Рабочая программа по географии 6 класса

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Закобякинская средняя общеобразовательная школа





Утверждена

приказ №___________ дата______________


директор школы ________ Савушкина Г. В.





Рабочая программа

учебного курса «Землеведение»

в 6 классе






Учитель географии:

Смирнов А. С.






2015-2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса разработана в полном соответствии с содержанием фундаментального ядра, в соответствии содержания основного общего образования, с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания основного общего образования, примерной программой по географии 5-9 классы. При разработке программы также с использована авторская программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. Авторская программа взята из рабочих программ. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.

УМК:

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение: учеб. для общеобразовательных учреждений 5-6 класс. - М.: Дрофа, 2012 г.

2. Дронов В.П. География. Землеведение.5-6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 кл.» / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. - М.:Дрофа,2010 г.

3. Атлас «Физическая география. Начальный курс» 6 класс. Издательство Федеральная служба геодезии и картографии России. 2011;

4. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География начальный курс. 6 класс М. Дрофа с 2010г.

5. Т.П. Герасимова, Неклюкова «География. Начальный курс» М.Дрофа 2008 г.

6. Электронный учебник «Начальный курс географии» 6 кл.

7. Большая Российская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011 г.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Количество часов: всего - 34, в неделю - 1 час, в том числе практических работ - 5





Цели и задачи курса:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

  • способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

  • передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

  • овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).


Результаты обучения.

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД

  • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД

  • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

  • Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.









Содержание 6 класса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения.

Раздел V. Атмосфера (11 ч)

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.

Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.

Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.

Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.

Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.

Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.

Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека.

Как человек воздействует на атмосферу.

Практические работы. 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.

Раздел VI. Гидросфера (12 ч)

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.

Мировой океан- основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.

Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).

Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.

Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.

Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.

Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.

Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.

Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере.

Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.

Практическая работа 4. Нанесение на карту основные части вод Мирового океана

Практическая работа 5. Определение основных элементов речной системы, источников питания, режима одной из крупных рек мира.

Раздел VII. Биосфера (7 ч)

Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы.

Роль биосферы в природе. Биологический круговорот.

Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.

Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.

Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.

Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Отчего зависит плодородие почв. Строение почв.

Человек и биосфера. Человек- часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.

Раздел VIII. Географическая оболочка (3 ч)

Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.

Особенности географической оболочки. Географическая оболочка- прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.











НОМЕНКЛАТУРА
6 класс

Тема "Гидросфера"

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно- Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Дополнительная литература для учащихся:

  • Томилин А. Н. География для детей М.: АСТ, 2009

  • Энциклопедия для детей. География. М.: Аванта +, 2000

  • Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002

  • Географические открытия: детская энциклопедия. М.: Махаон, 2007

  • Земля и Вселенная. - М.: Махаон, 2010

  • Вулканы: детская энциклопедия. М.: Махаон, 2006

  • Горы: детская энциклопедия. М.: Махаон, 2009

  • Моря и океаны: энциклопедия. М.: Махаон, 2010

  • Живой мир: энциклопедия. М.: Росмэн, 2008

  • Большая энциклопедия природы. М.: Росмэн, 2008



Календарно-тематическое планирование

6 класс

п/п

Дата

Раздел

Тема

Часы

Основные виды учебной деятельности

Оборудование

1


Введение

Повторение пройденного в 5 классе.

1

Закрепить ранее полученные знания по картам атласа, описаниям объектов, их местонахождении.

Карточки, атласы

Атмосфера (11 ч)

2

Что такое атмосфера, из чего состоит и как она устроена.

1

Называть газы, входящие атмосферы; соотношение между размерами Земли и толщиной её атмосферы.

Приводить примеры происходящих в тропосфере процессов.

Описывать роль отдельных газов атмосферы.

Объяснять значение атмосферы для природы

Мм презентация

3

Нагревание воздуха и его температура.

1

Должны уметь делать анализ изменения температуры воздуха в течение суток;

анализ изменения температуры в течение года по плану

Таблицы «годовой и суточный ход температуры воздуха»

4

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Пояса освещенности.

Практическая работа 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой.

1

Строить графики хода температуры, розу ветров, диаграммы осадков и анализировать их; вычислять среднюю температуру воздуха, амплитуды температур; решать задачи, отражающие изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой.

карточки

5

Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.

1

Уметь определять разницу в относительной и абсолютной влажности воздуха, влияние влажности на погоду, организм человека, решение задач




Решение задач, карточки

6

Атмосферные осадки.

Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.

1

уметь называть единицу измерения количества выпавших атмосферных осадков.

определять количество осадков по диаграммам и географическим картам.

описывать осадки разного происхождения.

объяснять причины выпадения осадков в твёрдом (снег) или жидком (дождь) виде,приводить примеры

Решение задач, построение графиков

7


Давление атмосферы. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.

1

Уметь определять разницу в давлении на высоте и при разной температуре, влияние давления на организм человека, решение задач

Решение задач, карточки

8

Ветры. Виды ветров и их значение.

Практическая работа 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой.

1

Называть ветры разных направлений;

определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра);

приводить примеры районов возникновения муссонов и бризов;

описывать значение ветров для природы Земли;

объяснять образование ветров и их разную скорость.

Мм презентация, эл учебник

9

Погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.

1

Связь элементов погоды с климатом, влияние погоды на жизнь и хозяйственную деятельность людей

видеофрагменты

10

Климат. Как изображают климат на картах.

1

Должны уметь называть показатели, применяемые для характеристики климата территорий;

приводить примеры климатических поясов Земли;

определять основные характеристики климата по климатической карте; описывать годовой режим смены погоды на территории России;

объяснять отличия погоды и климата.


Карты погоды

11

Человек и атмосфера.

Практическая работа 3.

Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.

1

Называть главные свойства погоды;

определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды;

приводить примеры взаимодействия между элементами погоды;

описывать погоды разных сезонов года;

объяснять причины разнообразия и изменчивости погоды.

Мм презентация, эл. учебник

12

Итоговый урок по теме

«Атмосфера»

1

Эл. учебник

Гидросфера (12 ч)

13

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.

1

Уметь называть основные части гидросферы;

Приводить примеры отдельных частей круговорота воды и вызывающих сил их сил; Объяснять значение круговорота воды в природе.

Мм презентация

14

Мировой океан - основная часть гидросферы.

Части Мирового океана. Как и зачем изучают Мировой океан.

1

Определять ГП объектов гидросферы; описывать использование изменение гидросферы человеком.

Физическая карта мира

15

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.

1

Знакомство со свойствами океанических вод: температурой, плотностью, солёностью, их влиянием на распространение жизни в Океане

мм презентация, Физическая карта мира

16

Движения воды в Океане. Волны

1

Типы волн, их характеристики, влияние на жизнь человека

Физическая карта мира

17

Течения. Виды, причины возникновения течений. Значение.

Практическая работа 4. Нанесение на карту основные части вод Мирового океана

1

Нанесение на контурную карту типов течений

18

Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.

1

Называть и показывать на карте реки, их истоки, устья, притоки;

приводить примеры самых протяжённых рек мира и России, самых крупных речных водосборных бассейнов;

определять по картам разные виды истоков и устьев рек; описывать географическое положение рек.



Презентация, карта мира

19

Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.

Практическая работа 5.

Определение основных элементов речной системы, источников питания, режима одной из крупных рек мира.

1

Определять основные элементы речной системы, источники питания, режима одной из крупных рек мира

Карты атласа

20

Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.

1

Знать образование болот;

понимать значение болот для урегулирования уровня рек.

21

Подземные воды. Образование подземных вод, виды и значение.

1

Называть виды подземных вод;

приводить примеры водопроницаемых (водоносных) и водоупорных пород, разных форм карста;

описывать процесс образования подземных вод

Таблица «Типы подземных вод»

22

Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

Называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты и болот;

приводить примеры крупнейших областей оледенения;

описывать условия и процесс образования ледников;

объяснять зависимость площади распространения ледников и многолетней мерзлоты от климата;

Физическая карта мира

23

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере.

Как человек использует и воздействует на гидросферу.

1

Воздействие человека на гидросферу, показать значимость проблемы на примерах СМИ(наводнения, цунами), строительство и эксплуатация ГЭС

Эл. Учебник, мм презентация

24


Итоговый урок по теме «Гидросфера»

1

Основные географические

понятия и термины. Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубину. Устанавливать зависимость направления течения реки от характера рельефа и наклона поверхности

Карточки. КК карты

Биосфера (7 часов)


25

Что такое биосфера и как она устроена. Границы современной биосферы.

1

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сфера ми географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде

обитания.

Карты атласа

26

Роль биосферы в природе. Биологический круговорот.

1

Природный комплекс (ландшафт)

природная зона, широтная зональность и высотная поясность, роль климата и рельефа в формировании природных

комплексов

Физичекая карта, мм презентация

27

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

1

Особенности распространения жизни в Океане. Связь с компонентами природы, роль человека в процессах Океана

Мм презентация

28


Распространение жизни в океане.

1

Сравнительна характеристика литоральных и сублиторальных вод Океана, связь организмов на различных глубинах влияние человека на ПК Океана

Эл. учебник

29

Жизнь на поверхности суши. Леса

1

Жизнь в лесных пространствах, особенности жизни и хозяйственной деятельности

Мм презентация

30

Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.

1

Жизнь в безлесных пространствах, особенности жизни и хозяйственной деятельности

Мм презентация

31

Почва и ее состав. Условия образования почв. Отчего зависит плодородие почв. Строение почв.

1

Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа.

Карта «Природные зоны мира»






32

Человек и биосфера.

1

Воздействие человека и биосферы на данном этапе развития общества, пути решения экологических проблем

Карта «Природные зоны м мира»




Географическая оболочка (2 часа).


33

Географическая оболочка, состав и границы.

1

Основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

Эл. учебник

34

Особенности географической оболочки. Географическая оболочка- прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы.

1

Сравнительная характеристика ПК на равнинах и в горах







© 2010-2022