Методические рекомендации Развитие психических процессов на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие психических процессов на уроках географии (на примере развития памяти)

Память - это психический познавательный процесс, который заключается в отражении образов прошлого, прошлого опыта. Память связана с мышлением, речью, воображением, так как она сама является основой этих процессов. Существует три главных процесса, синтез которых образует память как целостное функциональное образование психики. Первый - запоминание (анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, её кодирование). Второй - хранение (организация и удержание информации) и забывание (исчезновение из памяти). Эти два процесса, противоположные по характеру, представляют разные характеристики одного процесса. Забывание - весьма целесообразный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Забывание даёт возможность мозгу избавляться от избыточной информации. Но человек часто забывает то, что ему нужно и важно помнить. Сохранение - это борьба с забыванием нужного и полезного. Третий процесс - воспроизведение, непроизвольное или произвольное (процесс появления в сознании ранее воспринятых мыслей, в основе которого лежит оживление следов, возникновение в них возбуждений). Это основная функция памяти, которая даёт человеку возможность использовать данные своего опыта.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи, то есть предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в мозге двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты обычно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны (причина и следствие). Эти ассоциации являются основой наших знаний.

В работе памяти подростка происходят значительные изменения. Материал гуманитарных предметов предполагает усвоение научных понятий, обобщённых знаний, классификацию фактов, а это всё более приучает к обобщению и систематизации. Память становится всё более интеллектуальной. Привычка заучивать материал механически приносит огромный вред, требует большой затраты времени, терпения, но эта привычка - источник формализма в знаниях. Подросток не должен просто заучивать, а должен обязательно связывать воедино весь учебный материал и осмысливать эти связи. Формируется смысловое запоминание и воспроизведение. Даже дословное запоминание приобретает другой характер, оно начинает опосредоваться смысловыми связями, соотнесениями, смысловыми группировками, ассоциациями. Развитие у ребят умения логически обрабатывать материал становится специальной заботой взрослых. От этого будет зависеть глубина и прочность усвоения знаний. Именно в подростковом возрасте память становится самостоятельной психической функцией, проходит осознание всех приёмов запоминания.

В курсе географии 7 класса, а это география материков и океанов, одной из самых сложных тем является тема «Климаты Земли». Тринадцатилетним подросткам очень сложно усвоить взаимосвязи между температурой воздуха, атмосферным давлением и осадками, поэтому я в своей работе при изучении данной темы использую ассоциации, знакомые учащимся по повседневной жизни. Тёплые и холодные участки суши я сравниваю с двумя чайниками, в одном из которых нагретая вода, а в другом - холодная. Из жизненных наблюдений ребята знают, что из нагретого чайника пар будет подниматься вверх. Отсюда они делают вывод, что тёплый воздух легче холодного и, если воздух поднимается, то на земной поверхности формируется область низкого давления. А холодный воздух - тяжёлый, поэтому он опускается, и, следовательно, в холодных районах формируется область высокого давления. Таким образом, у подростка формируется взаимосвязь между температурой и давление. Далее я предлагаю ребятам вспомнить, что происходит, если над чайниками есть какая-то горизонтальная поверхность. Они сразу отвечают, что на горизонтальной поверхности над нагретым чайником образуются капельки воды, и, если они достигают больших размеров, то падают вниз. А над холодным чайником ничего подобного не происходит. На этом примере формируется взаимосвязь между давлением и осадками. Учащиеся с лёгкостью делают вывод, что в районах, где воздух поднимается, давление на земной поверхности низкое и будут выпадать осадки. И, наоборот, в районах, где воздух опускается, давление высокое и осадков не будет. Поэтому, когда подростки начинают путаться в данных географических взаимосвязях, они вспоминают про два чайника, и делают логически правильные умозаключения.

Поэтому, я считаю, что ассоциации в географии помогают разобраться во многих географических закономерностях и взаимосвязях.

Силичева В.Ю.

© 2010-2022