План-конспект урока «Открытие Южного материка

данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей в пятых классах. в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают,  какой материк называют Неизвестная Южная Земля, почему Австралию долгое время оставалась неизвестной землей, кто открыл Австралию и почему кенгуру так назвали. на уроке присутствовали родители, учителя начальной школы, коллеги-преподаватели, администрация школы. учащиеся проявили активность на уроке, любознательность, увлечение предметом. все работали ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ОТКРЫТИЕ ЮЖНОГО МАТЕРИКА

1

ФИО (полностью

Серегина Светлана Семеновна

2

Место работы

МБОУ «ЧСШ№1»

3

Должность

учитель

4

Предмет

география

5

Класс

5

6

Тема и номер урока в теме

ОТКРЫТИЕ ЮЖНОГО МАТЕРИКА

7

Базовый учебник

География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков, 4-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2012.- Инновационная школа.

Тема урока: Открытие Южного материка

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают, какой материк называют Неизвестная Южная Земля, почему Австралию долгое время оставалась неизвестной землей, кто открыл Австралию и почему кенгуру так назвали.

Предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, Остров Ява, Земля Мери, Земля Ван - Димен, Земля Мери Ван - Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.

Метапредметные образовательные результаты: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал планировать свою деятельность под руководством учителя.

Регулятивные образовательные результаты: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные образовательные результаты: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно

Личностные образовательные результаты: определять роль результатов выдающихся географических открытий, вырабатывать в себе лучшие человеческие качества. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Решаемые учебные познавательные задачи: почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель? Почему для английского кругосветного плавания на должность капитана был выбран Д.Кук?

Основные понятия, изучаемые на уроке: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, Остров Ява, Земля Мери, Земля Ван - Димен, Земля Мери Ван - Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.

Практическая работа:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Организационная структура урока.

Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение трех лиц: веселое, нейтральное и грустное,

а у вас на столах лучики. Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. (Звучит красивая музыка, пока дети прикрепляют свои лучики)

Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии.

Этап актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с великими путешественниками и их открытиями. Давайте вспомним, что такое эпоха географических открытий и когда она началась?

(Это период, изменивший представление человечества о Земле. Период с конца 15 века до первой половине 17 века)

Спасибо! Молодцы! А теперь давайте вспомним имена, каких путешественников данной эпохи вам известны и в чем их заслуга? (примерные ответы обучающихся: Ф. Магеллан - кругосветное путешествие; Х. Колумб - открыл Америку и т.д.) Хорошо!

2. Этап планирования

Действительно, эпоха Великих географических открытий расширила представления европейцев о поверхности Земли. Был проложен морской путь в Азию, причём не один. На карте мира с большими подробностями были нанесены очертания Африки. Открыты и начали осваиваться Северная и Южная Америка. Впервые мореплаватели обогнули земной шар. Используя рис.42 учебника на стр. 76 назовите известные географические объекты того времени?( Новая Гвинея, Тихое море, Эфиопский океан и т. д.)

- Сейчас, я вам предлагаю нанести на контурную карту географические объекты, которые мы уже знаем.

(Тихий океан, Средиземное море, Атлантический океан, Центральная Америка, Япония, Магелланов пролив, Южная Америка, Индийский океан, Черное море, Индия, Португалия, Карибское море, Африка, Северная Америка)- дети на контурную карту наклеивают объекты, которые выбрали.

Спасибо! Вы справились с этим заданием, но на карте оставались места, где никто ещё не побывал. Эту землю, о которой мы сегодня будем говорить, искали испанцы, голландцы, англичане.

Ребята, давайте еще раз обратимся к рис.42 и скажите, о каком материке сегодня пойдет речь на уроке. Как вы думаете? (Южная Земля) Правильно! А что это за материк южная Земля, у нас есть на карте такой материк? (обратимся к карте атласа стр. 32-33) Ответы детей

фильм 1.(посмотрите, пожалуйста, немного об этой земле на экране)

- О каком материке мы свами будем говорить. Как будет звучать наша тема? Слайд 1

- Как вы думаете, что мы должны узнать об этом материке. Слайд 2

План

1.Что такое Неизвестная Южная Земля.

2. Почему Австралия долгое время оставалась неизвестной Землей.

3. Кто открыл Австралию.

4. Почему кенгуру так назвали.

Давно существовала легенда о Южном материке. Ему даже придумали название - Terra Australis Incognita (рис. 42). Слайд 3 как вы думаете , что означают эти слова. В переводе это латинское выражение означает - Неизвестная Южная Земля. Terra - Земля, Australis - Южная, Incognita - Неизвестная. И мы начинаем свами очередной раз путешествие по неизвестной земле. Но фиксировать наши наблюдения мы будем в своих тетрадях.

Открыли тетради. Первую запись, которую мы сделаем в наших тетрадях: напишем тему урока (на доске), число, начертили таблицу. Слайд 4

Первыми, кто отправились на поиски Неизвестной Южной Земли испанцы, но их путешествие было неудачно. Слайд 5 Мореплаватель Луис Торрес прошёл на своём корабле всего в нескольких километрах от нового материка, но в тумане не заметил его. И всё же достижения испанских моряков были велики. Торрес прошел проливом между Новой Гвинеей и Австралией. Пролив назван в его честь - Торресов. Они открыли множество крупных островов, расположенных к югу от берегов Азии.

Кого запишем первым в нашу таблицу? (испанец Луис Торрес) Записываем в тетрадь испанца и его открытия. Работаем над текстом дальше, стр. 76 учебника (обучающиеся читают абзац вслух). Слайд 6

Кто подключился к поискам нового материка (голландцы).Слайд 7 Запишите в тетрадь имя и фамилию путешественника, какие земли были им открыты. Слайд 8. , 9 Карта (работа с контурными картами)

-Открыли контурные карты на стр. 6-7 и отмечаем вместе со мной путь Абеля Тасмана.

Длительное время открытие нового материка оставалось тайной

3.Этап постановка познавательных задач.

Как вы думаете, почему голландцы скрыли открытия новых земель

(высказывание учащихся). Найдите в тексте учебника ответ (Голландия хотела единолично владеть материком и его богатствами) на поставленный вопрос и сравните со своими предположениями (обсуждение). Продолжим наше путешествие, и узнаем имя следующего путешественника, которого заинтересовал новый материк.

Читаем текст учебника на стр. 76. Итак, кому досталась слава открытия нового материка (Джемс Кук). Что мы запишем в дневник (ребята обсуждают, делают соответствующие записи в тетради)

Постановка познавательной задачи: почему для английского кругосветного плавания на должность капитана был выбран Д. Кук? Слайд 10(обучающиеся высказывают свою точку зрения). Опытный моряк, великолепно

знавший морское дело, отличный математик, картограф, астроном, неплохой писатель и художник - и всё это один человек - капитан Джеймс Кук.

Кругосветное плавание Кука произошло это в 1768 году, имело не одну цель. Первая цель была астрономическая. Необходимо было провести наблюдение за очень редким астрономическим явлением, которое можно было наблюдать только в южной части Тихого океана. Вторая цель - поиски Неизвестной Южной Земли. Слайд 11 Не забывайте, что о голландских открытиях никто ничего не знал. Джеймс Кук великолепно справился с этими задачами. Он прошёл вдоль восточного берега неизвестного материка, убедился, что это не отдельные группы островов, а именно материк. Отмечаем на контурной карте Кук высадился на нём и объявил его собственностью Великобритании. Так Джеймс Кук открыл Австралию. Слайд 12

- У вас на столах лежат листочки, вы должны узнать, кого увидел Джеймс Кук на материке. (Дополните утверждение) Слайд 13

4. Этап. Учебные действия по реализации плана. Слайд 14

1. Как называли неизвестную Южную Землю на разных этапах открытия? (Новая Голландия, Australis т.е. Южный, Австралия).

2. По какой причине Австралия долгое время оставалась неизвестной Землей. Голландские мореплаватели, желая владеть им единолично, скрыли это открытие.

3. Кому досталась слава открытия нового материка. Джеймсу Куку, высадившемуся на его берегах во время своей первой кругосветной экспедиции.

4. Каких необычных животных увидел Д. Кук на материке? (кенгуру). Что вы знаете об этих животных? Эти животные считаются символом Австралии фильм о кенгуру (можно заслушать сообщение учащихся, просмотреть презентацию)

Спасибо большое за ваши ответы. Посмотрите, на ваших листочках есть тестовое задание. Ручкой выполняем на листочках. Слайд 16

Самопроверка. Выставление отметок. Слайд 17

Спасибо за выполненную работу. Ребята, мы с вами начинали урок с лиц настроения и заканчиваем деревом чувств. Выберите яблоки и повести их на дерево.

5. Этап Рефлексия.

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки. Напомните, какому настроению соответствует какой цвет:

  • красный - радостное, теплое

  • желтый - светлое, приятное;

  • зеленый - спокойное;

  • синий - неудовлетворенное, грустное;

6. Этап Домашнее задание. §15 Открытие Южного материка

1. Вопросы стр. 79 (сложные вопросы)

2. Задание на листочках «Картографический практикум»

( первое или второе задание по выбору)



© 2010-2022