Рабочие программы

Программа предназначена для 6 класса общеобразовательной школы,занимающегося по программе Домогацких Е.М.Рабочая программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания, широкого использования источников географической информации. Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования в 6 классе. Авторская программа разработана на 34 часа. Согласно БУПу 2004 года на изучение географии отводится 34 часа, однако еще 1 час перенесен в региональный компонент, который рекомендуется использовать для преподавания составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполн...  Данная рабочая программа, таким образом, рассчитана и составлена на 68 часов.
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сурская средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципального образования «Пинежский муниципальный район»




РАССМОТРЕНО

на ММО учителей естественно-научных дисциплин

______________ Панфилова С.Н.

Протокол № _______

от «___»________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________ Н.В.Калитина

Приказ №______

от «___»__________ 2013г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

___________Порохина С.В.

«___»_________ 2013г.













Рабочая учебная программа по географии


6 класс








Составил

Лазарев Дмитрий Юрьевич,

учитель географии

второй квалификационной категории












с.Сура

2013г.

Пояснительная записка

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, социальные и экономические факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества и родного края.

Рабочая программа по географии составлена согласно Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации (с.7) и Концепцией модернизации российского образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Курс географии 6 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере,гидросфере,литосфере,биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных(местных) до глобальных.

Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

Особое место занимают требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Программа курса построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытии методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.). Формирование знаний, умений и навыков предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов страны; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Рабочая программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания, широкого использования источников географической информации.

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования в 6 классе. Авторская программа разработана на 34 часа. Согласно БУПу 2004 года на изучение географии отводится 34 часа, однако еще 1 час перенесен в региональный компонент, который рекомендуется использовать для преподавания составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Данная рабочая программа, таким образом, рассчитана и составлена на 68 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

-типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.





Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Практические работы

Краеведческий модуль

Домашнее задание

Дата проведения

Введение (2 часа)

1

География как наука. Источники географических знаний

№1.Наблюдение за погодой своей местности

§ 1, вопр. стр.10,Дневник наблюдений

2

История географических открытий

№2. Обозначение на к/к маршрутов великих экспедиций

§ 2, вопр. с.19-20

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

3

Планеты Солнечной системы

§ 3, вопр. с.29-30


4

Форма, размеры и движение Земли

§ 4, вопр. с.34-35


5

Распределение света и тепла на поверхности Земли

§ 6, вопр. с.45-46


6

Пояса освещенности

§ 7, вопр. с.51-52


7

Повторительно-обобщающий урок по теме "Земля как планета"

За счет часов краеведческого модуля


Тема 2. Способы изображения земной поверхности (15 часов)

8

Географическая карта и масштаб

§ 8, вопр. с.58

9

Решение задач при помощи масштаба.

За счет часов краеведческого модуля

10

Система географических координат

§ 5, вопр. с.39-41

11

Географические координаты своей местности

№16. Определение по карте координат различных объектов

12

Условные знаки географических карт

§ 9, вопр. с.62-63

13

Способы применения условных знаков


14

Стороны горизонта

№17. Определение на местности сторон горизонта и расстояний

§ 10, вопр. с.68-69

15

Географическое положение крупных природных объектов

№18. Определение по картам направлений, расстояний и географического положения объектов

16

Изображение рельефа

§ 11, вопр. с.74-76

17

Описание рельефа своей местности

№19. Описание рельефа своей местности

18

План местности - простейшее изображение поверхности Земли


19

Чтение планов местности

№20. Определение направлений, расстояний и высот точек по плану местности

20

Способы построения планов местности


21

Построение простейшего плана местности

№21. Построение простейшего плана местности

22

Повторительно-обобщающий урок по теме "Способы изображения земной поверхности"

За счет часов краеведческого модуля







Тема 3. Литосфера (9 часов)

23

Строение земного шара

§ 12, вопр. с.86-87

24

Горные породы, слагающие земную кору

№3. Определение горных пород своей местности по образцам

§ 13, вопр. с.86-87

25

Полезные ископаемые

§ 14, вопр. с.92

26

Движения земной коры. Землетрясения.

§ 15 (I), вопр. С.101-102

27

Движения земной коры. Вулканы.

№4.Нанесение на к/к крупнейших вулканов мира

§ 15 (II), вопр. С.101-102

28

Выветривание горных пород

§ 16, вопр. с.108-109

29

Рельеф суши.

№5. Составление схемы различий гор и равнин по высоте

§ 17 (I), вопр. с.115

30

Рельеф дна Океана

§ 17 (II), вопр. с.115

31

Повторительно-обобщающий урок по теме "Литосфера"

За счет часов краеведческого модуля

Тема 4. Атмосфера (10 часов)

32

Строение атмосферы

§ 18, вопр. с.123-124

33

Температура воздуха

§ 19, вопр. с.128-129

34

Температура воздуха

№9. Установление особенностей хода температур на основе построения графика

35

Атмосферное давление

§ 20, вопр. с.134

36

Движение воздуха

№10. Построение розы ветров по данным наблюдений

§ 21, вопр. с.139

37

Вода в атмосфере

№11. Построение диаграмм облачности и осадков

§ 22, вопр. с.146-147

38

Погода

§ 23, вопр. с.152-153

39

Погода своей местности

№12. Описание наблюдаемой погоды, выявление причин ее изменения

40

Климат

§ 24, вопр. с.157-159

41

Повторительно-обобщающий урок по теме "Атмосфера"

За счет часов краеведческого модуля



Тема 5. Гидросфера (12 часов)

42

Гидросфера и ее состав

§ 25, вопр. с.163-164

43

Мировой океан и его части

№6. Нанесение на к/к объектов гидросферы.

§ 26, вопр. с.169-170

44

Разнообразие морей Мирового океана

№7. Определение по карте типов морей

45

Движения воды в Океане

За счет часов краеведческого модуля

46

Течения в Океане

За счет часов краеведческого модуля

47

Воды суши: реки

§ 27 (I), вопр. с.175-176

48

Озера

№8. Описание по плану рек и озер

§ 27 (II), вопр. с.175-176

49

Реки и озера своего района

Выявление особенностей рек и озер своей местности

50

Подземные воды

За счет часов краеведческого модуля

§ 28 (I), вопр. с.181-182

51

Ледники

За счет часов краеведческого модуля

§ 28 (II), вопр. с.181-182

52

Искусственные водоемы

За счет часов краеведческого модуля

53

Повторительно-обобщающий урок по теме "Гидросфера"

За счет часов краеведческого модуля

Тема 6. Биосфера (3 часа)

54

Разнообразие жизни на Земле

§ 29, вопр. с.187-188

55

Биосфера и охрана природы

§ 30, вопр. с.193-194

56

Природа родного края

№13. Растения и животные своей местности

Тема 7. Почва и геосфера (6 часов)

57

Понятие о почвах

§ 31, вопр. с.199-200

58

Почвы своей местности

№14. Изучение строения почвы на местности

59

Природные комплексы

§ 32, вопр. с.205-206

60

Особенности природного комплекса своей местности

№15. Выявление и объяснение особенностей компонентов природы своей местности и их взаимосвязей

61

Природные зоны

§ 33, вопр. с.212-213

62

Повторительно-обобщающий урок по темам "Биосфера, почва и геосфера"

За счет часов краеведческого модуля

63-68

Повторение и закрепление изученного

За счет часов краеведческого модуля



Содержание программы

Введение (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа: 1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат. 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.


Тема 3. Литосфера (6 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы: 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).


Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.


Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы: 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.


Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский

Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.


Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.









Критерии и нормы оценки ЗУН


Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен).

Нормы оценки знаний и умений по географии

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательность в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.

Примерные нормы оценок

«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности

«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении

основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя

«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает

ошибки в использовании карт при ответе

«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой

Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

«2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов

Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии

«5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении

«4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

«3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

«2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления

Реализация краеведческого принципа, экологическая направленность, формирование научного мировоззрения курса.





Географическая номенклатура



Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины:Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.













Список литературы

I. Учебники

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География. Физическая география 6 кл., - М. «Русское слово», 2010год.

  2. Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2008 год.

  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2008 год

II. Дополнительная литература для учащихся.

  1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.

  2. За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005 год.

  3. Климанова О.А., География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2007 год.

  4. Крылова О.В.Физическая география. Начальный курс. 6 класс. - М.: Просвещение, 2005 год.

III. Литература для учителя.

  1. Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2008 год.

  2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.

  3. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География, 6 кл., «Дрофа», 2008 год.

  4. Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя,- М первое сентября 2000.

  5. Петрова Л Е Дидактические карточки задания по географии 6 класс М Экзамен 2005

  6. Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы.-М.: Дрофа 2001.

  7. Романова А. Ф., Нестандартные уроки в школе. География, 6 класс, Волгоград, Учитель, 2003.

  8. Шатных А. В. Современный урок географии. Часть1. Методические разработки уроков географии 6 класс. М.: Школьная пресса, 2002.

  9. Журналы «География в школе».

  10. Газета «География».

  11. Интернет-ресурсы.



© 2010-2022