Эссе Учитель сельской школы

В раннем детстве, я уже не задумывалась: «Кем буду?..»   Мне шесть с половиной  лет… Я уже знаю буквы и начинаю складывать слоги. У меня есть маленькие братишка и сестренка-близнецы – им всего лишь два года. И вот, приходя вечером из детского садика, я беру огромную доску (на которой мама катает тесто для  пирогов: в мое детство не было специально оборудованных детских столиков, развивающих досок и т.д.), кладу ее на табурет-это импровизация школьного ученического стола, малышей усаживаю за «Не...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЭ «Учитель сельской школы»


В раннем детстве, я уже не задумывалась: «Кем буду?..»

Мне шесть с половиной лет… Я уже знаю буквы и начинаю складывать слоги. У меня есть маленькие братишка и сестренка-близнецы - им всего лишь два года. И вот, приходя вечером из детского садика, я беру огромную доску (на которой мама катает тесто для пирогов: в мое детство не было специально оборудованных детских столиков, развивающих досок и т.д.), кладу ее на табурет-это импровизация школьного ученического стола, малышей усаживаю за «Не хитрый ученический стол», а сама в роли строго, все знающего учителя начинаю с ними занятия…

Учитель - это человек, не только получивший специальное педагогическое образование, но и тот, кто всегда ощущает себя на острие общественных проблем, осуществляет важнейшую социальную функцию, обеспечивает связь времен и преемственность поколений, без чего вообще немыслимо прогрессивное развитие рода человеческого.

Пожалуй, нет такого человека, который, перешагнув школьный порог и отправившись в самостоятельное путешествие по жизни, не вспоминал бы по-доброму те увлекательные открытия и встречи, которые довелось пережить в школе на уроке географии.

Этот школьный предмет стоит особняком среди других дисциплин, значащихся в учебном плане. С одной стороны - точная наука, в которой всё подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путём опыта и исследования. С другой стороны, география - это предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями.

С тех пор, как я начала преподавать географию прошло более 15 лет. За эти годы много раз менялось все в Мире, в России, на нашей малой родине. Менялись и те, ради кого существует наша профессия. Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся многие наши идеалы, устои человеческой морали; многие считают, что рушится само здание всемирной культуры, с таким трудом, с таким самопожертвованием возводившееся сподвижниками духа, титанами мысли, гениями нашей планеты - Земли. Современные дети сейчас многое имеют благодаря заботе родителей. Но после окончания школы в их жизни начинаются трудности, которых не знали мы в свое время. Поэтому так важно сейчас дать им не только знания и умения, но и научить их использовать так, чтобы стать успешным в жизни, найти свое место под Солнцем. По-моему, в наше время дети даже сильнее нуждаются в наших добрых советах, подсказках, нашем положительном примере, нашем оптимизме и умении преодолевать трудности. Их жизнь стала такой разнообразной, что не заблудиться в ней трудно.

В сельских школах количество детей очень низкое. Далеко не все дети ходили в детский сад, многие даже не бывали в городе, да и практически редко выезжают за пределы нашего района. Далеко не отличники, прилежанием не отличаются, да и любовью к наукам тоже. Приходится много трудиться, чтобы расположить их к себе, чтобы заинтересовать. И каждый день, проводя урок, делаю вывод, что надо любить дело, которым занимаешься, и тех, кто находиться рядом с тобой. Только если интересно самому, если не жалеешь ни свободного времени, ни отпуска, если творчески относишься к своей работе, если сам не равнодушен ко всему живому, что окружает тебя; если сам полон любви к Родине, к своему краю, к своему уголку Земли, к семье, можно рассчитывать на успех.

В сельской школе невозможно не уделять особого внимания реализации краеведческого принципа обучения, который позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учеников в решение проблем окружающей действительности, воспитать в них чувство единства с природой. Молодое поколение должно осознать, что каждый предмет: лист растения, капля росы, сам человек - это удивительные объекты природы, полные скрытых тайн. Многолетнее обучение в школе, техникумах, институтах часто приводит к созданию мнения, что всё давно изучено и нет уже новых законов, которые ещё можно открыть. Но, занимаясь проектной и исследовательской деятельностью и дети, и сам учитель понимают, что это не так. Возвращаясь с ребятами с экскурсии, с полевой практики или из экспедиции по родной земле я вижу, что у каждого из них остается масса впечатлений от встречи с чем-то новым и удивительным.

Проекты учеников школы создаются не для их воплощения в жизнь сейчас и немедленно. Большинство из них смогут быть реализованы в будущем, о котором мечтают все. В будущем, где каждый человек будет ценен своими делами и мыслями, где от каждого будет зависеть очень многое.

К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, относится метод проектов, который обеспечивает формирование исследовательской деятельности учащихся через активные формы и методы преподавания, позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Работая над проектами, дети не только стремятся к сохранению природных уголков своей малой родины, но и формируют своё отношение к окружающему миру: учатся мыслить глобально, а действовать локально. Общественно полезная деятельность является той средой, которая прививает ценность биосферной нравственности. Сочетание широкой разнообразной образовательной программы с исследовательской природоохранной деятельностью способствует развитию детей, творческих способностей, создают предпосылки для развития успешной личности. «Я слышу - я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я понимаю» - гласит китайская мудрость. Известный русский деятель народного образования В. П. Вахтеров еще в начале 20 века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует. И думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение» Социально-экономические процессы в развитии общества XXI века ставят перед школьным образованием качественно новые цели. Актуальные образовательные цели ориентированы на воспитание и развитие личности, готовой к активности, творческой самостоятельности и ответственности в жизненных ситуациях. В условиях модернизации школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Знания остаются мёртвым грузом, если они не находят практического применения. Разделяю слова К. Д. Ушинского о том, что «люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны».

Мы часто рассуждаем о том, какими людьми хотели бы видеть в будущем своих учеников. Могу сказать свое заветное желание: не хочу видеть их равнодушными людьми. Все беды в Мире и в нашей стране оттого, что слишком многие молчат о том, о чем нужно кричать. А еще для меня удивителен следующий парадокс. С одной стороны все ждут модернизации в нашей стране, а с другой пропагандируется идея, что «троечники» лучше устраиваются в жизни. Не совсем понятно, кого же мы должны воспитывать - человека, который всю жизнь будет устраивать лишь личную судьбу или человека, который приложит все усилия для изменения судьбы своей страны. Рассказывая детям о великих географах-первооткрывателях и исследователях новых земель, я всегда привожу им в пример то, как трудно они жили, как мало они имели, какие испытания они прошли чтобы остаться в нашей памяти на века. «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!» - так хочется, чтобы мои ученики жили с этим убеждением в сердце. На каждом уроке я стараюсь вместе с ними пройти путь, полный тайн и открытий, рассказать моим воспитанникам о замечательной планете Земля, открыть перед ними неведомые разделы интереснейшего предмета географии, помочь понять причины природных явлений, познать себя и окружающий мир. Зажечь радостные огоньки в глазах тех, кто преодолел себя и смог справиться с масштабом и азимутом, параллелями и меридианами, географической долготой и широтой. Кто не заблудился в дебрях речной системы, подружился с горизонталями, изотермами, циклонами и антициклонами. Кого не остановили белизна самых высоких гор и зной пустыни. Кто не замерз в Антарктиде и пусть виртуально, но смог полюбоваться в Арктике северным сиянием. Кто не устал удивляться и радоваться даже через печаль. Все это - мир географии, в котором познаются законы географической оболочки, законы человеческих отношений, законы отношений человека с природой.

Мне хочется, чтобы в наших школах всегда жило счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю, что вместе с детьми учительство страны преодолеет многое. Только бы дети верили нам. Потому учу своих коллег терпению, общительности, оптимизму, своим примером показываю - не смейте останавливаться на достигнутом, идите вперед и ведите за собой учеников, совершенствуйте свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живете, месту, которое занимаете. Вы в школе - для детей, а не дети для вас, поэтому помогите им поверить в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость» - так говорил великий писатель, гуманист, педагог и философ ХIХ века Л. Н. Толстой. Учитель и спокойствие, по-моему, несовместимые вещи. Считаю, что учитель должен постоянно развиваться: углублять свои знания по предмету, изучать новинки методической литературы, расширять свой кругозор. Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Человеку, выбирающему профессию учителя, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию ведь ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе - педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела.

Человек, решивший стать учителем, ответственен за всё, что знает и умеет. Какими будут результаты труда педагога сегодня - таким будет наше общество завтра.

Часто задаю себе вопрос: а ты какой? Интересен ли ты ученикам? Помнят ли тебя твои ученики? Вопросы, на которые не можешь дать ответа сам. Вопросы, ответы на которые даст только жизнь. Каким ты должен быть, какой ты есть учитель?

«Профессия учителя не терпит шаблона. Человек, посвятившей ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет возрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком».

Учитель в нашем обществе - это человек из будущего, пришедшего к детям для того, чтобы научить их утверждать в настоящем идеалы будущего. Думаю, не ошибусь, если стану утверждать: учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души. Он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом, ибо любовь к родине может пробудить только любящий свое отечество. Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми.

География- предмет, по сути, настолько интересен, насколько и сложен. И как у ученика пойдет знакомство с предметом с первых уроков, возможно, определит его личное, подсознательное отношение к науке, его место в нашем мире. Понадобятся ли географические знания и сможет ли будущий человек использовать их в своей жизни. Что для меня важнее: «научить как», или создать такие условия, чтобы ученик самостоятельно, а может быть и с помощью учителя, усвоил материал. Мне ближе второе. Часто в своей жизни я сталкиваюсь с ситуацией, когда ученики в некоторых вопросах «перерастают» меня по знаниям, когда из учителя по этим вопросам я становлюсь учеником. Я не боюсь этого. Наверное, в этом высший смысл нашей жизни: не создать подобие, а воспитать ученика, человека, который пойдет дальше тебя, который будет лучше тебя.

Урок и дети на нем - вот мерило состоятельности учителя. «Горькая минута урока - пустые глаза ученика». Я бы добавила, разочарование для учителя - не думающий на уроке ученик. Все дети разные. Как завоевать их внимание? Над тобой довлеет программа, которую несмотря ни на что, надо выполнить: пропавшие из-за праздников или карантинов часы не восстановишь, содержание материала, если он даже скучен, не отбросишь. А сам ребенок, пришедший на урок. Сегодня у него отличное настроение, у него все спорится и горит в руках. А завтра ты можешь не узнать его: проблемы дома, в отношениях со сверстниками или просто на предыдущем уроке получил «неуд». Я всегда в этой ситуации стараюсь понять ученика. Я вспоминаю себя в детстве, в студенческие годы. Не получилось сегодня - попробуем завтра. Терпение и труд и все перетрут! Увидеть работающими на уроке всех: и «сильных», и «слабых»- это главное достижение учителя на уроке. Услышать верный ответ из уст «слабого» ученика, увидеть верно выполненное им задание - это высшая награда за труд. В последнее время довольно часто на уроках после изучения нового материала и первичного его закрепления предлагаю ребятам задание исследовательского характера на самостоятельную коллективную работу. Обязательное условие - попытаться найти решение без моей помощи. Меня в этот момент как бы не существует на уроке. Интересно наблюдать, как в непосредственном общении личностей рождаются новые идеи, новые знания. Не боюсь дать ученикам проявить самостоятельность, сделать ошибку. Напряженный совместный поиск решения, горящие глаза ученика - это главное. А ошибки можно исправить или подкорректировать.

Каждый год, видя выпускников, теперь уже бывших учеников, понимаешь, что с их уходом из школы уходит что-то из твоего сердца, души. Ощущение того, что что-то не рассказал, не объяснил, может быть, сделал не так. Понимаешь, что с новыми учениками будешь работать по-новому. И так каждый год.

Учитель… Учитель… У нас, учителей, всегда есть «билет в детство». Кто ещё может похвастаться «постоянной пропиской» в этой волшебной стране, где деревья большие, небо безоблачное, а горизонт необозрим? Значит, учитель обречён быть молодым и активным. И как же это здорово!


© 2010-2022