Туристический маршрут «На Ерыклинской широте»

«Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче поймем великое значение творимого нами настоящего» Я представляю описание туристического маршрута по достопримечательным и историческим местам села Ерыклинск Мелекесского района Ульяновской области. Этот материал будет полезен не только учителям географии, но и историкам и краеведам. В работе представлено не только описание маршрута, но и результаты анкетирования учащихся и общественности, План реализации проекта, а так же Программа подготовки экскурс...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ основная общеобразовательная школа

с.Ерыклинск

Мелекесского района

Ульяновской области


Туристический маршрут «На Ерыклинской широте»

Туристический маршрут «На Ерыклинской широте»

Туристический маршрут «На Ерыклинской широте»

Авторы:

Серачева Юлия, учащаяся 8 класс

Шершин Максим, 6 класс

Руководитель:

Шершина Марина Александровна,

учитель географии




Ерыклинск, 2012г.

Наши действия.

  1. Провели социологический опрос;

  2. Составили маршрут:

    • Выбрали объекты посещения (овраг Цапай-Лапай в 3-х км к северо-западу от села, археологический памятник: в 1 км к западу от Е. - одиночный курган (предположительно бронзовый век); школьный краеведческий музей быта; земляной вал 17 века- участок Закмской засечной черты, река Ерыкла; берег Куйбышевского залива (затопленные территории) на юге села; святой источник в четь иконы Казанской Божьей Матери).

    • Распределили объекты экскурсии;

    • Определили время прохождения экскурсии (2 часа);

    • Составили план-схему;

  3. Подготовили экскурсию:

    • Изучили места;

    • Оценили состояние объектов;

    • Изучили историю объектов;

  4. Подготовили экскурсоводов

  5. Подготовили и издали программу проведения.


Актуальность проблемы.

«Чем лучше мы будем знать прошлое,

тем легче поймем великое значение

творимого нами настоящего»

М. Горький

Незнание истории родного края является на наш взгляд одной из самых актуальных проблем, изучение истории - самой важной задачей. Мы все неплохо знаем историю нашей страны, но, как выясняется, не очень хорошо знаем историю своей малой родины. А не зная истории родного края трудно понять историю всей нашей необъятной родины.

Без знания прошлого не может быть настоящего, без знания настоящего не может быть будущего. Нам необходимо знать историю своего села не только потому, что это интересно, а потому, что знание края поможет изменить его облик, задуматься над тем, как дальше улучшить жизнь, беречь то, что было сделано за многие годы.

Поэтому мы решили создать туристический маршрут по достопримечательным местам села Ерыклинск «На Ерыклинской широте». Мы считаем, что экскурсии помогут не только лучше узнать историю изучаемых объектов, но и показать, что в Ерыклинске- прекраснейшие памятниками природы, заслуживающие внимания не только односельчан, но и жителей района.

Мы рассчитываем на то, что реализация нашего проекта будет способствовать популяризации нашего района.

Цель: разработать туристический маршрут по достопримечательным местам села Ерыклинск.

Задачи:

  1. Выбрать объекты экскурсии.

  2. Составить маршрут.

  3. Подготовить экскурсоводов.

  4. Составить программу проведения экскурсии.

  5. Провести первую экскурсию в мае 2012 года.

Выбор проблемы.

В процессе работы над первым этапом проекта, мы пришли к выводу, что большинство жителей Ерыклинска достаточно плохо знакомы с теми памятниками природы, которые существуют на территории нашего села. Это натолкнуло нас на мысль, что было бы неплохо заняться освещением достопримечательностей в СМИ. Занявшись сбором информации по природным и историческим достопримечательностям, мы подумали, что людям было бы интересно не только прочитать об этом, но и увидеть все собственными глазами.

Именно это побудило нас заняться разработкой нашего проекта. Мы разработали туристический маршрут по наиболее интересным на наш взгляд местам.

Описание маршрута.

Координаты села: 54°6'49" с.ш. 49°18'37" в.д.

Протяженность маршрута - 13 км.

Время прохождения - 2 часов.

Количество объектов - 7

1 остановка. Овраг Цапай-Лапай в 3-х км к северо-западу от села

Версия названия: эта территория являлась когда-то участком торгового пути. Разбойники часто поджидали здесь путников и грабили их.

2. Археологический памятник: в 1 км к западу от Ерыклинска. - одиночный курган (предположительно бронзовый век).

Хорошо виден и сейчас.

Это особая достопримечательность: по рассказам очевидцев, каждый год, распахивая поле, его пытались сравнять с землей, а он все равно «вырастает» и приобретает свой первоначальный вид.;

3.Школа.

3.1. Школьный краеведческий Музей национальных культур и быта. Функционирует с 2002 года.

Руководитель- учитель истории Ленникова Надежда Валентиновна.

3.2. Зал Боевой славы

Год основания- 2007

Руководитель- учитель истории Ленникова Надежда Валентиновна.


4. Земляной вал 17 века- участок Закмской засечной черты

Протяжённость его 350 метров. Этот вал хорошо сохранился по сей день

Закамская черта ХVII века - это русская укрепленная линия в Заволжье,

построенная в 1652-1655 гг. для защиты освоенных районов Русского государства от набегов калмыцких и ногайских феодалов. Она протянулась от р.Волги до р.Ика левого притока р.Камы, по современным территориям Ульяновской области и Татарской АССР. В первой половине ХVII в. эти земли входили в состав Уфимского и Казанского уездов.

Общая протяженность Закамской черты равнялась 450 км.

Начиналась Закамская черта на луговой стороне р. Волги, выше устья Черемшана, у г. Белый Яр (Белоярск). Отсюда по правой стороне Большого Черемшана протянулась группа сооружений, в силу лесистости местности состоящая преимущественно из засек. На правом берегу речки Ерыклы,

текущей с севера и впадающей в Большой Черемшан,

был построен новый острог, названный по имени речки - Ерыклинский. От Белого Яра до Ерыклинского острога

валы и засеки тянулись на 19 верст и 343 сажени.

Далее засечная линия шла к речке Тия, которая как и Ерыклы, впадает в р. Черемшан с севера с правой стороны. Здесь, на левой стороне Тии, на ровном месте был построен острог, названный Тиинским.

От Тиинска Закамская черта шла параллельно с р. Большой Черемшан. Перейдя р. Малый Черемшан (впадает в р. Большой Черемшан справа), черта направлялась на северо-восток, подымаясь к р. Шешма, притоку р. Камы.

Явившись продолжением Белгородской и Симбирской укрепленных линий, Закамская черта воплотила в себе лучшие традиции русского военно-инженерного искусства.

Широко применялись "засеки", которые устраивались в лесах и представляли собой заграждения из поваленных деревьев. Они сооружались обычно на скорую руку и носили временный характер.

До нас дошли документы, рассказывающие о приписке к г.Симбирску крепостей Закамской черты. В одном из них, относящемся к 1665 году, говорится, что "мая в 6 день, в грамоте великого государя из Приказу Казанского Дворца. писано в Синбирской к стольнику и воеводе ко князю Ивану Ивановичу Дашкову:Указал великий государь. «Ерыклинский острог с таможнею и кабаком, и со всеми доходы приписать к Синбирску, и судом, и всякими росправными делы ведать в Синбирску, а в Казани того Ерыклинскому острогу ничем ведать не велено, потому что Ерыклинской острог от Казани удален.»

Ерыклинская крепость, основанная в 1652 году, представляла в плане прямоугольник со сторонами 88 на 109 метров. Ее окружал тарасный вал, по которому шел частокол высотой до 4 метров (тарасы - ящики, наполненные камнями). На валу стояло шесть башен, 2 из которых - северная и южная (на казанскую и ногайскую сторону)- имели проезжие ворота и вышки. Высота башен с вышками достигала 17 метров, что позволяло « в степь видеть на 5 верст». Вокруг острога был сделан ров глубиной 4 метра, заполняемый при необходимости речной водой.

На северной башне находился «государев вестовой колокол».

Внутри крепости обычно были построены деревянная церковь, рядом с которой находилось кладбище, воеводский дом, приказная изба, помещения для церковного притча и гарнизона, сторожки для "воротников" (часовых у ворот) и очередного караула, склады для провианта и военных припасов.


Северной и южной сторонами крепость примыкала к лесу. Вдоль реки Ерыклы, на южном её берегу, у подножия так называемой Вознесенской горы, находился острог (затем город Ерыклинск). Для заселения острога правительство принудительно выслало на вечное житье сначала 150, а потом еще 100 пашенных крестьян, устроенных в казачью службу из села Чалнов на реке Чалне Казанской губернии, да 150 мелкой шляхты из-под Смоленска. Они впоследствии составили особое крестьянское сословие «пахотных крестьян». Это был особый слой крестьянства, который гордился своим воинским званием, были более подтянуты, брили бороды и вообще своим внешним видом отличались от остальных крестьян.

С земляного вала открывается прекрасный вид на устье реки Ерыкла в Куйбышевское водохранилище

5. Река Ерыкла


Проезжая по мосту, невозможно не остановиться и не полюбоваться чистейшей прозрачной водой и прекрасным пейзажем реки Ерыклы.

Гипотезы присхождения названия реки:

1. Название связано со словом

ерик (тат.) - дельтовый (глухой)

проток, старица, мертвое русло, залива-

емое вешними водами; рукав реки,

ручей, овраг, временно заливаемое веш-

ними водами русло, просто река;

2. Название соотносятся с этническими

именами древних племен кыпчаков и

огузов, которые в разные периоды,

с I по XV в. н. э., овладевали пространствами Средне-Нижнего Поволжья.То есть Ерыкла от этнонима эрык (в тюркских диалектах, говорах также арык, арик)

3. Ерыкла от чуваш. слова Й.р.х в переводе на русский - божество. Возможно на ее берегах чуваши - язычники совершали свои обряды.

4. Возможно хитрые загагулины Ерыклы напоминают старые названия таких же кривулистых букв русского алфавита. Ведь "Ы", "Ь", "Ъ" раньше назывались - "еры", "ерь", "ер".

6. Берег Куйбышевского залива на юге села по пути следования к роднику.

Рассказ о затопленных сёлах: Нояновка, Сосновка, Красный Яр, Грязнуха (Приморское) и др.

7. Святой источник в четь иконы Казанской Божьей Матери

Легенда о появлении иконы на роднике.

В 80-е годы родник пытались много раз засыпать землёй, закапывали бульдозером, сваливали огромные кучи щебня и даже навоза с животноводческих ферм Ерыклинска, но святой источник каждый раз пробивался сквозь грязь людскую и земную и жил.

Он жив благодаря молитвам и вере людей, верующих в чудодейственные силы святой воды.


Ученица нашей школы Суслова Анастасия в своём стихотворении «Родной Ерыклинск», опубликованном в литературном альманахе «Я только слышал о войне…» (№3, 2009) пишет:

…Как я люблю вас, родные луга,

Поле и лес, и река Ерыкла,

Улицы сельские.

Дом мой родной,

В памяти вечно ты будешь со мной.

…Как я люблю вас, рассветы, закаты

Солнца прекрасного,

грома раскаты.

Дождь я люблю и зиму в селе-

Мило и дорого всё это мне.

Школу родную я тоже люблю,

В сердце своём я её сохраню.

Я всё уважаю и всё я ценю!

Родной Ерыклинск я сильно люблю!

Действительно, наше село расположено в очень живописной местности, с равнинами и возвышенностями, лесами и необычайной красоты Куйбышевским водохранилищем.

Ерыклинские леса являются любимыми местами охотников и грибников, овраги, луга- для собирателей ягод и лекарственных трав, а залив- излюбленное место для знатных рыболовов. Побывав в Ерыклинске хотя бы один раз, хочется возвращаться сюда вновь и вновь. Не верите? Приглашаем вас в удивительное путешествие по красивейшим историческим и современным местам Ерыклинска.














Приложение__

Анкета.

Уважаемый респондент!

Мы, члены инициативной группы МОУ ООШ с. Ерыклинск, просим вас ответить на следующие вопросы.


Обведите кружком номер ответа, близкого вашей точки зрения.

  1. Достаточно ли хорошо вы знаете историю нашего села, его исторические и природные памятники?

1. Да; 2.Нет; 3. Не достаточно хорошо;


  1. Нужно ли, на ваш взгляд, изучать историю родного края и больше освещать ее в СМИ?

1. Да; 2. Нет; 3. Не знаю;


  1. Как вы считаете, нужен ли туристический маршрут по достопримечательным местам села Ерыклинск?

1. Да; 2. Нет; 3.Не знаю;


  1. Хотели бы вы отправиться на экскурсию по этому маршруту?

1.Да; 2. Нет; 3. Не знаю;

Спасибо за сотрудничество!



Приложение__

Социологический опрос.

В процессе работы нами был проведен социологический опрос среди населения с. Ерыклинск. Нами были опрошены 101 человек: учителя и ученики нашей школы, жители села.

Мы получили следующие результаты:


  1. Достаточно ли хорошо вы знаете историю нашего села, его исторические и природные памятники?

Туристический маршрут «На Ерыклинской широте»

  1. Нужно ли, на ваш взгляд, изучать историю родного края и больше освещать ее в СМИ?

Туристический маршрут «На Ерыклинской широте»


  1. Как вы считаете, нужен ли туристический маршрут по достопримечательным местам нашего села?

Туристический маршрут «На Ерыклинской широте»

  1. Хотели бы вы отправиться на экскурсию по этому маршруту?

Туристический маршрут «На Ерыклинской широте»










Приложение1


План реализации проекта.

  1. Составить маршрут:

    • Выбрать объекты посещения;

    • Распределить объекты в порядке проведения экскурсии;

    • Определить время прохождения экскурсии;

    • Составить план-схему;

  2. Подготовить экскурсию:

    • Изучить места;

    • Оценить состояние объектов;

    • Изучить историю объектов;

  3. Подготовить экскурсоводов:

    • Собрать группу добровольцев;

    • Провести обучение (тренинги, мастер-классы);

    • Провести контроль полученных знаний (анкеты и тесты по истории села Ерыклинск);

  4. Подготовить и издать маршрутные листы (программы проведения).

  5. Составить смету. Привлечь спонсоров для совместной деятельности.

  6. Осветить начало работы туристического маршрута в газете «Мелекесские вести», «Местное время».

  7. Собрать заявки и набрать группу.

  8. Провести первую экскурсию в мае 2012 года.



ПРИЛОЖЕНИЕ- видеопрезентация маршрута.














Приложение2

Программа подготовки экскурсоводов


Кол-во часов

Тема

Преподаватель

1 час

Техника безопасности при проведении экскурсии

Нижегородова И.К. учитель ОБЖ

2 часа

Оказание первой медицинской помощи

Нижегородова И.К. учитель ОБЖ

Спирова Г.П., фельдшер ФАП

2 часа

Профессиональная этика экскурсовода

Ленникова Н.В., руков.школьного музея

4 часа

овраг Цапай-Лапай археологический памятник- одиночный курган

школьный краеведческий музей быта, земляной вал 17 века- участок Закмской засечной черты,

Шершина М.А., учитель географии

4 часа

школьный краеведческий музей быта;

зал Боевой Славы

Ленникова Н.В., руков.школьного музея

2 часа

берег Куйбышевского залива, святой источник в четь иконы Казанской Божьей Матери

Шершина М.А., учитель географии

1 час

Зачет

Комиссия













© 2010-2022