География сельского хозяйства. Растениеводство

Урок географии в 10 классе Тема урока: География сельского хозяйства. Растениеводство.     Дидактическая цель урока: используя компетентностный подход, обеспечить формирование знаний по теме. Обучающий аспект: Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций, сформировать  знания о задачах и составе растениеводства, особенностях его функционирования и размещения. Развивающий аспект: Продолжить развитие информационных компетенций при помощи информационных технологий, умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, обеспечить навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Развитие умений самооценки и самоконтроля. Развитие коммуникативной компетенции в аспекте продуктивной групповой коммуникации с оформлением конечного результата в таблице и публичног... Воспитательный аспект: Формирование компетенции личностного самосовершенствования культуры мышления и поведения. Продолжить работу над формированием географической картины мира. Формирование навыков ЗОЖ. Оборудование: настенная физическая карта мира, политическая карта мира, сельское хозяйство мира; атласы; тетради учащихся; раздаточный материал – тексты, наборы продуктов питания и сельскохозяйственных культур. Слайд-программа. Используемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма, ИКТ. КОЗ.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 10 классе

Тема урока: География сельского хозяйства. Растениеводство.

Дидактическая цель урока: используя компетентностный подход, обеспечить формирование знаний по теме.

Обучающий аспект:

Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций, сформировать знания о задачах и составе растениеводства, особенностях его функционирования и размещения.

Развивающий аспект:

Продолжить развитие информационных компетенций при помощи информационных технологий, умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, обеспечить навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Развитие умений самооценки и самоконтроля. Развитие коммуникативной компетенции в аспекте продуктивной групповой коммуникации с оформлением конечного результата в таблице и публичного выступления в МГ

Воспитательный аспект:

Формирование компетенции личностного самосовершенствования культуры мышления и поведения.

Продолжить работу над формированием географической картины мира.

Формирование навыков ЗОЖ.

Оборудование: настенная физическая карта мира, политическая карта мира, сельское хозяйство мира; атласы; тетради учащихся; раздаточный материал - тексты, наборы продуктов питания и сельскохозяйственных культур. Слайд-программа.

Используемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма, ИКТ. КОЗ.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые компетенции

Моти

вационный

АОЗ. Определение Ц и З урока

-Утро я предложила вам начать с одного из трех напитков. Как вы думаете, почему?

- Каким общим свойством обладают данные напитки?

- Какого происхождения чай, кофе и какао?

-Какая отрасль хозяйства занимается их производством?

- Сформулируйте тему урока, цель урока. Определите задачи.

Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться с основными сельскохозяйственными культурами, районами их возделывания.

Современная агрогеография представлена большим разнообразием типов сельского хозяйства, формирующихся в результате воздействия природно-климатических, социальных и экономических факторов. Сельское хозяйство возникло около 10 000 лет назад, когда человек перешёл от собирательства к выращиванию растений и разведению животных. В древности крестьянин питался тем, что выращивал сам, а горожанин - тем, что поставляли к его столу из ближайших сёл и деревень. Сегодня на нашем столе продукты со всего света, и вряд ли кто-нибудь задумывался о том, какой долгий и сложный путь они проделали, чтобы оказаться на нём.

Изучив тему, вы станете более компетентными в данном вопросе.

Участие в дегустации чая, кофе, какао перед началом урока

Участие во фронтальной беседе, анализ и выделение общего в характеристике предложенных напитков

Определение темы урока.

Постановка задач, выделение основных вопросов, необходимых для рассмотрения темы.

Компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент) Целеполагание и планирование деятельности Уровень II (ставят задачи, адекватные заданной цели)

Операцион

ный

1.Изучение темы.

Материалы урока предлагаю структурировать в таблицу.

Культуры

Центры происхождения

Районы возделывания

Страны -экспортеры



1) Знакомство с тонизирующими культурами.

- Найдите в тексте § описание названных ранее культур.

- Внесите их характеристику в таблицу.

Дополнительная информация (по ходу характеристики культур с показом слайдов культур):

Кофе

Арабское слово «кахва» означает «вино». Как бы то ни было, но кофе нам известен и нами любим благодаря кофейному дереву. Тонизирующее свойство кофе обусловлено большим содержанием кофеина - в одной чашке крепкого кофе содержится 100 мг этого вещества! И, вопреки стереотипам, кофе в умеренных дозах укрепляет сердце.

Чай

Слово «чай» произошло от китайского словосочетания «тцай-йе» - «молодой листочек». Чай тоже содержит кофеин, но в гораздо меньшем количестве (всего 3-5%), нежели кофе. Еще в чае имеются эфирные масла, но тонизирующее и легкое возбуждающее свойство чая обусловлено танинами, которые обладают Р-витаминной активностью.

Какао

В бобах тропического дерева какао содержатся крахмал, немного кофеина, белки, теобромин и, конечно же, какаовое масло. Напиток из какао не только бодрит, но еще и насыщает - исчезают голод и усталость, работоспособность повышается, движения легки, мысли стройны.

- Какую группу образуют данные культуры? (тонизирующие)

-Определите в словаре, что обозначает слово «тонус».

Тонус - это длительное, не сопровождающееся утомлением возбуждение нервных центров и мышц.

-Какое вещество в этих растениях приводит в легкое возбуждение нервную систему и относит их к тонизирующим?

«Черный ящик» ( в нем-энергетический напиток)

-Вы можете заработать дополнительно 3-1 балл за определение продукта, который находится в ящике (в зависимости от количества подсказок, которые появляются на слайде поочередно).

  • Тонизирующий напиток, содержание кофеина немногим ниже, чем в том же объёме сваренного кофе. 3 балла

  • Содержит большое количество угольной кислоты (H2CO3)- так как это способствует более быстрому усвоению компонентов и быстрому наступлению тонизирующего эффекта. 2 балла

  • Стимуляторы действуют по простой схеме - взять из организма энергии много и сразу, а это ведёт к неизбежному истощению нервной системы, утомлению, бессоннице, проблемам с сердечно-сосудистой системой, нарушению обмена веществ. 1 балл

  • Систематическое употребление напитка может вызвать зависимость!

2) Организация работы в малых группах по изучению групп культурных растений, районов их распространения, центров происхождения

Задание № 1

Задание

Максимальная оценка

Ваша оценка

1. Рассмотрите стоящие перед вами продукты растениеводства.

Подпишите их названия на этикетках.

5 баллов

2. Определите группу культур, пользуясь текстом учебника. Найдите на информационном столе указательную стойку с соответствующим названием.

2 балла

3. Среди культур возможен «чужой»!

Если есть лишний продукт - отправьте его по назначению в нужную группу.

Если вам предложат какую-либо продукцию- проанализируйте, ваш ли это продукт. Если да - примите.

4 балла

4. Определите необходимые данные и заполните таблицу, предложенную учителем для 2-3 видов растений.

Вы можете использовать дополнительную информацию о своих культурах, если есть необходимость.

8 баллов

5. Определите выступающего от группы. Возможен коллективный отчет.

2 балла за ораторское искусство.

1 балл за работу по карте

Итого:

22 балла

На столах у каждой группы следующие наборы образцов:

1 группа - Зерновые культуры

Образцы

Лишняя

Недостающие

Пшеница

Подсолнечник

Рис

Ячмень

Просо

Овес

Кукуруза

2- масличные

Образцы

Лишняя

Недостающие

Соя

Рис

Подсолнечник

Арахис

Кунжут

Рис

Оливы

3- сахаросодержащие

Образцы

Лишняя

Недостающие

Тростниковый сахар

кунжут

-

Свекольный сахар

4 - крахмалосодержащие

Образцы

Лишняя

Недостающие

Кукуруза

Имбирь

-

Картофель

5-волокнистые

Образцы

Лишняя

Недостающие

Лен

-

-

Хлопчатник

Каучук

6 -пряности

Образцы

Лишняя

Недостающие

Лавр

-

Кунжут

Перец

Имбирь

Горчица

Кориандр

3) «Зеленый ящик» (находится яблоко)

  • Уникальный продукт, который наша, не самая щедрая природа буквально подарила жителям всего мира, как утверждал Н.Вавилов, а теперь и британские ученые . 3 балла

  • Содержит огромное количество витаминов и микроэлементов. В том числе витамины С, В1, В2, Р, Е, марганец и калий. 2 балла

  • Естественный источник легко усваивающегося организмом железа, которое очень необходимо для нормального функционирования кроветворной системы. 1 балл

  • Систематическое употребление продукта помогает умственной деятельности, дает возможность сосредоточиться

Кушайте яблоки или пейте яблочный сок - это то, что поможет вам обеспечить ваш организм полезными веществами и это принесет огромную пользу для вашего организма.

Показ слайдов о родине яблок, г.Алматы- «яблочном месте»

- К какой группе культур относятся яблоки?

- Какие культуры входят в эту группу?

- Самостоятельно заполните таблицу по данным продуктам.

4) Подведение итога

-На какие группы делятся все культуры?

- Какая группа культур отличается от остальных своим назначением?

- Почему большая группа культур являются техническими?

- Какие культуры играют наибольшее значение в питании людей?

2. Обобщение (показ слайдов о глобальной продовольственной проблеме).

- Какие страны, на ваш взгляд, хорошо обеспечены продуктами питания? Почему?

- Какие страны испытывают недостаток продовольствия?

- Почему продовольственная проблема считается глобальной?

- Какие пути могут помочь решить данную проблему?

Задания:

  • Дайте определение термина «Зеленая революция».

  • Определите основные направления «Зеленой революции» в 60-х и 80-х годах.

  • Почему «зеленая революция» коснулась только крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах?

  • Какие страны стали первыми «революционерами»?

  • В чем заключается значение «Зеленой революции»?

3. Применение знаний в коллективной творческой работе

1) Работа по созданию фирм для экспорта-импорта продукции.

Задание № 2

Вам необходимо организовать фирму, которая будет оказывать посреднические услуги в покупке или продаже продовольственных культур в нашей стране. Возможно создание фирмы по выращиванию какой-либо культуры в нашей стране и ее продаже на внутреннем рынке. Выберите одну из изученных вами культур для создания фирмы, название, вид деятельности, определите страны- партнеры, транспортные пути для перемещения грузов.

Название фирмы:________________________________________________

Продовольственная культура:_____________________________________

Вид деятельности (экспорт, импорт, производство для внутреннего потребления):

_______________________________________________________

Обоснование:__________________________________________________________________________________________________

Страны-партнеры:______________________________________________

Транспортировка:______________________________________________________________________________________________

Особые требования к сотрудникам фирмы (если есть необходимость):______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальная оценка - 10 баллов

2)Заслушивание отчета «фирм». Организация дискуссии. Оценивание.


Запись темы, вычерчивание таблицы.


Самостоятельная индивидуальная работа с текстом учебника, таблицей, анализ информации, заполнение предложенной таблицы, озвучивание в ОО




Работа с разными видами словарей, выделение информации

Анализ предлагаемой информации на слайдах, определение предложенного продукта

Чтение информации на банке с напитком- предупреждения о запрете на употребления до 18 лет


Работа в группах по заданию № 1 (на столах -образцы продуктов из различных растительных групп, пустые этикетки для подписывания названий культур).

Выбор этикеток с названиями групп культур, дополнительной или отсутствующей информации, размещенной на информационном столе.

Возможен выход в Интернет

Заполнение таблицы.




Подготовка выступающего от группы



Отчет групп по выполненным заданиям с показом на карте, обращение к иллюстрирующим слайдам. Заполнение систематизирующей таблицы всеми учениками по ходу отчетов групп.



Анализ предлагаемой информации на слайдах, определение предложенного продукта.



Знакомство с информацией о Казахстане как родине яблок

Участие в ОО


Фронтальная работа по предлагаемым вопросам и заданиям

Воспроизводство знаний (из домашнего задания)


Коллективная творческая работа- создание «фирм»







Отчет групп. Защита работы. Ответы на вопросы оппонентов.



Информационная компетентность

Извлечение первичной информации Уровень II -извлекает информацию по заданному вопросу из предложенной литературы, энциклопедического источника





Информационная компетентность

Извлечение вторичной информации Уровень I- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям


Компетентность разрешения проблем Планирование ресурсов Уровень II- планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

Оценка результата \ продукта деятельности Уровень I (- оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом)

Информационная компетентность

Извлечение первичной информации Уровень II (извлекают информацию по заданному вопросу из статистического источника, карт, учебной литературы)

Обработка информации Уровень II (излагают полученную информацию в контексте решаемой задачи)

Коммуникативная компетенции в аспекте продуктивной групповой коммуникации с оформлением конечного результата в таблице

Коммуникативная компетентность

Публичное
выступление Уровень I- готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления

Уровень II- - использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления, наглядные средства



Информационная компетентность

Извлечение вторичной информации Уровень I- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям





Информационная компетентность

Обработка информации Уровень II- делают вывод на основе полученной информации и приводят несколько аргументов или данных для его подтверждения


Коммуникативная компетентность I ступень

Продуктивная групповая коммуникация ученики выполняют действие в соответствии с заданием для групповой работы;

II ступень -уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.



Публичное выступление

I ступень -соблюдают нормы публичной речи и регламент

III ступень-

применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией; работают с вопросами на дискредитацию позиции

Рефлексия

6. Итог урока. Домашнее задание.

Выставление оценок:

15-20 баллов- «3»

21-26 баллов - «4»

27-32 балла - «5»

- Какие новые знания вы получили на уроке?

- Какие мысли у вас возникли о предмете сегодняшнего изучения?

- Мы- то, что мы едим. Уж лучше быть голодным, чем что попало есть. У вас впереди много уроков- зарядите мозги грецким орехом, сердечко поддержите кешью, стабилизируйте нервную систему арахисом. Узнайте об этих и о других продуктах, которые бывают в вашем рационе, из Интернет-ресурса

Самооценка группы по предложенным критериям

Самоанализ. ОО

Компетентность разрешения проблем

Оценка собственного продвижения (рефлексия)

Тесты с дополнительной информацией

Перец

Происхождение. Родина перца черного - Индия. Отсюда он распространился в Индонезию и другие страны Юго-Восточной Азии; позже завезен в Африку и Америку.

Область Малабар (сегодняшняя Керала), располагавшаяся на юго-западном побережье Индии, раньше называлась Малихабар, что в переводе означает «земля перца». Эта сравнительно узкая прибрежная полоса является родиной вьющегося кустарника, достигающего высоты 6 метров, и дающего нам знаменитый чёрный перец. Лиана длиной до 15 м с воздушными корнями, образующимися на узлах.

Плод - округлая односемянная костянка 3-5 мм в диаметре, зелёная, при созревании краснеющая, высушенная - чёрная. Початки длиной 80-140 мм содержат по 20-30 костянок.

Плодоносит 2 раза в год в течение 25-30 лет.

Как пряность в пищевом рационе способствует пищеварению и улучшает аппетит. Употребляется для супов, подливок, соусов, овощных салатов, маринадов, приготовления всех видов мяса, рыбы, томатов, консервированных овощей.

Перец называют королём пряностей.

Основными экспортерами этой пряности являются Индия - 32 261 т, Индонезия - 29 995, Бразилия - 25 465, Малайзия - 14 185, Шри-Ланка - 2015 и Мадагаскар - 1837 т.

КУНЖУТ

Кунжут - масличное растение, однолетняя трава семейства кунжутных или сезамовых.

Кунжут называют также сезамом. Слово «сезам» заимствовано из ассирийского языка и означает «масляное растение».

Родина кунжута - Африка. Кунжут культивируется также в Индии, Пакистане, Китае, Средней Азии, странах Средиземноморья.

Крупнейшие производители- Мьянма, Индия, КНР

Кардамон

Кардамон - плоды травянистого растения семейства имбирных. Родина - Малабарский берег Индии. В Индии выращивается 80% мирового урожая кардамона, половина продукции идет на экспорт. Продаются семена кардамона обычно в стручках (коробочках) или смолотыми в порошок. Из Индии он попал на Ближний Восток, а оттуда распространился в Европу благодаря древним грекам и римлянам, которые употребляли его главным образом в качестве пряности во фруктовые блюда и высоко ценили за благотворное влияние на организм.

В настоящее время он культивируется в Индонезии, Китае, в Шри-Ланке, в Восточной Африке и в тропических областях Америки.

ИМБИРЬ

Родина - Южная Азия, культивируется в Китае, Индии, Индонезии, на Цейлоне, в Австралии, Западной Африке, на Ямайке, Барбадосе.

Как пряность употребляют корневище имбиря, которое имеет вид кругловатых, но как бы плоско сдавленных, пальчаторазделенных кусочков, напоминающих различные фигурки.

Имбирь принадлежит к одной из самых излюбленных в России пряностей. Он с давних пор находил применение в национальной русской кухне - в сбитнях, квасах, наливках, настойках, брагах, медах, а также в пряниках, куличах, сдобных булочках.

Широко употребляется имбирь в кондитерских изделиях (леденцы, варенье, печенье, кексы, бисквиты), сладких блюдах (компоты, пудинги), в алкогольных (пиво, ликеры) и особенно безалкогольных напитках интернационально.

История. Имбирь имеет давнюю и достойную историю. Некоторые источники считают, что имбирь начали возделывать в Юго-Восточной Азии более 3-х тысяч лет назад. В трудах философа Конфуция он упоминается еще за 500 лет до н.э. Арабские торговцы привезли имбирь с Востока в Средиземноморье, где его распространили финикийцы, которые сначала использовали имбирь в качестве денежной единицы пока не попробовали на вкус. Крупнейшим центром импорта имбиря стала Александрия, так он попал в Грецию и Рим, а оттуда вместе с римскими завоевателями он достиг Германии

ЛАВР

Лавровый лист (Folium lauri) - листва лавра благородного, вечнозеленого субтропического кустарника.

Культивируется в теплых странах с приморским климатом: в Италии, Албании, Греции, Югославии, Франции, Испании, Португалии и Гватемале. Листья и веточки лавра издавна были символом победы, славы и величия.

Из них сплетались венки, которыми украшались статуи богов, победители войн и спортивных турниров, поэты, ученые, пророки, певцы и государственные деятели.

Употреблению лавра к качестве пряности способствовали древние греки и римляне. Лавровый лист содержит эфирные масла, дубильные вещества и горечи, которые придают ему характерный вкус.

Лавровый лист вызывает аппетит и способствует пищеварению.

Горчица

Пряно-ароматическое однолетнее растение, высотой 40-50 см. Корень стержневой, сравнительно сложный. Стебли прямые, ветвящиеся, голые. Листья простые, по мере поднятия по стеблю уменьшаются, их пластинки становятся менее раздельными, а корешки укорачиваются; самые верхние - сизоватые. Цветы собраны в щитковидные кисти, желтого цвета. Плод - линейный стручок, тонкий, с переплетающимися жилками на створках и тонким носиком. Семена мелкие, шариковидные, черно-сизые, коричневые или бледно-желтые. Цветет в мае, плоды созревают в июне. Готовая горчица на вкус острая, с терпким оттенком, идеально подходит к мясным, рыбным, овощным блюдам, для закусок и бутербродов. Считается, что горчица относится к наиболее оздаравливающим прянностям.

История горчицы очень древняя, и хотя виды горчицы употреблялись еще в Древней Греции и Риме, родиной их можно считать Азию. Широко известны лекарственные свойства горчицы белой.

Производится в Индии, Египте, России, Украине.

Ваниль

Многолетняя лиана из семейства орхидных. У растений вьющиеся стебли с воздушными корнями, которыми оно цепляется за стволы и ветви высоких деревьев, поднимаясь к верхней части их кроны. Цветки ванили крупные, зеленовато-белые. Раскрываются -только на один день и опыляются маленькими пчелками, которые живут только на родине ванили - в Мексике. В настоящее время ваниль разводят в основном на Мадагаскаре, а также культивируют во всех странах Карибского бассейна, в Южной Америке, в Шри-Ланке.

Джут

Основное производство джута в мире находится в Бангладеш. На территории этой страны выпускается 80% мирового вала этой продукции. Развитию производства изделий из джута в России способствовало прекращение экспорта пеньки и льна в период Крымской войны. В связи с этим производство джута приобрело массовые масштабы в Индии, Таиланде, Непале и Китае. Появились новые передовые технологии, которые постоянно усовершенствовались. Сегодня без этого ценного сырья практически не обходится изготовление мебельных и упаковочных тканей, циновок и сумок, обуви и головных уборов, ковровых покрытий, веревок и канатов, мешкотары, композитных пластмасс.

Современное оптовое производство джута поддерживает непрерывный и эффективный процесс изготовления геотекстиля, всевозможных утеплительных материалов. В сочетании с хлопком и шерстью джут активно используется в производстве одежды. Отличные прядильные свойства дают возможность шить из волокна джутовые мешки для транспортировки товаров разных групп - какао, табака, соли, цемента и др. Экологически чистый джут препятствует намоканию перевозимых товаров, поскольку 22,7% влаги содержатся в волокнах изначально, и джутовое волокно обладает крайне низкой гигроскопичностью даже при большой влажности воздуха (90%)

РАСТЕНИЯ - САХАРОНОСЫ

Сахар содержится в сладком соке многих растений, но только сахарный тростник и сахарная свёкла имеют мировое значение для производства пищевого сахара.

Сахарный тростник - это гигантский, высотой до 6 м, травяной злак, который растёт в течение нескольких лет. Его родина - Новая Гвинея и прилегающие к ней острова, откуда за несколько тысячелетий до н. э. через острова Малайского архипелага эта культура проникла в Индию и Китай. В VI в. н. э. сахарный тростник начали выращивать в Средиземноморье, а в XVI в. его завезли на острова Вест - Индии, в Мексику и Южную Америку. Сейчас плантации сахарного тростника можно встретить во многих тропических районах Земли; он очень требователен к теплу и влаге, поэтому не растёт в высоких широтах.

Из стеблей сахарного тростника выжимают сок, из которого затем и получают сахар. Остатки стеблей (бегасса) используются как топливо, а также в качестве сырья для изготовления бумаги и картона.

Сахарный тростник весьма урожайная культура: он даёт обычно от 20 до 50 ц с гектара в год, а при хорошем уходе и правильной переработке получают в 10 раз больше. Плантации сахарного тростника расположены в Южной и Юго - Восточной Азии, на островах Малайского архипелага, в странах Карибского бассейна и на юге Северной Америки. Главный производитель сахара - Индия, но ей собственного сахара не хватает, поэтому она закупает его в Индонезии.

Сахарная свёкла выведена селекционерами относительно недавно, после того как в 1747 г. европейские учёные установили, что кормовая свёкла содержит сахар.

Выращивают сахарную свёклу в умеренном поясе: на Украине, в России, США, в странах Центральной и Западной Европы. Из свёклы, собранной с 1 га, можно получить в среднем 20 - 50 ц сахара, а при хороших условиях - и до 90 ц. Поскольку свёкла представляет собой более трудоёмкую сельскохозяйственную культуру, чем сахарный тростник, она уступает ему «пальму первенства» в мировом производстве сахара.

«КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ». МАСЛИЧНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Начав добавлять масло в пищу, наши предки улучшили не только её вкус, но и питательную ценность: ведь жиры - необходимый компонент полноценного питания. Научившись отжимать масло из плодов и семян растений, люди стали специально разводить так называемые масличные культуры. Растительное масло употреблялось не только в пищу: им «питали» также светильники; из него изготавливали краски, мыло и много других полезных для человека вещей.

Источником масла часто оказывались семена тех же растений, которые служили сырьём для получения волокон, так что его главным «поставщиком» сейчас является основная мировая прядильная культура - хлопок.

Земляной орех (арахис) стоит на втором месте в ряду масличных культур. Это влаго- и теплолюбивое растение не переносит заморозков, поэтому его культивируют преимущественно в тропических странах Азии и Африки. Земляной орех идёт не только на изготовление масла: его нежные и питательные семена - излюбленное лакомство во многих странах мира.

Кокосовая пальма - типичное растение тропиков. Она плодоносит круглый год. «Молоко» кокосовых орехов - прекрасный освежающий напиток. Но основной продукт, пользующийся спросом на мировом рынке, - высушенная мякоть кокосового ореха (копра). Она содержит масло, пригодное в пищу, из которого делают также маргарин и мыло.

Основными производителями копра и кокосового масла являются прибрежные и островные государства экваториального пояса: Филиппины, Индонезия, Шри - Ланка, страны Океании и Африки.

Самые высокие урожаи даёт масличная пальма. Родина этого высокого, достигающего 30 м дерева - тропические леса на западе Африки. На плантациях масличной пальмы с 1 га получают от 7 до 30 ц масла в год, а при интенсивном способе её выращивания - и до 35ц.

Маслина (олива)

В субтропиках Средиземноморья одно из важнейших культурных растений -маслина (олива). Плодоносить она начинает в 5 - 10 лет и служит людям веками. Например, в Израиле встречаются плодоносящие маслины, возраст которых более 2 тыс. лет. С 1 га собирают 40 - 100 ц оливок, из которых можно произвести около 10ц ценного масла. Плоды маслины также употребляются в пищу сырыми или консервированными. Основные плантации этой культуры расположены в Испании, Италии и Греции.

Подсолнечник - типичное растение степей. Подсолнечное масло употребляется в пищу, а также используется для приготовления олифы и маргарина. Кроме того, это ценное кормовое растение, а его семена для многих - любимое лакомство.

Родина подсолнечника - американские прерии. В Европу его завезли как экзотический цветок. Селекционеры сначала пытались вывести декоративные сорта этого растения с красивыми цветами. Во второй половине XVIII в. подсолнечник попал на Украину и юг России, где в первой половине XIX столетия из его семян научились отжимать масло. Подсолнечник выращивают в основном в России и на Украине; в гораздо меньших количествах - на Балканском полуострове и в странах Западной Европы, а также в Южной Америке (Аргентина).

В умеренном поясе - свои богатые маслом растения. В первую очередь это масличные крестоцветные, например горчица. Кроме пищевого масла из неё получают столовую горчицу - любимую многими народами приправу к мясным блюдам.

Лён даёт не только ценное волокно, но и масло. Это культура умеренных широт, хотя её выращивают и в тропиках. Льняное масло используется в производстве красок и линолеума. Самыми большими посевными площадями льна располагают Аргентина, Уругвай и Россия. Сеют лён также в Индии, США и некоторых странах Центральной и Западной Европы.

«ЗЕЛЁНАЯ ОДЕЖДА. ПРЯДИЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ».

Раскопки археологов показывают, что люди более 10 тыс. лет назад уже использовали растительные волокна, из которых вили верёвки, плели сети, ткали грубые ткани, шили мешки, одежду. Важнейшее значение для человечества издревле имел хлопок.

В Индии около III тысячелетия до н. э. из его волокон пряли нити (пряжу) и изготавливали ткани. Древнегреческий учёный Геродот писал в V в. до н. э.: «В Индии... имеются деревья, плоды которых дают шерсть, превосходящую красотой овечью. Индусы выделывают себе из этой шерсти платья». До сих пор хлопок остаётся основной прядильной культурой нашей планеты.

Хлопчатник - теплолюбивое тропическое растение, но его выращивают и в субтропиках, и на юге умеренного пояса. В среднем с 1 га получают 120 кг чистого волокна, но на орошаемых землях Израиля, Пакистана и Египта до 420 кг, а в странах с низкой земледельческой культурой - менее 35 кг. Основные производители и поставщики хлопка - США, Индия, Египет, Бразилия, государства Средней Азии.

Растительный мир тропиков богат видами растений с прочными волокнами. Например, джут. У него длинное мягкое волокно, очень эластичное и прочное, из которого изготавливаются верёвки, канаты, мешки, брезент, ковры, ткани для обивки мебели. Способные поглощать влагу джутовые мешки незаменимы для упаковки различных продуктов. Джут выращивается главным образом в Индии и Бангладеш. Хотя в Индии много собственного джута, его всё - таки не хватает для упаковки большого количества идущих на экспорт товаров - сахара, чая, кофе, пряностей. Поэтому джут приходится закупать в Бангладеш; эта страна стала его главным поставщиком на мировой рынок.

В умеренном поясе и субтропиках для получения волокон разводят лен, который был известен в Вавилоне уже в V тысячелетии до н. э., а в Египте - IV тысячелетии до н. э. Правда, сначала из семян только изготавливали масло; производств волокна освоили лишь в конце III тысячелетия до н. э. Египтяне научились делать великолепные льняные ткани, которые считались предметом роскоши. Ими восхищались римляне и греки. С давних пор лён разводили и на Руси, в Беларуси.. Уже в X в. отсюда за границу вывозились льняные ткани.

«ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА»

Хлебные злаки люди начали использовать в пищу очень давно. Сначала их зёрна варили; печь хлеб научились гораздо позже. В древности в каждом земледельческом регионе были свои хлебные растения: на Ближнем Востоке, в Эфиопии и Средней Азии - пшеница; в Юго - Восточной Азии - рис; в Америке - кукуруза; в Китае - просо и гречиха. Наибольшее распространение получили рис, пшеница и кукуруза.

Кроме трёх основных хлебных злаков во всём мире во всех количествах сеют ячмень, овёс, рожь, просо, гречиху.

Ячмень - растение очень неприхотливое: он вызревает за 2-2,5 месяца прохладного лета. Поэтому его культивируют в северных районах и высоко в горах, там, где для других зерновых слишком холодно. Засевают поля ячменём и в сухих субтропиках, где он успевает вызреть до наступления летней засухи. Зерно идёт на производство крупы и муки, на корм скоту, но главное применение ячмень нашёл в пивоварении. Это самая распространённая культура в странах, производящих пиво, - Великобритания, Германия, США.

Овёс - прежде всего прекрасная кормовая культура, но и человек употребляет его в пищу в виде крупы и муки. Основные производители овса - США, Канада, Франция, Германия, и страны СНГ.

Рожь - нетребовательна к температурам, поэтому она потеснила более капризную пшеницу на севере умеренного пояса, в частности в России (где в прошлом чёрный ржаной хлеб являлся основной пищей крестьян), а также в Польше и в Герсмании.

Просо распространено ив Индии, Китае, Аргентине; в небольших количествах его сеют на юге России, в Казахстане и на западе Экваториальной Африки. Из него производят крупу и муку.

Хотя большинство хлебных культур принадлежит к злакам, встречаются представители и других семейств. Так, например, гречиха относится к семейству гречишных. Урожайность её невелика и составляет в среднем 4-5 ц с гектара. Это растение культивируется в областях с мягким, умеренным климатом. Более половины всей гречихи выращивается в странах бывшего СССР; в больших количествах её также сеют во Франции, США, Канаде. В пищу употребляется гречневая крупа и мука. Они содержат витамины и микроэлементы и являются ценными диетическими продуктами.

Батат (сладкий картофель) - травянистая лиана с длинными (1-5 м) ползучими стеблями-плетями, укореняющимися в узлах. Высота куста 15-18 см. Боковые корни батата сильно утолщаются и образуют клубни с белой, оранжевой, розовой или красной съедобной мякотью. Один клубень весит от 200 г до 3 кг.

Клубни батата имеют в своем составе много крахмала и сахара, благодаря чему растение называется в народе «сладким картофелем». Кроме того, растение богато белком, углеводами, витаминами В, С, РР, А, каротином, кальцием, фосфором, аскорбиновой кислотой, а так же он содержит ниацин, железо, тиамин, рибофлавин..

Для медицинских целей широко используется крахмал растения. Он применяется для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта как мягчительное и обволакивающее средство. Батат может употребляться также как витаминное и общеукрепляющее средство.

Батат является источником нежной клетчатки, а потому рекомендован людям, страдающим расстройством пищеварения. Особенно тем, кто не может переносить клетчатку привычных овощей, таких как свекла, морковь и т.п.

По содержанию углеводов и кальция он в несколько раз превосходит картофель. По вкусу, в зависимости от сорта, батат также напоминает в варёном и жареном виде подмороженный картофель.

Бататы имеют высокую питательную ценность и богаты витаминами, прежде всего провитамином А - каротином, и минеральными веществами. Вкус бататов мучнисто-сладковатый, и поэтому они хорошо сочетаются с кислыми продуктами: лимонным соком, цедрой апельсина и острыми приправами - перцем и карри.

Не зря его называют сладким картофелем. Клубни белого батата похожи на отварную сахарную свеклу. Розовые в сыром виде имеют вкус каштана, а в вареном схожи с тыквой. В салаты батат в сыром виде натирают на крупной терке. Едят отварным (без соли). Варится, кстати, он немного быстрее картофеля. Особенно вкусен печёный батат. Хорошо есть его и с соленьями.

Существует два основных сорта батата: тот, что становится рассыпчатым при варке, и тот, что становится влажным и рыхлым обычно его неправильно называют ямсом. Действительно, в Америке выращивают несколько сортов ямса, но растет он исключительно во Флориде.

Манио́к

Манио́к съедо́бный, манио́т, касса́ва - африканское название маниока (это название происходит из Бразилии, где это растение так называют тупи-гуарани, а в остальной Южной Америке растение известно как юка (yuca) -Сугубо кассавой нередко именуют только муку из маниока. Это многолетнее вечнозелёное кустовое растение из семьи молочайных, широко культивируется в Африке. В еду используют похожий на картофелину корень. Маниок достигает двух с половиной метров в высоту; корень может достигать восьми сантиметров в диаметре и одного метра в длину, масса варьируется от трех до десяти кг. В корнеплодах много крахмала. В сыром виде корнеплоды очень ядовиты, и употребляются в пищу лишь вареными или печеными. Из сырого маниока делают крупу (тапиоку), из которой варят кашу, а сушеный маниок перемалывают в муку, из которой пекут тонкие лепешки, известные как «хлеб из кассавы».

Производители - Нигерия, Бразилия, Индонезия, Таиланд



© 2010-2022