• Преподавателю
  • География
  • Презентация Введение в образовательную программу «По малой родине моей» - 7 чудес Чановского района

Презентация Введение в образовательную программу «По малой родине моей» - 7 чудес Чановского района

Тема занятия: Введение в образовательную программу «По малой родине моей»  -   7 чудес Чановского района" Цель занятия: познакомить детей с природными и историческими    достопримечательностями  Чановского районаЗадачи:·          Образовательные:   сформировать  интерес к  историческим, природным, культурным  особенностям родного края;·           Развивающие:   развивать познавательную  активность,  внимание, творческое воображение, суждение;·           Воспитательные:  способствовать воспитанию...
Раздел География
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация Введение в образовательную программу «По малой родине моей» - 7 чудес Чановского районаТема: Водный и другие виды транспорта

Задачи:

  • Изучить особенности этих видов транспорта; показать их значение в перевозке грузов и пассажиров.

  • Выяснить проблемы и перспективы развития транспорта в России.

  • Развивать умение готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.

  • Воспитывать трудолюбие и самостоятельность.

Форма урока: Комбинированный.

Тип урока: Изложение нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Оборудование: Карта " Транспорт России", статистический материал таблиц учебника, дополнительная литература.

Ход урока

I. Психологический настрой.

Обращение к ребятам:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Приготовились к уроку.

Прежде чем начать урок
Хочу сказать: "Вас видеть рада я,
Глядеть в ваши смышленые и умные глаза,
Для меня награда!"

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, гости званные с которыми вы познакомились ещё в 6 классе. Можете повернуться к нашим гостям, чтобы они посмотрели, какие вы уже взрослые.

Приступим к нашему уроку. Сегодня мы продолжим знакомство с транспортной системой РФ - отраслью третичного сектора экономики.

Рассмотрим тему «Водный и другие виды транспорта»

Исходя из огромной значимости всех видов транспорта, сегодня на уроке мы должны:

- продолжить изучение темы «Транспорт»

- познакомиться с водным и другими видами транспорта;

- узнать об их значении, показать их место и роль в мировой экономике;

- дать характеристику водного транспорта;

- поговорить о проблемах и перспективах их развития.

- Ребята, вы уже знаете, что тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков России, а также ее внешнюю торговлю. Происходит "сжатие" географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности. Транспорт позволяет связать производителей и потребителей, осуществлять перевозку не только грузов, но и пассажиров.

На прошлом уроке мы с вами начали исследовательскую работу, объектом вашего исследования был сухопутный транспорт России. Сегодня вы продолжите эту работу, объектом исследования будет, как вы поняли, водный и другие виды транспорта, а именно:

  1. Морской транспорт.

  2. Речной.

  3. Авиационный.

  4. Трубопроводный.

На уроке начнём рассматривать морской и речной транспорты, а остальные виды транспорта продолжите дома. Вы начали заполнять систематизирующую таблицу, откройте её. Таблица содержит следующие колонки: название транспорта, проблемы транспорта, важные транспортные узлы (города, порты), примечание - в котором вы записываете важные особенности исследуемого вами вида транспорта. (Показать таблицу на слайде)

Название транспорта

Важные транспортные узлы (города, порты)

Проблемы

Примечание

(важные особенности)



2. Повторение пройденного.

Прежде чем, начнём новую тему, немного вспомним пройденное.

* Что такое транспорт? (Транспорт - совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое. Термин транспорт происходит от транс ("через") и portare ("нести").(Слайд )

- Транспортная система состоит из 3-х видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

*Что такое транспортный узел? (Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.)

*Назовите транспортные узлы России: (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Владивосток, Красноярск).

- Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

*Что такое грузооборот? (Грузооборот - произведение количества перевезенного груза (т) на расстояние (км.), измеряется в т/км.)

*Что такое пассажирооборот? ( Пассажирооборот - количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

*Назовите главную железную дорогу страны - (Транссибирская магистраль или Транссиб)

*Какие экологические проблемы, связанные с железной дорогой вы можете назвать.-+

*Зачем нужны ж/д в Сибири и на Дальнем Востоке?

* Назовите экологические проблемы, связанные с автомобильным транспортом

*У меня к вам ещё такой вопрос: какие пути решения проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом вы можете предложить? (Автомобили на солнечных батареях)

*В нашей стране стали появляться платные автодороги - как вы думаете, какие проблемы решаются при этом?

3. Этап усвоения новых знаний.

1. Рассказ учителя

Перейдём к теме сегодняшнего урока «Водный и другие виды транспорта». Другие виды транспорта, ребята, это авиационный, трубопроводный. (Слайд)

Ребята, давайте немного вернёмся в детство - вспомните сказочные виды транспорта - сапоги - скороходы, ковёр - самолёт, печка Емели, ступа Бабы Яги.

Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят продукты, которые быстро портятся и особо ценные грузы, а также почту. Большая проблема современных самолётов - шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура "по совместительству" является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала. Основной тип грузов - жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные станции. (Слайд)

Использование животных для перевозки людей и грузов известно с древних времён. Люди могут ездить на некоторых животных верхом или запрягать поодиночке или группами в повозки (телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров, либо навьючивать их. Назовите этих животных. В качестве транспортных средств использовались: лошади, волы, слоны, верблюды, ламы, собаки.

Водный транспорт - самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию - меньше.

Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт - самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60-67 % всего мирового грузооборота. Этот вид транспорта имеет очень сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы.

Откройте в учебнике с.186, рис. 58 рассмотрим состав морского флота России. Какие суда наиболее развиты? Как вы понимаете, что такое наливные суда?

Наливные суда (Танкеры)

Наливными судами, или танкерами, называют суда, предназначенные для транспортировки жидких грузов. К таким грузам относятся главным образом нефть и нефтепродукты, но танкеры могут перевозить также пищевое масло, вино, жидкий газ и жидкую серу, различные кислоты и т. д..

- Рост перевозок зависит не только от численности флота, но и от количества портов, их пропускной способности. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна - Найдите на карте и назовите их - Восточный, Ванино, Владивосток запишите их в таблицу. Значение этого бассейна огромное. Ведётся:

  1. Связь по СМП европейских и азиатских районов.

  2. Внешнеторговые связи России со странами Азии, потенциальный рынок сбыта российской продукции.

  3. Важнейшее стратегическое положение.

  4. Экономическая роль: ведущий район рыболовства, добыча природных ресурсов.

Прочитайте проблемы, какие вы написали

Северный бассейн - (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон);

Значение этого бассейна тоже огромное - это

  1. Научное значение, организация северных полярных станций.

  2. Стратегическое значение: Норвегия, США, Канада - страны блока НАТО.

  3. Экономический интерес: Арктика - перспективный район по добыче углеводородного топлива.

Прочитайте проблемы, какие вы написали

Название транспорта

Важные транспортные узлы (города, порты)

Проблемы

Примечание

(важные особенности)


Морской транспорт

Тихоокеанского бассейна - Находка, Восточный, Ванино

Балтийский бассейн - Санкт - Петербург, Выборг, Калининград

Северный бассейн - (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон);

Удалённость от наиболее развитых регионов страны. Загрязнение окружающей среды (водных масс)

Зависимость от природных условий

(в зимний период навигация прекращается)

1.Низкая себестоимость перевозок

2.Большая грузоподъемность, малое потребление топлива.

Речной транспорт

Зависимость от географического положения реки;

Низкая скорость перевозки:

Большие затраты на топливо;

Высокие затраты на ремонт

1.Обеспечивает связь с труднодоступными районами (Север, Сибирь), где отсутствуют другие транспортные магистрали.

2.Возможность перевозить объёмные грузы, не требующие быстрой доставки

(лес, зерно, уголь, нефть, стройматериалы, технику

Выступление учащегося по опережающему заданию: влияние водного транспорта на окружающую среду.

При движении кораблей происходит загрязнение вод отходами топлива и хозяйственно - бытовыми стоками. Но особенно большую опасность представляют аварии на нефтеналивных судах. При аварии танкера нефть широко разливается по поверхности моря в виде пленки. Площадь загрязнения зависит не только от количества, но и от качества нефти. 1 тонна легкой нефти за 10 мин. образует пятно диаметром 50 метров и толщиной пленки в 1 мм. За несколько часов такое пятно может охватить тысячи кв. км, прекращается доступ кислорода, гибнет все живое. Способы борьбы с нефтяными загрязнениями: распыление химических веществ, при этом нефтепродукты образуют комки, их собирают сетями с мелкой ячейкой специализированные суда. Нефть - загрязнитель №1 вод Мирового океана.

Работа с контурными картами - обозначение на к/к крупнейших морских портов Северного бассейна

(Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон);

Тихоокеанского бассейна (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка);

Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград);

Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа).

- В этом году вы заканчиваете нашу школу наверняка перед вами и вашими родителями будет проблема - куда дальше, а ведь много профессий, связанные с транспортом.

Назовите профессии, связанные с различными видами транспорта - Транспортные профессии - Водитель, Диспетчер, Кондуктор, Машинист локомотива, Проводник (железнодорожный служащий), Стрелочник (профессия), Таксист

Авиационные и морские профессии - Авиадиспетчер Бортмеханик Бортинженер Капитан судна Кок Космонавт Лётчик Бортпроводник/стюард

Вывод урока: Россия станет великой страной только тогда, когда вновь станет великой морской державой.

4. Этап рефлексии (мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения)

Сейчас я предлагаю выразить свое отношение к объекту исследования - транспорту РФ. Перед вами лежат солнышки трех цветов. Поднимите солнышко того цвета, который соответствует вашему отношению к каждому виду транспорта в России:

1. Автомобильный транспорт (дети поднимают солнышки).

2. Трубопроводный транспорт (дети поднимают солнышки).

3. Воздушный транспорт (дети поднимают солнышки).

4. Железнодорожный транспорт (дети поднимают солнышки).

Расшифровка цветов висит на доске:

Красное - тревожное состояние;

Синий - стоит задуматься;

Зеленый - спокойное отношение.

Выполняется рефлексия. Анализ результатов рефлексии.

(Больше всего тревоги у вас вызывает … вид транспорта, это значит, что развитие данного вида транспорта вам не безразлично).

Домашнее задание:

1. Параграф 36 учебника. По материалу текста параграфа и материала урока составить 5 тестовых заданий.
2. Подготовить к проверке контурные карты.

© 2010-2022