Из недр Донской земли

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда и название вариативного курса - «Доноведение», целью которого является формирование у детей младших школьников целостного представления о малой Родине. данная разработка является одним из уроков курса. Урок проводиться в 3 классе. Целью урока является показать разнообразие полезных ископаемых Ростовской области. На занятии предусмотрено использование...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 17

с.Крученая Балка







«Из недр Донской земли»

(разработка урока)


3 класс

Вариативный курс «Доноведение»






Разработала:

Сукачева Наталья Александровна

Педагог дополнительного образования















с.Крученая Балка

2013г.


Тема: Из недр Донской земли


Цель: показать многообразие полезных ископаемых Ростовской области.

Задачи:

обучающие:

  • сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании;

  • познакомить с основными полезными ископаемыми Ростовской области.

развивающие:

  • развивать логическое мышление учащихся при решении проблемных задач.

воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Тип занятия: Урок изучение нового материала.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: ПК, презентация «Богатства недр Донской земли», Школьный атлас Ростовской области, образцы полезных ископаемых, рабочая тетрадь «Доноведение».

ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир недр нашей Донской земли. (Слайд 1)


  1. Мотивация деятельности и актуализация знаний.

Педагог: (Слайд 2) Посмотрите на нашу планету Земля! Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства лежат на поверхности, другие спрятаны глубоко в недрах…

- А как вы думаете, что это за богатства? (Дети высказывают свои предположения)

Педагог подводит детей к итогу, читая стихотворение:

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки - это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету -

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!


  1. Изучение нового материала.

Педагог: Ребята, так, а что за «породу нам подсунула всесильная природа»? (возможные варианты детей: камень, горная порода)

Правильно, это горная порода - твердая сплошная масса, составляющая основу «каменного слоя Земли» - литосферу (от греч. Litos - камень).

- А почему говорят именно «горная порода»? (возможные варианты детей: это понятие появилось с давних пор, когда руду добывали только в горах)

- А как называются горные породы, которые использует человек? (возможные варианты детей: полезные ископаемые)

- А что же такое «полезные ископаемые»? (Слайд 3)

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые человек добывает из глубины Земли или ее поверхности и использует. (учащиеся записывают определение в тетради)

- Какие полезные ископаемые вы знаете? (возможные варианты детей: нефть, газ, уголь, железная руда)

- А как и где человек использует эти богатства? (Слайд 3, беседа по схеме)

- Богата ли наша Ростовская область полезными ископаемыми? (Слайд 4, Атлас стр.3)

Педагог: Из недр нашего края добывается много полезных ископаемых, но особенно богата донская земля запасами каменного угля (Слайд 5). А когда же стало известно о таких богатствах в нашем краю? Представьте, стояла холодная весна 1696 г., недалеко от городка Черкесска (ныне станица Старачеркасская) расположились русские войска, готовясь к штурму Азова. Каждую ночь пылали тысячи костров. Камыш, валежник (упавшие на землю деревья) - все шло в огонь. У одного огня грелся Петр 1, подошедшие казаки принесли куски черного камня и бросили в огонь, отчего через некоторое время он запылал еще жарче. Увидев это, Петр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет».

А в 1721 году для исследования Верхнего и Среднего Дона был послан крепостной рудознатец Г.Г. Капустин, он обнаружил много месторождений каменного угля. Это и положило начало работам по разведке угля на территории нашей области. На Украине в г.Макеевка установлен памятник этому великому рудознатцу. (Педагог демонстрирует образец каменного угля учащимся)

На территорию нашей области заходит восточная часть Донецкого угольного бассейна, где преобладают высококачественный антрацит и коксующийся угли.

- В какой части нашей области расположен Донбасс? (Атлас, стр.3)

- А как же на нашей территории образовался уголь на территории нашей области?

(Слайд 7) Уголь образовывался в различные периоды развития Земли. Что происходило в то время и как образовался уголь? Уголь располагается в земной коре в виде пластов длиной до нескольких километров и толщиной до трех метров между скальными породами.

Уголь представляет собой остатки древнейших деревьев и растений, которые росли в болотистых джунглях в теплом влажном климате сотни миллионов лет назад. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. Буйная растительность постепенно наращивала этот пласт до толщины в несколько метров. В конце концов этот процесс останавливался, когда данный участок покрывался водой. В результате пласты угля покрывались слоями донных отложений и песка.

Со временем давление верхних слоев вытесняло жидкость, оставляя пастообразную массу, которая, медленно застывая, превращалась в уголь. На нашей территории этот процесс повторялся насколько раз. Образовавшийся слой осадков покрывался водой, на этом месте заново образовывалось болото. Опять появлялся слой растительности, и снова он затоплялся. Таким образом создавались слои угля, разделенные между собой и лом и песком, со временем затвердевшими. Для превращения дерева в уголь требуются многие тысячи лет. Легко видеть подтверждение того, что уголь произошел от дерева. Изредка в угле находят хорошо сохранившиеся отпечатки папоротника, коры деревьев, а также окаменелые куски стволов и пни.

Итак, на территории Ростовской области уголь лежит глубоко в земле, поэтому что бы его добыть строят шахты. (Слайд 8) Но во время добычи из недр достается очень много ненужной пустой породы, ее ссыпают вблизи шахт, формируя терриконы. (Слайд 9)

Педагог: На Донской земле открыто несколько месторождений нефти и природного газа. (Слайд 10)

- Назовите их условные обозначения? В какой части в области они находятся?

(Педагог демонстрирует образец железной руды)

Педагог: Ребята, как вы думаете, что это за полезное ископаемое? (возможные варианты детей: железная руда) (Слайд 11)

Педагог: Большинство рудопроявлений Ростовской области находится на значительных глубинах (500-1000м) и содержит низкие концентрации металлов, поэтому при существующих технологиях добыча не возможна.

Педагог: Давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Упражнение «В космосе»

Цель: развитие координации движений.

Всех родных оставив дома,

Я поднялся с космодрома. (Руки постепенно тянутся вверх)

И послав привет Земле (прощальный жест руками)

Улетел на корабле. (Взмахи руками)

Долго вокруг Земли вращался, (круговые вращения туловищем)

Делал множество витков. (Очерчивают рукой витки)

Я крутился, крутился (вращательные движения туловищем), а потом я приземлился.(Приседают).

Педагог: Продолжим знакомство с полезными ископаемыми Ростовской области. Давайте посмотрим на карту, какие полезные ископаемые есть на территории области?

(Слайд 12,13 Беседа о неметаллических и строительных полезных ископаемых, подкрепленная демонстрацией образцов)

Педагог: Так же в Ростовской области имеются запасы целебных грязей и минеральных вод. (Слайд 14) Целебные грязи давно известны в Маныческих озерах. Озеро Пеленкино, вблизи города Азов, богато сероводородным илом. Целебные глины найдены и вблизи города Новочеркасска. Также в регионе более 20 минеральных источников. Многие воды хорошо известны вам - «Аксу», «Аксинья», «Иверская» и др.

Педагог: Как должен человек относиться к полезным ископаемым? Как их сохранить для наших потомков? (экономнее использовать)


  1. Закрепление пройденного материала.

Педагог: Как вы думаете хорошо для нашей области иметь запасы различных полезных ископаемых и почему? (ответы учащихся)

(Обучающиеся в рабочей тетради записывают основные полезные ископаемые нашей области Каменный уголь, природный газ, фосфориты, стекольные пески, песчаник, мел, глина.

Педагог: Разгадайте кроссворд (Приложение 1)

(на решение кроссворда отводится не более 6-8 минут, затем учащиеся меняются и происходит взаимопроверка (Слайд 16).


  1. Рефлексия.

Педагог: Как вам понравился наш урок? (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (Слайд 17)


  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Педагог: Рабочая тетрадь «Доновдение» с. 64 описать полезное ископаемое - каменный уголь (или мел) по плану.

Педагог: Не все богатства нашего региона еще выявлены, геологи до сих пор продолжают поиски. Может быть, в будущем кто-то из вас станет геологом и обнаружит новое месторождение полезного ископаемого. (Слайд 18)

До свидания!







Список литературы.


  1. Астапенко М.П. Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе. Ростов н/Д. 2011.

  2. Мартынова М.И., Алексенко В.Н. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2010.

  3. Сухаревская Е.Ю. Доноведение: Методические разработки уроков и празников мероприятий для учителей начальных классов. 3 класс. Ростов н/Д. 2009.

  4. Сухаревская Е.Ю. Программа вариативного курса «Доноведение» для начальной школы. 2-4 классы. Программа патриотического клуба «Дончата». 1-4 классы. Ростов-на- Дону, 2013.

  5. Сухаревская Е.Ю. Доноведение: Рабочая тетрадь(3 класс), Ростов-на-Дону, 2013.

  6. Хрусталев Ю.П., Смагина Т.А., Меринов Ю.Н., Кизицкий М.И., Кутилин В.С. Житников В.Г. Природа, хозяйство и экология Ростовской области. Батайск. 2002.

  7. Школьный атлас Ростовской области. М. 2004.

  8. Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. - Вып.3/ Авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2007.





© 2010-2022