Конспект урока по географии на тему Литосфера. Образование горных пород (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: география

Класс: 5

Учитель: Бойко Т.Г.

Тема

Литосфера

Образование горных пород

Цель освоения учебного содержания:

создать условия для осмысления и осознания блока новой учебной информации, ее закрепления, применения и проверки уровня усвоения средствами проблемного обучения.

Задачи

  • Образовательные:

  • Развивающие:

  • Воспитательные:

способствовать формированию представлений о магматических, осадочных и метаморфических горных породах и их свойствах.

развивать коммуникативные умения, умения определения самооценки своей работы, познавательный интерес к географическим знаниям

воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру.

УУД

  • Личностные:

  • Регулятивные:


  • Коммуникативные:


  • Познавательные:

формирование внутренней позиции, ориентация на моральные нормы.

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Планируемые результаты

  • Предметные:

  • Знать

  • Уметь

  • Метапредметные:

  • Личностные:

существенные признаки понятий темы.

использование понятий для решения учебных задач.

умение вести отбор информации на основе текста учебника с последующим устным рассказом.

овладение на уровне общего образования системой географических знаний.

Межпредметные связи

геология, биология, физика, химия.

Тип урока

изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Основные понятия

магматические, осадочные, метаморфические .

Ресурсы

  • Основные


  • Дополнительные

ЭОР, мультипроектор, презентация, учебник, тетрадь, иллюстрации к теме, коллекции горных пород и минералов,схема «Классификация горных пород по происхождению»,ресурсы Интернет.

видеофильмы.

Формы работы учащихся

фронтальная, тестирование, работа с учебником, коллекцией горных пород.

Технология (методы)

частично-поисковый, проблемный.

Этап урока

Цель этапа

Название используемых ЦРО

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика


Формирование УУД

Время

ПУД РУД

КУД ЛУД

1

Организационный

Активизация учащихся

Подготовка учащихся к работе на занятии.

  • Вот звенит для нас звонок - начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.


  • Тихо сели и настроились на работу.

Готовность класса, к работе, включение учащихся в деловой ритм.

КУД: Планирование учебного сотрудничества. Управление поведением.

ЛУД: Действия нравственно - этического оценивания.

1

2

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока (мотивация)

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Презентация

Обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний и умений.

  • Отгадайте загадки:


Отгадывают загадки. Готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

ПУД: Фиксация проблемы.

РУД: Обнаруживать и формулировать учебную проблему.

ЛУД: Действия нравственно - этического оценивания. Учебная мотивация.

2

1. Росло на болоте растение,

Теперь это топливо и удобрение (торф).

2. Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль (уголь).

3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделав миску или вазу -

Она понадобится сразу (глина).

4. Без нее не поедет

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это? (нефть).

5. На кухне у мамы - помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички (газ).


Актуализация знаний (современное исследование проблемы)

Поиск решения учебной задачи.

Презентация

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

  • Какими общими понятиями можно объединить получившиеся отгадки?

  • Почему горные породы и минералы разнообразны? Ответьте на вопрос после прослушивания стихотворения:

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания.

ПУД: Анализировать информацию, сравнивать и обобщать факты, оценивать информацию, её достоверность.

РУД: оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

ЛУД: осознанность учения.

3

В начале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматические!

Но прочность-не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются.

А также, растений отмерших остатки,

Они образуют породы-осадки.

Но вот, под давлением, магма опять,

Стремиться земную кору разорвать…

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.



  • Почему горных пород и минералов много и они различны?

  • Назовите тему нашего урока.

  • Определите цели и задачи урока.

3

Усвоение новых знаний и способов действий

Решение учебной задачи (моделирование)

Усвоение новых знаний (конструирование нового способа действия)

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Презентация

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Почувствуйте себя геологами!

  • Работа в группах: исследование

1 гр. - магматических,

2 гр. - осадочных,

3 гр. - метаморфических

горных пород.

  • На основе анализа статьи текста &8 (п. 2 на стр. 41-43), коллекции горных пород, определите условия образования горных пород, и свои исследования оформите втаблице.

(после выполнения исследований учащиеся докладывают о результатах)

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.

ПУД: Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

КУД: Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

РУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

ЛУД: Самоконтроль.

9

Физминутка

1


Магматические

Метаморфические

Осадочные

Условия образования

Образуются при застывании природных расплавов - магмы, лавы

Образуются из магматических или осадочных пород на большой глубине при высокой температуре и большом давлении

Формируются на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов

Примеры

А) глубинные: гранит

Б) излившиеся: базальт, пемза

Песчаник - кварцит

Известняк - мрамор

Глина - сланец

Гранит - гнейс

А) обломочные: глина, песок, галька, гравий, песчаник

Б) химические: калийные, поваренные соли, гипс

В) органические: мел, известняк, торф, уголь, нефть, газ







Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (переход к этапу решения частных задач)

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

  • На схеме (см. слайд) подпишите названия соответствующих групп горных пород, выделяемых по условиям их образования.

Осуществляют самоконтроль. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

ПУД: Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

КУД: Приводить аргументы, подтверждая их фактами, Понимать позицию другого.

РУД: Осознавать конечный результат. Выдвигать версии решения проблемы. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

ЛУД: Самоконтроль.

2

5

Закрепление новых знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний(применение общего способа действия для решения частных задач)

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

  • Зачем нам нужны знания о происхождении горных пород?- знать где, какие полезные ископаемые можно добывать:

- где раньше было море - соль;

- в болотах - торф;

- в горах - рудные ископаемые;

- где была вулканическая деятельность - пемза

- в местах древних морских побережий, лагун, озер и болот, где в большом количестве накапливались растительные осадки - бурый и каменный угль.

Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Самопроверка.

ПУД: Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

КУД : Работать в коллективе.

РУД: Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

ЛУД: Самоконтроль.

2

Контроль и самопроверка знаний

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

  • Найдите соответствие:

А) Базальт

Б) Гранит

В) Гипс

Г) Песок

Д) Поваренная соль

1. Магматическая глубинная

2. Магматическая излившаяся

3. Осадочная обломочная

4. Осадочная химическая

  • Задание «Третий лишний»:

Я слова читаю вам

Вы прислушайтесь к словам

Может лишние попали

Объясните, как узнали.

  • Песок, торф, уголь, газ

  • Базальт, гранит, пемза, мрамор

  • Глинистый сланец, кварцит, известняк, мрамор


  • Тест:

  1. Горные породы, образовавшиеся из минеральных веществ, растворенных в воде и осаждающихся на дне водоемов, называются:

А. магматические

Б. метаморфические

В. осадочными

2. К осадочным органическим относятся породы:

А. гранит, известняк

Б. нефть, известняк

В. песчаник, гранит

3. Метаморфические горные породы:

А. гнейс, кварцит, мрамор

Б. глина, кварцит, гнейс

В. стекло, гранит, фарфор

4. К магматическим горным породам относятся:

А. кварцит

Б. песок

В. гранит

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

ПУД: Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

КУД : Работать в коллективе.

РУД: Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

ЛУД: Самоконтроль.

4

6

Подведение итогов

Диагностика результатов урока

Подвести итог проделанной работе на уроке.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.


  • Достигли ли мы с вами цели, которую ставили перед собой в самом начале урока? Докажите что вы правы.

Адекватность самооценки учащегося, оценки учителя. Получение учащимися информации о результатах учения.

РУД : предвосхищение результата и уровня усвоения.

ЛУД: осознание учения.

2

Рефлексия достижения цели

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

  • Горные породы слагают различные формы рельефа, например холмы. Если представить наши знания в форме холма, определите на каком уровне вы находитесь вы по знанию темы «Образование горных пород». Прикрепите ваших человечков на высоту своих знаний.

  • Мне очень приятно было сегодня с вами работать, и я очень рада, что в результате работы мы с вами достигли таких высоких результатов. Спасибо вам за урок.

Рефлексия своих действий. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

РУД: Определять уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.

2

7

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

&8, вопр. на стр. 44-45, ШГС на стр. 43-44 - создайте свою коллекцию горных пород.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

2

Для работы в группах

Почувствуйте себя геологами!

1 группа - магматические горные породы

Проведите анализа статьи &8 (п. 2 на стр. 41-43), коллекции горных пород, определить условия образования горных пород, выделите примеры, и свои исследования оформите в таблице.

Условия образования




Примеры








Почувствуйте себя геологами!

2 группа - осадочные горные породы

Проведите анализа статьи &8 (п. 2 на стр. 41-43), коллекции горных пород, определить условия образования горных пород, выделите примеры, и свои исследования оформите в таблице.

Условия образования





Примеры











Почувствуйте себя геологами!

3 группа - метаморфические горные породы

Проведите анализа статьи &8 (п. 2 на стр. 41-43), коллекции горных пород, определить условия образования горных пород, выделите примеры, и свои исследования оформите в таблице.

Условия образования







Примеры


Опорная карта урока

Тема урока:_________________________________________________________________

Цели и задачи урока:

  1. получить знания о разнообразии горных породпо происхождению;

  2. продолжить работу по обучению работе с текстом и рисунками учебника с источниками новых знаний;

  3. тренировать умения анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы;

  4. продолжить формировать опыт самостоятельной работы в группах;

  5. формировать умения оценивать свою деятельность, умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

№1

магматическиеКластер

Конспект урока по географии на тему Литосфера. Образование горных пород (5 класс)


осадочные


метаморфические




№ 2

Тест:

1. Горные породы, образовавшиеся из минеральных веществ, растворенных в воде и осаждающихся на дне водоемов, называются:

А. магматические Б. метаморфические В. осадочными

2. К осадочным органическим относятся породы:

А. гранит, известняк Б. нефть, известняк В. песчаник, гранит

3. Метаморфические горные породы:

А. гнейс, кварцит, мрамор Б. глина, кварцит, гнейс В. стекло, гранит, фарфор

4. К магматическим горным породам относятся:

А. кварцит Б. песок В. гранит

5. Сыпучая горная порода различных цветов, образовавшаяся в процессе полного разрушения гранита или другой горной породы.

А. щебень Б. песок В. глина

© 2010-2022