Рабочая программа по естествознанию для 5-х классов

Программа по естествознанию  разработана для учащихся 5 классов. Соответствует  требованиям ФГОС. Программа реализуется с нагрузкой 68 часов в учебном году. Основное содержание программы включает четыре разде­ла: «Человек изучает природу», «Многообразие тел и веществ природы», «Природные явления», «Взаимосвязи в природе». Методика преподавания предмета изменена в сторону усиления роли практических  и лабораторных работ, организации работы в группах, выделения времени на обучение работе с информ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Рабочая программа

по естествознанию для 5-х классов


Составитель: Корнилова Н. В.

учитель географии

МБОУ «Воткинский лицей»,




г. Воткинск

2013/2014 учебный год

1. Пояснительная записка.

1.1. Обоснованность и цели учебного предмета, курса

Данная программа разработана для учащихся 5 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Воткинский лицей». Соответствует требованиям ФГОС.

«Естествознание» - интегрированный естественнонаучный предмет для младших подростков, который сочетает в себе элементы знаний и способов деятельности из биологии, географии, физики, астрономии, химии, экологии и ОБЖ. Программа 5 класса концептуально и содержательно «стыкуется» с любым из предметных курсов образовательной области «Естествознание». Миссия этого курса не в опережающем обучении содержания линейных учебных курсов. Его лейтмотив - развитие у учащихся целостного понимания всего многообразия природы, формирование у них ориентировочной основы системного мышления, развитие экологического сознания. Миропонимание учащихся должно быть основано на знании о взаимодействиях в системе «природа - человек».

Каждая из естественных наук, изучаемых в школе, предлагает свое видение мира, рассматривая определенный набор явлений, находящихся в компетенции данной науки. Более того, для описания мира каждая наука пользуется своим специфическим языком. В результате возникает опасность, что вместо целостной картины мира учащиеся получат набор слабо связанных между собой фактов. Курс естествознания призван решить эту проблему, заложив основу знаний, которая в дальнейшем будет «обрастать» конкретной и подробной информацией. Курс знакомит с научным подходом к изучению природы, с методами работы естествоиспытателей. Содержание естествознания для 5 классов сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках естествознания расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Изучение материала сопровождается лабораторными и практическими работами, позволяющими смоделировать в учебном процессе научные методы исследования.

Структура целей по предмету построена с учетом необходимости всестороннего развития личности учащихся и включает освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; овладение начальными исследовательскими умениями; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей школьников, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе и применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

Программа реализуется в 5 классах с нагрузкой 68 часов в учебном году.

Основное содержание программы включает четыре разде­ла: «Человек изучает природу», «Многообразие тел и веществ природы», «Природные явления», «Взаимосвязи в природе».

Из всего комплекса современных методов познания при­роды в курсе естествознания содержатся сведения о некото­рых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моде­лировании - и показывается их взаимосвязь; даются сведе­ния о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Выполняя пропедевтическую роль, курс естествознания содержит системные, а не отрывочные знания. Большое вни­мание в нем уделяется преемственным связям между началь­ной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих фор­мированию целостного взгляда на мир.

В курсе естествознания даются первые представления о таких понятиях, как масса, взаимодействие, энергия, атом; молекула, химический элемент.

Получаемые учащимися сведения о веществах и их пре­кращениях могут служить первоначальной основой для по­степенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы обра­зуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устой­чивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологичес­ких проблем.

Интеграция различных естественно-научных областей знания основана на представлении о единстве природы и об­щем для всех естественных наук методе познания.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учеб­ную, исследовательскую и практическую деятельность являет­ся условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Кроме того, в процессе изучения курса планируется совместная работа с учащимися по выработке критериев формирующего оценивания различных видов деятельности.

При оценивании достижений учащихся целесообразно ориентироваться на следующие критерии:

«Отлично»:

  • в ответе отражены знания, свидетельствующие о понимании учащимся системной организации природы, раскрывающие сущность взаимодействия природы и человека;

  • в ответе проявлена личностная позиция ученика по вопросам гармоничного развития системы «природа - человек»;

  • ответ представлен в обобщенной форме и иллюстрируется конкретными примерами.

«Хорошо»:

  • ответ носит репродуктивный характер, не прослеживается понимание взаимосвязей компонентов природы;

  • отсутствует личностная позиция ученика по отношению к проблемам взаимодействия человека и природы;

  • обобщенная форма ответа и иллюстрация необходимыми примерами представлены частично.

«Удовлетворительно»:

  • в ответе не прослеживается понимание взаимосвязей природы и человека;

  • личностная позиция ученика не обозначена;

  • ответ строится только на конкретных примерах без обобщений и умозаключений.

1.2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Данная программа составлена на основе примерной программы для 5 класса основной школы в рамках проекта «Разработка, апро­бация и внедрение федеральных государственных стандартов обще­го образования второго поколения», реализуемого Российской ака­демией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Примерная программа по естествознанию для основной школы, составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Изучение природоведения в 5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы, между живыми организмами, изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение приемами практической деятельности по изучению природных объектов, способами организации познавательной деятельности, начальными умениями работы с естественнонаучной информацией;

  • развитие интереса к познанию окружающего мира природы, способности к его целостному восприятию; интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп форм и методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, диалог, эвристическая беседа, дискуссия), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных, с привлечением ИКТ, различных источников информации), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, проектной деятельности, творческих работ.

Методика преподавания предмета изменена в сторону усиления роли практических и лабораторных работ, организации работы в группах, выделения времени на обучение работе с информацией.

Резерв учебного времени (вариативная часть) использован на увеличение в преподавании доли развивающих, личностно ори­ентированных, исследовательских, проектных и групповых педа­гогических технологий, которые требуют больших по сравне­нию с традиционными методами затрат учебного времени.

«Естествознание» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе. Кроме вертикальной преемственности стандарт обеспечивает и горизонтальные межпредметные связи. Содержание программы по естествознанию скоррелировано с математикой (начальные умения в построении графиков и интерпретации данных), русским языком (начальные умения работы с естественнонаучной информацией) и информатикой (использование телекоммуникационных технологий).

1.3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс естествознания на ступени основного общего об­разования является пропедевтическим. Естествознание изучается в 5 классе, общее число часов по предмету - 68 ч (при нагрузке 2 часа в неделю), в том числе на ин­вариантную часть - 52 ч, на вариативную - 16 ч.

2. Предполагаемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:

Личностными результатами изучения естествознания являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремле­ния к здоровому образу жизни;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметными результатами изучения естествозна­ния в основной школе являются:

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и пла­нировать личную учебную деятельность; оценивать собствен­ный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблю­дения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систе­матизация информации; понимание информации, представ­ленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами выпускников основной школы являются:

в ценностно-ориентационной сфере - формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира;

в познавательной сфере - расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для даль­нейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения прак­тических задач в повседневной жизни, для осознанного со­блюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

в эстетической сфере - приводить примеры, дополня­ющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства;

в сфере физической культуры - расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами контроля своего физического состояния.


  1. Содержание тем учебного курса

Таблица тематического распределения часов на ступень обучения:

Номер урока

Раздел

учебного курса


Количество часов

(план/

факт)

Элементы содержания

(ключевые понятия)

Характеристика деятельности учащихся

5 класс (68 часов)

Раздел 1.

( 1-13 урок)





Раздел 2.

( 13 - 41 урок)








Раздел 3.

(42-57 урок)








Раздел 4.

(58- 64 урок)

ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ

ПРИРОДУ

Тема 1. Что изучает естествознание.



Тема 2. Методы научного познания.



МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Тема 1. Вселенная. Земля - планета Солнечной системы.

Тема 2. Оболочки Земли.



Тема 3.Разнообразие живых организмов.


Тема 4. Многообразие веществ.


Раздел 3. ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Тема 1. Виды природных явлений. Физические явления.

Тема 2. Химические явления.


Тема 3. Погодные явления.


Тема 4. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.

Тема 5. Биологические явления.


Раздел 4. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ

Тема 1. Солнечно-

земные связи.

Тема 2. Взаимосвязи неживой и живой природы

13/…

9



4



28

6


12




5



5



15

5


2



3



2


3


8

2

6

как появились знания о природе; какие факторы жизнеобеспечения дает человеку природа; что природа дает человеку для его духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития; значение естественно-научных знаний для практической деятельности человека; роль человека в жизни природы; Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки; современное естествознание - это множество наук о природе и человеке.

роль наблюдений в познании природы, условия проведения наблюдения; эксперимент - важнейший метод естествознания; условия проведения эксперимента, его целенаправленность; как теоретически интерпретировать результаты (гипотеза, теория); основные правила техники безопасности в лаборатории; роль измерения в изучении объектов и явлений природы, единицы измерения массы, объема, температуры.

Звездное небо. Строение Солнечной системы. Планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. Созвездия. Галактики. Форма и размеры Земли. Вращение Земли вокруг оси и обращение вокруг Солнца. Луна - спутник Земли. первые ученые, изучавшие космос, первые космонавты;

Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Состав и свойства воздуха. Строение атмосферы, ее роль в сохранении жизни на Земле. Вода на Земле: океан, воды суши, водяной пар, ледники. Свойства воды. Строение литосферы. Примеры наиболее распространенных горных пород, основных типов полезных ископаемых. Почва. Условия, необходимые для существования живых организмов. Разнообразие условий жизни на Земле. Биосфера.

Разнообразие живых организмов. Основные царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.

Основные признаки живых организмов. Клеточное строение живых организмов. Человек - один из видов живых организмов. Сходство и различие человека и животных.

Частицы, образующие вещества. Химические элементы. Вещества в окружающей среде и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Агрегатные состояния вещества. Химические элементы в живой и неживой природе. Вещества в окружающей среде и их использование человеком.

Многообразие физических явлений (на примерах механических, электрических, тепловых, световых, звуковых явлений) и их использование в повседневной жизни.

Превращения веществ в окружающем мире; внешние признаки химических реакций. Примеры явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека. Погода и климат. Круговорот воды в природе. Примеры процессов рельефообразования.


Правила безопасного поведения в ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, во время ураганов, наводнений, землетрясений; при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями); знакомство с работой сотрудников МЧС.

Взаимосвязь биологических, химических и физических явлений. Представление о развитии жизни на Земле (зарождение жизни в воде, освоение суши животными и растениями; ископаемые животные и растения).

Различия в освещенности на поверхности Земли, смены сезонов года и времени суток как следствия шарообразности Земли, вращения вокруг оси и движения в Солнечной системе.

Признаки системы; термины «компонент», «взаимодействие», «система», «целостность», «единство», «открытая система»; природа - открытая, развивающаяся и саморегулирующаяся система; Взаимодействие живых организмов в природном сообществе.

с помощью творческих работ (рисунков, плакатов, лозунгов, сочинений) выражать свое отношение к природе и всем обитателям Земли; отражать в стихах, рисунках, лепке и других творческих работах красоту природы; подбирать стихи, афоризмы, картинки, отражающие красоту природы.

проводить и обсуждать наблюдения; составлять план проведения простейшего исследования; проводить наблюдение в лабораторном эксперименте и описывать его на языке науки (качественно и количественно), обращаться с лабораторным оборудованием (лабораторной посудой, принадлежностями, нагревательными приборами и т. д.); пользоваться шкалой деления, определять цену деления;

приводить примеры названий созвездий; находить на карте звездного неба созвездие Большой Медведицы и Полярную звезду; описывать одну из планет Солнечной системы; описывать Землю как элемент Солнечной системы; описывать форму и размеры Земли; наблюдать смены фаз Луны; осознавать единство Земли и космоса; работать с информационными источниками.

изучать свойства воздуха и воды; определять свойства г. пород и минералов по образцу; исследовать механичесий состав образца почвы; определять условия, необходимые для существования живых организмов; работать с картой природных зон; работать с информационными источниками, в том числе с ресурсами интернета.

Сравнивать строение растительной и животной клеток; наблюдать изменения физиологических показателей человека после дозированной физической нагрузки (измерение пульса, температуры тела, частоты дыхания). Определение своего физического развития (оценка гибкости тела, правильности осанки, наличия плоскостопия).

описывать свойства веществ распознавать простые и сложные вещества; сравнивать свойства веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии; проводить простейшие опыты по диффузии, испарению, конденсации; создавать проектные работы по теме «Использование веществ человеком»

наблюдать тепловое расширение газов и жидкости, испарение и кипение воды; исследовать свойства магнитов, наблюдать источники звука; исследовать световые явления; работать с информационными источниками, в том числе с ресурсами интернета.

наблюдать химические реакции ; распознавать кислород и углекислый газ; осознавать единство протекания физических и химических явлений в реальных природных процессах и их многообразие как пример существования всеобъемлющих связей в природе;

наблюдать за облаками; измерять Т и давление воздуха; строить и анализировать график суточного хода температуры; составлять схему круговорота воды; наблюдать примеры выветривания и рельефообразования (оползни, осыпи, изменение русел малых рек); создавать простые презентации

овладение простейшими способами первой медицинской помощи (кровотечениях и травмах).

Описание возрастных изменений организмов на разных этапах индивидуального развития; защита проектов (презентаций, коллекций, плакатов): «Ископаемые животные и растения», «Развитие жизни на Земле», «Экскурсия в мезозой» и т.п.

Работать с моделями движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

обсуждать принцип системной организации на простейших примерах различных физических устройств (наличие компонентов, их взаимодействие, функции) и объяснять целостность системы; изображать на рисунках и схемах взаимосвязи в различных природных системах; составление цепи питания в разных сообществах;

4. Тематическое планирование

Таблица календарно-тематического планирования по естествознанию на 5 класс.


четверть

№ п/п

дата

Поурочное планирование

Тема урока

Количество часов

(план/

факт)


Практическая часть, использование ИКТ

Домашнее задание

(примерное)

1

1.

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ(13 часов…..)


1.1.

Тема 1. Что изучает естествознание.

Как появились знания о природе.

9……..

записи

1.2

Экскурсия «Природа в наших ощущениях»


Экскурсия

нарисовать рисунок по итогам экскурсии

1.3

Роль природы в жизни человека.


работа с электронным учебником

Заполнить таблицу в тетради, записи выучить


1.4

Роль человека в жизни природы.


Презентации «Природа в музыке, живописи, поэзии», «Охраняемые территории»

Биология, §28


1.5

Современное естествознание как комплекс наук о природе.


работа с электронным учебником


1.6

Причины исчезновения видов растений и животных. Красная книга.


Видеофильм, презентация «Красная книга Удмуртии»

записи выучить,

подготовить поделки из бытовых отходов


1.7

Экологические проблемы.


Простейшие приемы оценки экологического состояния воды, воздуха и почвы.


1.8

Внимание: бытовые отходы


Игра «В гостях у мусорной корзины».

Проекты «Вторая жизнь бытовых отходов», «Предложение варианта безотходного существования летом на вашей даче».


1.9

Как происходило развитие научных представлений о мире. Великие ученые-естествоиспытатели.


Работа с интернетом, подготовка сообщений. межпредметный урок

Оформить и подготовить сообщение


1.10

Тема 2. Методы научного познания. Наблюдение.

4……

Практическая работа «Наблюдаем и описываем объекты»

записи


1.11

Как работают в лаборатории


Лабораторная работа «Знакомство с лабораторным оборудованием. Измерение величин», работа с электронным учебником

записи


1.12

Эксперимент помогает изучать природу.


Практическая работа «Сравнение комнатных растений»

Провести опыт (эксперимент), составить его план, описать результаты


1.13

Как рождаются научные теории



записи выучить


2

Раздел 2. МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (28…...часов)

2

2.1

Тема 1. Вселенная. Земля - планета Солнечной системы.

Как изучают космос.

6…..

работа с электронным учебником

Записи, мини-доклад о небесном теле


2.2

Солнце - звезда. Строение Солнечной системы. Космические тела.


работа с электронным учебником, презентации

Записи


2.3

Планеты Солнечной системы.


Практическая работа «Описание одной из планет Солнечной системы по плану»

Записи


2.4

Звездное небо. Общее представление о Вселенной.


видеофильм



2.5

Земля в Солнечной системе. Форма и размеры Земли. Движение Земли.


Наблюдение за фазами Луны

Записи


2.6

Наш дом - Земля.


Игра «Отроки во Вселенной»

творческая работа «Я - житель Вселенной»


2.7

Тема 2. Оболочки Земли.

Атмосфера. Состав воздуха. Строение атмосферы, ее значение.

12…

работа с электронным учебником

Пр. работа. «Составление прогноза погоды на зиму по народным приметам».



2.8

Гидросфера.


Пр. работа. Характеристика одного из объектов гидросферы.

Подготовить сообщение о воде или опыт


2.9

Вода. Свойства воды.


«Вода» - пресс-конференция

записи


2.10

Литосфера. Ее строение.


записи


2.11

Горные породы и минералы.


работа с электронным учебником, презентация


2.12

О чем может рассказать кусочек мела. Полезные ископаемые.


«Состав гранита»

Проект «Минералы в моем доме»


2.13

Определение свойств горных пород и минералов.


Практическая работа «Определение свойств г. пород и минералов».


2.14

Разрушение горных пород и их выветривание.





2.15

Почва как природная система.


Практическая работа «Исследование механического состава образца почвы».

записи


2.16

Биосфера. Условия, необходимые для существования живых организмов.


работа с электронным учебником.

записи


2.17

Разнообразие условий жизни на Земле.


Презентации, работа с интерактивной картой

Подготовить выступления «Я живу на материке…»


2.18

Жизнь на разных материках.


Конференция «Жизнь на разных материках»



2.19

Тема 3.Разнообразие живых организмов. Основные признаки живых организмов: рост, дыхание, раздражимость, размножение, развитие.

5…..




2.20

Основные характеристики царств живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.


Творческая работа в группах

записи


2.21

Клеточное строение живых организмов.




2.22

Пр. работа. Сравнение строения растительной и животной клеток.


Пр. работа. Сравнение строения растительной и животной клеток. Строение клетки кожицы лука.

записи


2.23

Человек - один из видов живых организмов. Сходство и различие человека и животных.


Наблюдение изменения физиологических показателей человека после дозированной физической нагрузки. Определение своего физического развития (оценка гибкости тела, правильности осанки, наличия плоскостопия).



2.24

Тема 4. Многообразие веществ.

Из чего состоят тела природы? Различаются ли вещества живой и неживой природы.

5….

«Демонстрация опыта Нагревание сахара и соли»

записи


2.25

Частицы, образующие вещества.


работа с электронным учебником

Демонстрация опыта «Диффузия веществ»



2.26

Химические элементы. Простые и сложные вещества.


работа с электронным учебником


Сделать модели простого и сложного веществ


2.27

Сравнение свойств веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии.


Демонстрация опыта «Наблюдение различных состояний вещества»



2.28

Химические элементы в живой и неживой природе. Вещества в окружающей среде и их использование человеком


работа с электронным учебником

Подготовить сообщение «Использование веществ человеком»


3

Раздел 3. ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (15……часов)


3.1

Тема 1. Виды природных явлений. Физические явления.

5…..

записи


3.2

Механические и тепловые явления.


Демонстрация опыта «Тепловое расширение газов и жидкости»


3.3

Световые явления.



Рассказ «За что люди могут сказать спасибо

световому лучу?»


3.4

Электрические, магнитные и звуковые явления.


работа с электронным учебником

Демонстрация опыта «Свойства магнитов», «Наблюдение источников звука»

Записи, подготовить рекламу изделия, в котором использованы физ. явления


3.5

Использование человеком физических явлений в природе.


Урок - ярмарка



3.6

Тема 2. Химические явления.

Превращения веществ. Признаки химических реакций.

2…..

Демонстрация химических реакций

Записи, подготовить хим. опыт


3.7

Горение и гниение веществ.


Демонстрация опыта «Распознавание кислорода и углекислого газа»



3.8

Тема 3. Погодные явления. Погодные явления. Основные характеристики погоды.

3…..

работа с электронным учебником

записи


3.9

Погода и климат.


Тренировочная практическая работа «Построение графика суточного хода температуры».

записи


3.10

Круговорот воды в природе. Примеры процессов рельефообразования.


презентация



3.11

Тема 4. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.

2…..

Презентация, экскурсия на станцию МЧС

записи


3.12

Правила первой медицинской помощи при травмах, переохлаждении и т.п.


Практическая работа «Способы оказания первой медицинской помощи»

записи


3.13

Тема 5. Биологические явления. Взаимосвязь биологических, химических и физических явлений.

3…..

Практическая работа «Описание возрастных изменений организмов на разных этапах индивидуального развития"



3.14

Представление о развитии жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни.


Подготовить проект


3.15

Зарождение жизни в воде, освоение суши животными и растениями;


Защита проектов (презентаций, коллекций,плакатов): «Ископаемые животные и растения», «Развитие жизни на Земле», «Экскурсия в мезозой» и т.п.



4

Раздел 4. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (8…….часов)


4.1

Тема 1. Солнечно-земные связи. Различия в освещенности на поверхности Земли

2…..

Работа с интерактивной картой, моделями

записи


4.2

Смены сезонов года и времени суток.


Работа с интерактивной картой, моделями

записи


4.3

Тема 2. Взаимосвязи неживой и живой природы. Природа - это система.

6…..

Практическая работа «Рисуем систему»

записи


4.4

Учимся применять системный подход. Уровни организации в природе.


Практическая работа «Примеры приспособления растений к жизни в разных условиях среды обитания».

записи


4.5

Взаимосвязи компонентов в природе.


Практическая работа «Природные взаимосвязи на примере модели аквариума»

записи


4.6

Взаимосвязи в живой природе.


Практическая работа «Составление цепи питания в разных сообществах»



4.7

Взаимодействие живых организмов в природном сообществе


Экскурсия



4.8

Общая характеристика природы.


презентации




Экскурсия на метеостанцию

2





Экскурсия в краеведческий музей

2





5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

5.1. Средства обучения:

учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал.

5.2. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

В связи с введением стандарта по естествознанию в имеющиеся учебники необходимо вносить соответствующие изменения. Поскольку до настоящего времени не был определен инвариант содержания для естественнонаучных курсов 5 классов, то учебно-методические комплекты сильно различаются по содержанию как друг от друга, так и от принятого стандарта по природоведению. Поэтому в УМК используются 3 учебника, в которых изучаются темы, соотвествующие программе и стандарту образования.

Используемый УМК для 5 класса:

1. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. 5 класс - М.: Дрофа,2013.

2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс - М.: Дрофа,2013.

3. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Естествознание». 5 класс - М.: Вентана-Граф, 2007.

4. Образовательный комплекс «Природоведение», 5 кл. Электронный учебник. 2008-2010.

Дополнительная литература для учителя:

1. Алексашина И.Ю. и др. «Естествознание с основами экологии. 5 кл.» - М.: Просвещение, 2004.

2. Алексашина И. Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: методика преподавания / И. Ю. Алексашина, Н. И. Орещенко, А. А. Ульянова. - М.: Просвещение, 2005.

3. Гуревич А.Е. Физика. Химия. 5-6 кл.: - М.: Дрофа,2008.
4. Еськов К.Ю. и др. «Земля и люди. 5 кл. Методические рекомендации».- М.: Баласс, 2001-2002.

5. Еськов К.Ю. и др. «Земля и люди». 5 кл. - М.: Баласс, 2001-2003.

6. Колтун М.М. Земля: Основная книга интегрированного экспери­ментального учебного пособия для учащихся среднего школьного возраста. М: МИРОС, 1994.

7. Лебединский В. И. В удивительном мире камня / В. И. Лебединский. - М.: Недра, 1985.
8. Томилин А. Н. Занимательно о космогонии / А. Н. Томилин. - М., 1987.

9. Планета Земля. Энциклопедия, М., «РОСМЭН», 1999 г.

Дополнительная литература для ученика:

1. Еськов К.Ю. и др. «Земля и люди». 5 кл. - М.: Баласс, 2001-2003.

2. Ван Юте Дж. 200 экспериментов /Пер. с англ. М: Джон Уайли энд Санз, 1995.

3. Клив Дж. ванн. 201 потрясающий магический эксперимент. - М.: Астрель, 2010.

4. Олъгин О.М. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986.

5. Рабиза Ф.В. Опыты без приборов. М.: Детская литература, 1988.

6. Успенский Э.Н. Лекции профессора Чайникова. М.: РИО "Само­вар", 1994.

7. Детские энциклопедии по географии, биологии, физике, химии.

.

© 2010-2022