Игры и игровые упражнения на уроках географии в коррекционной школе

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игры и игровые упражнения в коррекционной работе с детьми

на уроках географии.

Для формирования элементарных географических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью необходим определенный бытовой и игровой опыт, который дети могут получить как в процессе специально организованного обучения, так и в повседневной жизни. Специально организованным занятиям предшествует разноплановая работа, направленная на расширение бытового, игрового, трудового опыта детей, которая проводится педагогами на первом этапе обучения и предшествует формированию элементарных географических представлений. На втором и третьем этапе обучения такая работа ведется параллельно со специальными занятиями. Воспитание элементарных навыков самообслуживания, трудовые поручения, игры детей с природным, бросовым материалом, с бытовыми предметами - орудиями, с бумагой, отобразительные игры расширяют жизненный опыт детей, помогают им овладевать элементарными предметно - практическими действиями, которые становятся основой для формирования географических представлений.

Процесс формирования элементарных географических представлений у детей с проблемами в развитии на игровой основе. Игры - занятия - это наилучшая форма совместной деятельности по освоению географического содержания. Педагогический замысел каждого занятия должен быть направлен на решение коррекционно - развивающих, образовательных и воспитательных задач. Участие в занятии ребенка стимулируется желанием играть.

Для географического развития детей значимы игры с правилами (подвижные и дидактические игры), творческие игры (сюжетно - ролевые, театрализованные). Они могут использоваться на специально организованных групповых и индивидуальных занятиях, в совместной деятельности детей и взрослых. Активное применение в подобных играх географического содержания не только формируется элементарные географические представления у детей, но и помогает установлению эмоционального контакта детей и взрослых, взаимоотношение детей друг с другом сначала в играх рядом, а затем и в совместных играх.

Далее мы рассмотрим примеры игровых занятий с использованием географических представлений. Это занятия могут строиться как групповые или как индивидуальные. Содержание географического характера может активно вводиться в совместную деятельность взрослых и детей в различные режимные моменты: на прогулке, во время досуга и т.д. Мы не претендуем на то, чтобы в полном объеме раскрыть методику формирования элементарных географических представлений. Мы лишь акцентируем внимание читателей на материале, который, на наш взгляд, не нашел еще должного отражения в специальной методической литературе по формированию географических представлений у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Это наблюдения и экскурсия, литературный материал, игры с пальчиками, с песком и водой, с бытовыми предметами - орудиями, театрализованные игры и сюжетно - дидактические игры.

1. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например: РКБЛ КТЦМ

ЖКПРЧ ДЗНТК

КПТНСД ШРВТБЧ

ДПВ ШГС

БМДРКЛФ МВШХТСГ

СТПЦГВДК ЖГВПТРМК

МВПКШЛЧХБ БРНЦДКСЧГ

2. Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:

СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ, ТЕЛЕВИЗОР, МАГНИТОФОН, МОТОЦИКЛИСТ, КОМАНДИРОВКА

ВАЗА, ПЛИТА, СОЛНЦЕ, ЧЕРНИЛА, ПИСТОЛЕТ, СПЕКТАКЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, КОНСТРУКТОР, ВЕЛОСИПЕДИСТ

3. предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я БЕГУ ЧТО ТЫ

ДАЙ МНЕ Я ПЛЫВУ

ДЫМ ИДЕТ ЛЕНЬ МНЕ

ДВОР ЧИСТ ОДИН ВОИН

ЧТО ДЕЛАТЬ ПТИЦА ПОЕТ

УЧЕНЬЕ СВЕТ ДЕЛУ - ВРЕМЯ

ВСЕ ПО КОЛЕНО ВОДА В РЕШЕТЕ

РАБОТА НЕ ВОЛК СЛОВО - СЕРЕБРО

СЧАСТЬЕ В ТРУДЕ ВСЕМ НЕ УГОДИШЬ

4. При изучении внутренних вод материков Земли в работе применяются загадки:

  1. Кругом вода, а с питьем беда (Океан).

  2. Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит (Река).

  3. По серебряной дороге мы отправились в поход, остановимся на отдых, а она течет, течет (Река).

  4. Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня (Ручей).

  5. При изучении темы «Климат» используются следующие загадки:

  1. Какое дерево имеет 12 сучьев, на каждом суку по 4 ветки, а на каждой ветке по семи листьев (Год, недели, количество дней в неделе).

  2. Двенадцать братьев друг за другом бродят, а друг друга не видят (Месяцы года).

  3. Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга).

  4. Белое покрывало на земле лежало, а тепло пришло - и оно сошло (Снег).

  1. Примеры некоторых игр:

  1. «Третий - лишний». На доске или листе бумаги записываются три понятия, например: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашивается: «Что лишнее?».

  2. «Почта». Из ткани изготавливаются шесть конвертов с надписями материков. Участникам игры раздаётся равное количество карточек с очертаниями материков, островов, рек, озер, заливов. Учащиеся должны положить в конверт те объекты, которые соответствуют данному материку и не ошибиться адресом.

  3. «Узнай силуэт». Для этой игры необходимо изготовить силуэты островов, полуостровов, морей и т.д. По ним школьники определяют географический объект.

  4. «Найди ошибки в тексте». Учитель зачитывает краткие описания объектов с географическими ошибками. Участники игры должны указать на ошибки.

  5. «Кроссворды, ребусы». Это наиболее популярный вид настольной игры среди школьников. Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов, развивают интерес к географии, активизируют познавательную деятельность. Сначала учитель предлагает решить готовый кроссворд, позднее учащиеся сами составляют их, при этом они учатся четко, грамотно, лаконично ставит вопросы, что способствует развитию грамотной речи и ответственности.

КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №2» Минобразования Чувашии



Доклад на ШМО учителей географии, биологии, СБО, С/Х труда



«Игры и игровые упражнения в коррекционной

работе с детьми на уроках географии»



Докладчик учитель

географии Ильина И.А.













Цивильск 2011

© 2010-2022