Рабочая программа по геоэкологии для учащихся 8-х классов

Актуальность введения курса «Геоэкология Тамбовской области» в учебные планы школы в 8 классе связана с недостаточностью только биоэкологических знаний для понимания проблем, возникающих в окружающей среде. В отличие от биологических организмов человечество загрязняет окружающую среду вследствие производственной и иной деятельности. Растения и животные, в отличие от человека, не создают предпосылок для самоуничтожения. Это имеет принципиальное значение в постижении геоэкологической эволюции окру...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Познание взаимосвязей и взаимодействий в системе «человек - природа; хозяйство - окружающая среда» - ядро общегеографической образованности школьников. Приобретённые школьниками геоэкологические знания, умения и навыки позволят поддерживать определённый уровень качества окружающей среды, самостоятельно оценивать степень её безопасности как сферы жизнедеятельности.

Для обеспечения преемственности образовательной политики в Тамбовской области, совершенствования образовательного процесса, удовлетворения образовательных потребностей жителей региона в число предметов составляющих региональный компонент введён учебный модуль «Геоэкология Тамбовской области» в количестве 17 часов.

С целью выполнения БУПа и обеспечения знаниями эколого-краеведческой направленности учащихся восьмых классов общеобразовательной школы составлена программа по курсу «Геоэкология Тамбовской области».

Программа курса «Геоэкология Тамбовской области» рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.

Актуальность введения курса «Геоэкология Тамбовской области» в учебные планы школы в 8 классе связана с недостаточностью только биоэкологических знаний для понимания проблем, возникающих в окружающей среде. В отличие от биологических организмов человечество загрязняет окружающую среду вследствие производственной и иной деятельности. Растения и животные, в отличие от человека, не создают предпосылок для самоуничтожения. Это имеет принципиальное значение в постижении геоэкологической эволюции окружающей человека среды. К тому же «геоэкология» - это наука, изучающая природу и деятельность человека в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии, в отличии от других экологического содержания курсов или модулей.

Программа по курсу «Геоэкология Тамбовской области» в 8 классе разработана на основе действующего государственного стандарта основного общего образования по географии и, включает в себя учебный план. Содержание, требования к знаниям и умениям учащихся. Требования к обязательному минимуму содержания программы курса «Геоэкология Тамбовской области», определяются обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по географии.

Курс «Геоэкология Тамбовской области» призван обеспечить опережающее понимание изменений окружающей среды на локальном и региональном уровнях.

Изучение курса «Геоэкология Тамбовской области» в основной школе решает следующие задачи:

- обобщение геоэкологических знаний об особенностях и динамике процессов происходящих в окружающей среде своей области;

- выработка у школьников природосберегающего поведения в повседневной жизни;

- формирование ценностного отношения к окружающей среде в своей области.

Программа направлена на расширение практико-ориентированной деятельности учащихся.

Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся:

- комбинированный урок;

- урок изучения нового материала;

- практическая работа;

- деловая игра;

- смотр знаний.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Введение

1 час

2.

Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области

5 часов

3.

Техногенные факторы и процессы на территории Тамбовской области

4 часа

4.

Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области

7 часов









ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

«ГЕОЭКОЛОГИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ» (8 класс)

(17 часов)

Раздел. Введение (1 час)

Раздел. Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области (5 часов)

Воздушная среда.

Практическая работа: «Определение агроклиматических ресурсов».

Водная среда области.

Практическая работа: «Определение приходной и расходной частей влагооборота».

Геоморфологическая среда. Эрозионные процессы.

Биопочвенная среда. Основные типы экосистем.

Практическая работа: «Геоэкологические основы рационального природопользования».

Раздел. Техногенные факторы и процессы на территории Тамбовской области (4 часа)

Геоэкологические проблемы сельского хозяйства.

Геоэкологические проблемы промышленности.

Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики.

Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека.

Раздел. Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области (7 часов)

Эколого-географическое положение области.

Геоэкологические зоны и районы.

Практическая работа: «Составление картосхемы районов с конфликтно-напряжённой геоэкологической ситуацией».

Геоэкология города Тамбова.

Геоэкологический мониторинг.

Практическая работа: «Проведение геоэкологического мониторинга города Тамбова».

Природосберегающее поведение в повседневной жизни: итоговый урок.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/понимать:

- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- географические особенности природы, населения;

- природные и антропогенные причины геоэкологических проблем;

- меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.

Уметь:

- выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений;

- находить и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;

- составлять географическую характеристику ландшафтов на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;

- выявлять геоэкологические проблемы на местности и по карте, пути сохранения и улучшения качества окружающей среды;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Дубровин О.И., Петухов Б.Е. Геоэкология Тамбовской области. Учебное пособие для учащихся 8-х классов. Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2010.

  2. Геоэкология и природопользование: Контрольно-измерительные материалы/Авторы сост.: Аленина С.Д., Серов А.И., Куликова Н.Ф. - Тамбов:ТОИПКРО, 2009.

  3. Дудник Н.И. Геоэкология Тамбовской области: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2004.

  4. Фёдорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.


© 2010-2022