Статья для учителей географии и музыки

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

ЗАББАРОВА Г.Ф.

МБОУ «ВАСИЛЬЕВСКАЯ СОШ №3

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ»


В условиях перехода на стандарты нового поколения важную роль в формировании бережного отношения к природе играет школа. С дошкольного возраста дети знакомятся с окружающим миром, в начальных классах на уроках окружающего мира, краеведения, на занятиях внеурочной работы развивают навыки познания и общения с природой . В более старших классах на уроках биологии, географии ребята узнают о науке экологии, изучают экологические проблемы, пути их решения. В экологическом воспитании так же помогают и уроки изобразительного искусства, музыки, физики, химии. Ведь все эти науки, так или иначе соприкасаются с природой, они рассказывают о богатствах природы и призывают к ее охране.

Ступени системы непрерывного экологического образования нашли отражение в Законе РФ "Об охране окружающей природной среды" (2002): "В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации". Вопрос об экологическом воспитании учащихся в школе возник в связи с необходимостью решения проблемы улучшения и сохранения окружающей среды. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности.

Как научить детей отзываться на все это великолепие природы, проникаться до восторга ее смыслом и певучей гармонией? Как отдавать им вместе с сердцем свое зрение и слух, чтобы состоялся молчаливый, но многозначительный разговор с природой? Отыскание всякий раз ответов на эти вопросы и было решением важнейшей педагогической задачи воспитания природой. Важным способом эстетического воспитания является живое познание родного края. Чтобы полнее ощутить красоту родной земли, ее надо прошагать, остановиться, рассмотреть что-то, залюбоваться, подумать - эстетически созерцать мир. Красота, естественность красок природы вдохновляла многие века художников, музыкантов, архитекторов и скульпторов, поэтов и писателей на создание произведений искусства. Достаточно вспомнить картины И.И.Шишкина, И.И.Левитана, М.А.Врубеля, А.К.Саврасова, Н.К.Рериха, Х.Якупова, музыку П.И.Чайковского, А.Вивальди, Г.В.Свиридова, Э.Грига, поэзию А.С.Пушкина, С.Есенина. Как ярко и образно отражали эти великие люди природу, родные поля, леса, просторы родного края. И в современном мире природа продолжает наполнять произведения искусства своими новыми яркими красками.

Среди различных видов искусства большое значение в формировании экологической культуры принадлежит музыке. Музыка тончайший инструмент воздействия на чувства. Обладая способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души, она вызывает восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы. В музыке звучит красота окружающего мира. Она воспитывает бережное отношение к природе, облагораживает душу человека. Урок музыки в экологическом образовании детей играет очень важную роль. Ведь на уроках музыкального искусства ребята познают окружающий мир, природу, ее красоту через звуки, музыку. Именно на этом уроке у детей формируется гармонично-развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура через произведения искусства - живопись, музыку, поэзию. В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца - с молодым месяцем, ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню поэтичной, образной, нежной, веселой и грустной, величественной и шутливой [3,с.32]. Воспитывая в школьниках отношение к природе, раскрывая генетическую связь человека с природой, которая моделируется в образах искусства, необходимо из кладезя музыкального искусства выбрать наиболее впечатляющее произведение, отвечающие возможностям освоения школьниками разных возрастных групп (П. И. Чайковский "Как мой садик свеж и зелен", "Кукушка", "Мой Лизочек …" "Подснежник" из цикла "Времена года", "Осень" из этого же цикла, "На тройке"). Младшие школьники смогут почувствовать, как композитор М.Мусоргский в увертюре к опере "Хованщина" - "Рассвет на Москве - реке" создает картину раннего утра. В музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому русскому человеку, и трепет занимающейся зари, и звон колоколов. И вместе с тем эта музыка выражает неодолимое стремление природы к своему полному раскрытию, развитию. По существу - это гимн природе. [7,с.55]

В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения, эмоции. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить Пушкина с его особым отношением к осени, многих других русских поэтов, в творчестве которых природа занимала немалое место, - Фета, Тютчева, Баратынского, Блока; европейскую поэзию - Томсона (цикл из 4-х поэм "Времена года"). Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. О своей Первой симфонии П. Чайковский писал, что она создана под непосредственным впечатление по Чудскому озеру. Об этом говорят названия первой и второй частей: "Грезы зимней дороги", "Угрюмый край, туманный край". В музыке Л. Бетховена природа раскрывается через героическую борьбу страстей, через размышления о жизни и смерти. Непременные персонажи сказочных и романтических опер и балетов - Русалки, Наяды, Нимфы, Сильфиды - это олицетворенные образы природы. Все это на уроке музыки дает школьникам представление о природе, окружающем мире, которым пропитана музыка народная и музыка композиторская, о ее экологии, о ее необходимой защите. Необходимо на уроках музыки использовать наглядность, где изображена природа, а так же использовать беседы о природе, экологии, защите живого мира, флоры и фауны, о чистоте родного края. Пение песен на тему природы благотворно влияет на их отношение к живому миру. Для воспитания любви школьника к природе, к ее многообразной красоте, следует использовать разнообразные художественные средства, имеющиеся в арсенале искусства. Ведь в музыке образы природы звучат по - особому, неповторимо, утверждая и славя ее красоту и ценность.[5,с.129]

Жалки те люди, считал В.А.Сухомлинский, которые не имеют духовной опоры в своей жизни. Ребят нельзя оставлять ожесточенными или равнодушными. Человеческое равнодушие опасно и омерзительно, а детское - страшно. Чрезвычайно важно предотвратить очерствение души, притупление внимания к внешнему миру, остановку в духовном развитии детей.

Практическую разработанность вопросов экологического воспитания средствами музыки мы наблюдаем как в работе отдельных учителей музыки, так и в ряде программ по музыке. Например, в программе Критской, Сергеевой, Шмагиной. На одном из уроков по теме "Музыка осени" в 1-м классе, дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель"; фортепианная пьеса "Октябрь" П.И.Чайковского из цикла "Времена года", песни "Капельки" В.Павленко и "Скворушка прощается" Т.Попатенко. Музыкальные пейзажи, предлагаемые детям по теме "Музыка и ты", имеют одно общее свойство - трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Эти пьесы сочинили наши современники, композиторы 20 в.: "Пастораль" (из "Сюиты в старинном стиле" для скрипки и фортепиано) и "Наигрыш" - А.Г.Шнитке и т.д.

Мелодией гениального русского композитора М.П.Мусоргского открывается первый урок музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской. Слушается фрагмент вступления "Рассвет на Москве-реке" к опере "Хованщина", который рисует картину наступающего дня. В 3-м классе учащиеся знакомятся с романсами известных композиторов. Музыка М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига, поэзия А.Плещеева, живопись В.Марковой дают почувствовать им идиллическую картину вечернего покоя, тишины. [9,с.142] Искусство и природа не отделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.

В среднем звене учащимся предлагаются для прослушивания следующие музыкальные произведения: "Жаворонок" М.Глинки, "Поет зима, аукает" Г.Свиридова, "Рассвет на Москве-реке" М.Мусоргского. Сравниваются два произведения искусства: "Прелюдия соль мажор" С.Рахманинова и картина И.Левитана "Весна. Большая вода". Дети сами чувствуют, что музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью; определяют настроение картины, ощущают радостное ликование пробуждающейся природы родного края. Законы природных уравновешивающих связей и гармонические законы красоты взаимопроникают. И в основе экологии и эстетики природы лежит один и тот же всеобщий принцип естественной гармонии, раскрываемый разными способами. Эстетика природы, в свою очередь, проливает свет на сущность экологических процессов. Жизнь обязывает сегодня воспитывать у всех людей с детских лет эстетико-экологическое мировоззрение. Эстетико-экологическое сознание является сознанием подлинно общественным, гражданственным и деятельным. Оно предполагает практическую готовность сохранять радости, которые дарит нам природа, для себя и других людей, для всех грядущих поколений.

Экологическое воспитание средствами искусства прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо, формировать и повышать экологическую культуру, научиться неравнодушно воспринимать окружающий мир, научиться бережно относиться к природе. И все это возможно, благодаря искусству, музыке, живописи.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.Е.Экологическое воспитание средствами искусства/Г.Е.Абрамова. - Ярославль: Ярославский областной ИПК педагогических и руководящих работников,1998. - 76 с.

2. Асафьев Б.О русской природе и русской музыке/ Б.Асафьев//Искусство в школе. - 2007. - №1

3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// Начальная школа. - 1999. - №1.

4. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой/В.Д.Бондаренко. - М.: Просвещение - 1997. - 296 с.

5. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальная музыка и ее использование в экологическом воспитании детей. // Начальная школа. - 1998. - №6.

6. Захарова А.А.Музыкальное восприятие образов природы - средство эстетического и экологического воспитания школьников/А.А.Захарова//Музыка в школе. - 2007. - №6

7. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 1983. - 250 с.

8. Казанцева Н.Природа в музыке / Н.Казанцева.//Искусство в школе. - 2004. - №3

9. Казанцева Н.Природа в музыке / Н.Казанцева.//Искусство в школе. - 2004. - №4

10. Кнященко Н.И., Лейзеров Н.Л.Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя / Н.И. Кнященко - М.: Просвещение, 1983. - 303 с.

11.Реймерс Н.Ф.А.В.Яблокова Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы/Н.Ф.Реймерс - М.,1982

12.Смолянинов И.Ф.Природа в системе эстетического воспитания/И.Ф.Смолянинов. - М.:Просвещение,1984. - 206 с.

13. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания./В.И.Старостин. - М.: Высшая школа, 1999. - 137 с.

14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.//В.А.Сухомлинский - Киев: Радянская школа,1972. - 204 с.

15. Осеннева М.С.Безбородова Л.А.Методика музыкального воспитания младших школьников/М.С.Осеннева. - М.:Академия, 2001. - 368 с.

16. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры.//Л.А.Чистякова. - Урал: ГАРК. - 1998. - 377 с.

17. Чемрезов И.П.Природа и музыка в воспитании школьников//И.П.Чемрезов. - М.: Просвещение, 2008. - 92 с.

18. Школяр Л.Школяр В.Музыкальное образование в школе/Л.Школяр. - М.:Академия,2001. - 232 с.

.


© 2010-2022