Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: «География науки»

(урок - симпозиум)

Цель:

  • доказать, что развитие науки оказывает огромное влияние на развитие экономики России;

  • оценить вклад РАН в ходе мировой цивилизации;

  • раскрыть основные проблемы научного комплекса России.

Задачи;

  • учить учащихся самостоятельно работать с различными источниками информации, отбирать материал, систематизировать материал в логике поставленных вопросов;

  • формировать умение выступать перед аудиторией на заданную тему, излагать и отстаивать свою позицию, участвовать в коллективном обсуждении.

Форма урока: Урок - симпозиум (заседание круглого стола).

Метод урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Участники симпозиума представляют собой специалистов по обсуждаемым вопросам (учитель, зав. кафедрой, руководители ВУЗов, академики, доктора наук).

Участники симпозиума садятся за «круглый стол» для обсуждения следующих вопросов:

(эти сообщения учащиеся готовили заранее).

  1. Российская Академия наук - самоуправляемая научная организация.

  2. Основание Российской Академии наук.

  3. Структура научного комплекса.

  4. Вклад российской науки в развитие экономики России.

  5. География российской науки.

  6. Проблемы российской науки.

Начинается семинарское занятие с вводного слова учителя. После каждого сообщения учитель обобщает сказанное, ставит проблему для обсуждения. Ответом на поставленные вопросы в основном являются сообщения учеников. Важно, чтобы ученики не только слушали сообщения друг друга, но и вступали в диалог, обсуждали поставленные проблемы и получали ответы на интересующие их вопросы. Остальные ученики в классе слушают, записывают в тетрадь ключевые моменты темы.

2. Изучение нового материала.

Учитель: - Ребята, чем дальше в дальнее уходит цивилизация, тем ощутимее вклад науки в размер её шагов, выше зависимость жизни от успеха ученых, глубины их помыслов, величины исполнения.

В свое время М. Ломоносов написал: «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие». С тех ломоносовских дней наука ещё старательнее входит в нужды общества, теснее проникаясь его интересами.

Её лучшие умы всегда внимали этому предназначению, не ведая иных побуждений своим силам. Выдающийся немецкий ученый XVII - начала XVIII столетия Г. Лейбниц был тверд: «Цель науки - благоденствие человечества, преумножение всего, что полезно людям». Его слова не разомкнулись с делом. Он многое успел у себя в Германии, а затем проникся участием к заботам народа российского. Г. Лейбниц встречался с Петром Первым, помогал ему

распространять и укреплять науки. В награду получил звание советника юстиции русской службы - седьмой по табели о рангах чин из четырнадцати, дававший дворянское звание на уровне подполковника.

Заинтересованность в жизненной отдаче своего труда по-особому занимала многих русских ученых, вообще отечественную интеллигенцию. Великие в познании природы - Д. Менделеев, К. Тимирязев, другие - были столь же великими в пристрастии к судьбам России. Так наука, её сыны, во все времена близко участвовали в переменах жизни, в подъеме ее состояния, культуры, нравственности.

Сегодня, за круглым столом, мы должны доказать, что российская наука - важное звено в развитии экономики страны, о том, какой вклад Российская Академия наук, как самоуправляемая научная организация, вносит в ход мировой цивилизации, о проблемах российской науки.

На нашем симпозиуме присутствуют ученые, академики, доктора наук, зав. кафедрами ВУЗов, руководители вузов и др. научные работники.

Учитель: Итак, Российская Академия наук (РАН) учреждена по решению общего собрания АН СССР от 10 октября 1991 г. (Указ Президента РФ от 21 ноября 1991 г. о возвращении названия и статуса Российской Академии наук. В число РАН вошли все прежние члены Академии наук СССР, в том числе и избранные по идеологизированным и политизированным отделениям. РАН - это самоуправляемая научная организация. В структуру РАН входят: президиум, отделения, региональные отделения, региональные центры.

Слово предоставляется ученым:

1 ученый: Академия наук была основана в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра ! указом, правительствующего сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. По регламенту 1747 она называлась «Императорская академия наук и художеств в С.-Петербурге», с 1803 г. - «Императорская академия наук», с 1836 г. - «Императорская Санкт-Петербургская академия наук», с июля 1917 г. - «Российская академия наук», с июля 1925 г. - «Академия наук СССР», с декабря 1991 г. - «Российская Академия наук». До 1917 года президенты академии назначались по указу царя. Первым президентом был назначен Л.Л. Блюментрост. После Февральской революции впервые был избран президент академии, им стал А.П. Карпинский. С 1991 г. президент - Ю.С. Осипов.


  1. ученый:

Он представляет структуру Российской Академии наук в виде схемы №1 (показывает, рассказывает)

Схема № 1:






Медицинских наук

Физических наук

Информационных технологий и вычислительных систем

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)


Р А Н

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Энергетика, машиностроение, механика и процессов управления

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Биологических наук

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Наука о Земле

Общественных наукУрок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Историко-филологических наук




Схема № 2: Академический сектор

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Сектор вузовского образования

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Предпринимательский сектор

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Отраслевой сектор

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

Заводской сектор

Состав научного комплекса

При академических учреждениях создаются учебно-научные центры, специализированные университеты, колледжи, лицеи, базовые кафедры ведущих университетов и вузов. 3,6 млн. человек занято в НК.

3 ученый: «Российская Академия наук издает около 200 научных и 7 научно-популярных журналов, 150 из них переводятся на английский язык. Издает газеты «Поиск», «Наука в Сибири», «Наука Урала», «Дальневосточная газета». Система информационного обеспечения включает Библиотеку Российской Академии наук, фонд которой включает более 20 млн. экземпляров, Библиотеку естественных наук - более 12,5 млн. экземпляров, около 200 библиотек научных учреждений, Всероссийский институт научной и технической информации «Институт научной информации по общественным наукам». Формируется автоматизированная система научной информации - Академинформ.»

4 ученый: Высшей наградой является Большая золотая медаль им. М.В. Ломоносова, которой удостоены 32 члена РАН. С 1991 г. её присуждали В.Л. Гинзбургу, Н.К. Кочеткову, Н.Н. Красовскому, Д.С. Лихачеву, Б.С. Соколову, А.И. Солженицыну, В.Л. Янину. Звания Героя России удостоены академики В.М. Пашин и В.А. Легасов, а академик Д.С. Лихачев - ордена Андрея Первозванного. Присуждаются 30 золотых медалей имени выдуающихся ученых.

5 ученый: Российская Академия наук участвует в международных связях. Один из учредителей Международного совета по науке. Ежегодно проводится около 100 международных мероприятий, в которых участвуют около 1500 иностранных ученых. Всего ежегодно проводится 200-300 научных конференций, симпозиумов, конгрессов, съездов.

6 ученый: Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях.

Обратите внимание на схему № 1:

П Р И Ч И Н Ы:

1. Историческая, т.е. учреждении науки первоначально создавались приятия наукоемких отраслей в столичных городах.

Наличие главных потребителей научных разработок - это предприятия наукоемких отраслей

Территориальная концентрация науки т.е. научные учреждения устанавливают друг с другом тесные связи, кооперируются для того, чтобы проводить различные

исследования

Схема № 2:

ГЕОГРАФИЯ НАУКИ

Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)Урок - симпозиум по географии на тему География науки (9 класс)

М о с к в а : С а н к т - П е т е р б у р г: Крупные города России:

1200 организаций 15% научных кадров России Красноярск

науки (РАН) Иркутск

50 академических 360 научных учреждений, в т.ч.

института 30 академических Владивосток

40% всех научных 100 отраслевых институтов Хабаровск

исследований Самара

30% проектных и при- Саратов

кладных работ. Казань

30% докторов наук Нижний Новгород

20% кандидатов наук Ростов - на -Дону

(Московская агломерация) Волгоград

Дубна

Пущино

Троицк

Обнинск

Зелиноград и др.

(Санкт-Петербургская агломерация)

7 ученый: Я хочу продолжить рассказ своего коллеги и сказать, что в современное время, в век научно-технической революции, происходит соединение науки (в том числе оборонной) с наукоемкими предприятиями промышленности и прежде всего конверсируемыми заводами оборонного комплекса, создавая технополисы. Основой технополиса является научный центр, который выступает в роли «инкубатора» новых идей. Эти идеи подхватывают опытные предприятия и воплощают их в готовое изделие, промышленные предприятия подхватывают эту технологию, что позволяет быстро внедрять в жизнь новые научные достижения. В нашей стране технополисы уже создаются в Подмосковье (Зеленоград, Троицк, Жуковский), в Сибири (Сибирский Академгородок) и других регионов России. Кроме того в оборонном комплексе России сформировалось много научных центров, имеющих не только научные институты, лаборатории, конструкторские бюро, но и опытные промышленные предприятия. Таких закрытых городов - десятки. Они получили условные названия с добавкой номера по близко расположенным крупным городам. Например, Арзамас-16 (или Саров), где работает один из российских ядерных научных центров, здесь создавалось ядерное оружие и работал академик А.Д. Сахаров.

Учитель: Ребята, как никогда, быстро идет великая научная стройка в наши дни. С каждым годом в науку приходит все больше и больше молодых людей, все шире и шире становится её фронт, все дальше и дальше в нашей жизни распространяется влияние её достижений.

Но в современное время существует ряд проблем в развитии российской науки. Это недостаточное финансирование науки, а это влечет сокращение числа научных организаций, сокращается численность научных работников. Особенно резко уменьшилось число вспомогательного и обслуживающего персонала, не связанного непосредственно с научными разработками.

Эти проблемы решаются, ведь российская наука - это вершина экономики нашего государства.

Ш. З а к р е п л е н и е.

Нанести на контурную карту главные центры российской науки.

IV. В ы в о д:

Наш симпозиум подошел к концу. Я благодарю всех и думаю, что на нашем заседании были затронуты все стороны развития российской науки, проблемы будут решены во взаимном сотрудничестве всех сфер науки нашего государства

Замечательный советский ученый Сергей Иванович Вавилов сказал: « История науки не может ограничиться развитием идей - в равной мере она должна касаться живых людей, с их особенностями, талантами, зависимостью от социальных условий, страны и эпохи. В развитии культуры отдельные люди имели и продолжают сохранять несравненно большее значение, чем в общей социально-экономической и политической истории человечества …. Ясно поэтому, что жизнь и деятельность передовых людей - очень важный фактор в развитии науки, а жизнеописание их является необходимой частью истории науки…»

V. И т о г у р о к а: все участвующие в симпозиуме получают оценки.

VI. Задание на дом: параграф 16 вопросы.

Конспект работ с контурными картами.


© 2010-2022