Природоведение урок «ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»

  Так уж складывается жизнь современного человека, что большинству из нас не часто удаётся бывать на природе. Мы мало знаем о ней, и не каждый способен выжить, окажись он вдруг вдали от цивилизации. Но тем, кто знаком с растениями, животными, с их удивительными свойствами, не страшно заблудиться в лесу или остаться один на один с природой.    С древности, питаясь плодами земли, люди узнавали свойства растений и животных. Они давали человеку пищу, одежду, материалы для построек, топливо, посуду, ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОВОГРИГОРЬЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


«ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»

(ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 6 КЛАССЕ)


Природоведение урок«ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»



ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

ГАРАЩЕНКО СВЕТЛАНА ФЁДОРОВНА


Октябрь 2009

ЦЕЛЬ УРОКА: формировать представление о растительном и животном мире, как

целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях

в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов;

продолжить формирование умений сравнивать, обобщать изученный

материал;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютерные заставки различных видов природы, животных и

человека; плакаты и рисунки уч-ся по охране природы; таблицы; гербарий;

Красная книга; слайды по охране природы.

ЭПИГРАФ: «ЖИВОЕ ВОЗНИКАЕТ ИЗ ЖИВОГО»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

А.Вступление-приветствие.

Учитель: -Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь :а всё ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак(открытые ладошки).

Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной ?

Подержите их - почувствуйте моё тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!

Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается!

Спасибо! Я ценю честных людей!

Почувствуйте моё тепло, и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!

Б.Озвучивание темы и цели урока.

II.Презентация по теме урока.( презентация Power Point)

Слово учителя.

Так уж складывается жизнь современного человека, что большинству из нас не часто удаётся бывать на природе. Мы мало знаем о ней, и не каждый способен выжить, окажись он вдруг вдали от цивилизации. Но тем, кто знаком с растениями, животными, с их удивительными свойствами, не страшно заблудиться в лесу или остаться один на один с природой.

С древности, питаясь плодами земли, люди узнавали свойства растений и животных. Они давали человеку пищу, одежду, материалы для построек, топливо, посуду, мебель, лекарства, красители и массу других полезных вещей. Ещё не так давно, примерно лет 200 назад, с ранней весны и до поздней осени дикая флора и фауна поставляла и крестьянам и горожанам витаминную питательную зелень, сладости, крахмал и даже крупы, а так же приправы и лекарства. Наблюдательные пахари, охотники, пастухи и рыболовы при помощи растений и животных предугадывали погоду и виды на урожай, искали воду для питья, залечивали раны, боролись с вредными насекомыми. Современный человек должен владеть хотя бы минимум этих знаний.

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, какими знаниями овладели мы, потому как первое знакомство с организмами живой природы уже состоялось.

Определить тему каждого задания поможет цветик-семицветик, на лепестке которого и будут написаны темы для повторения.

(Дальше приводятся задания для каждого лепестка, а в какой будет последовательности неизвестно, по мере того какие лепестки срывают учащиеся)

ПЕРВЫЙ ЛЕПЕСТОК «СВОЙСТВА ОРГАНИЗМОВ»

Дайте ответ «да» или «нет»

1.Организм-открытая система, которой свойственны способность к питанию, дыханию, росту, развитию, размножению, раздрожимости.

2.Клетка - самая большая живая система.

3.Строение организмов растений и животных не обусловлено взаимосвязью органов.

4.Все организмы для поддержания жизнедеятельности нуждается в питательных веществах.

5.Растения образуют питательные вещества для себя самостоятельно.

6.Животные питаются органическими веществами .созданными другими организмами.

7.Животные размножаются только половым путем.

8.Дыхание - это совокупность физических, химических явлений, которые происходят в клетках живых существ с помощью кислорода.

9.Живые организмы дышат только днём.

10.Газообмен между организмами и внешней средой не связаны с диффузией.

ВТОРОЙ ЛЕПЕСТОК «Строение организмов растений и животных»

Спор органов (выступление учащихся)

КОРЕНЬ: Я-корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.

СТЕБЕЛЬ: Нет, главный-я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям!

ЛИСТ: Но что же без меня, ведь я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может ,я главнее всех?

Учитель: Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблю, корню?

Начнем с самого простого вопроса:

А).Вширь растёт Ивашка,

Что ни год -рубашка,

Старую не снимет,

Новую наденет.

Сколько лет Ивашке?

Подсчитай рубашки.

Б).Сидит-зеленеет, летит-пожелтеет, упадёт-почернеет.

В).Более 300 лет назад ученый Ван Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,25 кг. Поверхность почвы прикрыл ,чтобы туда не попадала пыль, из воздуха. Растение поливали дождевой водой в течение5 лет. Через 5 лет выкопали иву, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66кг.Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счёт воды.

Правильный ли вывод сделал Гельмонт?

Г).Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются.

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти, и жить не станут.

Как ни тонок, неприметен под землею корешок,

Но не может жить на свете без него любой цветок.

Сформулируйте, пожалуйста, вывод о значении корня в жизни растений.

Д).Просмотр таблиц(компьютер)о строении растительного и животного мира.

ТРЕТИЙ ЛЕПЕСТОК «ДЫХАНИЕ»

Создание проблемной ситуации.

Работы Пристли.

Английский учёный Джозеф Пристли искал разрешения загадки, каким образом улучшается воздух, испорченный дыханием человека и животных. Он поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

После этого Пристли решил испробовать растение.

Он взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил на две части :одну часть воздуха перевел с сосуд погруженный в воду, а в другую часть ,также заключенную в сосуд с водою посадил ветку мяты.

Это было сделано в августе 1771 года. Через 8-10 дней ученый обнаружил, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение 7 дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием вохдухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и ,кроме того, образовал несколько новых.

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом.

Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Открытия Пристли произвело большое впечатление в ученом мире. Лондонское королевское общество учёных присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах ведь они «исправляют»воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. На утро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приеме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

- Почему у богатой дамы разболелась голова?

- Почему в первом опыте Пристли погиб мышонок?

- Какие органы дыхания есть у растений и животных?

- Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?

- Что понимают под дыханием у растений? у животных?

- расскажите процесс фотосинтеза и дыхания у зелёных растений(по таблице)

ЧЕТВЁРТЫЙ ЛЕПЕСТОК «РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНОВ»

Конкурс «Путаница»

Установить соответствие и скрепить листочки степлером.

1 конверт. Понятия: лупа, яйцеклетка, половое размножение.

2 конверт .Понятия: микроскоп, гермафродиты, оплодотворение.

3 конверт. Понятия: обоеполые цветки, семя, гаметы.

4 конверт. Понятия: бесполое размножение, разнополые цветки, сперматозоиды или спермии.

Определения вкладываются в каждый конверт все.

-самый простой увеличительный прибор

-сложный увеличительный прибор, состоящий из системы линз

-клетки необходимые для полового размножения

-размножение при помощи половых клеток

-размножение при помощи клеток тела

-женские половые клетки

-мужские половые клетки

-организмы, у которых имеются и мужские и женские половые клетки

-слияние мужской и женской половых клеток

-орган размножения растений

-цветки, у которых есть и пестики и тычинки

-цветки, у которых есть или пестики или тычинки.

ПЯТЫЙ ЛЕПЕСТОК «ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ»


Сценка.

Мальчик(в костюме ежа или с рисунком ежа)

Ведущий. Ёжик! Ты зачем такой колючий?

Ёж. Это я на всякий случай.

Вед. .Ребята, на какой такой случай, ёжик колючий?

(ответы учащихся)

Ёж. Знаешь кто мои соседи- лисы, волки и медведи.

Вед.,- Ребята, а кактус тоже колючий, почему?

(ответы учащихся)

1.Назовите приспособления растений и животных к жизнедеятельности в пустыни.

2.Теплокровным животным легко пережить холод. При помощи каких приспособлений?

3.Какие приспособления имеются у растений для расселения и распространения на большие расстояния?

4.Могут ли растения впадать в анабиоз, так же как и животные?

ШЕСТОЙ ЛЕПЕСТОК «ТРИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»

Начнём о том,

Что вся Земля- наш общий дом.

Наш добрый дом- просторный дом

Мы все с рождения в нём живём.

Ребята, из предыдущих уроков вы уже знаете, как устроена наша планета Земля.. Знаете, что на ней есть вода, воздух и суша, которые образуют её оболочки. Какие?

-Скажите, что окружает человека?(воздух)

-а дождевого червя?(почва)

-а что окружает эти организмы?(фотографии лося, павлина, попугая, крота, рыбы)какие среды обитания они занимают?

(ответы уч-ся:водную,воздушную,почвенную)

-скажите, а есть ещё одна среда обитания. какая?(паразиты)

Учащиеся вместе с учителем рассуждают об условиях среды(температура, свет, кислород)

- чем являются эти условия (факторами среды)

Факторы среды влияют на огранизм, они могут быть полезными- благоприятными и вредными- неблагоприятными.

-как же организмы живут, размножаются, развиваются?

Каждое живое существо приспособилось, способно выживать. Мы уже отметили, что рыба живёт в воде. Как же она приспособилась? Что ей помогает жить?

Птицы занимают наземно-воздушную среду, как они приспособились к ней?

А крот ,который живёт в почве?

Интеллектуальная игра.

Инструкция к игре.

1этап.Заполнение карточек парами(можно пользоваться учебником)

У уч-ся первого ряда - водная среда.

(кислорода мало, света мало, воды достаточно, температура изменяется)

У уч-ся второго ряда - почвенная среда

( кислорода недостаточно, света недостаточно, воды достаточно, температура ровная)

У уч-ся третьего ряда - наземно-воздушная среда

(света достаточно, воды часто не хватает, температура значительно изменяется)

После заполнения карточек проводится анализ.

2этап.Учащиеся рассматривают фото животных. Они у каждого на парте. Определяют среду обитания и какие приспособления у животных появились в ходе эволюции.

3этап.А сейчас, поселите животных, что у вас на фотографиях в свою среду обитания.

1ряд 2 ряд 3ряд

Водная среда почвенная среда наземно-воздушная среда

Учащиеся пересаживаются(метод релаксации)

-в какой среде меньше всего жителей? почему?

СЕДЬМОЙ ЛЕПЕСТОК «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

А теперь давайте рассмотрим антропогенный фактор. Это понятие для вас новое. Оно происходит от греческого слова «антропос» и означает -человек.

Когда человек появился на планете, он долгое время был одним из множеств видов животных. Человек вёл кочевой образ жизни, переходя с места на место в поисках пищи, но со временем человек выделился из животного мира. Он начал выращивать растения, мог делать запасы пищи и меньше зависел от капризов природы.

Сельскохозяйственная деятельность человека начала изменять облик планеты. С увеличением численности людей требовалось освоение новых участков земель под пашню. Люди вырубали, выжигали и выкорчевывали леса, осушали болота.

-Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста, так, что же такое антропогенный фактор?

На экране высвечиваются слайды (завод, загрязняющий атмосферу, вырубка лесов и так далее).

Я прочитаю вам стихотворение Р.Рождественского, а вы подумайте и приведите примеры воздействия на природу хозяйственной деятельности человека.

Кромсаем лёд,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька..

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого .Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше- окружающей природы,

Всё больше - окружающей среды.

Ответы учащихся(охота, строительство городов, развитие автомобильного транспорта, осушение болот, переселения растений и животных, строительство промышленных предприятий)

Правильно. Строя промышленные предприятия, сжигая топливо, человек загрязняет окружающую среду, а это приводит к изменению природы как среды обитания, к гибели или сокращению видов многих организмов.

Дальше учащиеся с учителем обсуждают экологические проблемы сред обитания(лесные пожары, загрязнение водоёмов, о мусоре).

В это время в класс заходит старшеклассник, ответственный за экологическую работу в школе, приносит телеграмму от лица птиц и каждому ученику памятку-советы.

ТЕЛЕГРАММА

Холодно, голодно. Помогите птицам. Устройте кормушки. Птицы отблагодарят вас высоким урожаем.

Воробей. Синица. Снегирь.

Памятка-советы.

Правило №1

Ходить в лесу или в парке только по тропинкам.

Правило №2

Не расходуйте воду зря, помните, что запасы воды на Земле ограничены.

Правило №3

Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

Правило №4

Не шумите в лесу, не беспокойте его обитателей и их детёнышей.

Правило№5

Если в чудесный весенний день вы пришли в лес на прогулку, то старайтесь не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие дети.

Правило №6

Весной и в начале лета лучше не брать на прогулку к озеру или реке своего любимого пса. Он может поймать и покалечить молодых птиц.

Правило№7

Знаете ли вы, что бабочки и стрекозы, шмели и пчёлы, муравьи, божьи коровки и кузнечики-животные. Они относятся к группе насекомых, они увеличивают урожай ,опыляя растения. Это самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты, они появились на земле около 250 млн.лет назад.

Правило №8

Растения скрепляют своими корнями почву, не позволяют ливням и весенним ручьям размножать берега.

Правило№9

Насаживайте зелёные насаждения около оврагов, балок, ущелий.

Правило №10

Охраняйте, берегите нашу природу!

III .Закрепление материала.

А.Выбери правильный ответ:

1.К природным системам относится:

А).парк Б).лес В).сад

2.К искусственным системам относится:

А)Солнечная система Б).Атом В)атомная станция

3.Автотрофный тип питания имеет:

А).животные Б)люди В)растения

4.Органом семенного размножения растений является:

А).побег Б)корень В)цветок

5.Во время фотосинтеза происходит:

А)поглощение кислорода Б)выделение углекислого газа

В)поглощение углекислого газа

6.Благодаря вегетативному размножении растений:

А)сохраняются ценные сорта Б)растёт более устойчивое и жизнеспособное потомство

В)быстро происходит опыление.

Б.Закончи предложение:

А).Система-это целое, состоящее из..

Б).Органы- это части огранизма, имеющие определённую… и выполняющие определённые…

IV.Рефлексия.

- Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:

-больше всего мне понравилось на уроке…

-сегодня я понял(а),что думать…

-главным на уроке для меня было….

Спасибо. Я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту… .Мне было очень приятно в вашем теплой и дружной компании.

V.Итоги урока.

VI.Выставление оценок.

Домашнее задание.

-1группа.Загадки о природе

-2группа.Сообщение об одной из экологических проблем

-3группа. Мини сочинение. «Я хозяин своей Земли»

Использовала слайды.

Природоведение урок«ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»

Природоведение урок«ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»

Природоведение урок«ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»

Природоведение урок«ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»

Природоведение урок«ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»


© 2010-2022