Рабочая программа по географии 10 класс

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол № 1_____

«28»августа2015г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________________

«29»августа2015г.












Рабочая программа по предмету «География»

10 класс

на 2015-2016 учебный год

Составитель программы : Жанзакова А.К.

Количество часов в году: 35

Количество часов в неделю: 1





г. Оренбург

2015

1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «География» для параллели 10-ых классов составлена на основе следующих нормативных документов:

  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);

  • примерная программа на базовом уровне среднего (полного)общего образования по географии;

  • примерной авторской программы «Экономическая и социальная география мира» автор В.П. Максаковского Москва, «Просвещение», 2004г.

Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

- умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.






2. Общая характеристика учебного предмета

Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение

следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации (ФКГОС).



















3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучении предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м и 11-м классах. В соответствии с учебным планом МОБУ «Гимназия №5»предусмотрено изучение географии в 10 классе 35 часов в год, из расчета 1-го учебного часа в неделю, в 11-м классе 35 часов в год, из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Учебно - тематический план


Наименование разделов

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ


Введение

2


-

1

Общая характеристика мира

30

3

8


ИТОГО

35

3

8












4.Обязательный минимум содержания образования.

Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Природа и человек в современном мире. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

Население мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ. Состав и структура населения. География религий мира. ОСНОВНЫЕ ОЧАГИ ЭТНИЧЕСКИХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

География мирового хозяйства. Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

Россия в современном мире

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

5. Содержание учебной программы, курса.

Введение (2ч)

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической

информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы (ФКГОС). Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной экономической и социальной географии зарубежных стран.

Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования.

Раздел 1. Общая характеристика мира (33ч)

Тема1. Современная политическая карта мира (3ч)


Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.

Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития.

Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. "Горячие точки" планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны - члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и нейтральные страны. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.

Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. Основные части света. Сущность понятий «Новый Свет», «Старый Свет».

Тема 2. Природа и человек в современном мире (8ч)

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные

виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций (ФКГОС). Географическая оболочка и ее границы, составные части и свойства географической оболочки. Этапы формирования географической оболочки. Обмен вещества и энергии в географической оболочке. Закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Природно-ресурсный потенциал мира. Понятие «географическая среда». Рост масштабов воздействия человека на географическую оболочку. Учения В. И. Вернадского и А. А. Григорьева. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.

Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.

Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.

Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.

Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.

Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Практические работы: 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов; 2. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний; 3. Обсуждение проблемы «Средиземноморья» в прошлом, настоящем и будущем.

Тема 3. География населения мира (6ч)

Население мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ. Состав и структура населения. География религий мира. ОСНОВНЫЕ ОЧАГИ ЭТНИЧЕСКИХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения (ФКГОС). Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика.

Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.

Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. "Утечка мозгов". Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.

Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распространение по территории мира.

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты.

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.

Население и окружающая среда. География и культура.

Практические работы: 4. Объяснение особенностей урбанизации Северо-востока США и Бразилии»; 5. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира; 6. Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства; 7. Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки; 8. Объяснение процессов урбанизации одной из территорий по выбору.

Тема 4. Научно - техническая революция и мировое хозяйство (3ч)


НТР: основные черта и составные части: наука, производство, техника и технология, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР.

Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика. Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР, АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС, ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (9ч)

География мирового хозяйства. Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях (ФКГОС).

Тема 6. Россия в современном мире (4ч)

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и

политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира (ФКГОС). Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России. Природно-ресурсный потенциал страны. Организация рационального природопользования.

Население России. Количественные и качественные характеристики населения. ИРЧП и его значение для оценки качества жизни населения.

Место России в мировом хозяйстве, проблемы, связанные с ее врастанием в мировую экономику. Географические аспекты основных социально-экономических проблем России. Важнейшие особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, их изменение в условиях становления рыночных отношений.

График выполнения практической части рабочей программы

Дата проведения

Название практической работы

1

16.10

П/Р 1. «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

2

23.10

П\Р 2. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений п.и. и р-в их сочетания.

3

13.11

П\Р 3. Обсуждение проблем Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем.

4

11.12

П\Р 4. Объяснение процессов воспроизводства населения в 2 регионах мира.

5

25.12

П/Р 5. «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

6-7

15.01

П\Р 6-7. Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости. Объяснение причин миграционных процессов.

8

22.01

П\Р 8. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.





6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании МО Зам. директора по УВР

протокол №_1 _____________________ « » 2015г. « » 2015г

Календарно-тематическое планирование

по географии»

в 10 классе

на 2015-2016 учебный год

Учитель: Жанзакова А.К.

Количество часов в году: 35

Количество часов в неделю: 1



№ п\п

Кол-во часов

Тема урока

Обязательный минимум содержания образования

Планируемые результаты изучения темы

Основные виды учебной деятельности

Дата пров. урока по плану

Дата пров. урока факт.

Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации. (2часа)

1

1

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической

информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы Источники географической информации.

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической

информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы Источники географической информации (ФКГОС).

Освоение системы географических знаний о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально- экономических, геоэкологических процессов и явлений, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира.

Определяют положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследова-ний. Географическая карта -особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод- один из основных в географии. Этапы статистического изучения

географических явлений процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование.

2

1

Современные методы географических исследований.

Современные методы географических исследований (ФКГОС).


  1. Современная политическая карта мира (3часа)

3

1

Современная политическая карта мира и ее формирование.

География как наука.

Знать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различая по уровню социально-экономического развития, уметь работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами, сформировать знания и представления о современной политической карте мира, сформировать представление о ведущих критериях современной типологизации стран мира, о разных формах административно - территориального устройства стран мира и их государственным строем.

Изучение нового материала.

4

1

Количество и группировка стран. Типология стран мира.

Индивидуальная работа по составлению таблицы «Типология стран».

5

1

Государственный строй стран мира. Формы правления и административно - территориального устройства.

2. Природа и человек в современном мире. (8часов)

6

1

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные

виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания.

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные

виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания (ФКГОС).

Сформировать понятия «географическая среда», «природопользование», «ресурсообеспеченность»,

определить воздействие общества на географическую среду, раскрытие аспектов решения проблемы охраны природы, коренных различий в решении экологических проблем, формирование умения и навыков работать и характеризовать различные виды природопользования на основе текста, картографических и статистических материалов , сформировать знания о мировых природных ресурсах, рациональном и нерациональном их использовании.

Определяют основные виды природных ресурсов, размещение природ-

ных ресурсов и масштабы их использования. Выявляют обеспеченность природными ресурсами.


7

1

Оценка мировых природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. П/Р 1. «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования

с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций (ФКГОС).


8

1

Минеральные ресурсы. Ресурсный потенциал разных территорий. П\Р 2. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений п.и. и р-в их сочетания.

9

1

Земельные и водные ресурсы мира.

10

1

Биологические ресурсы и ресурсы Мирового океана. П\Р 3. Обсуждение проблем Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем.

11

1

Климатические, космические и рекреационные ресурсы мира.

12

1

Загрязнение и охрана окружающей среды.

Рациональное и

нерациональное природопользование (ФКГОС).

Семинар: Загрязнение и охрана окружающей среды.

13

1

Урок обобщения знаний по теме «Природа и человек в современном мире».

3. Население мира. (6 часов)

14

1

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ. П\Р 4. Объяснение процессов воспроизводства населения в 2 регионах мира.

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ (ФКГОС).

Сформировать понятия и знания о географии населения , рассмотреть демографическую историю населения Земли, особенности изменения численности населения познакомить учащихся с особенностями современного процесса воспроизводства населения , с явлениями «демографического взрыва» и «демографической зимы», сформировать представление о факторах оказывающих влияние на уровень рождаемости и смертности , рассмотреть теорию демографического перехода, его сущность, характерные показатели и фазы, особенности их проявления в разных странах , сформировать представление об основных типах воспроизводства населения, их отличительных чертах, странах мира, для которых они характерны, определить основные направления демографической политики, продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. Формирование представления о разнообразии критериев анализа состава населения планеты, основные критерии анализа структуры населения, , особенности возрастного состава населения его трудоспособной части, структуре занятости . Сформировать представление о новом комплексном понятии, характеризующем население - «качестве населения»; рассмотреть общие закономерности размещения населения по планете, показатели , характеризующие плотность населения по материкам и различным регионам. Познакомить учащихся с наиболее важными чертами и особенностями, присущими сельскому населению планеты и городскому, сформировать представление об урбанизации значении и месте этого явления в современной географии населения Земли. Совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическими материалами.

Определяют численность и воспроизводство населения, естественный прирос населения и его типы. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира

15

1

Качество населения как новое комплексное понятие.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения (ФКГОС).

16

1

Состав и структура населения. П/Р 5. «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

Состав и структура населения (ФКГОС).

17

1

Размещение и миграции населения мира. П\Р 6-7. Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости. Объяснение причин миграционных процессов.

География религий мира. ОСНОВНЫЕ ОЧАГИ ЭТНИЧЕСКИХ И

КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ (ФКГОС).

18

1

Географические

особенности размещения населения.

П\Р 8. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.

Географические

особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как

всемирный процесс (ФКГОС).

19

1

Урок обобщения знаний по теме «Население мира»

4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. (3 часа)

20

1

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации (ФКГОС).

Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, сформировать представления и знания о Мировом хозяйстве и его общих закономерностях; рассмотреть историю формирования Мирового хозяйства, сформировать представление о международном разделении труда как закономерном и неизбежном результате развития общества, рассмотреть международную специализацию, как яркое отражение международного разделения труда. Отметить важнейшие изменения. Происходящие в отраслевой структуре хозяйства в эпоху НТР, сформировать представление о территориальной структуре хозяйства и типах экономических районов, познакомить учащихся с ролью , значением и видами главных экономических центров различных государств. Изучить ведущие отрасли Мирового хозяйства и важнейшие изменения в темпах развития отдельных отраслей в эпоху НТР., познакомить с мировыми лидерами, рассмотреть географию отдельных отраслей, причины их лидирующего положения в мировой экономике. Сформировать представление о степени вовлеченности стран мира в ВЭО, проанализировать основные тенденции и перспективы развития ВЭО и их формы в эпоху НТР.

Научно-техническая революция. Определяют особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического разви-

тия стран и регионов, изменение пропорций между производ-ственной и непроизводственной сферами, промышленностью и

сельским хозяйством. Мировое хозяйство и этапы его развития. Выявляют основные центры ми-

рового хозяйства. Международ-ное географическое разделение

труда. Экономическая инте-грация. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура

мирового хозяйства. География основных отраслей промышлен-ности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельско- хозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике


21

1

НТР и Мировое хозяйство

22

1

Мировая торговля и туризм.

Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация

крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны - экспортеры

основных видов продукции. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ФКГОС).

5. География отраслей мирового хозяйства (9ч)

23

1

География промышленности.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий.

Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между

размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях (ФКГОС).

24

1

Топливно - энергетическая промышленность.

25

1

Горнодобывающая промышленность мира.

26

1

Металлургия и машиностроение мира.

27

1

Химическая , лесная и текстильная промышленности.

28

1

География сельского хозяйства и рыболовства.

29

1

География транспорта мира.

30

1

Всемирные экономические отношения. Международная торговля.

31

1

Урок обобщения знаний по теме «География мирового хозяйства».

Россия в современном мире (4 часа)

32

1

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и

политических отношений.

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и

политических отношений.

Географические аспекты важнейших

социально-экономических проблем России (ФКГОС).

Знать, объяснять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда, изменение географического положения во времени. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации особенности положения России, тенденции их возможного развития. Оценивать положение России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда, определять отрасли международной специализации. Сформировать знания учащихся об участии России в международных отраслевых и региональных организациях. Оценивать структуру международной торговли. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально - экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Уметь составлять таблицы, диаграммы, картосхемы, простейшие карты, модели.

Групповая работа: Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее

время. Многообразие стран современного мира

33

1

Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических,

политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.

Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических,

политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира (ФКГОС).

34

1

Особенности географии и структуры международной торговли. Торговые партнеры России.

35

1

Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира отраслевых и региональных организациях. Россия и СНГ.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.

Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира отраслевых и региональных организациях (ФКГОС).












7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Для учителя:

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2008 г.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7

В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2008.

Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

Амбарцумова Э.М. Тематический контроль, 10 класс. - М.: Интеллект - Центр, 2011.

Баранчиков Е.В. -Тесты к учебнику В.П. Максаковского, 10 класс. - М.: Экзамен, 2010.

Баранчиков Е.В. -Тесты, 10 класс. - М.: Экзамен, 2011.

Курашева Е.М. Задания на определение географических объектов: учебное пособие. 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2009.

Лиознер В.Л. - Новые тесты по географии - М.: Дрофа, 2002 .

Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания к учебнику В.П. Максаковского - М.: Экзамен, 2009.

Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания, 10 класс. - М.: Экзамен, 2006.

Симагин Ю.А., Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные тесты, 10-11кл.-М.: Дрофа, 2002.

Симагин Ю.А., Сиротин В.И. Тестовые работы, 10 класс. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний, 10 класс. - М.: Дрофа, 2002.

Сиротин В.И., Симагин Ю.А. Экономическая и социальная география России и мира: тесты - М.: Дрофа, 2009.

Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки - М.: Вако, 2011.

Карасёв С.А. Политическая карта: Методические рекомендации. - Саратов: Лицей, 2002.

Кузнецов А.Н. Методическое пособие: Население и хозяйство мира - М.: Дрофа, 1999.

Максаковский В. П. Рабочая тетрадь, 10 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Максаковский В.П. Методическое пособие, 10 класс. - М.: Просвещение, 2004.

Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы. -М.: Дрофа, 1999, 2003.

Морозова Л.П. Олимпиады, 10 класс. - Волгоград: Корифей, 2006.

Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт - оценка качества подготовки выпускников средней школы - М: Экзамен, 2006.

Родионова И. А., Холина В.Н. Политическая карта мира-М.: Уникум-центр, 1998.

Родионова И.А., Холина В.Н. Население и мировое хозяйство - М.: Уникум-центр, 1997.

Родионова И.А. Страны мира: ЭГХ. - М.: Уникум-центр, 1996, 1998.

Романова А.Ф. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах. - Волгоград: Учитель, 2007.

Сиротин В.И. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации - М.: Дрофа, 2001.

Фромберг А.Э. Подготовка к устной итоговой аттестации, 11 кл. - М.: Экзамен, 2006.

Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география, 9 -11 кл. -М.: Олма-Пресс, 2000

Холина В.Н., Наумов А.С., Родионова И.А. Справочное пособие (атлас) - М.: Дрофа, 2006.

Шатных А.В. Методические разработки уроков в 10 кл. - М.: Школьная Пресса, 2002.

Элькин Г.Н. Экономическая и соц. география. Методическое пособие - СПб.: Паритет, 2002.

Яковлева Н.В. География: уроки с использованием информационных технологий, 10-11 кл., Волгоград: Учитель, 2009.

spheres.ru/geografy/about/338/

vgf.ru/geo

drofa.ru/39/

Для обучающегося:

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2008 г.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7

В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2008.

Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

spheres.ru/geografy/about/338/

vgf.ru/geo

drofa.ru/39/

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен: знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения(ФКГОС).

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.









9. Оценочные и методические материалы


В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков.

6. Различные источники географической информации.

Нормы оценки знаний и умений по географии

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательность в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.

Используются современные технологии обучения: традиционные технологии, технологии педагогики сотрудничества, тестовые технологии, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение.

Примерные нормы оценок

«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности

«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении

основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя

«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает

ошибки в использовании карт при ответе

«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой


Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

«2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов


Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии

«5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении

«4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

«3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

«2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценивания различных видов работ.

Письменные - правильный ответ - 1 балл


  • Тесты


  • 0-49% - «2»

  • 50-69% - «3»

  • 70-89% - «4»

  • 90-100% - «5»

Устные - в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

Практические работы и самостоятельные работы (по Сиротину В.И) .

отметка «5»

Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающие работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и владения умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Основные группы технологий применяемые на уроках географии:

  • технология объяснительно-иллюстративного обучения

  • технология личностно ориентированного обучения

  • технология развивающего обучения

Ведущие технологии: технология формирования учебной деятельности обучающихся, технология формирования приемов учебной деятельности.

Основными формами организации учебных занятий в старшей школе при изучении географии на базовом уровне являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары.

Тексты контрольных работ:

«Природа и человек в современном мире» 1вариант

1.В чем заключается различие понятий «природные ресурсы» и «экономические ресурсы»?

а) Природные ресурсы меньше по запасам, чем экономические.

б) Экономические ресурсы дороже и ценнее, чем природные.

в) Экономические ресурсы - это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

г) Природные ресурсы распространены повсеместно, а экономические - нет.

2.Выберите верные ответы.

1.Минеральные ресурсы относятся к категории исчерпаемых, но возобновимых.

2.Практически всеми видами природных ресурсов обеспечены данные три страны - Китай, Россия, США.

3.Самыми большими запасами нефти и газа в мире обладает США.

4.Опустывание характерно для засушливых регионов мира, особенно Северной Африки и Юго-Западной Азии.

5.Около половины всех обрабатываемых земель мира приходятся на страны: Россия, США, Индия, Китай, Канада, Бразилия.

6.Доля пресной воды в мировых водных ресурсах составляет менее 3%.

7.К странам северного хвойного лесного пояса относятся Мексика, Китай и Индия.

8.Аквакультурой называется добыча полезных ископаемых со дна морей и океанов.

9.Геотермальная энергетика уже развивается в Исландии, Италии и Новой Зеландии.

10.Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.

3.Подберите пару: страна - характерное для нее сочетание природных ресурсов.

1.Алмазы и золото а) ЮАР

2.Бокситы и железная руда б) Камерун

3.Железная руда и каменный уголь в) Перу

4.Золото и полиметаллические руды г) Кувейт

5.Калийные соли и железная руда д)Канада

6.Каменный уголь и нефть е) Германия

7.Медные и железные руды ж) Китай

8.Нефть и природный газ з) Венесуэла

9.Нефть и медные руды и) Замбия

10.Фосфаты, медные руды к) Заир

4. В структуре мирового земельного фонда наиболее важны для человечества:

А) пашни Б) пастбища и луга В) леса

5. Основную часть гидросферы составляют воды:

А) рек б) подземные воды в) Мировой океан

6. Наиболее обеспечены лесными ресурсами страны:

А) США, Египет Б) Россия, Бразилия В) Канада, Финляндия

7.Наиболее обеспечены ресурсами пресной воды:

А) Канада, Бразилия Б) Индия, Австралия В) ФРГ, ЮАР

8. Страны с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

А) Китай, Россия, США Б) Конго, Египет, Мали В) ФРГ, Бразилия, ЮАР

9. Главный путь решения проблемы чистой воды:

А) транспортировка айсбергов б) переброска рек в) оборотное водоснабжение.

10. Примерно половина всей заготавливаемой древесины используется:

А) в химической промышленности б) в строительстве в) в целлюлозно-бумажной пром-ти г) сжигается в виде топлива.

11. Искусственное разведение и выращивание на морских плантациях морских организмов-это____________-

Тест №1 «Природа и человек в современном мире» 2вариант

1. В чем заключается различие понятий «устойчивое развитие» и «рациональное природопользование»:

А) природопользование-это создание особо охраняемых территорий, а устойчивое развитие- развитие экономики стран

Б) природопользование решает вопросы охраны природы, а устойчивое развитие- вопросы развития хозяйства

В)природопользование- совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и мер по их сохранению и воспроизводству ,а устойчивое развитие- улучшение качества жизни настоящего и будущих поколений.

2. Выберите верные ответы:

1.Лесные ресурсы относятся к категории исчерпаемых , но возобновимых .

2.Практически всеми видами ресурсов нетрадиционной энергетики обеспечены данные три страны -Италия, Испания , США.

3.Самым главным экспортёром фосфоритов является Марокко

4.К сельскохозяйственным угодьям относят пашни, леса, кустарники.

5.Рекультивация-это использование балок, оврагов в сельском хозяйстве

6.Лесами покрыто менее 50% суши.

7.К странам южного лесного пояса относятся Австралия, ЮАР, Индия.

8.Марикультурой называется разведение в пресных водоёмах водных организмов.

9. В развитии гелиоэнергетики больше других преуспели: США, Франция, Япония.

10. К агроклиматическим ресурсам относится: тепло, влага, воздух, свет.

3.Подберите пару: страна - характерное для нее сочетание природных ресурсов.

1.Алмазы и золото а) Австралия

2.Бокситы и железная руда б) Бразилия

3.Железная руда и каменный уголь в) Индонезия

4.Золото и полиметаллические руды г) Канада

5.Калийные соли и каменный уголь д) Перу

6.Каменный уголь и нефть е) Россия

7.Медные и серебряные руды ж) Саудовская Аравия

8.Нефть и природный газ з) США

9.Нефть и оловянные руды и) ФРГ

10.Фосфаты, медные руды к) Китай

4. Наиболее крупными ресурсами пресных вод на единицу площади располагает:

А) Южная Америка б) Африка в) Австралия

5. Крупнейшие в мире производители пресной воды:

А)страны Зап. Европы б) страны Восточной Европы в) страны Ближнего Востока

6. Лесоразработки ценной древесины хвойных пород ведутся:

А) в северном лесном поясе б) южном

7. Под угрозой полного уничтожения к середине 21в. находятся леса:

А) северного пояса б) южного пояса

8 К крупнейшим регионам добычи морской нефти является:

А)Бискайский залив б) Финский залив в) Северное море.

9. Огромным богатством океанского ложа океана является:

А) сокровища затонувших кораблей б) железомарганцевые конкреции в) морепродукты

10. Ресурсы нетрадиционной энергетики -это:

А) энергия ветра б) энергия падающей воды в) использования каменного угля.

11. Совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и мер по их сохранению и воспроизводству -это


Контрольная работа по теме: «Население мира» Вар. 1

Задания А.

  1. Какова численность населения земного шара на конец 2012г.:

  1. 5 млрд. чел

  2. 6 млрд. чел

  3. 6,5 млрд чел

  4. 7 млрд чел

  1. Выберите страну, которая входит в первую «тройку» стран-лидеров по численности населения в мире:

  1. США

  2. Россия

  3. Япония

  4. Великобритания

  1. В какой из перечисленных стран доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения наибольшая?

1) Бразилия

2) Алжир

3) Бангладеш

4) Норвегия

  1. В какой из перечисленных стран доля детей в общей численности населения наибольшая?

1) Франция

2) Бангладеш

3) Дания

4) Ирландия

  1. Для какой из перечисленных стран характерен наибольший миграционный прирост населения?

1) Мексика

2) Китай

3) Германия

4) Индия

  1. Для какой из перечисленных стран характерна миграционная убыль населения?

1) Пакистан

2) Франция

3) Испания

4) Италия

  1. В какой из перечисленных стран доля городского населения в общей численности населения наибольшая?

1) Алжир

2) Египет

3) Эфиопия

4) Швеция

  1. В пределах какой из перечисленных стран средняя плотность населения наибольшая?

1) Австралия

2) Бангладеш

3) Великобритания

4) Германия

  1. Для какой страны характерен демографический взрыв:

1) США 2) Франция 3) Япония 4) Нигерия

  1. К какой языковой семье относятся китайцы:

  1. Индоевропейская

  2. Сино-тибетская

  3. Уральская

  4. Афразийская

  1. Население какой страны относится к славянской группе

  1. Венгрия

  2. Чехия

  3. Австрия

  4. Венгрия

  1. В какой стране преобладают мусульмане:

  1. Индия

  2. Аргентина

  3. Пакистан

  4. Испания


  1. Для какой страны характерна ложная урбанизация:

  1. Мексика

  2. Канада

  3. Австралия

  4. США

  1. Укажите страну с наибольшим уровнем урбанизации:

  1. Великобритания

  2. Китай

  3. Египет

  4. Иран

Задания В.

  1. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них естественного прироста населения (на тыс. жителей).

  1. Бразилия

  2. Б) Австралия

  3. Эфиопия

  4. Эстония

  1. Установите соответствие между религией и страной:

  1. Буддизм А) Ватикан

  2. Индуизм Б) Пакистан

  3. Католицизм В) Индия

  4. Мусульманство Г) Китай

  1. Процесс роста городов и распространение городского образа жизни - ___________________

  2. Связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей - _________________\

  3. Комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий , с помощью которых государство влияет на рождаемость желаемом для себя направлении - ________________

Задания С.


  1. Почему во многих странах зарубежной Европы высокий показатель смертности населения?

  2. Почему в число самых распространенных языков в мире вошли испанский и английский?

Контрольная работа по теме: «Население мира» Вар. 2

Задания А.

  1. Как называется наука о закономерностях воспроизводства населения:

  1. Этнология

  2. Демография

  3. География

  4. Культурология

  1. Выберите страну, которая входит в первую «тройку» стран-лидеров по численности населения в мире:

  1. Индия

  2. Пакистан

  3. Испания

  4. Аргентина

  1. В какой из перечисленных стран доля детей в общей численности населения наибольшая?

1) Австралия

2) Нигер

3) Польша

4) Италия

  1. В какой из перечисленных стран доля пожилых людей в возрастной структуре населения наибольшая?

1) Малайзия

2) Швейцария

3) Танзания

4) Аргентина

  1. Для какой из перечисленных стран характерен миграционный прирост населения?

1) Алжир

2) Судан

3) Великобритания

4) Пакистан

  1. Для какой из перечисленных стран характерна миграционная убыль населения?

1) Австралия

2) Великобритания

3) Индия

4) Канада

  1. В какой из перечисленных стран доля сельского населения больше доли городского?

1) Сомали

2) ЮАР

3) Респубика Корея

4) Сингапур

  1. В пределах какой из перечисленных стран средняя плотность населения наименьшая?

1) Япония

2) Франция

3) Канада

4) Индия

  1. Для какой страны характерен демографический кризис:

  1. Мексика 2) Аргентина 3) Нигерия 4) Франция

  1. Укажите самую распространенную языковую семью:

  1. Индоевропейская

  2. Алтайская

  3. Уральская

  4. Афразийская

  1. Население какой страны относится к славянской группе:

  1. Германия

  2. Италия

  3. Франция

  4. Польша


  1. В какой стране преобладают мусульмане:

  1. Саудовская Аравия

  2. Индия

  3. Греция

  4. Бразилия

  1. Укажите страну с наибольшим уровнем урбанизации:

  1. Великобритания

  2. Китай

  3. Египет

  4. Иран

  1. Для какой страны характерна ложная урбанизация:

  1. Индия

  2. Франция

  3. Великобритания

  4. США

Задания В.


  1. Расположите страны в порядке возрастания в них рождаемости (на 1 тыс. жителей).

  1. А) США

  2. В) Чили

  3. Б) Польша

  4. Г) Намибия

  1. Установите соответствие между религией и страной:

  1. Буддизм А) Польша

  2. Синтоизм Б) Иран

  3. Католицизм В) Япония

  4. Мусульманство Г) Китай

  1. Функциональное соединение ряда городских агломераций - ______________________

  2. Группа людей, отличающаяся наследственными внешними признаками - _____________

  3. Это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости - _________________

Задания С.

  1. Почему доля лиц в возрасте старше 65 лет в населении Швеции, в несколько раз выше, чем в Судане? Укажите не менее двух причин.

  2. Почему в странах Азии высокий естественный прирост?

География мирового хозяйства. Контрольная работа. 1 вариант

  1. Дайте определение понятия « мировая экономика».

  2. Для какой страны характерна структура ВВП, при веденная в таблице?

промышленность

Сельское хозяйство

Сфера услуг

11%

55%

34%


а) ДР Конго б) Бельгия в) ЮАР г) Китай

3.Какая из перечисленных стран является одним из крупнейших экспортеров пшеницы?

а) Польша б) Мексика в) Канада г) ЮАР

4. Какая из следующих особенностей не характерна для химической промышленности?

а) весьма узкая сырьевая база б) большая материалоемкость

в) большая водоемкость

г) способность к созданию конструкционных материалов с заранее заданными свойствами.

5. Какие из перечисленных три страны являются крупными производителями хлопка-волокна?

а) Азербайджан б)Китай в) Нигер г) США д) Аргентина е) Индия

6. Для какой страны характерна наибольшая длина железных дорог?

а) Австралия б) Аргентина в) США г) Япония

7. В « большую семерку» не входит страна

а) Китай б) Япония в) Великобритания г) Канада

8. Какое утверждение является верным?

А. МГРТ установлено ООН.

Б. МГРТ складывается исторически под влиянием природных условий и ресурсов, особенностей населения.

В. МГРТ не может быть изменено страной самостоятельно.

Г. Природные условия и ресурсы не влияют на МГРТ.

9. Установите соответствие между странами-лидерами и продукцией:

А. Китай 1. Электроэнергия

Б. Саудовская Аравия 2. Судостроение

В. США 3. Нефть

Г. Япония 4. Сталь

10. Почему во французском городе Гавр наряду с судостроением развита нефтепереработка?

11. Чем объяснить вхождение в группу мировых лидеров по выплавке меди ряда развивающихся стран ( Замбия, ДР Конго, Чили и т.д.)?

Вариант № 2

  1. Расшифруйте аббревиатуру НТР. Дайте определение понятия «НТР».

  2. Для какой страны характерна структура ВВП, показанная в таблице?

Промышленность

Сельское хозяйство

Непроизводственная сфера

25%

3%

72%

а) Саудовская Аравия б) Норвегия в) Пакистан г) Чили

3.Выберите три страны, являющихся лидерами по выплавке стали:

а) США б) Испания в) Япония г) Китай д) Украина е) Казахстан

4. Для какой страны отраслью специализации является электронное машиностроение?

а) Кувейт б) Норвегия в) Португалия г) ФРГ

5. Для какого моря наиболее характерно нефтяное загрязнение?

а) Восточно-Сибирского б) Северного в) Лаптевых г) Берингово

6. Какая из перечисленных стран лидирует в выращивании риса?

а) Таиланд б) Аргентина в) Венгрия г) Монголия

7. В структуре мировой промышленности ведущее место как по числу занятых в производстве, так и по стоимости продукции занимает

а) электроэнергетика б) топливная промышленность

в) машиностроение г) химическая промышленность

8. Какое утверждение является верным?

А. В экспорте стран Африки преобладают машины и оборудование.

Б. При размещении предприятий черной и цветной металлургии важную роль играет экологический фактор.

В. Япония является лидером по выпуску хлопчатобумажных тканей.

Г. Общая протяженность железнодорожной сети растет очень быстро.

9. Установите соответствие между странами мира и выпускаемыми ими марками автомобилей:

А. США 1. «Вольво»

Б. Япония 2. «Форд»

В. ФРГ 3. «Хонда»

Г. Швеция 4. «Мерседес»

10. В таких странах как Республика Корея, Япония доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС больше, чем во многих других регионах мира. Чем это можно объяснить?

11. Как научно-технический прогресс влияет на развитие транспорта? Приведите конкретные примеры.

Вариант № 3

  1. Дайте определение понятия и расшифруйте аббревиатуру МГРТ.

  2. Для какой страны мира характерная структура ВВП, показанная в таблице?

промышленность

Сельское хозяйство

Непроизводственная сфера

31%

52%

17%

а) Республика Корея б) Афганистан в) Казахстан г) Россия

3. Выберите три страны-лидера по выплавке алюминия:

а) Канада б) Великобритания в) Греция г) США д) Китай е) Румыния

4. Какая из перечисленных стран является крупным производителем кукурузы?

а) Канада б) Венесуэла в) США г) Грузия

5. Какая из перечисленных стран специализируется на добыче нефти?

а) Венесуэла б) Индия в) Бразилия г) Исландия

6. Какой вид текстильного производства объединяет Бразилию, Узбекистан, Пакистан, Египет?

а) льняное б) шерстяное в) шелковое г) хлопчатобумажное

7. Страной-лидером по площади орошаемых земель является

а) Бразилия б) Саудовская Аравия в) Индия г) Египет

8. Какое утверждение является верным?

А. Лидерство в мировом пассажирообороте принадлежит морскому транспорту.

Б. Главное преимущество автомобильного транспорта доставка груза « от двери к двери».

В. Самым крупным портом мира является Севастополь.

Г. В протяженности трубопроводного транспорта лидирует Аргентина.

9. Установите соответствие:

Поголовье животных страна-лидер

А. крупный рогатый скот 1. Китай

Б. тонкорунные овцы 2. США

В. Свиньи 3. Австралия

Г. Бройлеры 4. Индия

10. Почему особенно большой разрыв возник между районами добычи и потребления нефти?

11. Какие природные условия необходимы для возделывания: - сахарной свеклы

- подсолнечника?

Вариант № 4

  1. Расшифруйте аббревиатуру ВВП, дайте определение этого понятия.

  2. Какая из перечисленных стран имеет аграрную структуру экономики?

а) Чад б) Таиланд в) Алжир г) Чили

3. Выберите три страны-лидера по производству бумаги:

а) Бразилия б) Индонезия в) Канада г) Мексика д) США е) Финляндия

4.Овцеводство играет наибольшую роль в районах

а) развитого земледелия б) лесной зоны в) сухих степей, предгорий и полупустынь

г) высокой плотности населения

5. Какая страна лидирует в доле электроэнергии, вырабатываемой на АЭС?

а) Белоруссия б) Франция в) Бразилия г) Китай

6. Какие три особенности характерны для развития современного мирового хозяйства?

а) Использование достижений «зеленой революции» во всех странах мира.

б) Повышение наукоемкости производства в экономически развитых странах.

в) Уменьшение доли грузоперевозок, осуществляемых морским транспортом.

г) Сокращение объемов производства сплавов легких металлов.

7.Страной-лидером по доле расходов на НИОКР является

а) ФРГ б) Канада в) Испания г) Республика Корея

8. По сбору какой сельскохозяйственной культуры Россия входит в пятерку лидеров ?

а) сахарной свеклы б) риса в) картофеля г) капусты

9. Установите соответствие между отраслями хозяйства и главными факторами их размещения:

А. нефтехимическая 1. Энергоемкости

Б. электроника 2. Обеспеченности трудовыми ресурсами

В. Текстильная 3. Приближенности к морским портам

Г. Выплавка алюминия 4. Наукоемкости.

10.Чем можно объяснить концентрацию предприятий черной металлургии Японии в Токийском и Осакском районах?

11. Почему по тоннажу торгового морского флота и числу судов лидируют Панама и Либерия?

© 2010-2022