Авторская рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс. Классическая линия учебников. Сведения об учебной программе: данная программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География 6-11 кл. М., «Дрофа», 2004г.   Сведения об используемом пособии: 1.      В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв. География материков и океанов.              7 класс – М.: Дрофа, 2010-2014гг. 2.      Атлас. География материков и океано...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Структура рабочей программы

по географии в 7 классе.


  1. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы по географии.

  2. Пояснительная записка:

  • Общая характеристика предмета география.

  • Цели и задачи образования.

  • Сведения об учебной программе (примерной или авторской) на основе которой разработана рабочая программа.

  • Сведения об используемом учебном пособии.

  • Место и роль учебного предмета география.(количество часов в неделю и год, условия компенсации потери учебного времени и др)

  1. Содержание учебного предмета география:

  • Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий.

  • Указания планируемых результатов на базовом уровне.

  • Система оценки планируемых результатов.

  • Структура изучаемого предмета география.

  • Перечень обязательной географической номенклатуры для 7 - го класса.

  • Перечень практических работ.

  1. Цели изучения предмета география (курса).

  2. Требования к уровню подготовки обучающихся ( «Знать/понимать», «Уметь»)

  3. Календарно-тематическое планирование.

  • № раздела и темы урока.

  • Название раздела, темы урока по географии в 7 "А", 7 "Б" классах.

  • Домашнее задание.

  • Количество часов.

  • Вид учебной деятельности.

  • Дата проведения урока.

  1. Материально-техническое обеспечение:

  • Печатные пособия.

  • Экранно-звуковые пособия.

  • Цифровые образовательные ресурсы.

  • Натуральные объекты.

  • Демонстрационные пособия.

















Нормативно-правовые документы,

обеспечивающие реализацию рабочей программы

по географии.


  • ФЗ «Об образовании»;

  • федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089);

  • примерные (типовые) учебные программы, рекомендованные (допущенные) Минобрнауки России;

  • федеральный базисный учебный план;

  • Примерный учебный план Ростовской области;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования;

  • Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

  • Положение о рабочих программах ,учебных курсов и дисциплин муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 18 первомайского района города Ростова-на-Дону ( утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 13.01.2012г. №8);

  • Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 Первомайского района города Ростова-на-Дону (утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 15.01.2010г. №5);

  • Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 Первомайского района города Ростова-на-Дону утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 31.03.2011г. №76);

  • годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №18 на 2014-2015 учебный год утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 26.08.2014г. №221;

  • примерная программа для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География 6-11 кл. М., «Дрофа», 2004г.







Пояснительная записка.

Общая характеристика предмета география:

рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта и «Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

Цели и задачи: выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды , её изменения, влияния на качество жизни населения.

Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.

Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

Цели и задачи образования:

главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Сведения об учебной программе:

данная программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География 6-11 кл. М., «Дрофа», 2004г.

Сведения об используемом пособии:

  1. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв. География материков и океанов. 7 класс - М.: Дрофа, 2010-2014гг.

  2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс. - М.: Дрофа, 2014г.

  3. Контурная карта. География материков и океанов. 7 класс. - М.: Дрофа, 2014г.

  4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: ВАКО, - 2014г.

Место и роль предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 69.

Рабочая программа рассчитана на 69 часов.

Количество часов: всего 69 часов в 7а, 7б классах; в неделю 2 часа. Плановых контрольных уроков 4, практических работ 23.


Содержание учебного предмета география.

Введение.

( 2 часа )

Предмет географии материков и океанов. Общая география и страноведение.

История исследования Земли человеком. Великие географические открытия. Выдающиеся путешественники и географы. Современные географические исследования Земли.

Географические карты прошлого и настоящего времени. Значение и использование карт. Определение по картам географических координат, расстояний и направлений.

Главные особенности природы Земли. Освоение Земли человеком.

( 16 часов)

Земля - планета Солнечной системы. Общие сведения о планете Земля, её происхождении, форме и размерах.

Литосфера. Литосферные плиты и их движение. Гипотеза Альфреда Вегенера. Пангея. Панталасса. Гондвана и Лавразия. Срединно-океанические хребты. Глубоководные желоба. Платформы. Складчатые области. Тихоокеанское огненное кольцо.

Рельеф Земли и его главные формы. Виды равнин и гор. Крупнейшие равнины и горы Земли.

Атмосфера. Распределение света, тепла и влаги по земной поверхности. Пояса освещённости и тепловые пояса Земли. Климатообразующие факторы. Климаты Земли. Основные и переходные климатические пояса Земли.

Гидросфера. Мировой океан и его части. Крупнейшие моря, заливы и проливы Земли. Движение воды в океане. Суша в океане, крупнейшие острова и полуострова мира. Шельф и его значение для человека. Воды суши, их разнообразие и роль в жизни человека.

Биосфера - особая оболочка Земли. Разнообразие растительного и животного мира.

Географическая оболочка. Природная зональность и вертикальная поясность.

Земля - планета людей. Крупнейшие страны и народы Земли. Размещение населения мира. Миграции населения в прошлом и настоящем.

Океаны и материки.

( 47 часов )

Океаны.

( 5 часов )

Тихий океан. История исследования. Выдающиеся мореплаватели и исследователи: Ф. Магеллан, Дж. Кук, И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский, С.О. Макаров, Т. Хейердал. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Важнейшие течения. Тайфуны и цунами. Выдающиеся объекты в Тихом океане: Филиппинское море, Марианский желоб, вулкан Мауна Лоа, остров Пасхи, атолл Бикини. Особенности морской растительности и животного мира океана.

Атлантический океан. История исследования, выдающиеся мореплаватели: Эрик Рауди, Б. Диаш, Х. Колумб, Д. Кабот. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Главные течения. Выдающиеся объекты: Азовское море, Мраморное море, срединно-океанический хребет, остров Исландия, Бермудский треугольник, остров Мартиника, залив Фанди, Гольфстрим. Характерные представители животного и растительного мира.

Индийский океан. История исследования. Васко да Гама, Дж. Кук. Размеры и географическое положение океана. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природы океана. Выдающиеся объекты: Красное море, Персидский залив, Сейшельские острова. Особенности растительного и животного мира океана.

Северный Ледовитый океан. История исследования. С.И. Челюскин, Р. Пири, Ф. Кук, Н.А. Норденшельд, Г. Седов, Р. Амундсен, Ф. Нансен, О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин. Размеры и географическое положение. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природных условий Арктики. Выдающиеся объекты: Восточно-Сибирское море, остров Гренландия, Северная Земля, остров Врангеля. Характерные представители растительного и животного мира.

Африка.

( 8 часов )

История исследования материка: путешествия финикийцев, Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.И. Вавилов.

Размеры и географическое положение Африки.

Особенности строения земной коры и размещение основных форм рельефа. Крупнейшие равнины и горы Африки. Размещение важнейших видов полезных ископаемых.

Климат Африки. Распределение температуры воздуха и осадков. Африка - самый жаркий материк Земли. Климатические пояса Африки и их характерные черты. Климатограмма.

Внутренние воды Африки. Особенности внутренних вод Африки. Крупнейшие реки, озёра, водопады материка.

Природные зоны Африки. Характеристика природных зон Африки: влажные экваториальные леса, саванны и пустыни Африки. Типичные почвы, характерные представители животного и растительного мира. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки.

Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Крупнейшие народы. Особенности хозяйства, культуры и быта африканских народов.

Географическое районирование Африки: характеристика Северной (Алжир, Египет), Западной (Сенегал, Нигерия), Центральной (ДР Конго), Восточной (Эфиопия, Танзания, Мадагаскар) и Южной Африки (ЮАР, Намибия).

Австралия и Океания.

( 4 часа )

История открытия и исследования Австралии и Океании. Выдающиеся путешественники и исследователи: А. Тасман, Дж. Кук, Н.Н. Миклухо-Маклай.

Размеры, особенности географического положения и природы Австралии. Крупнейшие формы рельефа. Австралия - самый сухой материк Земли. Саванны и пустыни Австралии. Своеобразие растительного и животного мира. Эндемики Австралии. Население Австралии. Австралийский Союз. Регионы Австралии: Восточная, Центральная и Северная Австралия.

Океания. Особенности природы и населения. Микронезия (Палау), Меланезия (Папуа-Новая Гвинея) и Полинезия (Гавайи и Таити).


Южная Америка.

( 7 часов )

История открытия и исследования Южной Америки. Выдающиеся путешественники и исследователи: Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Писарро, Ф. де Орельяно, А. Гумбольдт, Г.И Лангсдорф, Н.И Вавилов.

Размеры и географическое положение материка.

Особенности строения земной коры, размещение главных форм рельефа и важнейших видов полезных ископаемых.

Особенности климата и внутренних вод Южной Америки. Южная Америка - самый влажный материк Земли. Крупнейшие реки, озёра и водопады.

Природные зоны Южной Америки: сельва, кампос и льянос, пампа, пустыни и области высотной поясности.

Страны и народы Южной Америки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Хозяйство, культура и быт южноамериканских народов.

Регионы Южной Америки: Амазония (Бразилия), Атакама (Чили), Патагония и Гран-Чако (Аргентина), Андские страны ( Перу и Боливия).


Антарктида.

( 2 часа )

История открытия и исследования Антарктиды. Выдающиеся путешественники и исследователи: Д. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Р. Амундсен, Р. Скотт.

Географическое положение Антарктиды. Антарктика. Особенности природы. Антарктида - самый холодный материк Земли. Ледниковый покров материка. Антарктические пустыни.

Северная Америка.

( 6 часов )

История открытия и исследования материка. Выдающиеся путешественники и исследователи: Лейф Эйриксон, Х. Колумб, Э. Кортес, Дж. Кабот, Г. Гудзон, Ла Саль, В. Беринг, А. Чириков, Г.И. Шелихов, А.А. Баранов, Дж. Франклин, Р. Амундсен.

Размеры материка, его географическое положение.

Характерные черты строения земной коры, рельефа распространения полезных ископаемых.

Краткая характеристика климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки, озёра, водопады и ледники.

Особенности распространения природных зон, типичные почвы, растительность и животный мир Северной Америки. Арктические пустыни, тундра, леса умеренного пояса, прерии, пустыни, саванны, переменно-влажные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Национальные парки.

Крупнейшие страны Северной Америки. Характерные черты населения Северной Америки, особенности культуры и быта.

Регионы Северной Америки: США, Канада, Мексика, Центральная Америка и Вест-Индия.

Евразия.

( 12 часов )

Размеры, географическое положение и история исследования Евразии. Выдающиеся путешественники и исследователи: М. Поло, А. Никитин, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.А. Обручев.

Особенности строения земной коры. Крупнейшие равнины и горы Евразии. Особенности размещения важнейших полезных ископаемых.

Особенности климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки и озёра.

Характерные черты размещения природных зон Зарубежной Евразии, типичные почвы, флора и фауна. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, саванны, переменно-влажные и влажные экваториальные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки и заповедники.

Крупнейшие страны и народы Евразии. Особенности их хозяйства, культуры и быта. Выдающиеся памятники истории и культуры стран Европы и Азии.

Краткая характеристика регионов Зарубежной Европы на примере отдельных стран: Северная Европа (Норвегия, Швеция или Финляндия), Средняя Европа (Великобритания, Германия, Франция, или Швейцария), Южная Европа (Испания, Италия или Греция), Восточная Европа (Польша, Чехия или Венгрия).

Краткая характеристика регионов Зарубежной Азии на примере отдельных стран: Юго-Западной (Турция, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак или Иран), Южной (Индия), Центральной (Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия или Таджикистан), Восточной ( Китай или Япония) и Юго-Восточной Азии (Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия или Филиппины).

Географическая оболочка - наш дом.

( 3 часа )

Закономерности географической оболочки и взаимодействие общества и природы. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.

Резерв - 4 часа










Указания планируемых результатов на базовом уровне.

Общенаучные. Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей. Раскрыть разнообразие её природы и населения. Сформировать минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому современному человеку.

Раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определённый порядок, связь явлений.

Воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

Предметно-ориентированные.

Оценивать и прогнозировать:

Изменения очертаний материков и океанов в отдалённом будущем; развитие природы на примере эволюции литосферы; взаимодействие геоморфологических и климатологических факторов как движущей силы развития всех физико-географических процессов на Земле; оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в её связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

Объяснять: особенности строения и развития геосфер Земли, причины процессов и явлений, происходящих в геосферах; особенности компонентов природы материков и океанов; зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; особенности расового и этнического состава населения; различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран; различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях, особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах; основные закономерности и свойства географической оболочки.

Применять понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность».

Описывать: географическое положение объектов, существующие в природе круговороты вещества и энергии; отдельные природные комплексы; природу и основные занятия населения; воздействия и изменения природы на материках и в океанах под влиянием деятельности человека; особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

Определять: географическую информацию по картам различного содержания; вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.

Называть и (или) показывать:

- важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;

- типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры местонахождения полезных ископаемых; сейсмически опасные территории; факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере; крупнейшие народы мира, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселённые регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира; основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города; природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

Компоненты

Региональные: умение описывать природные комплексы своей местности; влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей; этнический состав населения; историю заселения своей местности; экологические проблемы и возможные пути их решения.

Система оценки планируемых результатов.

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательство в изложении материала;

-степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Оценка «5» - ответ полный, правильные, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельной, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Оценка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Оценка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка «1»- ответ не дан.

Оценка практических умений учащихся.

Оценка за умение работать с картой

и другими источниками географических знаний.

Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнением и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильные и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Оценка «1»- отсутствие умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве.

Оценка «5» - правильно, по плану проведено наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Оценка «4» - правильно, по плану проведено наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Оценка «1»- отсутствие умений проводить наблюдения в природе и на производстве.



Структура изучаемого предмета география (69 часов)


Модуль(глава)

Примерное количество часов


Введение

2

1.

Главные особенности природы Земли

14

1.1.

Литосфера и рельеф Земли

3

1.2.

Атмосфера и климаты Земли

4

1.3.

Мировой океан - главная часть гидросферы

3

1.4.

Географическая оболочка

4

2.

Освоение Земли человеком

2

3.

Океаны и материки

47

3.1.

Океаны

5

3.2.

Африка

8

3.3.

Австралия и Океания

4

3.4.

Южная Америка

7

3.5.

Антарктида

2

3.6.

Северная Америка

6

3.7.

Евразия

12

4.

Географическая оболочка - наш дом

3

5.

Резервное время

4


Всего по курсу

69



























Перечень обязательной географической номенклатуры для 7 - го класса:

Материки, части света, крупные острова, архипелаги

Маршруты важнейших путешествий

Материки, океаны

Самые крупные литосферные плиты

Влк. : Килиманджэаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма

Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды

Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.

Океаны, материки

Крупнейшие страны мира (площадь и кол-во населения.

Крупные порты, районы добычи.

Крупные порты, районы добычи.

- моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

М. Игольный

М. Альмади

М.Рас-Хафун

М. Рас-Энгела

Средиземное море, Красное море

Персидский залив Гвинейский залив

Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали,

О. Мадагаскар

Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров

Восточно-Африканское плоскогорье

Ливийская пустыня

Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения

Горы Атлас

Драконовы горы, Камерун

П-ов Сомали

О. Мадагаскар

Эфиопское нагорье

Реки: Нил, Конго

Озера: Чад, Таганьика, Виктория

Водопад Виктория

Природные зоны

Алжир, Каир, Египет. Судан, Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби.

Нигерия, Абуджа, Лагос, Гвинея. ЮАР, Претория, Кейптаун.

М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт

Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.

Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.

Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.

Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос

Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.

Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.

Анды.

Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.

Озера: Титикака, Маракайбо.

Бразилия, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Аргентина, Буэнос-Айрес.

Перу, Лима, Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго

Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.

Полярные станции.

П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.

З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский

О-ва: КанадскийАрктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские

Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.

Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро

Канада, Оттава, Мрнреаль, США, Чикаго, Мехико, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Вашингтон, Куба, Гавана

Мысы: Челюскин, Дежнева.

П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.

Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.

Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.

Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.

О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.

Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.

Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.

Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.

Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.

Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.

Озера: Онежское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

Основные страны материка, их столицы.

Страны, столицы и крупные города.

Страны, столицы, крупные города

Страны, их столицы






Перечень практических работ.

Тема

Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Обозначение на карте маршрутов путешествий с определением местоположения, абсолютных и относительных высот мест остановок, а также направлений и расстояний от пункта к пункту.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Контурная карта.

Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение возможного расположения материков и океанов через миллионы лет.

Объяснение приёмов приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.

Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

Анализ схем круговорота веществ и энергии.

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

Определение географических координат крайних точек Африки, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Африки.

Определение причин разнообразия природных зон Африки.

Оценивание климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его расселения с данными климатограмм и описания климата этого района.

Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной из африканских стран.

Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.

Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения этих рек.

Комплексная характеристика одной из стран Южной Америки.

Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 40º с.ш. Выявление причин сходства и различия в чередовании зон.

Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии (по вариантам).

Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.



Цели изучения предмета география.

Общенаучные. Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей. Раскрыть разнообразие её природы и населения. Сформировать минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому современному человеку.

Раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определённый порядок, связь явлений.

Воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

Предметно-ориентированные.

Оценивать и прогнозировать:

Изменения очертаний материков и океанов в отдалённом будущем; развитие природы на примере эволюции литосферы; взаимодействие геоморфологических и климатологических факторов как движущей силы развития всех физико-географических процессов на Земле; оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в её связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

Объяснять: особенности строения и развития геосфер Земли, причины процессов и явлений, происходящих в геосферах; особенности компонентов природы материков и океанов; зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; особенности расового и этнического состава населения; различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран; различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях, особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах; основные закономерности и свойства географической оболочки.

Применять понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность».

Описывать: географическое положение объектов, существующие в природе круговороты вещества и энергии; отдельные природные комплексы; природу и основные занятия населения; воздействия и изменения природы на материках и в океанах под влиянием деятельности человека; особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

Определять: географическую информацию по картам различного содержания; вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.

Называть и (или) показывать:

- важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;

- типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры местонахождения полезных ископаемых; сейсмически опасные территории; факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере; крупнейшие народы мира, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселённые регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира; основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города; природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

Компоненты

Региональные: умение описывать природные комплексы своей местности; влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей; этнический состав населения; историю заселения своей местности; экологические проблемы и возможные пути их решения.













Требования к уровню подготовки обучающихся.


В результате изучения курса ученик должен:


  • Знать / понимать:

  • Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • Географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.


  • Уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами. Экологических проблем;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.

  • Определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местонахождение географических объектов;

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- чтения карт различного содержания;

- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;

- принятия необходимых мер в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.




Календарно-тематическое планирование.

урока

Дата

проведения урока

7а, 7б

Тема урока

Практические работы, тесты, контрольные работы

Домашнее задание

Введение - 2ч.

1.



Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали свою Землю?


§1,2

2.


Карты материков и океанов.

Практическая работа № 1 Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Обозначение на карте маршрутов путешествий с определением местоположения, абсолютных и относительных высот мест остановок, а также направлений и расстояний от пункта к пункту.

§3

Главные особенности природы Земли -14 ч.

1.1. Литосфера и рельеф Земли - 3ч.

3.


Происхождение Земли. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли.

§4

4.






Рельеф Земли. Факторы рельефообразования.

Практическая работа № 2 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

§5

5.


Строение земной коры. Карта строения земной коры.

Практическая работа № 3

Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение возможного расположения материков и океанов через миллионы лет.

§5

1.2. Атмосфера и климаты Земли - 4ч.

6.




Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты.


§6

7.




Распределение температуры воздуха и осадков на Земле.

§6,7

8.






Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Воздушные массы и постоянные ветры.

§7

9.


Климатические пояса Земли - различные условия жизни людей.

Практическая работа № 4

Объяснение приёмов приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.

§8

1.3. Мировой океан - главная часть гидросферы - 3ч.

10.


Воды мирового океана.


§9

11.






Схема поверхностных течений.

Практическая работа № 5

Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

§10


12.


Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

§11, 12

1.4. Географическая оболочка - 4ч.

13.







Строение и свойства географической оболочки. Этапы развития географической оболочки.


§13

14.






Общие географические закономерности - целостность, зональность, ритмичность, их значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Практическая работа №6

Анализ схем круговорота веществ и энергии.

§14


15.



Разнообразие природы Земли. Природные комплексы суши и океанов.

§15

16.


Обобщающий урок по разделу: «Главные особенности природы Земли».

Контрольная работа №1.

2. Освоение Земли человеком -2ч.

17.









Основные причины и пути расселения человека на Земле. Главные области расселения. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Комплексная карта.

Практическая работа № 7

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

§16

18.


Страны мира.

§16

3. Океаны и материки -47ч.

3.1. Океаны -5ч.

19.






Тихий океан - уникальный географический объект Земли. Географическое положение, русские имена на карте океана, природы, хозяйственная деятельность в океане.






§17


20.


Индийский океан.

§18

21.


Атлантический океан.

§19

22.



Северный Ледовитый океан.

§20

23.


Контрольная работа №2 по теме: «Океаны».

Контрольная работа №2.


3.2. Африка -8ч.

24.







Географическое положение. История исследования Африки.

Практическая работа № 8

Определение географических координат крайних точек Африки, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

§24

25.



Рельеф и полезные ископаемые.

§25

26.





Климат. Внутренние воды.

Практическая работа № 9

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Африки.

§26, 27

27.






Природные зоны Африки. Изменение их под влиянием деятельности человека.

Практическая работа № 10

Определение причин разнообразия природных зон Африки.

§28, 29

28.










Население Африки. Политическая карта.


Практическая работа № 11

Оценивание климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его расселения с данными климатограмм и описания климата этого района.

§30

29.






Страны северной Африки - особенности природы, население - быт, традиции, нравы.

Практическая работа № 12

Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной из африканских стран.

§31

30.



Страны центральной и Восточной Африки.

§32, 33

31.


Страны Южной Африки.

§34

3.3. Австралия и Океания - 4ч.

32.








Географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые Австралии. Особенности природы Австралии.

Практическая работа № 13

Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

§35, 36,37

33.



Особенности природы Австралии.

§36, 37

34.














Население. Австралийский Союз.




Практическая работа № 14

Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

§38

35.


Океания.

§39

3.4. Южная Америка -7 ч.

36.







Южная Америка. Географическое положение и история открытия.

Практическая работа № 15

Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.

§40

37.



Рельеф и полезные ископаемые.

§41

38.


Климат.

§42

39.










Внутренние воды.



Практическая работа № 16

Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения этих рек.

§43

40.


Природные зоны.

§44

41.



Население. Страны Востока материка.

§45, 46

42.


Андские страны.

Практическая работа № 17

Комплексная характеристика одной из стран Южной Америки.

§47

3.5. Антарктида - 2ч.

43.








Антарктида - уникальный по географическому положению и природе материк. История открытия и исследования.


§48

44.


Природа материка.

Практическая работа № 18

Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

§49

3.6. Северная Америка - 6ч.

45.








Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки. Особенности рельефа и полезные ископаемые.


§51, 52

46.







Климат Северной Америки.


Практическая работа № 19

Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

§53

47.


Внутренние воды.

§54

48.





Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека.

§5

49.



Население материка и страны.

§56, 57

50.


США - Одна из крупнейших стран мира.

§58

3.7. Евразия - 12ч.

51.




Географическое положение, история исследования Евразии.

§59

52.



Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

§60,61

53.



Климатические особенности материка.

§62

54.





Реки, озёра материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.


§63

55.


Природные зоны.

§64

56.







Природные зоны.


Практическая работа № 20

Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 40º с.ш. Выявление причин сходства и различия в чередовании зон.

§65

57.








Зарубежная Европа. Страны Северной и Средней Европы.


Практическая работа № 21

Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.

§66, 67, 68

58.



Страны Восточной и Южной Европы.

§71,72

59.




Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной и Центральной Азии.

§73, 74

60.



Страны Восточной Азии.

§75,76

61.








Страны Южной и Юго-Восточной Азии.


Практическая работа № 22

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии (по вариантам).

§77, 78

62.


Урок обобщающего повторения по материкам Северного полушария.

Контрольная работа №3

4. Географическая оболочка - наш дом - 3ч.

63.










Закономерности географической оболочки, их влияние на жизнь и деятельность людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охране.



§79,80

64.








Природные комплексы своей местности.


Практическая работа № 23

Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

§81

65.


Обобщающий урок по курсу географии материков и океанов.

Контрольная работа №4.

5. Резервное время - 4ч.

66.


Урок обобщающего повторения по теме "Главные особенности природы Земли".

§1-17

67.


Урок обобщающего повторения по теме "Материки и океаны".

§17-78

68.


Урок обобщающего повторения по теме "Материки и океаны".

§17-78

69.


Урок обобщающего повторения по теме "Географическая оболочка».

§79,81

































Материально-техническое обеспечение.


Карты настенные

Евразия. Физическая карта.

Австралия и Океания. Политическая карта.

Австралия и Океания. Физическая карта.

Азия . Политическая карта.

Азия. Физическая карта.

Европа. Политическая карта.

Европа. Физическая карта.

Северная Америка. Политическая карта.

Северная Америка. Физическая карта.

Южная Америка. Политическая карта.

Южная Америка. Физическая карта.

Африка. Политическая карта.

Африка. Физическая карта.

Природные зоны мира.

Важнейшие географические открытия и путешествия.

Австралия и Океания. Физическая карта.

Климатические пояса и области мира.

Почвенная мира.

Природные зоны мира.

Растительность мира.

Физическая карта мира.

Строение земной коры и полезные ископаемые.

Портреты

Набор «Путешественники»

Гербарий

Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира

© 2010-2022