углу на слайде находится возвратная кнопка в виде ориентира направлений на слайд 4 с гиперссылками.
Слайд 6 - «Экватор» сопровождается речью диктора, на физической карте полушарий анимацией по щелчку мыши выделяется экватор и полушария Земли. По возвратной кнопке - переход на слайд 4.
Слайд 7 - «Гринвичский (нулевой) меридиан - сопровождается речью диктора и по щелчку мыши выделяется нулевой меридиан на карте полушарий. По возвратной кнопке - переход на слайд 4.
Слайд 8-9 - «Меридианы», «Параллели» - сопровождается речью диктора, анимацией выделяются меридианы и параллели по щелчку мыши, на слайде 9 стрелками показаны самая длинная и самая короткая параллели. По возвратной кнопке - переход на слайд 4.
Слайд 10 - «Градусная сетка» по щелчку мыши открывается видеофрагмент «Образование градусной сетки», далее по щелчку запускается речь диктора.
Градусная сетка состоит из меридианов и параллелей и покрывает весь земной шар.
Далее работаем с картой и глобусом, обучающиеся делают вывод о форме параллелей и меридианов, а также разной их длине, объясняют это тем, что Земля имеет форму - геоид.
Далее учимся определять направления и расстояния по карте.
Используется материал интерактивных приложений как конкретизация знаний и их закрепление по материалу урока.
Приложение 2
Работа с картой, глобусом, на интерактивной доске с географическим тестом из географического практикума по данной теме.
Задания для работы с картой и глобусом:
-
Назовите и покажите, какие материки пересекает экватор;
-
Назовите и покажите, какие материки пересекает начальный меридиан;
-
В каких полушариях находятся океаны: Тихий, Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический;
-
В каких полушариях находится остров Гренландия, остров Мадагаскар;
-
Какие географические объекты занимают околополюсное положение.
К этому уроку мною разработан Географический практикум на повторение и оценивание знаний обучающихся в программе
Hot Potatoes.
Тест «Градусная сетка», где даны вопросы по теме с ответами. Обучающийся должен выбрать правильный ответ из перечисленных; программа проверит правильность выполнения теста и выдаст оценку в процентах; укажет на ошибки. Также возможно подумать и исправить неправильный ответ.
Приложение 3
Задания для работы на контурной карте по данной теме направленные на первичное осмысление и закрепление изученного материала:
На контурной карте обозначить:
-
синим цветом - экватор;
-
красным цветом - начальный меридиан;
-
зелёным цветом - 180- меридиан;
-
чёрным - полюсы Земли;
-
провести меридианы 10 0, 100 0, 140 0 в восточном полушарии, меридианы 50 0, 70 0 в западном полушарии;
-
провести параллели 20 0, 50 0, 80 0 в южном полушарии, параллели 30 0, 60 0 в северном полушарии;
-
красным цветом подписать материки, которые пересекает экватор;
-
синим подписать материк и океан, через которые проходят все меридианы Земли;
-
зелёным подписать материки, которые не пересекаются ни экватором, ни 0 - меридианом, ни 180 - меридианом.
Приложение 4
На этапе Рефлексии обучающимся предлагается устно или письменно( на листочках) продолжить фразу:
1) на уроке я работал активно / пассивно;
2) своей работой на уроке я доволен / не доволен;
3)за урок я не устал / устал;
4)мое настроение стало лучше / стало хуже;
5)материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен;
6)какую оценку я ставлю себе за работу на урок