Программа элективного курса Химия и человек

 Предлагаю учителям географии   вариант рабочей программы по элективному курсу "Химия и человек" для 8 класса. Буду рада если материл будет полезен и поможет. Рабочая программа включает пояснительную записку, нормативную документацию, номенклатуру, основные содержательные линии в программе, перечень   практических работ, темы творческих работ для учащихся. календарно-тематическое планирование, цели и задачи,   критерии оценки   устных ответов учащихся. Рабочая программа написана в соответствие с...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс"Химия и человек"

Основная задача курса - повышение качества образования на уроках химии, обеспечение более высокого научного уровня познания предмета в соответствии с основными задачами модернизации образования учащихся. Программа "Химия и человек" создает условия для более полного осознания учащимися актуальности и социальной значимости проблемы ухудшения здоровья человека, физиологического действия на организм химических веществ; влияния химического загрязнения окружающей среды как следствия производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве; осознания мотивации здорового образа жизни.

Программа позволяет реализовать образовательные, воспитательные и мировоззренческие задачи таких дисциплин как химия, география, экология, биология, валеология. В курсе используются работы творческого, поискового, исследовательского характера, практические занятия. Используется технология создания проектов по проблеме сохранения здоровья, что способствует повышению интереса учащихся к предмету и инициирует творческую активность учащихся, повышает их коммуникабельность при работе в микрогруппах.

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы. Данный курс "Химия и человек" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов, имеет практическую направленность и знакомит с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности.

Данный курс знакомит учащихся с социальными и экологическими факторами, влияющими на состояние здоровья человека. Обучающиеся расширяют и углубляют свои знания о природе как факторе здоровья, знакомятся с новым для них понятием «болезни цивилизации». На занятиях они узнают, что к этим болезням относятся многое сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, неврозы, рак и др. Данный курс раскрывает зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние отдельных химических элементов и их соединений на живые организмы, в частности на организм человека. Учащиеся узнают о том, что рост уровня заболеваемости результат двух основных причин. Одна из них - недостаточная адаптированность людей к интенсивно изменяющимся условиям окружающей природой и социальной среды (загрязнение среды, стрессовые ситуации и др). Другая причина (группа факторов риска), определяется образом жизни человека - характером питания, подвижностью, режимом труда и отдыха, отношением к алкоголю, никотину, наркотикам и т.п.

Таким образом, содержание данного курса направлено на формирование у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Этот курс дает возможность преподавателю и обучающимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, просветительной работой с младшими школьниками и родителями по вопросам здорового образа жизни.

В основу курса положен ряд общих принципов: связь курса со школьной программой по химии, географии и биологии и другими учебными предметами; преемственность курсов; использование художественных произведений, средств наглядности в дидактических и иллюстрированных целях; экологический подход при рассмотрении отдельных процессов и явлений, освещение практической значимости веществ; активизация познавательной деятельности учащихся.

Основная цель курса заключается в создании предпосылок для осознанного выбора химико-биологического профиля обучения и может быть конкретизирована в следующих задачах:

  • развивать и обогащать собственный опыт учащихся и их представления об окружающем мире, влиянии химических веществ на здоровье человека и методах научного познания природы;

  • расширить познавательные интересы и опыт поиска информации по заданной теме;

  • развивать различные формы коммуникативной деятельности.

Содержание курса реализуется в учебных исследовательских задачах, что обеспечит участие учащихся в продуктивной деятельности, поможет оценить свои возможности и проявить способности. Все задачи имеют валеологический аспект и отобраны в соответствии с принципами:

  • практическая значимость работы;

  • индивидуально-групповая форма работы.

Теоретические вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания, базируются на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении химии, географии и биологии в основной школе. Исследовательский характер работ позволяет развивать умения: самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученные результаты, математически обрабатывать данные, выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерности, излагать свою точку зрения, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Выполнению исследовательских задач предшествует краткая информационная часть о методах химического анализа, в которой источником знаний могут быть и сами учащиеся, заранее подготовив сообщение по соответствующей теме.

Цель курса "Химия и человек": основной целью является изучение разнообразия и свойств химических веществ в повседневной жизни, умение грамотно их использовать. Формирование культуры здоровья и научного миропонимания, расширение кругозора учащихся в области естественных наук, понимание и объяснение многие явления, происходящие в повседневной жизни с научной точки зрения, раскрытие материальные основы окружающего мира, что формирует химическую картину природы, помогает осознанно относиться к проблеме сохранения своего здоровья. Данный курс предусматривает интеграцию смежных предметов: химии, географии, биологии, экологии.

Основные задачи элективного курса:

  • Рассмотреть с учащимися химическую основу процессов, которые сопровождают человека в жизни, на основе знаний ранее полученных на уроках химии, географии и биологии.

  • Усилить роль практических работ и экспериментов, которые способствуют не только повышению знаний, но и формированию практических умений, умений решать задачи с медико-биологической направленностью, обеспечивают наглядное восприятие некоторых химико-биологических проблем и формирование здорового образа жизни.

  • Создать условия для умения анализировать и систематизировать полученную информацию через участие в учебном исследовании.

  • Сформировать у учащихся ответственного отношения к своему здоровью и окружающему миру, активную жизненную позицию.

  • Осуществить становление культурной личности через осознание своей роли в окружающем мире.

УМК. Список рекомендуемой литературы:

Для учителя

  1. Астафуров В. И. Основы химического анализа: Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся М.: Просвещение,1977.

  2. Занимательные опыты по химии/ Сост. М.И. Шкурко. Минск: Народная асвета, 1968.

  3. Нифантьев Э.Е. и др. Основы прикладной химии: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  4. Ольгин. О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1995.

  5. Совмиз М.А. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение,1999.

Для учащихся

  1. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.

  2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.

  3. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.

  4. Мультимедийный учебник «Химия. 8-9». Урок 15.Приложение

Список литературы, использованной при подготовке программы:

  1. Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика. 2003. №5. С. 49-55.

  2. Артёмова Л.К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения//Школьные технологии. 2003. №4. С. 22-31.

  3. Артёмова Л.К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда // Народное образование. 2003. №4. С. 84-88.

  1. Аршанский Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии к работе в условиях профильного обучения // Химия: методика преподавания в школе. 2003. №6. С. 3-11.

  2. Методические рекомендации по разработке элективных курсов для профильной подготовки учащихся.

  3. О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы. Министерство образования Российской Федерации, 25.08.2003.

  4. Синько Т.П. Элективные курсы. Естественно-научное образование в школе: теория и практика //Имидж №4: МОУ экономический лицей. Новосибирск, 2004.

  5. Учебно-методический комплект к курсу состоит из программы и дополнительных обучающих материалов, энциклопедий и электронных изданий (компакт-дисков и т.д.).

Ожидаемые результаты:

  • самоопределение учащихся относительно естественнонаучного профиля.

  • расширение знаний, повышение положительной мотивации на изучение предметов химии, географии и биологии.

  • умение наблюдать, самостоятельное получение и применение знаний, описывание результатов наблюдений и экспериментов.

  • оформление данных в виде таблицы или схем, т.е. обобщение, анализ информации, умение самостоятельно делать выводы.

  • применять приобретённые умения вести дискуссии, отстаивая свою точку зрения, уважая мнение других, нахождение истины и осознание своей значимости в коллективе

  • развитие познавательной активности, приобретение опыта поиска новой информации;

  • расширение опыта исследовательской деятельности: наблюдение, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, обработка полученных данных;

  • воспитание навыков сотрудничества при работе в группе и культуры ведения дискуссии, презентация результатов;

  • сознательное самоопределение учащихся относительно профиля дальнейшего обучения.

  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и ответственности за свое здоровье.

  • Учащиеся должны знать:

  • знать о социальных и экологических факторах; влияющих на состояние здоровья человека

  • иметь представление о правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве;

  • Учащиеся должны уметь:

  • работать с дополнительной, научно-популярной и справочной литературой;

  • готовить сообщения, пользуясь периодической печатью;

  • применять и сопоставлять полученные знания и факты на других уроках;

  • сравнивать, анализировать, обобщать, делать собственные умозаключения и суждения в рамках изучаемого материала.

На каком содержательном материале строится курс?

На материале базового курса неорганической химии. Курс поможет ученику сориентироваться в выборе профиля высшего учебного заведения, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, даст возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Чем содержание курса качественно отличается от базового?

Содержание курса адекватно возрасту детей и способствует развитию их интереса к химии. Важно не только добиться усвоения школьниками этих понятий, но и обучить их на этом материале приёмам умственной работы, что составляет важный компонент развивающего обучения.

Чем содержание курса качественно отличается от базового?

Содержание способствует внутрипрофильной специализации обучения и формирования профильных умений, для каких профессий полезны формируемые умения и навыки.

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?

Учебные пособия, дополнительная литература, справочники, энциклопедии, хрестоматии, электронные/мультимедийные пособия: 1. Астафуров В.И. Основы химического анализа: Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10-х кл. М.: Просвещение, 1977. 2. Занимательные опыты по химии / Сост. М.И. Шкурко. Минск: Народная асвета, 1968. 3. Краткая химическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, Т. 1-5. 4. Нифантьев Э.Е. и др. Основы прикладной химии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 5. Ольгин. О. Опыты без взрывов. М.: «Химия» 1995г.

Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чём он может проявить инициативу?

Учащиеся могут выбрать:

• объект изучения;

• вид отчётных работ из предложенных (отчёт, статья в газету, сообщение, буклет);

• литературу, по которой они будут готовить отчётные работы.

Какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса?

Критерии оценки уровня достижений учащихся:

• наблюдение активности на занятиях;

• беседы с учащимися, родителями;

• анализ работ учащихся;

• тестирование;

• анкетирование.

Итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по результатам отчётов о выполненных работах.

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу

Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида работ

Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности?

Итоговая конференция с защитой работ учащихся

Методы преподавания. Формы учебных занятий. Формы контроля достижений учащихся.

Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете. Основные методические принципы связаны с формами организации деятельности, в которую будут погружаться учащиеся. Это словесный, наглядный, практический методы, проблемно-поисковый и исследовательский методы.

В области предметной компетенции учащиеся овладевают естественнонаучными понятиями, способами химического исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ информации, соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение экологического, медицинского и химического материала, выявление причинно-следственных связей, анализ результатов, определение личностного отношения к решению экологических проблем и правильного отношения к своему здоровью). Это способствует самореализации учащегося и помогает в выборе профессии.

В области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации (умение устанавливать и понимать позиции участников учебного процесса, воспринимать точку зрения собеседника, аргументировано излагать свою точку зрения, давать оценку событий, происходящих в социальной и природной среде).

В области социальной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнеся свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствует индивидуальная и коллективная проектная деятельность (постановка целей проекта, выбор стратегии достижения цели, реализация цели, оценка результатов деятельности).

Важнейшим принципом методики курса является постановка вопросов и заданий, позволяющих проверить уровень усвоения основных дидактических единиц и степень сформированности умений. Это различные виды заданий поискового, творческого, исследовательского характера.

Промежуточный контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися. Итоговый зачет можно выставлять по критериям: личное участие в проведении эксперимента, не менее одного представления результатов исследования, не менее одного выступления при обсуждении полученных данных.Традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений и процессом осознания учеником своей деятельности в процессе рефлексии. Используется методика личностно-ориентированного обучения, гуманно-личностные технологии, методы адаптивной педагогики.

Способы оценивания достижений учащихся

Достижения намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения учащимися заданий в представленных работах на защите проекта или на научно-практической конференции. Промежуточный контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися. Итоговый зачет можно выставлять по критериям: личное участие в проведении исследования, не менее одного выступления при обсуждении полученных данных.


Рекомендуемые методические приемы и методы при организации занятий в элективном курсе "Химия и человек"

Курс представлен как отдельный элективный курс для предпрофильного обучения и может стать основой для проектной деятельности. Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников. На занятиях используются проблемные ситуации для мотивации учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности. Вводная информация к работам позволяет школьникам актуализировать и уточнить свои знания, а перечень ключевых понятий и терминов - проверить свой уровень готовности к выполнению работы.

На занятиях предусматривается групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. Каждая работа может иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности школьников в подготовке и участию в конференции, конкурсе или НОУ.



Тематическое планирование элективного курса

"Химия и человек " 1 час в неделю, 34 часа за год

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1 четверть - 9 часов


1.

Введение.Валеология - наука о сохранении здоровья. Связь валеологии с другими науками.

1

05.09

2 - 3

Раздел 1. Природная среда и здоровье человека.

Атмосферные изменения и их влияние на состояние здоровья.

13

2

12.09

15.09

4 - 5.

Роль оксидов серы и азота в образовании кислотных дождей, их действие на организм человека

2

26.09

03.10

6.

Изменение содержания диоксида углерода в атмосфере, его влияние на здоровье;

1

10.10

7.

Изменение содержания кислорода в атмосфере, его влияние на здоровье.

1

17.10

8 - 9.

Значение воды для человека и его здоровья. Качество питьевой воды и его связь с состоянием здоровья.

2

24.10

31.10

2четверть -7 часов



10-11

Минеральные воды, их состав и действие на организм.

2

14.11

21.11

12-13

Химическое загрязнение почв радионуклидами, тяжелыми металлами. Заболевания, возникающие в результате попадания загрязняющих веществ в организм.

2

28.11

05.12

14.

Практическая работа. Определение качества питьевой воды.

1

12.12

15-16

Раздел 2. Питание и здоровье.

Наука - о питании. Питание и культура.

10

2

19.12

26.12


3 четверть - 10 часов



17.

Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность.

1

16.01

18,19,20

Теории питания. Вегетарианское естественное, целебное и другие виды питания. Работы И.П. Павлова, И.И. Мечникова, А.М.Уголева, Г.С.Шаталовой и других по проблеме питания.

3

23.01

30.01

06.02

21 - 22

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества, микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей.

2

13.02

20.02

23.

Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов.

1

27.02

24.

Практическая работа. Химический анализ напитков.

1

06.03

25

Раздел 3. Химия и здоровье человека.

Влияние характера питания на витаминную недостаточность. Значение овощей и фруктов в рационе питания. Авитаминоз

3

1



13.03

26.

Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания в процессе приготовления пищи. Влияние нитратов на организм человека.

1

20.03

4 четверть - 8 ч. Дано - 7 ч. (-01.05)



27.

Практические работы. Определение витамина «С» в овощах и фруктах.

1

03.04

28.

Раздел 4. Химия в доме и здоровье человека.

Вещества, используемые в быту.

3

1



10.04

29.

Состав средств бытовой химии. Наличие кислот, щелочей, хлорсодержащих веществ в них, влияние на организм человека.

1

17.04

30.

История использования косметических средств человеком. Мыла и шампуни, кремы и лосьоны, их состав и применение.

1

24.04

31.

Раздел 5. Образ жизни и вредные привычки.

Сильнодействующие химические вещества их свойства и влияние на организм человека.

4

1



-01.05

32.

Отличие токсикомании от наркомании. Виды наркомании. Последствия бесконтрольного применения успокаивающих и снотворных. Меры профилактики наркомании в нашей стране.

1

08.05

33.

Причины курения. Воздействие табачного дыма на организм человека. Никотин глазами химика. Меры борьбы с курением.

1

15.05

34.

Влияние алкоголя на организм человека, причины и последствия.

1

22.05

По программе за год - 34часа, дано за год - 33 часа.

Корректировка программы: Отставание составляет 1 час по причине праздничного не учебного дня 1 мая. Урок 31 и 32 объединены и проведены 8 мая

При изучении элективного курса планируются следующие темы творческих работ обучающихся:

1. Биологически активные вещества,

2. Витамины с пользой для здоровья,

3. Химические вещества, как их используют в домашнем хозяйстве,

4. О вреде токсикомании и наркомании,

5. Человек и экология,

6. Похититель рассудка,

7. Влияние культуры знаний на отношение к курению.

8


© 2010-2022