Урок на тему: Климат Африки

Климат Африки На уроке используется системно-деятельностный подход. Цель: 1. Изучить особенности климата Африки, выяснить причины, обусловившие эти особенности. 2. Дать характеристику климата отдельных частей материка. 3. Объяснить климатические закономерности на материке. Задачи: - показать особенности климата Африки; - выявить причины своеобразия климата материка; - выявить закономерности климата; - продолжить формировать умение сопоставлять различные по содержанию карты атласа. Целесообразно, чтобы работа на уроке проводилась в группах по 3-4 человека, поскольку объем работы значительный. Тем более, именно в группах учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.  
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: Климат АфрикиУрок на тему: Климат АфрикиУрок на тему: Климат АфрикиУрок на тему: Климат АфрикиУрок на тему: Климат АфрикиУрок на тему: Климат АфрикиУрок Дата Класс 7

Тема урока: Климат Африки

Цель:

1. Изучить особенности климата Африки, выяснить причины, обусловившие эти особенности.

2. Дать характеристику климата отдельных частей материка.

3. Объяснить климатические закономерности на материке.

Задачи: - показать особенности климата Африки;

- выявить причины своеобразия климата материка;

- выявить закономерности климата;

- продолжить формировать умение сопоставлять различные по содержанию карты атласа.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Проверка Д/З

! Около побережья Гвинейского залива расположен вулкан Камерун, вблизи которого произошла одна из наиболее страшных природных катастроф мира. В августе 1986 года вследствие страшных природных процессов в недрах со дна озера Ниос было выброшено облако ядовитого газа, приведшее к гибели около полутора тысяч жителей этой местности.

Чем это обусловлено?

Рассказать об особенностях геологического строения А

Восточно-Африканский разлом?

Килиманджаро - не потухший!

Водопад Виктория (? Ниагарский где)

Какие формы рельефа в пустынях? Песок + ветер = эоловые формы рельефа (песчаные холмы, барханы, дюны) Пустынные дюны называют барханами.

ПИ? (Медный пояс)

Новая тема:

Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках?

Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.

Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком,

Африканский мир ему знаком.

Постарайтесь-ка найти при чтении,

Что вы подвергаете сомнению?

Вот и сбылась ты, мечта моя!

Ликует команда: Ура! Земля!

Мы в Африке. Тихий прощай, океан,

Помог воплотить мне блестящий план;

На волнах прибоя доставил корвет.

Большей земли на всем свете нет.

Сентябрьской весной оживает природа.

Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
Пингвины купаются в глине липкой.

Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.

Наверное, тигр с ней затеял игру.

Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.

Прошу караван, но дают только пару.

В Сахаре нас ждет и покой, и уют,

Может быть, сока березы дадут.

Ну, а пока я ловлю в Танганьике

Щук и китов. Но пока невеликих.

Африка очень понравилась мне,

О чем сообщаю в этом письме.

- Почему таких особенностей природы нет на материке? (Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.)

На доске надпись:

Африка - самый жаркий материк Земли.

- На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.

III. Актуализация знаний

- На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.

Перед детьми лежат климатическая карта Африки и других материков, физическая карта Африки и таблица с указанными проявлениями климатообразующих факторов в Африке.


Проявления климатообразующих
факторов на материке Африка

Главный климатообразующий фактор

Влияние

на климат

Африки

1.Африка - самый жаркий материк

2.Иногда на вершине влк. Килиманджаро лежит снег

3.Отличие в увлажнении севера и юга Африки, расположение самой большой пустыни мира в северной части материка

4.Пустыня Калахари

5.Пустыня Намиб


Дети учатся использовать имеющиеся знания на практике, выявлять взаимосвязи в результате анализа климатической, физической карт Африки, заполняя представленную таблицу.

Учебная задача для этого занятия: необходимо определить основные климатообразующие факторы и показать, каким образом они оказывают влияние на климат Африки.

Возможные варианты выполнения заданий детьми.

1) Ученики анализируют среднемесячные температуры в Африке и на других материках и приходят к выводу о том, что самые высокие температуры все же в Африке. Возникает вопрос: «Почему?».

Учитель просит рассмотреть расположение всех материков относительно экватора, соотнести общие площади материков с той их частью, которая лежит в низких широтах.

Это изображается в виде схем.

Линия - экватор

Африка Ю.Америка С.Америка


В результате ученики приходят к выводу, что поскольку Африка практически посередине пересекается экватором, т.е. лежит в основном в низких широтах  Африка - самый жаркий материк.

2) Ученики, выявляя фактор, в результате которого иногда на вершине влк. Килиманджаро лежит снег, должны обратить внимание на абсолютные высоты различных форм рельефа на материке. В результате работы они придут к мысли, что влк. Килиманджаро - самая высокая точка материка, а поскольку они уже знают, что с подъемом на 1 км вверх температура воздуха опускается примерно на 6 градусов, они смогут рассчитать, какая температура будет на вершине горы (по климатической карте можно посмотреть среднюю температуру у подножия горы).

3) рассматривая вопрос о различном увлажнении севера и юга материка ученики

для начала посмотрят на карту осадков и придут к мысли, что действительно, северная часть Африки получает значительно меньше осадков, нежели южная. Следует задуматься о причинах и перебрать возможные варианты, почему же это происходит.

Вероятно, что ученики, перебрав все варианты климатообразующих факторов, остановятся на воздушных массах. Они знают из 6 класса, что в районе экватора господствуют постоянные ветры - пассаты. Но возникнет вопрос, почему пассаты в северном и южном полушарии приносят разное количество осадков. Скорее всего, дети сами (или с помощью наводящего вопроса учителя) начнут разбираться с тем, где формируются воздушные массы. В результате анализа карты ученики смогут сказать, что в северном полушарии пассаты формируются над материком Евразия, а в южном - над Индийским океаном  разное количество осадков, образование пустыни Сахара.

4) рассматривая вопрос об образовании пустыни Калахари, учитель просит детей проанализировать карту выпадения осадков в юго-восточной части Африки. Дети обратят внимание, что на побережье океана осадков выпадает много, а в районе пустыни, находящейся за Драконовыми горами, осадки резко уменьшаются. Ученики смогут соотнести направление воздушных масс с расположением склоном и как следствие - уменьшением осадков и образованием пустыни.

5) рассматривая вопрос об образовании пустыни Намиб, учитель обращает внимание на расположение пустыни на побережье океана. Дети, выявляя климатообразующий фактор, обращают внимание на течения. А именно, на холодное Бенгельское течение у побережья  воздух холодный  влагой не насыщен  мало осадков  пустыня Намиб.

Рефлексия:


Чем дальше от экватора, тем … холоднее

Чем выше, тем … холоднее, … на 1 км вверх температура опускается примерно на 6 градусов

Пассаты с океана приносят весь год … влагу

Пассаты, дующие с материка, приносят … сухой воздух

Осадки выпадают по отношению к склонам горы … на наветренных склонах

Если у берега проходит теплое течение, то … воздушные массы будут влажными

Если у берега проходит холодное течение, то… воздушные массы будут ненасыщенными влагой

Найдите пустыню Атакаму на побережье океана в Южной Америке, подумайте о причинах ее образования.

Целесообразно, чтобы работа проводилась в группах по 3-4 человека, поскольку объем работы значительный. Тем более, именно в группах учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.


Способы фиксации нового знания - в виде таблицы.


Климатообразующий фактор

Влияние на климат Африки

Географическая широта

Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки

Высота над уровнем моря

Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег

Господствующие ветры

Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает

Направление горных хребтов

Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари

Течения

Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.

Способы фиксации нового знания - в виде нарисованной карты. Составьте карту Африки, на которой вы обозначите не климатические показатели, а климатообразующие факторы (придуманными вами условными обозначениями), которые наиболее проявляются в той или иной части материка.

Домашнее задание и его варианты.

Схематично изобразите схему впадения осадков на наветренном склоне Драконовых гор.

Укажите причины, в результате которых полуостров Сомали, окруженный водами океана, отличается сухостью климата (холодное Сомалийское течение).

Составьте опорный конспект на тему: «Что оказывает влияние на климат Африки»


Климатообразующий фактор

Какова роль фактора

Влияние на климат Африки

Географическая широта

Чем дальше от экватора, тем …

Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки

Высота над уровнем моря

Чем выше, тем …

Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег

Господствующие ветры

Пассаты с океана приносят весь год …

Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает

Направление горных хребтов

Осадки выпадают на наветренных склонах

Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари

Течения

Если у берега проходит теплое течение, то

Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.

Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.


© 2010-2022