План-конспект урока по географии ФГП Африки 7 класс

Тема урока: «Физико- географическое положение Африки»Цели урока: 1. Сформировать единичное понятие «физико-географическое положение материка «Аф­рика».2.Ввести прием характеристики физико-геогра­фического положения материка «Африка».3. Продолжить формирование умений поисковой деятельности учащихся.Метод: частично-поисковый.Организация: групповая.Средства обучения: физическая карта мира, кон­тур материка Африки, таблица «План характери­стики физико-географического положения».Тип урока: изучение н...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Физико- географическое положение Африки»

Цели урока: 1. Сформировать единичное понятие «физико-географическое положение материка «Аф­рика».

2. Ввести прием характеристики физико-геогра­фического положения материка «Африка».

3. Продолжить формирование умений поисковой деятельности учащихся.

Метод: частично-поисковый.

Организация: групповая.

Средства обучения: физическая карта мира, кон­тур материка Африки, таблица «План характери­стики физико-географического положения».

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Учитель: С сегодняшнего дня мы отправляемся в путешествие по земному шару - в плавание за но­выми знаниями. Каждый экипаж получил бортовой журнал, в котором будет отмечаться весь путь следо­вания корабля, задания, выполненные на маршруте

и успехи каждого члена экипажа.

Предметом нашего исследования станут природ­ные особенности материков. Каждый материк мы будем исследовать по плану:

физико-географическое положение;

история исследования;

рельеф, полезные ископаемые;

климат;

внутренние воды;

природные зоны;

население и политическая карта;

отдельные страны.

Как вы думаете, от чего зависит своеобразие при­роды любого участка земной поверхности?

Учащиеся: От географического положения.

Учитель; Поэтому в первую очередь изучается физико-географическое положение материка на по­верхности Земли. Запишите в тетрадь тему урока: «Физико-географическое положение Африки».

Представьте себе, что на карте на месте материка Африка белое пятно. Не видно, ни как расположен материк, ни очертаний его берегов. А нашей экспе­диции придется пройти вдоль берегов Африки, как это пришлось сделать когда-то Васко-да-Гама, ис­следовать их и нанести на карту.

Наша экспедиция состоит из шести кораблей. Пять кораблей - ваши экипажи и шестой - флаг­манский корабль, на котором расположен центр свя­зи (учительский стол), Я, руководитель экспеди­ции, нахожусь на флагманском корабле. Каждый экипаж имеет бортовой журнал, в котором отмечен маршрут плавания и задания. Время путешествия - 10-15 мин. Какой экипаж первым выполнит зада­ние, тот первым пребывает на флагманский корабль, докладывает о выполнении задания.

Задания, записанные в бортовой журнал:

Первый экипаж, судно «Турист»: Вы находитесь в точке, имеющей координаты 31' с. ш. и 30° в. д. Ив порта... (Александрия) (запишите его название) ид­ти вдоль берега Африки на запад. Штурману -отметить на карте координаты и точки, лежащие на самой северной широте, куда зайдет судно. Капита­ну -* занести в фортовой журнал сведения об особен­ностях береговой линии. Первому матросу - отме­тить все проливы и острова на пути следования. Второй матрос действует по усмотрению капитана. Окончание плавания в точке с координатами 15° с. ш. и 18° з. д. (порт Дакар).

Второй экипаж, судно «Море». "Щ/че судно нахо­дится в точке с координатами 15, с. ш. и 18° з. д. Капитану надо найти эту точку на карте, определить ее название и отметить на контурной карте «Афри­ка». Штурман определяет самый безопасный путь вдоль берега Африки на юг вдоль западного побе­режья Африки. Первый матрос составляет описание береговой линии. Второй матрос следит за состояни­ем морской воды (температура, соленость, течения), Пройдя маршрутом через ... (Гвинейский) залив (напишите его название), нанесите его на контур­ную карту. Затем судну необходимо войти в устье реки Конго, где дожидаться флагманского судна.

Третий экипаж, судно «Чайка». Ваше судно нахо­дится н точке, имеющей координаты 9° ю. ш. и 13" в. д. (г. Луанда). Из этого пункта (как он называется?) ваше судно должно двигаться на юг вдоль берега Африки до мыса Доброй Надежды. Капитану по приборам и карте следить за состоянием Солнца и все изменения заносить в журнал. Штурману сле-

дить за особенностями береговой линии. Первый матрос действует по усмотрению капитана.

Четвертый экипаж, судно «Лотос». Ваше судно находится в пункте с координатами 35е Ю- ш. и 20° в. д. (Кейптаун). Капитану - определить положение судна и название этой точки, нанести ее на карту. Судну двигаться на восток вдоль береговой линии. Штурману следить за ее изменением и описать в журнале (удобочитаемые буквы, низменный или возвышенный берег). Первому матросу нанести на карту все проливы, заливы, острова. Второму матро­су следить за изменением свойств океанической во­ды (температура, соленость, течения). Использовать знания о природе Мирового океана. Судну двигаться до точки с координатами 51° в. д. .и 10° с. ш. (мыс Рас-Хафун). Судну вначале идти на север, потом на запад, вдоль берега Африки, до порта Александрия. Капитану нанести на контурную карту начало пу­ти - название точки с названными выше координа­тами.

Штурману нанести на карту все проливы, за­ливы, моря, каналы. Первому матросу - описать береговую линию. Второму матросу описать Крас­ное море, по плану, используя знания по теме «Ми­ровой океан».

По ходу выполнения заданий центр вызывает эки­пажи на связь и дает им дополнительные задании. Например: «Внимание! Экипаж «Чайки». По мете­осводке через 5 минут вы войдете в зону тайфуна. Примите меры (задание для второго матроса). Вой­дя в зону тайфуна, через 30 секунд ваше судно потеряло управление, и вы вынуждены двигаться по течению. Опишите трудности вашего путешествия."

Как только экипажи выполнят задания, каждый из них выходит к доске и докладывает о выполнении задания. Время на доклад - 7- 10 мин.

Все географические названия отмечаются на стен­ной карте, а учащиеся отмечают их на своих кон­турных картах. По окончании докладов всеми эки­пажами учитель подводит итоги.

Учитель: Итак, после путешествия мы нанесли на контурную карту все крайние точки материка. Крайние северная и южная точки говорят нам, что расстояние между ними и экватором почти одинако­во, т. е. экватор пересекает Африку почти посереди­не. А если сравнить положения крайних западной и восточной точек, то можно сделать вывод, что мате­рик Африка лежит в основном в восточном полуша­рии. Из данных, полученных экипажами, мы ви­дим, что Африка омывается Атлантическим и Ин­дийским океанами, Средиземным и Красным моря­ми. Рядом с Африкой расположен материк Евразия. Так как экватор пересекает материк почти посере­дине, то он расположен в жарком тепловом поясе. Об этом мы узнали из рассказа экипажа «Чайки». Вы обнаружили, что береговая линия слабо изреза­на, что объясняется историей развития материка. Нанесли на карту все проливы, заливы, моря, остро­ва, полуострова, т. е. дали полную характеристику физико-географического положения Африки по плану (высвечивается на медиапроекторе план характеристики ФГП материка».

Закрепление: Охарактеризуйте ФГП Африки по плану.

Задание на дом: Выучить все географические названия, встречающиеся в учебнике, знать и уметь находить их на карте.

© 2010-2022