- Преподавателю
- География
- Урок на тему: Климат Африки
Урок на тему: Климат Африки
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевченко Н.А. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок Дата Класс 7
Тема урока: Климат Африки
Цель:
1. Изучить особенности климата Африки, выяснить причины, обусловившие эти особенности.
2. Дать характеристику климата отдельных частей материка.
3. Объяснить климатические закономерности на материке.
Задачи: - показать особенности климата Африки;
- выявить причины своеобразия климата материка;
- выявить закономерности климата;
- продолжить формировать умение сопоставлять различные по содержанию карты атласа.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Проверка Д/З
! Около побережья Гвинейского залива расположен вулкан Камерун, вблизи которого произошла одна из наиболее страшных природных катастроф мира. В августе 1986 года вследствие страшных природных процессов в недрах со дна озера Ниос было выброшено облако ядовитого газа, приведшее к гибели около полутора тысяч жителей этой местности.
Чем это обусловлено?
Рассказать об особенностях геологического строения А
Восточно-Африканский разлом?
Килиманджаро - не потухший!
Водопад Виктория (? Ниагарский где)
Какие формы рельефа в пустынях? Песок + ветер = эоловые формы рельефа (песчаные холмы, барханы, дюны) Пустынные дюны называют барханами.
ПИ? (Медный пояс)
Новая тема:
Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках?
Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь-ка найти при чтении,
Что вы подвергаете сомнению?
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура! Земля!
Мы в Африке. Тихий прощай, океан,
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
Пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой, и уют,
Может быть, сока березы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
Щук и китов. Но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
О чем сообщаю в этом письме.
- Почему таких особенностей природы нет на материке? (Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.)
На доске надпись:
Африка - самый жаркий материк Земли.
- На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.
III. Актуализация знаний
- На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.
Перед детьми лежат климатическая карта Африки и других материков, физическая карта Африки и таблица с указанными проявлениями климатообразующих факторов в Африке.
Проявления климатообразующих
факторов на материке Африка
Главный климатообразующий фактор
Влияние
на климат
Африки
1.Африка - самый жаркий материк
2.Иногда на вершине влк. Килиманджаро лежит снег
3.Отличие в увлажнении севера и юга Африки, расположение самой большой пустыни мира в северной части материка
4.Пустыня Калахари
5.Пустыня Намиб
Дети учатся использовать имеющиеся знания на практике, выявлять взаимосвязи в результате анализа климатической, физической карт Африки, заполняя представленную таблицу.
Учебная задача для этого занятия: необходимо определить основные климатообразующие факторы и показать, каким образом они оказывают влияние на климат Африки.
Возможные варианты выполнения заданий детьми.
1) Ученики анализируют среднемесячные температуры в Африке и на других материках и приходят к выводу о том, что самые высокие температуры все же в Африке. Возникает вопрос: «Почему?».
Учитель просит рассмотреть расположение всех материков относительно экватора, соотнести общие площади материков с той их частью, которая лежит в низких широтах.
Это изображается в виде схем.
Линия - экватор
Африка Ю.Америка С.Америка
В результате ученики приходят к выводу, что поскольку Африка практически посередине пересекается экватором, т.е. лежит в основном в низких широтах Африка - самый жаркий материк.
2) Ученики, выявляя фактор, в результате которого иногда на вершине влк. Килиманджаро лежит снег, должны обратить внимание на абсолютные высоты различных форм рельефа на материке. В результате работы они придут к мысли, что влк. Килиманджаро - самая высокая точка материка, а поскольку они уже знают, что с подъемом на 1 км вверх температура воздуха опускается примерно на 6 градусов, они смогут рассчитать, какая температура будет на вершине горы (по климатической карте можно посмотреть среднюю температуру у подножия горы).
3) рассматривая вопрос о различном увлажнении севера и юга материка ученики
для начала посмотрят на карту осадков и придут к мысли, что действительно, северная часть Африки получает значительно меньше осадков, нежели южная. Следует задуматься о причинах и перебрать возможные варианты, почему же это происходит.
Вероятно, что ученики, перебрав все варианты климатообразующих факторов, остановятся на воздушных массах. Они знают из 6 класса, что в районе экватора господствуют постоянные ветры - пассаты. Но возникнет вопрос, почему пассаты в северном и южном полушарии приносят разное количество осадков. Скорее всего, дети сами (или с помощью наводящего вопроса учителя) начнут разбираться с тем, где формируются воздушные массы. В результате анализа карты ученики смогут сказать, что в северном полушарии пассаты формируются над материком Евразия, а в южном - над Индийским океаном разное количество осадков, образование пустыни Сахара.
4) рассматривая вопрос об образовании пустыни Калахари, учитель просит детей проанализировать карту выпадения осадков в юго-восточной части Африки. Дети обратят внимание, что на побережье океана осадков выпадает много, а в районе пустыни, находящейся за Драконовыми горами, осадки резко уменьшаются. Ученики смогут соотнести направление воздушных масс с расположением склоном и как следствие - уменьшением осадков и образованием пустыни.
5) рассматривая вопрос об образовании пустыни Намиб, учитель обращает внимание на расположение пустыни на побережье океана. Дети, выявляя климатообразующий фактор, обращают внимание на течения. А именно, на холодное Бенгельское течение у побережья воздух холодный влагой не насыщен мало осадков пустыня Намиб.
Рефлексия:
Чем дальше от экватора, тем … холоднее
Чем выше, тем … холоднее, … на 1 км вверх температура опускается примерно на 6 градусов
Пассаты с океана приносят весь год … влагу
Пассаты, дующие с материка, приносят … сухой воздух
Осадки выпадают по отношению к склонам горы … на наветренных склонах
Если у берега проходит теплое течение, то … воздушные массы будут влажными
Если у берега проходит холодное течение, то… воздушные массы будут ненасыщенными влагой
Найдите пустыню Атакаму на побережье океана в Южной Америке, подумайте о причинах ее образования.
Целесообразно, чтобы работа проводилась в группах по 3-4 человека, поскольку объем работы значительный. Тем более, именно в группах учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
Способы фиксации нового знания - в виде таблицы.
Климатообразующий фактор
Влияние на климат Африки
Географическая широта
Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки
Высота над уровнем моря
Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег
Господствующие ветры
Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает
Направление горных хребтов
Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари
Течения
Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.
Способы фиксации нового знания - в виде нарисованной карты. Составьте карту Африки, на которой вы обозначите не климатические показатели, а климатообразующие факторы (придуманными вами условными обозначениями), которые наиболее проявляются в той или иной части материка.
Домашнее задание и его варианты.
Схематично изобразите схему впадения осадков на наветренном склоне Драконовых гор.
Укажите причины, в результате которых полуостров Сомали, окруженный водами океана, отличается сухостью климата (холодное Сомалийское течение).
Составьте опорный конспект на тему: «Что оказывает влияние на климат Африки»
Климатообразующий фактор
Какова роль фактора
Влияние на климат Африки
Географическая широта
Чем дальше от экватора, тем …
Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки
Высота над уровнем моря
Чем выше, тем …
Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег
Господствующие ветры
Пассаты с океана приносят весь год …
Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает
Направление горных хребтов
Осадки выпадают на наветренных склонах
Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари
Течения
Если у берега проходит теплое течение, то
Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.
Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.