- Преподавателю
- География
- Игры и игровые упражнения на уроках географии в коррекционной школе
Игры и игровые упражнения на уроках географии в коррекционной школе
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Ильина И.А. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Игры и игровые упражнения в коррекционной работе с детьми
на уроках географии.
Для формирования элементарных географических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью необходим определенный бытовой и игровой опыт, который дети могут получить как в процессе специально организованного обучения, так и в повседневной жизни. Специально организованным занятиям предшествует разноплановая работа, направленная на расширение бытового, игрового, трудового опыта детей, которая проводится педагогами на первом этапе обучения и предшествует формированию элементарных географических представлений. На втором и третьем этапе обучения такая работа ведется параллельно со специальными занятиями. Воспитание элементарных навыков самообслуживания, трудовые поручения, игры детей с природным, бросовым материалом, с бытовыми предметами - орудиями, с бумагой, отобразительные игры расширяют жизненный опыт детей, помогают им овладевать элементарными предметно - практическими действиями, которые становятся основой для формирования географических представлений.
Процесс формирования элементарных географических представлений у детей с проблемами в развитии на игровой основе. Игры - занятия - это наилучшая форма совместной деятельности по освоению географического содержания. Педагогический замысел каждого занятия должен быть направлен на решение коррекционно - развивающих, образовательных и воспитательных задач. Участие в занятии ребенка стимулируется желанием играть.
Для географического развития детей значимы игры с правилами (подвижные и дидактические игры), творческие игры (сюжетно - ролевые, театрализованные). Они могут использоваться на специально организованных групповых и индивидуальных занятиях, в совместной деятельности детей и взрослых. Активное применение в подобных играх географического содержания не только формируется элементарные географические представления у детей, но и помогает установлению эмоционального контакта детей и взрослых, взаимоотношение детей друг с другом сначала в играх рядом, а затем и в совместных играх.
Далее мы рассмотрим примеры игровых занятий с использованием географических представлений. Это занятия могут строиться как групповые или как индивидуальные. Содержание географического характера может активно вводиться в совместную деятельность взрослых и детей в различные режимные моменты: на прогулке, во время досуга и т.д. Мы не претендуем на то, чтобы в полном объеме раскрыть методику формирования элементарных географических представлений. Мы лишь акцентируем внимание читателей на материале, который, на наш взгляд, не нашел еще должного отражения в специальной методической литературе по формированию географических представлений у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Это наблюдения и экскурсия, литературный материал, игры с пальчиками, с песком и водой, с бытовыми предметами - орудиями, театрализованные игры и сюжетно - дидактические игры.
1. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например: РКБЛ КТЦМ
ЖКПРЧ ДЗНТК
КПТНСД ШРВТБЧ
ДПВ ШГС
БМДРКЛФ МВШХТСГ
СТПЦГВДК ЖГВПТРМК
МВПКШЛЧХБ БРНЦДКСЧГ
2. Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:
СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ, ТЕЛЕВИЗОР, МАГНИТОФОН, МОТОЦИКЛИСТ, КОМАНДИРОВКА
ВАЗА, ПЛИТА, СОЛНЦЕ, ЧЕРНИЛА, ПИСТОЛЕТ, СПЕКТАКЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, КОНСТРУКТОР, ВЕЛОСИПЕДИСТ
3. предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я БЕГУ ЧТО ТЫ
ДАЙ МНЕ Я ПЛЫВУ
ДЫМ ИДЕТ ЛЕНЬ МНЕ
ДВОР ЧИСТ ОДИН ВОИН
ЧТО ДЕЛАТЬ ПТИЦА ПОЕТ
УЧЕНЬЕ СВЕТ ДЕЛУ - ВРЕМЯ
ВСЕ ПО КОЛЕНО ВОДА В РЕШЕТЕ
РАБОТА НЕ ВОЛК СЛОВО - СЕРЕБРО
СЧАСТЬЕ В ТРУДЕ ВСЕМ НЕ УГОДИШЬ
4. При изучении внутренних вод материков Земли в работе применяются загадки:
-
Кругом вода, а с питьем беда (Океан).
-
Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит (Река).
-
По серебряной дороге мы отправились в поход, остановимся на отдых, а она течет, течет (Река).
-
Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня (Ручей).
-
При изучении темы «Климат» используются следующие загадки:
-
Какое дерево имеет 12 сучьев, на каждом суку по 4 ветки, а на каждой ветке по семи листьев (Год, недели, количество дней в неделе).
-
Двенадцать братьев друг за другом бродят, а друг друга не видят (Месяцы года).
-
Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга).
-
Белое покрывало на земле лежало, а тепло пришло - и оно сошло (Снег).
-
Примеры некоторых игр:
-
«Третий - лишний». На доске или листе бумаги записываются три понятия, например: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашивается: «Что лишнее?».
-
«Почта». Из ткани изготавливаются шесть конвертов с надписями материков. Участникам игры раздаётся равное количество карточек с очертаниями материков, островов, рек, озер, заливов. Учащиеся должны положить в конверт те объекты, которые соответствуют данному материку и не ошибиться адресом.
-
«Узнай силуэт». Для этой игры необходимо изготовить силуэты островов, полуостровов, морей и т.д. По ним школьники определяют географический объект.
-
«Найди ошибки в тексте». Учитель зачитывает краткие описания объектов с географическими ошибками. Участники игры должны указать на ошибки.
-
«Кроссворды, ребусы». Это наиболее популярный вид настольной игры среди школьников. Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов, развивают интерес к географии, активизируют познавательную деятельность. Сначала учитель предлагает решить готовый кроссворд, позднее учащиеся сами составляют их, при этом они учатся четко, грамотно, лаконично ставит вопросы, что способствует развитию грамотной речи и ответственности.
КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №2» Минобразования Чувашии
Доклад на ШМО учителей географии, биологии, СБО, С/Х труда
«Игры и игровые упражнения в коррекционной
работе с детьми на уроках географии»
Докладчик учитель
географии Ильина И.А.
Цивильск 2011