Рабочая программа по географии 10-11 класс

Рабочая программа по географии составлена на основе следующих документов: ·         Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 ·         Программа по географии для X – XI классов Министерства образования и науки РФ, 2008 г. ·         Положение о рабочей программе учебного   курса, предмета, дисциплины (мо...
Раздел География
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя муниципальная школа №1

г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района

Костромской области





Рассмотрено МО учителей



__________________________



Протокол № ____



"____" ________ 20 ____г.








Согласовано:



Зам.директора по УВР



_________ /ФИО/



"____"_______20____гг.



Утверждено:



Приказ №







"____"________20____г.








Рабочая программа

по географии

10 -11 класс



Составители:

Нечаева Валентина Ивановна,

учитель географии,

высшая квалификационная категория

Федорец Ольга Ивановна

учитель географии,

высшая квалификационная категория



2014

1. Пояснительная записка

1.1.Рабочая программа по географии составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089

  • Программа по географии для X - XI классов Министерства образования и науки РФ, 2008 г.

  • Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

МОУ СОШ №1 г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района


1.2. Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

1.3 Особенности обучения в старшей школе.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Курс "Экономическая и социальная география мира" изучается в профильном классе на базовом уровне.

2. Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

3. Общая характеристика учебного предмета

3.1. Структура курса, его специфика, важнейшие понятия

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

3.2 Основные содержательные линии

Курс состоит из 10 разделов: "Современные методы географических исследований", "Современная политическая карта мира", "Природа и человек в современном мире", "Население мира", "НТР и мировое хозяйство", "География мирового хозяйства", "Регионы и страны мира", "Россия в современном мире","Современные глобальные проблемы человечества".

3.3 Общеучебные умения, навыки, способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:

- умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.

Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: обществознание, история, экономика, биология.

5. Содержание учебного предмета

10 класс

Введение

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

ЧастьI. Общая характеристика мира

Тема 1: Современная политическая карта мира.

Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.

Практическая работа №1 «Характеристика ПГП страны»

Тема 2: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практическая работа № 2 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

Тема3:География населения мира.

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы № 3 «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами».

Тема 4: НТР и мировое хозяйство.

Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.

Тема 5: География отраслей мирового хозяйства.

География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.

Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

11класс

Часть II. Региональная характеристика мира.

Многообразие стран на политической карте мира.

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Тема 6: Зарубежная Европа.

Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия- ведущие страны мира.

Практическая работа № 1 «Составление комплексной географической характеристики стран зарубежной Европы (по выбору учащихся)».

Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия.

Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз.

Практическая работа № 2, 3, 4 «Составление комплексной географической характеристики Китая». «Составление комплексной географической характеристики Японии». «Составление комплексной географической характеристики Индии».

Тема 8: Африка.

Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки.

Тема 9: Северная Америка. (4 часов)

Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.

Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»

Тема 10: Латинская Америка.

Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия.

Практическая работа №6 «Составление комплексной географической характеристики Бразилии».

Тема 11 Россия в современном мире

Тема 12: Глобальные проблемы человечества.

Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.

5. Учебно- тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

1

Введение.

3

Часть I. Общая характеристика мира (10 класс) 32 часа

2

Тема 1: Современная политическая карта мира.

4

3

Тема 2: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

5

4

Тема3:География населения мира. (5часов)

5

5

Тема 4: НТР и мировое хозяйство. (7 часов)

7

6

Тема 5: География отраслей мирового хозяйства. (11 часов)

11

Часть II. Региональная характеристика мира. ( 11 класс) (25 час)

7

Многообразие стран на политической карте мира. (повторение )

2

8

Тема 6: Зарубежная Европа.

5

9

Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия.

5

10

Тема 8: Африка.

4

11

Тема 9: Северная Америка.

4

12

Тема 10: Латинская Америка.

5

Часть III. Россия в современном мире

13

Тема 11: Россия в современном мире

5

Часть IY : Глобальные проблемы человечества. 4

6. Планируемые результаты

В результате изучения географии на базовом уровне учащиеся должны знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

7. Ресурсное обеспечение образовательного процесса.

Ресурсное обеспечение

Содержание

1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

  1. Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений:

«Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2009.

  1. Атлас «Экономическая и социальная география мира.» для 10 класса с комплектом

контурных карт

  1. Баранчиков Е.В. Тесты по географии. К учебнику В.П. Максаковского ««Экономическая и

социальная география мира»

  1. Страны мира. Справочник для эрудитов и путешественников. Харьков 2005г.

  2. Максаковский В.П. Петрова Н.Н. «Экономическая и социальная география мира».

(Домашний репетитор) М. АЙРИС ПРЕСС 2010г.

  1. Интернет ресурсы

Для учителя:

  1. Рабочая программа по преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира»

Жижина Е.А., Никитина Н.А.

  1. Поурочные разработки по географии: 10 класс. М.: ВАКО,

2007 г. - 320 с.

  1. Электронно-методичекое пособие по географии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

  2. Баранчиков Е.В. -Тесты к учебнику В.П. Максаковского, 10 класс. - М.: Экзамен, 2006.

  3. Баранчиков Е.В. -Тесты, 10 класс. - М.: Экзамен, 2009.

Стандарт по предмету

Примерная программа по предмету

2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ



  1. Карты:

  • Австралия (социально-экономическая карта)

  • Африка (политическая карта)

  • Евразия (политическая карта)

  • Зарубежная Европа (социально-экономическая карта)

  • Политическая карта мира

  • Северная Америка (социально-экономическая карта)

  • Южная Америка (политическая карта)



  1. Путеводитель: Вокруг света.

  2. Страны мира (справочные сведения + таблицы)

  3. Туристический атлас мира Кирилла и Мефодия, 2004 г.

3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

Видеофильмы Мультимедийные (цифровые)
образовательные ресурсы

  1. География: 10 класс, «1С»

  2. Уроки географии (Кирилла и Мефодия) - 10 класс

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

Телевизор

Видеомагнитофон/видеоплейер

Музыкальный центр

Слайд-проектор

Мультимедийный проектор

Экран для мультимедийного
проектора

Сканер

Принтер лазерный А4

Принтер струйный цветной А4

Документ-камера

и т.д.

8. Контрольно - оценочные материалы представлены в приложении №1

9. Методические материалы

Для развития школьников в процессе обучения географии, накопления географических знаний учащимися уроки строятся в соответствии с современными образовательными технологиями. При выборе образовательных технологий учитывается специфика предмета и возрастные особенности детей. Выбранная педагогическая технология сопоставляется с идеями здоровьесберегающей педагогики: любая новая технология должна быть «безопасной для здоровья». Предполагается использовать следующие образовательные технологии:

- технология игрового обучения,

- технология перспективно-опережающего обучения,

- технология дифференцированного и индивидуализированного обучения;

- проектная и исследовательская технология;

- технология КСО (коллективные способы обучения);

- технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) и др.

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

10. Календарно - тематическое планирование составляется ежегодно и находится у учителя географии.

© 2010-2022