- Преподавателю
- География
- Элективный курс по географии Географическая картина мира
Элективный курс по географии Географическая картина мира
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Копонов Н.П. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКОСАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МГЛИНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
Руководитель МО:
_______________________
Протокол №____ от
«____»____________20___г.
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР
_____________________
С.А. Копонова
«____»____________20___г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______________________
Н.П. Копонов
Приказ №____ от
«____»____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ для 10 класса
«Географическая картина мира»
Учитель: Копонов Николай Петрович
Рассмотрена и принята на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от «____»_____________20___г.
Пояснительная записка
Данный курс составлен на основе разделов «География мировых природных ресурсов», «География населения мира», «География отраслей мирового хозяйства» изучаемых в 10 классе. Этот курс составлен для более глубокого изучения мировых природных ресурсов, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, населения мира. Дана характеристика международных экономических отношений и мировой торговли. Это нужно для создания более полной картины развития хозяйства мира у учащихся. Материал курса дополняет материалы уроков, при этом он не повторяет основных положений, фактов, определений, содержащихся в учебнике, и делает акцент на разностороннее развитие и практическую часть.
В этом курсе дана характеристика мировых природных ресурсов, основных отраслей мирового хозяйства, развитие транспорта в условиях НТР, его изменения. Несколько уроков отведено на непроизводственную сферу, где рассматриваются новые понятия для учащихся. Материал курса позволяет более полно рассмотреть отрасли промышленности, заострить внимание учащихся на биотехнологиях, используемых в сельском хозяйстве, «зеленой революции». Рассматриваются вопросы охраны окружающей среды, основные процессы движения населения мира. Элективный курс «Географическая картина мира» позволяет расширить и углубить знания по экономической географии, систематизировать полученные знания. Программа данного курса предусматривает развитие у учащихся навыков работы с научными и публицистическими текстами, навыка самостоятельного получения знаний, реферирования, анализа информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работы с контурной картой, картографирования социально-экономических показателей, анализа территориальной статистики, поиска территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиска необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике), оценки факторов размещения.
В этом курсе особая роль отводится практическим работам. На занятиях учащиеся будут учиться анализировать статистические материалы, добывать их самостоятельно и применять в практических работах; делать выводы из полученных данных. Учитель при работе по программе данного курса выступает в большей степени как руководитель процесса познания и консультант, нежели передатчик информации.
-
Образовательная область: экономическая и социальная география
Предмет изучения: мировые ресурсы, мировое хозяйство, население мира
-
Цели и задачи курса:
-
Дать характеристику географии мировых природных ресурсов;
-
Раскрыть международный характер проблемы «Общество и окружающая среда»;
-
Раскрыть особенности развития современного мирового хозяйства;
-
Дать характеристику основным отраслям промышленности;
-
Показать развитие сельского хозяйства и влияние на него НТР;
-
Охарактеризовать мировую транспортную систему и ее развитие в условиях НТР;
-
Сформировать общее представление о международных экономических отношениях, об особенностях современной внешней торговли и об особой роли современной международной финансовой деятельности.
-
Актуальность курса:
Курс актуален применяемыми организационными формами и упором на практическое закрепление материала. Курс предусматривает максимальное использование в процессе обучения развивающих практических заданий. Целью каждого занятия в большинстве случаев становится самостоятельный подход учащихся к процессу обучения как на уроках, так и дома. Продолжая закреплять ранее приобретенные навыки, учащиеся развивают новые.
-
Продолжительность курса: 35 часов в год/1 час в неделю.
-
Категории обучаемых: учащиеся 10 классов; как повторение можно провести и для учащихся 11 классов.
-
Методы:
-
лекционный метод передачи знаний;
-
практический метод;
-
методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
-
Формы контроля, подведения итогов: тестирование, семинары, практические работы.
-
Основная форма проведения занятий - урок, который можно проводить на базе кабинета географии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний с практическими. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса проводится входная и выходная диагностика для мониторинга эффективности и актуальности занятий.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе изучения элективного курса «Географическая картина мира» учащиеся
Должны знать/понимать:
-
Основные бассейны минеральных ресурсов; страны-лидеры по добыче и запасам минеральных ресурсов;
-
Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
-
Различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;
-
Проблемы современной урбанизации;
-
Основные условия для формирования отраслей хозяйства;
-
Основные отрасли мирового хозяйства и факторы их размещения;
-
Страны-лидеры по выпуску определенной продукции;
-
Основные понятия и определения курса.
-
Принципы размещения отраслей хозяйства;
-
Разницу между странами-производителями сельскохозяйственной продукции и странами-потребителями;
-
Влияние НТР на развитие транспорта мира;
-
Понимать и уметь характеризовать основные формы экономической стратегии.
Уметь:
-
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;
-
Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
Анализировать причины изменений в развитии хозяйства мира в условиях НТР;
-
Самостоятельно работать с различными источниками информации;
-
Анализировать статистические материалы, делать выводы по полученным результатам;
-
Строить графики, диаграммы, картосхемы, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Содержание программы
Введение (1 час)
Традиционные и новые методы географических исследований. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Способы и формы получения географической информации. Геоинформационные системы.
Лекция - 1 час
География мировых природных ресурсов (9 часов)
Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Хозяйственное освоение и социальные конфликты. Человек и природная среда. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда».
Практические работы:
1. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Лекция - 7 часов.
Доклады - 1 час.
Практическая работа - 1 час.
География населения мира (8 часов)
Источники данных о численности населения. Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Демографическая политика. Закономерности размещения населения мира. Демографические пирамиды. География культуры (языки, религии, историко-культурные районы мира). Влияние религий на хозяйственную жизнь. Этносы. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны.
Практические работы:
1. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
2. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Лекция - 6 часов.
Доклады - 1 час.
Практическая работа - 2 часа.
География отраслей мирового хозяйства (16 часов)
Отрасли промышленности (8 часов)
Изучение основных отраслей промышленности мира. Альтернативные источники энергии и их будущее. Определить структуру добычи минерального сырья; основные страны-поставщики минерального сырья на мировой рынок. Объяснить изменение роли горнодобывающей промышленности в эпоху НТР. Охарактеризовать проблемы горнодобывающей промышленности. Роль обрабатывающей промышленности в мировом хозяйстве. Основные страны-лидеры в обрабатывающей промышленности. Роль НИС и ключевых стран в промышленности мира. Изменение географии черной металлургии в мировой промышленности. Роль машиностроения в эпоху НТР, география автомобилестроения, основные страны в мировом машиностроении. Определение основных отраслей химической промышленности мира, основных стран мира. Развитие химической промышленности в эпоху НТР. Изменение географии легкой промышленности.
Практические работы:
-
Анализ запасов нефти, газа и угля в мире.
-
Анализ мировых запасов и добычи минеральных ресурсов мира.
-
Анализ способа выплавки черных металлов и изменение географии черной металлургии в эпоху НТР.
-
Изменение географии цветной металлургиии объемов выплавки цветных металлов в эпоху НТР.
Лекция - 5 часов.
Доклады - 1 час.
Практическая работа - 2 часа.
Сельское хозяйство мира (4 часа)
Агробизнес. Зеленая революция. Биотехнологическая революция. Аквакультура. Марикультура. Севооборот. Характеристика центров происхождения культурных растений. Анализ структуры растениеводства; география мирового растениеводства. Мировое производство продовольственных культур. Страны-лидеры по размерам валового сбора пшеницы и риса. Структура и география технических и непродовольственных культур. Структура и главные районы животноводства. Изменение мирового поголовья скота. География производства и потребления животноводческой продукции. Развитие и география мирового рыболовства. Уровень развития сельского хозяйства и его влияние на окружающую среду.
Практические работы:
-
Анализ мирового производства и потребления зерновых культур.
-
Сравнение стран-производителей и стран-потребителей животноводческой продукции.
-
Анализ динамики мирового рыболовства и распределение его по океанам и странам.
Лекция - 2 часа
Доклады - 1 час.
Практическая работа - 1 час.
Транспорт мира (2 часа)
Динамика развития мировой транспортной сети; влияние НТР; уровень развития. География мировых грузопотоков. Структура мирового морского флота (нефтеналивные танкеры, сухогрузы, танкеры-метановозы, пассажирские суда). Морские порты мира - универсальные, специализированные. Динамика мировых пассажирских авиаперевозок. Крупнейшие аэропорты мира. Контейнеризация. «Транспортные мосты». Влияние транспорта на окружающую среду.
Практическая работа.
-
Анализ развития отдельных видов транспорта в эпоху НТР.
Лекция - 1 час.
Практическая работа - 1 час.
Международные экономические отношения (2 часа)
Формы международных экономических отношений. Основные модели экономической стратегии: экспортноориентированная, импортозамещающая. Свободные экономические зоны. Офшорные зоны. Внешняя торговля. Международная финансовая деятельность. Мировые финансовые центры. ТНК. Фондовые биржи. Транснациональные банки. Международные валютно-финансовые отношения.
Практическая работа.
-
Анализ изменения товарооборота по основным регионам мира в середине ХХ - начале ХХI вв.
Лекция - 1,5 часа.
Практическая работа - 0,5 часа.
Итоговый урок.
Заключение (1 час)
Может проводиться в виде тестирования, в виде защиты докладов или в виде зачета.
Зачет - 1 час.
Темы для докладов:
-
Взаимодействие природы и общества.
-
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
-
Красная книга растений и животных.
-
Прогнозирование природной среды.
-
Природные ресурсы и их значение для существования человека.
-
Антропогенные ландшафты.
-
Сущность глобальных проблем человечества.
-
История развития автомобильной промышленности мира.
-
География автомобильной промышленности мира.
-
Электроника в нашей жизни.
-
Характеристика мировой электронной промышленности.
-
Научные центры мира (география, компании-лидеры, продукция).
-
Развитие и мировые лидеры авиаракетно-космической промышленности.
-
География и развитие мирового судостроения.
-
Транспорт будущего (новые модели современных видов транспорта, задумки ученых).
-
«Зеленая революция». Что? Где? Когда?
-
Биотехнологическая революция в развитых странах.
-
Агробизнес Европейского Союза и США.
-
Сельское хозяйство развивающихся стран.
-
Выведение новых сортов растений и их возможные последствия для человека и окружающей среды.
-
ГМО: за и против.
-
Последствия «зеленой революции» для человека и окружающей среды.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Обязательная литература:
-
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса, Москва, Просвещение, 2005 г.
-
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений - серия «Полярная звезда», издательство «Просвещение», 2011г.
-
Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И.: География: Экономическая и социальная география мира: В 2-х частях. Часть 1. 10-11 классы - издательство «Русское слово», 2011г.
-
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса, Москва «Просвещение», 2007г.
Дополнительная литература:
-
География в таблицах. 6 - 10 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. - 160 с.
-
География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. - 656 с.
-
Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев и т.д. (Экология для гуманитариев). - М.: «Горизонт»,1997. - 208 с.
-
Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира /А. П. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2008.
-
Максаковский В. П. Дополнительные главы / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2000.
-
Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. 1: Общая характеристика мира. - Москва «Дрофа», 2008г.
-
Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 2009
-
Сиротин В. И., Курчина С.: География: учебное пособие. Материалы для докладов и рефератов. - Москва, «Дрофа», 2007г.
-
Холина В. Н. География человеческой деятельности / В. Н. Холина. - СПб.: Спец-Лит, 2008.
III. Цифровые образовательные ресурсы
Электронные издания:
-
География. 6-11 классы. Учебное электронное издание.
-
Экономическая и социальная география мира. 10 класс (CDpc) - Серия: Образовательная коллекция, издательство 1C, 2005г.
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
-
География. Тесты для учащихся 10 - 11 класса
Интернет-ресурсы:
-
un.org-Интернет-портал ООН (русскоязычная версия)
-
oecd.org-Организация Экономического сотрудничества
-
Сайт кафедры экономической и социальной географии мира МГУ geogr.msu.ru/cafedra/segzs
-
geo.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Географии".
-
it-n-ru - сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
-
mirgeografii.ru - материалы к урокам географии, презентации
-
openklass.ru - презентации к уроку
-
pedsovet.org - презентации к уроку
-
prosv.ru - презентации и методические разработки учителей
-
proshkolu.ru - сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
-
uroki.ru - материалы к урокам
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема (раздел)
Количество часов
Пр. работы
1
Введение
1
2
Раздел II. География мировых природных ресурсов
9
1
3
Раздел III. География населения мира
8
2
4
Раздел IV. География отраслей мирового хозяйства
16
4,5
5
Заключение
1
всего
35
7,5
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока (раздел)
Количество часов
Дата проведения
Введение (1 час)
1.
Традиционные и новые методы географических исследований. Способы и формы получения географической информации.
1 час
География мировых природных ресурсов (9 часов)
2.
Ресурсообеспеченность.
1 час
3.
Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов.
1 час
4.
Практическая работа. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
1 час
5.
География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.
1 час
6.
Хозяйственное освоение и социальные конфликты.
1 час
7.
Человек и природная среда.
1 час
8.
Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда».
1 час
9.
Междисциплинарный характер проблемы «Общество и окружающая среда».
10.
Семинар. Доклады учащихся
1 час
География населения мира (8 часов)
11.
Источники данных о численности населения. Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода).
1 час
12.
Демографическая политика. Закономерности размещения населения мира. Демографические пирамиды.
1 час
13.
География культуры (языки, религии, историко-культурные районы мира). Влияние религий на хозяйственную жизнь.
1 час
14.
Этносы. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
1 час
15.
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны.
1 час
16.
Практическая работа. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
1 час
17.
Практическая работа. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
1 час
18.
Семинар. Доклады учащихся
1 час
География отраслей мирового хозяйства (16 часов)
Отрасли промышленности (8 часов)
19.
Топливная промышленность мира. Практическая работа. Анализ запасов нефти, газа и угля в мире.
1 час
20.
Электроэнергетика.
1 час
21.
Горнодобывающая промышленность. Черная металлургия. Практические работы. 1. Анализ мировых запасов и добычи минеральных ресурсов мира. 2.Анализ способа выплавки черных металлов и изменение географии черной металлургии в эпоху НТР.
1 час
22.
Цветная промышленность. Практическая работа. Изменение географии цветной металлургиии объемов выплавки цветных металлов в эпоху НТР.
1 час
23.
Машиностроение мира.
1 час
24.
Химическая промышленность.
1 час
25.
Легкая промышленность.
1 час
26.
Семинар. Доклады учащихся
1 час
Сельское хозяйство мира (4 часа)
27.
Мировое сельское хозяйство. «Зеленая революция».
1 час
28.
Центры происхождения культурных растений и домашних животных. Растениеводство мира. Животноводство мира.
1 час
29.
Практические работы: 1. Анализ мирового производства и потребления зерновых культур.
2. Сравнение стран-производителей и стран-потребителей животноводческой продукции.
3. Анализ динамики мирового рыболовства и распределение его по океанам и странам.
1 час
30.
Семинар. Доклады учащихся
1 час
Транспорт мира (2 часа)
31.
Характеристика транспорта мира.
1 час
32.
Развитие транспорта в эпоху НТР. Практическая работа. Анализ развития отдельных видов транспорта в эпоху НТР.
1 час
Международные экономические отношения (2 часа)
33.
Международные экономические отношения.
1 час
34.
Мировая торговля. Практическая работа. Анализ изменения товарооборота по основным регионам мира в середине ХХ - начале ХХI вв.
1 час
Заключение (1 час)
35.
Итоговый урок. Зачет
1 час