- Преподавателю
- География
- Программа по географии 10-11 класс
Программа по географии 10-11 класс
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шальнева К.И. |
Дата | 11.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г. ЛИПЕЦКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
_10-11__класс
Учитель:
Шальнева Ксения Ивановна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Целью прохождения настоящего курса является создание условий для изучения экономической и социальной географии мира, ознакомление с хозяйством и населением в глобальном отношении, формирование целостного представления о мировом сообществе.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
-
освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
-
овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
-
развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
-
воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
-
приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета географии в 10-11 классе основной школы. Составлена на основе следующих документов:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 07.06.2013 №120-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 №11-ФЗ, от 03.02.2014 №15-ФЗ);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004г.№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, отт 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);
-
Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12 2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-
Программа по предмету для 10 -11 классов линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово». Авт.-сост. Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. -М.: Издательство «Глобус». 2009. - 110 с.- (Образовательный стандарт).
-
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014г №385 « О базисных учебных планах общеобразовательных учреждений Липецкой области в 2014-2015 учебный год»
-
Основная образовательная программа основного общего образования, среднего общего образования МБОУ СОШ №40 г. Липецка
-
Положение о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУ СОШ № 40 г.Липецка
Выбор данной программы мотивирован тем, что изучение экономической и социальной географии мира является неотъемлемой частью географической науки и является важным федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что экономической и социальной география как наукой является: ее сущность, структура, методы, источники информации. Система социально - экономико - географических научных дисциплин. Экономико-географическое положение, его виды, основные компоненты, методы оценки.
Специфика данной рабочей программы обусловлена: условиями обучения учащихся, включающими в себя использование образовательных программ и методов обучения и воспитания; учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Данная рабочая программа рассчитана на 2 года (в объеме 69 часов), итого 35/1 час/неделю в 10 классе и 34/1 час/неделю в 11 классе в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 40 г. Липецка на 2015-2016 учебный год, годовым календарным учебным графиком.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
-
особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
-
смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, географическое разделение труда;
-
номенклатуру
уметь:
-
применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
-
характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
-
решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
-
понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества.
Содержание программы
Современная политическая карта мира (4 часа). Многообразие стран современного мира. Международные отношения и политическая карта мира. Государственный строй стран мира.Основные идеи и концепции формирования мирового геополитического пространства; территориально-политическая организация общества.
География мировых природных ресурсов(6 часов).Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов их разнообразие. Загрязнение и охрана окружающей среды. Ресурсоведение и геоэкология.
География населения( 5 часов). Географические аспекты происхождения и расселения современного человека. Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной состав населения, его занятость, уровень и качество жизни. Миграция. Геоурбанистика. Этногеография и география религий.
Оценка трудовых ресурсов и уровня обеспеченности ими населения.баланс трудовых ресурсов. Влияние этнических, исторических, географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства. Проблемы занятости и безработицы в странах мира. Управление процессом формирования и использования трудовых ресурсов.
География хозяйства(12 часов). НТР. характерные черты и составные части. Мировое хозяйство.Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической революции. Факторы размещения производства.географическое разделение труда, факторы его развития. Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Специальные экономические зоны как элементы глобальной территориальной структуры хозяйства. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики.
Глобальные проблемы человечества(3часа). Глобальные проблемы человечества. Виды, прогнозы, проекты и гипотезы.
Страноведение и регионалистика (28 часов). Функции, методы и тенденции развития. Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия.
Резервное время (подготовка к ЕГЭ):10 класс- 5 часов, 11 класс - 6 часов
Практические работы.
Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов природопользования.Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира, отдельных регионов и стран.Определение специализации отдельных стран и районов. Составление экономико-географической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры.Составление комплексных географических характеристик разных территорий: городов и населенных пунктов; районов; стран и крупных регионов.
Учебно-тематическое планирование
№/№
Наименование тем и разделов
Всего часов
В том числе на:
уроки
практические
работы
-
1
Современная политическая карта мира
4
4
2
География мировых природных ресурсов
6
6
2
-
2
География населения
5
5
3
-
4
География хозяйства
12
12
2
-
5
Глобальные проблемы человечества
3
3
-
6
Страноведение и регионалистика
28
28
3
Резервное время (подготовка к ЕГЭ) 10 класс
5
5
-
7
Резервное время (подготовка к ЕГЭ)11 класс
6
6
69
69
12
Литература и средства обучения
10-11 класс
№ п/п
содержание
автор
издательство
год издания
-
1.
Программа
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента ГОС, закона об образовании, конституции.
М.: Просвещение
2011
-
2.
Учебник (основной)
Экономическая и социальная география мира 10 класс
М.: Просвещение
2011
-
3.
Учебник (дополнитель-
ный)
Сайты в Интернете
Всемирная география wgeo.ru. Географическая энциклопедия geoman.ruГеография.ру. Страноведческая литература. geografia.ruВсе о географии geosite.com.ru.
-
4.
Учебные пособия: задачники, сборники дидактических материалов, рабочие тетради, атласы и т.п.
Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Авторский коллектив: Э.М.Раковская, А.П. Кузнецов, А.А. Лобжанидзе
Т.С. Майорова «География для поступающих в вузв и подготовки к ЕГЭ»
География. Пособие для поступающих в вузы.
В.И. Сиротин Практические работы по географии 6-10 классы
Поурочные разработки по географии к учебному комплекту В.П. Максаковского
Т.П.Нечипорова « Тесты по географии»
И.И.Баринова, В.Г. Суслов - рабочая тетрадь с комплектом контурных карт - 10-11 класс
Омская картографическая фабрика
АСТ- ПРЕСС ШКОЛА
АСТ СЛОВО ПОЛИГРАФИЗДАТ Москва
ДРОФА. МОСКВА
АРКТИ
Москва «ВАКО»
Москва -Ростов -на- Дону «МарТ»
МОСКВА «ЭКЗАМЕН»
2012
2010
2009
2007
2007
2007
2009
2013
Календарно-тематическое планирование по курсу экономическая и социальная география мира 10-11 класс
10 класс
№
Тема урока
Формы контроля
Дата
Дата фактически
Современная политическая карта мира (4 часа)
Многообразие стран современного мира.
П/р.1 «Составление систематизированной таблицы
« Многообразие стран мира »».
Международные отношения и политическая карта мира.
Работа с политической картой мира
Государственный строй стран мира.
Политическая география.
П/р.2 «Характеристика
ПГП страны, его изменений во времени»
(форма выполнения по выбору - устная, графическая, картографическая )
Урок контроля знаний по теме № 1. « Современная политическая карта мира».
Тест
География мировых природных ресурсов( 6 часов)
Взаимодействие общества и природы.
Оценка мировых природных ресурсов.
П/р.3«Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира»
Минеральные, земельные , водные и биологические ресурсы.
Самостоятельная работа
Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы.
Анализ ресурсов Мирового океана, работа в группах.
П/р.4 «Составление картосхемы размещения крупных месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний».
Загрязнение и охрана окружающей среды.
Семинар. Обсуждения проблемы
« Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология » и пути её решения.
Географическоересурсоведение и геоэкология
Беседа. Устный опрос.
Урок контроля знаний.
Тест
География населения ( 5часов)
Численность и воспроизводство населения.
П/р.5«Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира ( по выбору)»
Состав (структура ) населения.
Индивидуальная работа, составление диаграмм.
П /р.6 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов по выбору».
Размещение и миграция населения.
Работа с картой
Городское и сельское население Урбанизация.
П/р.7«Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору» - групповая работа
Зачет по теме
« География населения мира».
Тест
География хозяйства (12часов)
НТР. Характерные черты и составные части.
Составление таблицы
Мировое хозяйство.
Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства.
«Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства
(форма выполнения реферат и -не менее 200слов ; картосхема)
Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуру хозяйства.
Факторы размещения.
Составление типологической схемы территориальной структуры хоз-ва экономически развитой и развивающейся страны.
Итоговое занятие по теме: «НТР и Мировое хозяйство»
Тест
География промышленности. Топливно- энергетический комплекс (нефтяная , газовая, угольная ).
Создание картосхемы размещение основных промышленных районов мира.
Электроэнергетика, горнодобывающая пр-ть,
металлургия.
Картосхема
Машиностроение.
Индивидуальная работа
Химическая пр-ть. Лесная, легкая пр-ть. Пр-ть и окружающая среда.
П/р.8 «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира».
География сельского хоз-ва и рыболовство. Растениеводство.
Животноводство.
Тест
География транспорта.
Определение преобладающих видов транспорта в мире, оценка степени его развития.
Международные экономические отношения.
П/р.9 «Составление картосхемы основных районов международного туризма»
Урок обобщения и закрепления знаний по теме:
«География отраслей мирового хозяйства ».
Тест
Глобальные проблемы человечества (3 часа)
Глобальные проблемы человечества
Разобрать проект решения одной из проблем, опираясь на гипотезы, теории, концепции, существующие в других областях научных знаний.
Глобальные прогнозы, проекты и гипотезы
Стратегия устойчивого мира
Индивидуальная работа
Итоговое занятие по курсу « Экономическая и социальная география мира» 10 кл
Тест
Подготовка к ЕГЭ
Тест
Подготовка к ЕГЭ
Тест
Подготовка к ЕГЭ
Тест
Подготовка к ЕГЭ
Тест
Подготовка к ЕГЭ
Тест
Календарно-тематическое планирование по курсу экономическая и социальная география мира 10-11 класс
11 класс
№
Тема
Формы контроля
Дата
Дата фактически
Страноведение и регионалистика (28часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Территория, границы, ЭГП.
картосхема
Население Зарубежной Европы. Воспроизводство,
национальный состав, урбанизация.
Работа с таблицей, диаграммами
Хозяйство стран Зарубежной Европы Промышленность.
Сельское хозяйство.
Самостоятельная работа: создать экономико-географическое обоснование двух-трех отраслей промышленности в одной из стран»
Транспорт. Наука, финансы. Отдых и туризм.
Реферат
Охрана окружающей среды.
Презентация
Географический рисунок расселения и хозяйства. Субрегионы и страны Зарубежной Европы.
П/р.10«Составить сравнительную Э-Г характеристику двух стран
«Большой восьмерки ».
Обобщение и систематизация знаний по теме: « Зарубежная Европа»
Тест
Общая характеристика стран Зарубежной Азии.
Реферат
Население стран Зарубежной Азии.
Презентация
Хозяйство стран Зарубежной Азии.
Картосхема
Китай
Самостоятельная работа «Характеристика специализации основных с/х районов Китая, объяснение причин»
Япония
Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.П/р.11 «ЭГХ Японии».
Индия
П/р. 12
«Сравнительная ЭГХ Китая и Индии »
Австралия
Составление картосхемы, отражающей
международные экономические связи Австралии, объясните получен.результат
Обобщение и систематизация знаний по теме «Зарубежная Азия ».
Тест
Общая характеристика стран Африки
Презентация
Хозяйство стран Африки.
Самостоятельная работа
Субрегионы. Северная Африка. Тропическая Африка. ЮАР.
Картосхема
Итоговое занятие по теме: «Африка ».
Тест
Общая характеристика США. ЭГП, Природные ресурсы, население.
Составить прогноз экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов.
Характеристика хозяйства США. География промышленности и с/х США.
Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем.
Макрорайоны США.
Канада.
Работа с картой
Итоговое занятие по теме:
« Северная Америка »
Тест
Общая характеристика Латинской Америки.
Территория, границы, положение. Природные ресурсы.
Картосхема
Население и хозяйство стран Латинской Америки.
Презентация
Бразилия.
Реферат
Итоговое занятие по теме: «Латинская Америка»
Тест
Итоговое занятие по курсу
«Экономическая и социальная география мира »
Тест
Подготовка к ЕГЭ
Решение тестовых заданий
Подготовка к ЕГЭ
Решение тестовых заданий
Подготовка к ЕГЭ
Решение тестовых заданий
Подготовка к ЕГЭ
Решение тестовых заданий
Подготовка к ЕГЭ
Решение тестовых заданий
Подготовка к ЕГЭ
Решение тестовых заданий