ИКТ на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

на уроках географии

С.М. Меретукова

учитель географии, МОУ СОШ №4 Шовгеновского рай она

Вопрос о качестве образования, его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства всегда был чрезвычайно важным. Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение адаптироваться в окружающем мире. Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько "наполнения" головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

К сожалению, сегодня географическое образование не использует в полном объеме своего образовательного, развивающего и воспитательного потенциалов. Это заставило меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации школьников.

При традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащегося, сложно добиться эффективного контроля, создать условия для саморазвития школьников.

Возник вопрос: что делать? Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться?

Я вышла в Интернет на сайт «Сеть творческих учителей», изучила ряд литературных источников и увидела, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс идет полным ходом. И решила попробовать ИКТ для активизации познавательной деятельности на своих уроках.

Компьютер настолько прочно вошел в нашу повседневную жизнь, что просто нельзя его не замечать. Уже сегодня многие ученики даже начальной школы с компьютером на «ты»: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой, чтобы компьютер не просто выполнял функции думающей игрушки, но и имел обучающие программы по предмету (в частности по географии).

Использование современных компьютерных технологий на уроке позволяет улучшить отработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку на учащихся, повышают эффективность обучения , помогают развивать наглядно- образное мышление.

Для достижения эффективности познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ должны быть соблюдены определенные методические условия:

  • четко поставленные цели использования ИКТ при выполнении задания, определено его содержание и задачи;

  • определены учителем формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

  • указано количество времени, рекомендованного для выполнения работы;

  • учет индивидуальных особенностей учащихся (возрастные особенности , интерес к предмету, способность к обучению или самообучению, способность работать в группе при выполнении заданий и др.);

  • разумное сочетание ИКТ с традиционными средствами обучения;

  • оформление выполненной работы;

  • оценка выполнения (не только в классном журнале, но и выступления на конференциях, обобщающих уроках, уроках объяснения нового материала);

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм (продолжительность работы учащихся на компьютерах).

Конечно, нельзя утверждать, что все, что можно увидеть на мониторе, лучше, чем в книге, но, правильно используя возможности электронной информации, можно добиться многого. Основные плюсы формирования материала на электронном носителе- разнородность (текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, анимации), интерактивность, мгновенный поиск.

Опыт обучения и психолого-педагогические исследования показали , что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств ; чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается . Значит, чем разнообразнее и эмоциональнее представлен подлежащий усвоению материал, тем успешнее процесс обучения, тем ближе поставленные перед образованием цели.

Не только лекции, но и уроки, практические занятия по физической географии невозможны без иллюстративного материала. Особенно это касается тех физико-географических явлений и объектов, которые учащийся не сможет наблюдать во время обучения. Еще недавно с этой целью на занятиях демонстрировались слайды, диафильмы, фотографии. С появлением ИКТ многие материалы могут быть получены из различных программ, из сети, а затем показываться на экране с комментариями преподавателя. Эти комментарии в этом случае даются до начала просмотра , а некоторые- в процессе, если нужно акцентировать внимание на каком-либо явлении или объекте.

Среди сложностей применения компьютерных технологий можно выделить такие: диспропорции в соотношении объема получаемой и усвояемой информации, трудности ориентирования в информационном потоке , необходимость дифференциации обучения , несопоставимость человеческого и компьютерного мышления , определение путей сочетания с традиционными технологиями обучения и т.д.

С появлением кабинета информатики в школе стало возможным использование современных информационных технологий в обучении географии. Внедрение ИКТ в процесс обучения стало для меня основным направлением в учебно-воспитательной деятельности педагога. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни- неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного педагога.

Я использую на уроке различные методы и приемы, которые помогают достичь поставленной цели, но использование мультимедийного оборудования позволяет сэкономить дорогое время. Часто создаю свои презентации уроков, которые использую очень уместно и удачно (красочные слайды, со звуковым оформлением) не оставляют равнодушными ни одного ученика: они усиливают эмоциональное восприятие звучащего текста, позволяют сосредоточиться на нем.

Информационно - коммуникативные технологии, применяемые на уроках географии, призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, а также способствует созданию обстановки психологического комфорта.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса, в зависимости от цели и задач урока.

При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.

Уроки обобщающего повторения провожу в игровой форме (6-8) класс. Рассмотрим некоторые варианты применения ИКТ в обучении географии:

  • учебные - ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний

(слайды 2,3,4,5)

  • задания- тренажеры - предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоанализа учащихся. Использование этих заданий предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен. (слайды 7,8,9,10)

  • ИКТ существенно расширяет возможности электронного контроля знаний

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся. Встает вопрос. Как учитель может не просто проверить и зафиксировать достижения или неудачи учащихся в учебном труде, а проверит так, чтобы контроль на определенном этапе пробуждал и развивал у учащихся интерес к учению(слайды 18-22)

Выделю возможные виды работ контроля знаний с применением ИКТ на различных этапах изучения географии:

Тестирование

Тесты помогают учителю выяснить уровень подготовки учащихся. На уроках географии акцентирую внимание учащихся на результаты обучения, целенаправленно формирую их. При этом считаю тестовый контроль как обучающий и корректирующий. Применение тестов позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем.

Использую тестовые задания следующим образом: 1) индивидуальная работа учащегося с компьютером и полная обработка ответов компьютерной программой; 2) выведение тестовых заданий на экран мультимедийного проектора (весь классом одновременно решает тесты в личных тетрадях, а ответы обрабатывает либо учитель, либо учащимися).

Пользуюсь готовыми CD-дисками (электронные учебные пособия), где имеются тестовые задания. Например, диск «Энциклопедия Байкала», «Экономическая и социальная география мира 10 класс». В диске «Экономическая и социальная география мира 10 класс» тесты представлены по всем темам, можно выбирать уровень сложности, решение теста возможно за определенное время (5 минут) и сразу же компьютер выдает ученику оценку за знания.

Практическая работа

В процессе обучения географии происходит формирование практических умений и навыков, которые в основном осуществляются при выполнении практических и самостоятельных работ.

Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование карт, учебника, статистических материалов, наглядных пособий и т.д.). Практическая работа как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

В содержании школьной географии довольно много статистического материала, который вызывает затруднения для понимания и осмысления учащихся. С помощью мультимедийного проектора вывожу графики, диаграммы, таблицы на экран, что позволяет сделать практические работы более интересными и направить деятельность учащихся на анализирующую.

Индивидуальные работы

Школьники 7-11 классов уже имеют опыт работы с компьютером, могут свободно найти материал в сети Интернет, умеют редактировать и анализировать найденный материал, с удовольствием делают сообщения по заданной тематике в форме презентаций. Темы подготовленных презентаций могут быть следующие: «Великие путешественники», «Народные промыслы России», «Мой родной край», «Чистый уголок» (на экологическую тему), «Глобальные проблемы человечества» и т.п. У школьников формируется культура работы с информацией. (урок-вернисаж)

География наука увлекательная и захватывающая, развивающая воображение. В качестве контроля знаний мы составляем и разгадываем географические кроссворды по определенной тематике. Школьникам очень нравится проверять знания в форме игры. Все это позволяет снять напряжение, привлечь внимание к изучению даже сложной и скучной темы. Для составления кроссвордов и при проведении игр пользуемся различными компьютерными программами.

Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся с вопросами и заданиями(Например, урок «Атлантический океан 7 класс» (слайды12,13);

Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ (Урок «Дальний Восток 8 кл)

Все эти и другие примеры использования ИКТ на уроках географии способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к географии. Мои наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИТ даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Результат применения ИКТ на уроках географии.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии позволило мне, не только облегчает усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повысить мотивацию учащихся к обучению;

- активизировать познавательную деятельность;

- развивать мышление и творческие способности учащихся;

- формировать активную жизненную позицию,

- индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно, а не списывая с доски;

- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации,

фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т. д.);

- реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами.

Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.

Мой девиз «Всегда на шаг впереди». Желаю вам быть всегда впереди -впереди учащихся, технологий, методик и времени.

Литература

1.А.М. Берлянт Картографические презентации как учебные пособия. География в школе//.-2003-№6

2. Е.С. Полад Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М. 1999.

3.С.С.Свириденко. Современные информационные технологии.- М.Радио и связь. 1999.

4.Е.А.Таможняя. Компьютерные технологии: возможности использования.//

География в школе//-2004.-№4

5.Т.И. Крылова .Использование средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. // География в школе //2010. -№1

6.Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы по географии».

7.Щербицкий Е.П., Зологухина Г.А. «Использование компьютера при изучении регионального компонента» // «География в школе» №1 январь - февраль/ 1998


© 2010-2022