Рабочая программа по географии 10 класс

Программа в доработке, но, может быть, кому-нибудь сможет пригодиться:   Целью изучения географии в старших классах средней школы является формирование законченной системы географических знаний как компонента научной картины мира, а также широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира;   Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:   - познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (о...
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии 10 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании», и составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,

  • Программы по географии 10-11 кл. (автор-составитель Гладкий Ю.Н.), Просвещение, 2013 год;

  • Образовательной программы МБОУ лицея №57 города Ростова-на-Дону на 2014-2015 год;

  • Авторского тематического планирования учебного материала;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • С учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Целью изучения географии в старших классах средней школы является формирование законченной системы географических знаний как компонента научной картины мира, а также широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира;

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

-познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экологических, социально-экономических, геополитических, и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира;

-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- применение географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства на Земле.

Курс по географии мира ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования учащихся, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в школьном курсе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.



  1. Описание места предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 10-11 классах отводится не менее 70 часов за два года обучения, т.е. в 10-м и 11-м классах (из расчета 1 ч в неделю). В соответствии с учебным планом лицея, годовым календарным графиком и расписанием занятий на 2014-2015 учебный год в 10а классе - 35 часов, в 10 б классе- 35 часов.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.

Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достигнуть следующих результатов:

  1. в направлении личностного развития:

  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-осознание себя как члена общества на глобальном , региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин России, житель Ростовской области);

-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов , определяющей общность их исторических судеб;

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • образовательные результаты- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

  1. в метапредметном направлении:

  • формирование и развитие посредством географического знания:

-познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

-готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

  1. в предметном направлении:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

    • умение работать с разными источниками географической информации;

    • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    • картографическая грамотность;

    • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

    • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

    • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.


  1. Содержание учебного предмета

Раздел I. Человек и ресурсы Земли.

От древности до наших дней. Современное освоение планеты. Природные ресурсы и экономическое развитие. Ископаемые ресурсы. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов. Природопользование и устойчивое развитие.

Раздел II. География населения. Рост населения Земли. Этническая и языковая мозаика. Возрастно-половой состав и занятость. Расселение: жители городов и деревень. Миграции населения.

Раздел III. География культуры, религий, цивилизаций.

Что изучает география культуры. География религий. Цивилизация Востока. Цивилизация Запада.

Раздел IV. Политическая карта мира.

Формирование политической карты мира. Государство - главный объект политической карты. Типы государств. Политическая география и геополитика.

Раздел V. География мировой экономики.

Мировая экономика. НТР. Международное разделение труда. Горнодобывающая промышленность. Энергетика. Обрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт и сфера услуг. Мирохозяйственные связи и интеграция.





  1. Тематическое планирование учебного материала с определением основных видов учебной деятельности

Тематическое планирование реализует подходы к распределению материала «Содержание курса» по модулям. Разделы основного содержания разбиты на темы (модули), в которых программное содержание представлено более детально.

В тематическом планировании содержится описание возможных видов деятельности обучающихся в процессе усвоения соответствующего содержания, направленных на достижение поставленных целей обучения. Представленное тематическое планирование составлено на основе программs по географии (Гладкий Ю.Н., Сборник программ для общеобразовательных учреждений. «Дрофа», Москва 2013 г).

В календарно-тематическом планировании дается подробный расчет часов, отведенных на изучение каждой темы, определяются сроки прохождения учебного материала в соответствии с расписанием уроков, определены виды контроля, сроки проведения проверочных работ.






При организации учебного процесса выделяются следующие виды уроков:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, представленный в ЦОР, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке обучающиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных географических задач, обсуждение социально- экономических, экологических и других проблем, нанесение на контурные карты различных природных компонентов. Компьютер на таких уроках используется как электронная карта, источник справочной информации, персональное рабочее место обучающегося.

Урок-исследование. На уроке обучающиеся решают проблемную задачу исследовательского характера с помощью компьютера.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности, тренировки техники тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте.

Урок-зачет. Индивидуальный устный или письменный опрос обучающихся по заранее составленным вопросам.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ, в том числе и на компьютере.

Урок - контрольная работа.

Предлагаются различные виды контрольных работ: традиционные письменные, тестовые, наборы практических задач различного уровня сложности, компьютерное тестирование.

Система оценивания традиционная - пятибалльная. Но наряду с ней применяются и рейтинговые и накопительные системы.




  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оснащение процесса обучения географии обеспечивается библиотечным фондом (учебная и справочная литература), печатными пособиями, а также ИКТ средствами обучения, учебно-практическими оборудованием.

В библиотечный фонд входят: федеральный компонент государственного Стандарта основного общего образования по географии, примерные программы по географии основного общего образования, авторская программа по географии 10-11 классы (автор-составитель: Гладкий Ю.Н.), федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году.

В библиотечный фонд также входят сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, учебная и справочная литература, необходимая для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ.

В комплект печатных пособий включено более 150 таблиц и географических карт практически по всем темам курса географии.

Состав учебно-методического комплекта для изучения географии в 8-м классе (издательство Дрофа, 2012-2014 год)

  1. География. Современный мир. 10-11 классы Автор: Гладкий Ю.Н., Николина В.В Издательство: Просвещение Год: 2012

  2. Географический атлас с контурными картами, Москва, Издательство «Дрофа», 2012-2014 гг.

Кроме этого на уроках используются дополнительные пособия:

  1. З.П.Ефремова, С.А. Киреева Тесты по физ. географии (приложение к программе «География России» 2014 г.

  2. И.И. Баринова Школьный практикум по географии 2010 г.

  3. А.А. Летягин. Тесты по географии. 10-11 классы 2009 г.

  4. В.И. Сиротин Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 2012 г.

В ходе реализации рабочей программы применяются информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы, электронные учебные пособия, презентации. Это позволяет обеспечить дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов учебного материала. Кроме того, применение ИКТ предоставляет техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающихся (в том числе и тестового контроля). Инструментальная среда дает возможность изучения и исследования динамических процессов в природе: циркуляция воздушных масс, движение литосферных плит и т.д., повышая наглядность на уроках географии.

В Приложениях к рабочей программе представлены компьютерные демонстрационные презентации по многим темам курса для использования их на разных этапах урока (объяснения нового материала, закрепления нового материала и т.д.).

Электронные карты дают возможность отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель - ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Наборы тренировочных упражнений включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы географической теории и практики.

Электронные учебник используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала.

Использование компьютерных технологий в преподавании географии позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и тестовые упражнения, осуществлять разные подходы к решению географических вопросов и задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.

В ходе реализации рабочей программы используются мультимедийные пособия:

    1. «География мира. Природа и население» Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования РФ. 2012г. 8 класс.

    2. «География в школе: Азия. Европа». Электронные уроки и тесты. «Просвещение-МЕДИА», 2006г.

    3. «География в школе. Северная и Южная Америка». Электронные уроки и тесты. «Просвещение-МЕДИА», 2006г.

    4. «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 10-11 кл., 2006 г.

Кроме того, база мультимедийных пособий регулярно пополняется новыми обучающимися программами и материалами представленными в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. На уроках часто используются технические средства обучения: интерактивная доска, ПК.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

(по темам)

В этом разделе программы представлено содержание образовательной области географии, который должен освоить каждый обучающийся после изучения курса географии 10 класса, наборы заданий, которые должны и могут выполнять обучающиеся после изучения курса географии 10 класса. Здесь же представлен комплект теоретических вопросов на конец учебного года и один из возможных вариантов контроля реализации программы (стартовый и итоговый контроль).

Раздел I. Человек и ресурсы Земли.

Раздел географии. Сквозная линия.

- Природные условия

- Природные ресурсы

Обязательный минимум содержания образовательной области география

Природные ресурсы и экономическое развитие. Ископаемые ресурсы. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов. Природопользование и устойчивое развитие.

Уровень обязательной подготовки

Ответить на вопросы

- Как происходило освоение планеты от древности до наших дней?

- Как экономическое развитие связано с наличием природных ресурсов?

- Что такое природопользование?

Уровень возможностей

Выполнить задания

- Нанесение на контурную карту стран обладающих различными природными ресурсами;

- Выполнение расчетов ресурсообеспеченности различных стран

Раздел II. География населения.

Раздел географии. Сквозная линия.

- Население.

- Расы и народы.

- Миграция

Обязательный минимум содержания образовательной области география

Рост населения Земли. Этническая и языковая мозаика. Возрастно-половой состав и занятость. Расселение: жители городов и деревень. Миграции населения.

Уровень обязательной подготовки

Ответить на вопросы

- Как быстро происходит рост населения?

- Что такое миграции?

Уровень возможностей

Выполнить задания

- Анализ возрастно-половой пирамиды

- Определение основных направлений миграции населения мира

- Анализ роста населения мира

Раздел III. География культуры, религий, цивилизаций.

Раздел географии. Сквозная линия.

- Культура

- Религии

- Цивилизации

Обязательный минимум содержания образовательной области география

Что изучает география культуры. География религий. Цивилизация Востока. Цивилизация Запада.

Уровень обязательной подготовки

Ответить на вопросы

- Что изучает география культуры?

- Какие существуют мировые религии?

- В чем особенности восточных цивилизаций?

- В чем особенности западных цивилизаций?

Уровень возможностей

Выполнить задания

- Проанализировать специфику культуры стран Востока,

- Проанализировать специфику культуры стран Запада;

Раздел IV. Политическая карта мира.

Раздел географии. Сквозная линия

- Карта

- Государство

- Геополитика

Обязательный минимум содержания образовательной области география

Формирование политической карты мира. Государство - главный объект политической карты. Типы государств. Политическая география и геополитика.

Уровень обязательной подготовки

Ответить на вопросы

- Что такое суверенное государство?

- Какие существуют типы стран?

- Что такое геополитика?

Уровень возможностей

Выполнить задания

- Нанесение стран-монархий на контурную карту

- Нанесение федеративных государств на контурную карту

- Нанесение зависимых территорий мира на контурную карту

Раздел V. География мировой экономики.

Раздел географии. Сквозная линия

- Мировая экономика.

- НТР.

- Международное разделение труда.

Обязательный минимум содержания образовательной области география Горнодобывающая промышленность. Энергетика. Обрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт и сфера услуг. Мирохозяйственные связи и интеграция.

Уровень обязательной подготовки

Ответить на вопросы

- Что такое НТР?

- Из каких секторов и отраслей состоит экономика?

Уровень возможностей

Выполнить задания

- Нанесение на контурную карту центры горнодобычи

- Нанесение на контурную карту мировые транспортные центры, крупные порты;


Оценка предметных результатов

Устный ответ.

Базовый уровень достижений демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках круга выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»). Отметка выставляется, если учащийся

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4») Отметка выставляется, если учащийся

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Отметка выставляется, если учащийся

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Низкий уровень. Недостижение базового уровня фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Оценка «неудовлетворительно» (отметка «2») выставляется, если учащийся

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка самостоятельных, письменных и контрольных работ.

Базовый уровень достижений демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках круга выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»). Отметка выставляется, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4») Отметка выставляется, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Отметка выставляется, если учащийся

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Низкий уровень. Недостижение базового уровня фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Отметка выставляется, если учащийся

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

стартовой диагностики;

тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерием достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

IX. Приложения

Тестовые контрольные задания

Тема «Человек и ресурсы Земли. От древности до наших дней».

1.Какой метод для восстановления прошлого географической среды используется при изучении влияния солнечной энергии, увлажнения и т.д. на природную зональность, а в целом - на пространственную дифференциацию географической среды?

А) Описательный; Б) Картографический; В) Геохимический; Г) Геофизический; Д) Генетический

2. Какую часть суши составляют малоприспособленные для жизни человека территории: пустыни, ледники, зона многолетней мерзлоты, болота, высокие горы и т.д.?

А) 1/5; Б) 1/4; В) 1/3; Г) 1/2

3. Когда произошла сельскохозяйственная революция - переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли?

А) Около 30 тысяч лет назад; Б) 6-8 тысяч лет назад; В) В Средние века; Г) 300 лет назад

4. Обитаемая часть суши, включающая все заселенные и освоенные территории, называется

А) Мегалополисом; Б) Техносферой; В) Ойкуменой

5. Кто сравнивал нашу Землю с большим плотом и писал: «Все мы сидим на одном плоту… Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот -то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить…»

А) А. Экзюпери; Б) Ж. Кусто; В) Т. Хейердал

Тема «Современное освоение планеты».

1.По имеющимся оценкам, в конце XX столетия площадь ойкумены занимала

А) От 25 до 50%; Б) От 50 до 75%; В) От 75 до 100%

2. В мире остается еще немало слабо освоенных, по разным причинам не обжитых человеком территорий. Эти причины -

А) Недостаток солнечного тепла; Б) Заболоченность; В) Многолетняя мерзлота

3. Какую часть суши человек использует в Европе?

А) 30%; Б) 60%; В) 90%

4. Ландшафты, сильно и целенаправлено измененные деятельностью человека, а также улучшенные в интересах общества

А) Естественные; Б) Антропогенные; В) Культурные

5. «…появляются новые города - оазисы, в которых сооружаются промышленные предприятия, ведется жилищное строительство, у песков отвоевываются площади под сельскохозяйственные угодья, прокладываются асфальтированные дороги…» О каких слабоосвоенных землях идет речь?

А) Арктических и субарктических районах; Б) Пустынных и полупустынных районах; В) Предгорных и горных районах

Тема «Ископаемые ресурсы».

1.Минимальное содержание железа в рудах необходимое для рентабельной эксплуатации месторождений

А) 15%; Б) 25%; В) 35%; Г) 55%

2. Потребление какого металла в мире занимает третье место?

А) Железа; Б) Алюминия; В) Меди; Г) Свинца

3. Величайший рудный пояс Земли -

А) Тихоокеанский; Б) Средиземноморский; В) Уральский

4. Главный экспортер фосфоритов -

А) Россия; Б) Марокко; В) Белоруссия

5. 2/3 мировых разведанных запасов нефти и 1/3 ее мировой добычи приходится на страны

А) Северного моря; Б) Персидского залива; В) Северной Африки

6. Мировое лидерство в добыче нефти принадлежит

А) Саудовской Аравии; Б) России; В) США; Г) Канаде

Тема «Другие виды ресурсов»

1.Больше всего в развитии гелиоэнергетики преуспели такие страны как

А) Украина и Россия; Б) США и Франция; В) Индия и Бразилия

2. В Исландии, лежащей у Полярного круга, выращивают не только огурцы и томаты, но и виноград, ананасы, бананы благодаря использованию

А) Гелиоэнергетики; Б) Энергии ветра; В) Геотермальной энергии

3. Количество тепла, необходимого растениям для полного завершения вегетационного цикла, называется

А) Биологическим минимумом; Б) Суммой активных температур; В) Биологической суммой температур

4. Для кукурузы критический температурный уровень, ограничивающий активное развитие растений, равен

А) Рабочая программа по географии 10 классС; Б) Рабочая программа по географии 10 классС; В) Рабочая программа по географии 10 классС

5. Рекреационные ресурсы - это

А) Энергия Солнца, ветра, земных недр и т.д.; Б) Ресурсы климата, оцениваемые применительно к условиям роста и развития сельскохозяйственных культур; В) Объекты природного или антропогенного происхождения, которые обладают уникальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительными свойствами, исторической или культурной ценностью.

Тема «География населения. Рост населения Земли»

1.Какая европейская страна имеет высокий естественный прирост населения?

А) Венгрия; Б) Болгария; В) Албания

2. Выберите страну, которая не превосходит Россию по численности населения

А) Япония; Б) Бразилия; В) Пакистан

3. Кто автор научного труда «Опыт о законе народонаселения», вывод которого состоял в том, что темпы роста населения превосходят темпы роста производства средств существования?

А) И. Кант; Б) Т. Мальтус; В) Аристотель

4. Население планеты увеличивается примерно на 250000 человек

А) В год; Б) В месяц; В) В день

5. Какова численность населения от общего числа всех стран в Индии и Китае соответственно?

А) 17% и 20%; Б) 20% и 17%; В) 17% и 17%; Г) 20% и 20%

Тема «Этническая и языковая мозаика»

1.Примерами однонациональных государств являются

А) Бельгия; Б) Швеция; В) Дания; Г) Индонезия

2. Сколько в настоящее время разных народов на Земле выделяют ученые?

А) 400-500; Б) 4-5 тыс.; В) 40-50 тыс.

3. Самая крупная единица языковой классификации -

А) Группа; Б) Семья; В) Подгруппа

4. Вы отправляетесь в командировку в Канаду. Разговорник какого языка вам потребуется:

А) Английского; Б) Французского; В) Немецкого

5. К какой языковой группе относятся французы и португальцы?

А) Германской; Б) Славянской; В) Романской

6. На языках какой языковой семьи говорят арабские страны?

А) Индо-европейской; Б) Сино-тибетской; В) Семито-хамитской

7. На каком языке говорят чилийцы, уругвайцы, аргентинцы?

А) Португальском; Б) Испанском; В) Итальянском

8. Крупнейшая языковая группа -

А) Индо-европейская; Б) Китайская; В) Английская

9. Самая распространенная языковая семья -

А) Индо-европейская; Б) Китайская; В) Английская

10. На языках сино-тибетской языковой семьи говорит

А) Более 1 млрд человек; Б) Более 3 млрд человек; В) Более 5 млрд человек

Тема «Расселение: жители городов и деревень»

1.В каких полушариях проживает подавляющее большинство населения мира?

А) Восточном; Б) Западном; В) Южном; Г) Северном

2. Средняя плотность населения Земли около

А) 2 чел/кв. км; Б) 15 чел/кв. км; В) 45 чел/кв. км; Г) 101 чел/кв. км

3. Самая высокая плотность населения в

А) Индии; Б) Китае; В) Бангладеш; Г) Непале

4. Чем экономически развитей государство, тем уровень урбанизации в нем

А) Выше; Б) Ниже

5. Наиболее быстрые темпы роста городского населения наблюдаются в

А) Высокоразвитых странах; Б) Развивающихся странах

6. Для какой страны характерны фавелы?

А) Китая; Б) Бразилии; В) Индии; Г) Мексики

7. В США и бывших переселенческих колониях преобладает

А) Кочевое расселение сельского населения; Б) Рассеяное расселение сельского населения

8. Доля городского населения на Земле -

А) От 2,5 до 5,5 %; Б) От 5 до 15 %; В) От 40 до 55 %; Г) От 75 до 85 %


© 2010-2022