- Преподавателю
- География
- Природоведение урок «ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»
Природоведение урок «ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаращенко С.Ф. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
НОВОГРИГОРЬЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»
(ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 6 КЛАССЕ)
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
ГАРАЩЕНКО СВЕТЛАНА ФЁДОРОВНА
Октябрь 2009
ЦЕЛЬ УРОКА: формировать представление о растительном и животном мире, как
целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях
в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов;
продолжить формирование умений сравнивать, обобщать изученный
материал;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютерные заставки различных видов природы, животных и
человека; плакаты и рисунки уч-ся по охране природы; таблицы; гербарий;
Красная книга; слайды по охране природы.
ЭПИГРАФ: «ЖИВОЕ ВОЗНИКАЕТ ИЗ ЖИВОГО»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
А.Вступление-приветствие.
Учитель: -Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь :а всё ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак(открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной ?
Подержите их - почувствуйте моё тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается!
Спасибо! Я ценю честных людей!
Почувствуйте моё тепло, и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!
Б.Озвучивание темы и цели урока.
II.Презентация по теме урока.( презентация Power Point)
Слово учителя.
Так уж складывается жизнь современного человека, что большинству из нас не часто удаётся бывать на природе. Мы мало знаем о ней, и не каждый способен выжить, окажись он вдруг вдали от цивилизации. Но тем, кто знаком с растениями, животными, с их удивительными свойствами, не страшно заблудиться в лесу или остаться один на один с природой.
С древности, питаясь плодами земли, люди узнавали свойства растений и животных. Они давали человеку пищу, одежду, материалы для построек, топливо, посуду, мебель, лекарства, красители и массу других полезных вещей. Ещё не так давно, примерно лет 200 назад, с ранней весны и до поздней осени дикая флора и фауна поставляла и крестьянам и горожанам витаминную питательную зелень, сладости, крахмал и даже крупы, а так же приправы и лекарства. Наблюдательные пахари, охотники, пастухи и рыболовы при помощи растений и животных предугадывали погоду и виды на урожай, искали воду для питья, залечивали раны, боролись с вредными насекомыми. Современный человек должен владеть хотя бы минимум этих знаний.
Сегодня мы с вами попробуем выяснить, какими знаниями овладели мы, потому как первое знакомство с организмами живой природы уже состоялось.
Определить тему каждого задания поможет цветик-семицветик, на лепестке которого и будут написаны темы для повторения.
(Дальше приводятся задания для каждого лепестка, а в какой будет последовательности неизвестно, по мере того какие лепестки срывают учащиеся)
ПЕРВЫЙ ЛЕПЕСТОК «СВОЙСТВА ОРГАНИЗМОВ»
Дайте ответ «да» или «нет»
1.Организм-открытая система, которой свойственны способность к питанию, дыханию, росту, развитию, размножению, раздрожимости.
2.Клетка - самая большая живая система.
3.Строение организмов растений и животных не обусловлено взаимосвязью органов.
4.Все организмы для поддержания жизнедеятельности нуждается в питательных веществах.
5.Растения образуют питательные вещества для себя самостоятельно.
6.Животные питаются органическими веществами .созданными другими организмами.
7.Животные размножаются только половым путем.
8.Дыхание - это совокупность физических, химических явлений, которые происходят в клетках живых существ с помощью кислорода.
9.Живые организмы дышат только днём.
10.Газообмен между организмами и внешней средой не связаны с диффузией.
ВТОРОЙ ЛЕПЕСТОК «Строение организмов растений и животных»
Спор органов (выступление учащихся)
КОРЕНЬ: Я-корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.
СТЕБЕЛЬ: Нет, главный-я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям!
ЛИСТ: Но что же без меня, ведь я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может ,я главнее всех?
Учитель: Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблю, корню?
Начнем с самого простого вопроса:
А).Вширь растёт Ивашка,
Что ни год -рубашка,
Старую не снимет,
Новую наденет.
Сколько лет Ивашке?
Подсчитай рубашки.
Б).Сидит-зеленеет, летит-пожелтеет, упадёт-почернеет.
В).Более 300 лет назад ученый Ван Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,25 кг. Поверхность почвы прикрыл ,чтобы туда не попадала пыль, из воздуха. Растение поливали дождевой водой в течение5 лет. Через 5 лет выкопали иву, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66кг.Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счёт воды.
Правильный ли вывод сделал Гельмонт?
Г).Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти, и жить не станут.
Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок.
Сформулируйте, пожалуйста, вывод о значении корня в жизни растений.
Д).Просмотр таблиц(компьютер)о строении растительного и животного мира.
ТРЕТИЙ ЛЕПЕСТОК «ДЫХАНИЕ»
Создание проблемной ситуации.
Работы Пристли.
Английский учёный Джозеф Пристли искал разрешения загадки, каким образом улучшается воздух, испорченный дыханием человека и животных. Он поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.
После этого Пристли решил испробовать растение.
Он взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил на две части :одну часть воздуха перевел с сосуд погруженный в воду, а в другую часть ,также заключенную в сосуд с водою посадил ветку мяты.
Это было сделано в августе 1771 года. Через 8-10 дней ученый обнаружил, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение 7 дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием вохдухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и ,кроме того, образовал несколько новых.
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом.
Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Открытия Пристли произвело большое впечатление в ученом мире. Лондонское королевское общество учёных присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах ведь они «исправляют»воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. На утро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приеме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
- Почему у богатой дамы разболелась голова?
- Почему в первом опыте Пристли погиб мышонок?
- Какие органы дыхания есть у растений и животных?
- Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?
- Что понимают под дыханием у растений? у животных?
- расскажите процесс фотосинтеза и дыхания у зелёных растений(по таблице)
ЧЕТВЁРТЫЙ ЛЕПЕСТОК «РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНОВ»
Конкурс «Путаница»
Установить соответствие и скрепить листочки степлером.
1 конверт. Понятия: лупа, яйцеклетка, половое размножение.
2 конверт .Понятия: микроскоп, гермафродиты, оплодотворение.
3 конверт. Понятия: обоеполые цветки, семя, гаметы.
4 конверт. Понятия: бесполое размножение, разнополые цветки, сперматозоиды или спермии.
Определения вкладываются в каждый конверт все.
-самый простой увеличительный прибор
-сложный увеличительный прибор, состоящий из системы линз
-клетки необходимые для полового размножения
-размножение при помощи половых клеток
-размножение при помощи клеток тела
-женские половые клетки
-мужские половые клетки
-организмы, у которых имеются и мужские и женские половые клетки
-слияние мужской и женской половых клеток
-орган размножения растений
-цветки, у которых есть и пестики и тычинки
-цветки, у которых есть или пестики или тычинки.
ПЯТЫЙ ЛЕПЕСТОК «ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ»
Сценка.
Мальчик(в костюме ежа или с рисунком ежа)
Ведущий. Ёжик! Ты зачем такой колючий?
Ёж. Это я на всякий случай.
Вед. .Ребята, на какой такой случай, ёжик колючий?
(ответы учащихся)
Ёж. Знаешь кто мои соседи- лисы, волки и медведи.
Вед.,- Ребята, а кактус тоже колючий, почему?
(ответы учащихся)
1.Назовите приспособления растений и животных к жизнедеятельности в пустыни.
2.Теплокровным животным легко пережить холод. При помощи каких приспособлений?
3.Какие приспособления имеются у растений для расселения и распространения на большие расстояния?
4.Могут ли растения впадать в анабиоз, так же как и животные?
ШЕСТОЙ ЛЕПЕСТОК «ТРИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»
Начнём о том,
Что вся Земля- наш общий дом.
Наш добрый дом- просторный дом
Мы все с рождения в нём живём.
Ребята, из предыдущих уроков вы уже знаете, как устроена наша планета Земля.. Знаете, что на ней есть вода, воздух и суша, которые образуют её оболочки. Какие?
-Скажите, что окружает человека?(воздух)
-а дождевого червя?(почва)
-а что окружает эти организмы?(фотографии лося, павлина, попугая, крота, рыбы)какие среды обитания они занимают?
(ответы уч-ся:водную,воздушную,почвенную)
-скажите, а есть ещё одна среда обитания. какая?(паразиты)
Учащиеся вместе с учителем рассуждают об условиях среды(температура, свет, кислород)
- чем являются эти условия (факторами среды)
Факторы среды влияют на огранизм, они могут быть полезными- благоприятными и вредными- неблагоприятными.
-как же организмы живут, размножаются, развиваются?
Каждое живое существо приспособилось, способно выживать. Мы уже отметили, что рыба живёт в воде. Как же она приспособилась? Что ей помогает жить?
Птицы занимают наземно-воздушную среду, как они приспособились к ней?
А крот ,который живёт в почве?
Интеллектуальная игра.
Инструкция к игре.
1этап.Заполнение карточек парами(можно пользоваться учебником)
У уч-ся первого ряда - водная среда.
(кислорода мало, света мало, воды достаточно, температура изменяется)
У уч-ся второго ряда - почвенная среда
( кислорода недостаточно, света недостаточно, воды достаточно, температура ровная)
У уч-ся третьего ряда - наземно-воздушная среда
(света достаточно, воды часто не хватает, температура значительно изменяется)
После заполнения карточек проводится анализ.
2этап.Учащиеся рассматривают фото животных. Они у каждого на парте. Определяют среду обитания и какие приспособления у животных появились в ходе эволюции.
3этап.А сейчас, поселите животных, что у вас на фотографиях в свою среду обитания.
1ряд 2 ряд 3ряд
Водная среда почвенная среда наземно-воздушная среда
Учащиеся пересаживаются(метод релаксации)
-в какой среде меньше всего жителей? почему?
СЕДЬМОЙ ЛЕПЕСТОК «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
А теперь давайте рассмотрим антропогенный фактор. Это понятие для вас новое. Оно происходит от греческого слова «антропос» и означает -человек.
Когда человек появился на планете, он долгое время был одним из множеств видов животных. Человек вёл кочевой образ жизни, переходя с места на место в поисках пищи, но со временем человек выделился из животного мира. Он начал выращивать растения, мог делать запасы пищи и меньше зависел от капризов природы.
Сельскохозяйственная деятельность человека начала изменять облик планеты. С увеличением численности людей требовалось освоение новых участков земель под пашню. Люди вырубали, выжигали и выкорчевывали леса, осушали болота.
-Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста, так, что же такое антропогенный фактор?
На экране высвечиваются слайды (завод, загрязняющий атмосферу, вырубка лесов и так далее).
Я прочитаю вам стихотворение Р.Рождественского, а вы подумайте и приведите примеры воздействия на природу хозяйственной деятельности человека.
Кромсаем лёд,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька..
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого .Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше- окружающей природы,
Всё больше - окружающей среды.
Ответы учащихся(охота, строительство городов, развитие автомобильного транспорта, осушение болот, переселения растений и животных, строительство промышленных предприятий)
Правильно. Строя промышленные предприятия, сжигая топливо, человек загрязняет окружающую среду, а это приводит к изменению природы как среды обитания, к гибели или сокращению видов многих организмов.
Дальше учащиеся с учителем обсуждают экологические проблемы сред обитания(лесные пожары, загрязнение водоёмов, о мусоре).
В это время в класс заходит старшеклассник, ответственный за экологическую работу в школе, приносит телеграмму от лица птиц и каждому ученику памятку-советы.
ТЕЛЕГРАММА
Холодно, голодно. Помогите птицам. Устройте кормушки. Птицы отблагодарят вас высоким урожаем.
Воробей. Синица. Снегирь.
Памятка-советы.
Правило №1
Ходить в лесу или в парке только по тропинкам.
Правило №2
Не расходуйте воду зря, помните, что запасы воды на Земле ограничены.
Правило №3
Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.
Правило №4
Не шумите в лесу, не беспокойте его обитателей и их детёнышей.
Правило№5
Если в чудесный весенний день вы пришли в лес на прогулку, то старайтесь не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие дети.
Правило №6
Весной и в начале лета лучше не брать на прогулку к озеру или реке своего любимого пса. Он может поймать и покалечить молодых птиц.
Правило№7
Знаете ли вы, что бабочки и стрекозы, шмели и пчёлы, муравьи, божьи коровки и кузнечики-животные. Они относятся к группе насекомых, они увеличивают урожай ,опыляя растения. Это самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты, они появились на земле около 250 млн.лет назад.
Правило №8
Растения скрепляют своими корнями почву, не позволяют ливням и весенним ручьям размножать берега.
Правило№9
Насаживайте зелёные насаждения около оврагов, балок, ущелий.
Правило №10
Охраняйте, берегите нашу природу!
III .Закрепление материала.
А.Выбери правильный ответ:
1.К природным системам относится:
А).парк Б).лес В).сад
2.К искусственным системам относится:
А)Солнечная система Б).Атом В)атомная станция
3.Автотрофный тип питания имеет:
А).животные Б)люди В)растения
4.Органом семенного размножения растений является:
А).побег Б)корень В)цветок
5.Во время фотосинтеза происходит:
А)поглощение кислорода Б)выделение углекислого газа
В)поглощение углекислого газа
6.Благодаря вегетативному размножении растений:
А)сохраняются ценные сорта Б)растёт более устойчивое и жизнеспособное потомство
В)быстро происходит опыление.
Б.Закончи предложение:
А).Система-это целое, состоящее из..
Б).Органы- это части огранизма, имеющие определённую… и выполняющие определённые…
IV.Рефлексия.
- Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:
-больше всего мне понравилось на уроке…
-сегодня я понял(а),что думать…
-главным на уроке для меня было….
Спасибо. Я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту… .Мне было очень приятно в вашем теплой и дружной компании.
V.Итоги урока.
VI.Выставление оценок.
Домашнее задание.
-1группа.Загадки о природе
-2группа.Сообщение об одной из экологических проблем
-3группа. Мини сочинение. «Я хозяин своей Земли»
Использовала слайды.