- Преподавателю
- География
- Развитие познавательного интереса на уроках
Развитие познавательного интереса на уроках
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Органова О.И. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ленинградская область
Волосовский муниципальный район
МОУ « Беседская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка на тему:
« Развитие познавательного интереса к предмету на уроках географии»
Автор Органова Оксана Ивановна
П. Беседа
2015год
Принято на заседании Утверждаю
Педагогического совета Директор школы Москвина И.А.
28.08.15 (протокол № 1) приказ № от
Цикл мероприятий
по предмету «География»
Тема: « Развитие познавательного интереса к предмету на уроках географии»
Для учащихся 5-9 классов малокомплектной школы
-
Личностно - ориентированная игра « Уникальность планеты Земля» для 5-6 классов
-
Личностно - ориентированная игра « Через терни к звездам» для 5-6 классов
-
Организационно - деятельностная игра « На пятерочку» для 7-9 классов
Содержание
-
Обоснование работы, актуальность темы
-
Аннотация
-
Отзывы, рецензии
-
Результативность
-
Методическая разработка по предмету « География» для учащихся 7-9 классов. Организационно - деятельностная , командная игра « На пятерочку»
-
Заключение
Обоснование работы, актуальность темы
Направление реализуемой образовательной программы Беседской средней школы - создание школы социального партнерства на основе личностно - ориентированного образования.
Поскольку я работаю в МОУ « Беседская ООШ» два года, то могу сказать, что организация воспитательной работы в сельской школе имеет свои особенности, так как ее ученики ( в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции. Для повышения качества знаний я веду совместную работу с Администрацией Беседского сельского поселения, Администрацией Беседской СОШ, приглашаем на открытые уроки студентов и преподавателей Беседского сельскохозяйственного техникума, а также руководителей Беседского КДЦ.
Представленное исследование является актуальным в противоречии между необходимостью нынешнего общества иметь человека, который имеет активность в познании мира, что может постоянно обучаться на протяжении жизни и минимальным вниманием в школьном образовании к процессам, которые помогают реализовывать эту позицию. В настоящее время общество изменяет требования к личности, которая должна обладать способностью к саморазвитию, а также самообразованию. Это возможно, если целенаправленно осуществлять процесс развития познавательного интереса учащихся в школьные годы.
Прочное и сознательное усвоение знаний учащимися происходит в процессе их активной умственной деятельности. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть выполнять то, что желает учитель - известно, далеко не каждый ученик прислушивается к желаниям и требованиям учителя. Дальнейшее и полноценное развитие детей зависит от того, с каким желанием, на сколько сознательно и творчески они будут учиться.
В связи с переходом современной школы на профильное и уровневое образование, развитие познавательного интереса приобретает особую важность. Анализируя педагогический опыт, мы видим, что управлять учебно-воспитательным процессом можно тогда, когда учитель - располагает информацией об уровне развития познавательного интереса учащихся. Преподавание, без учета доступности информации для учащихся негативно сказываются на качестве знаний обучаемых.
Главное направление развития современной школы - повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика. Проблема активности учащихся на уроках географии, а также развития интереса в обучении - является актуальной и требует более глубокого и подробного изучения. Формирование познавательных интересов и активизация личности - взаимообусловленные процессы. Активность возникает с познавательным интересом, но также, повышенная активность укрепляет и углубляет познавательный интерес.
География - единственный школьный предмет, который синтезирует знания из области естественных и общественных наук. Она вмещает в себя всю систему: «природа - человек - хозяйство». Кроме непосредственно географических знаний в ее содержание входят сведения из многих иных научных дисциплин. Само содержание школьной географии, взаимосвязь с современными событиями - это уже мотивация учебной деятельности школьника. Личные мотивы учащихся строятся на основе положений, которые связаны с исследовательским характером географии, с потребностями практики хозяйственной деятельности, а также со здоровьем человека. Для формирования у школьников учебно-познавательных мотивов, перед ними надо поставить вопрос: «для чего необходимо» изучать те или иные материалы. Например, путешественников-первооткрывателей, необходимо знать для формирования целостной картины мира. Исторический аспект в географии играет огромную роль, что бы понять настоящее и спрогнозировать будущее, необходимо знать историю прошлого.
Географические знания позволяют нам осмыслить взаимосвязь между населением, территорией и окружающей нас обстановкой. В пределах регионального развития в области географии мы можем прогнозировать развитие небольшого городка владея только географической культурой, также можем спрогнозировать развитие предприятия определенной отрасли, можем отследить изменение уровня грунтовых вод, а также климатические результаты после строительства дамбы на реке или же создания водохранилища. На более глобальном уровне географическая культура открывает возможности человеку в поиске взаимосвязи между активностью звезды Солнца и засухами в Северной Африке, отыскать взаимосвязь между ледниками Арктики и уровнем воды в озерах Африки, изменениями в циркуляции атмосферы и климатическими показателями территорий, расположенных в умеренных широтах.
География широко использует все то, что побуждает активное мышление, вызывает интерес и чувство нового, радость при удовлетворении любознательности, побуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения. Такие вопросы, как создание нашей планеты, ее геологическая история, стихийные бедствия, происходящие в оболочках Земли, а также жизнь и занятия разных народов мира, флора и фауна материков и океанов, и многие другие объекты и явления, вызывают огромный интерес у школьников, на котором основываются мотивы учения.
Проблема развития познавательного интереса учащихся в образовательном процессе, привлекает особое внимание ученых, на протяжении длительного времени. Многие ученые взаимосвязывают формирование познавательных интересов с учением школьника, когда главная задача его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одного уровня знаний на следующий, с одной ступени овладения познавательными и практическими умениями к другой, более высокой.
Таким образом, образовываются противоречия между:
- возрастающими требованиями общества к уровню подготовки учащихся и реальными учебными возможностями школьников;
- потребностью общества в личности с активной познавательной позицией, способной к постоянному образованию в течение жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать;
- учителем и учеником, ученик должен полностью подчиняться требованиям и желаниям учителя, но в современной школе это совсем не так;
Предмет: познавательный интерес учащихся к предмету географии.
Объект: учебно-воспитательный процесс.
Цель: повысить уровень познавательного интереса учащихся на уроках географии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования
2. Выявить сущностную характеристику познавательного интереса
3 . Применение методов, средств и способов по развитию познавательного интереса
4 . Провести анализ полученных результатов
Предполагаемые результаты от проведенных мероприятий:
-
Свободно владеть географической терминологией
-
Уметь сравнивать и анализировать полученные знания
-
Представлять роль географии в современном мире
Аннотация
За два года моей работы в Беседской ООШ , я разработала и провела ряд организационных игр, которые могли бы, как мне кажется, привить интерес школьников к предмету « География». Игры разработаны с учетом заинтересованности, способности и активности классов. На них были приглашены родители учащихся, администрация школы и все желающие. Игры ориентированы на личностную и командную эмоциональную включенность: они вырабатывают умение действовать в нестандартных ситуациях. Представляю вам одну из наиболее понравившихся игр.
Урок - игра « На пятерочку» - направлена на развитие учебной мотивации у детей по предметам биология и география посредствам организации их совместной познавательно-игровой деятельности. В задачи игры входит обобщение и систематизирование учебного материала из курса географии и биологии за 5-9 класс, ликвидация возможных пробелов в знаниях. Развитие способности к эффективному общению, регулированию конфликтов. Активация и привлечение к совместной деятельности учащихся с низкой учебной мотивацией.
Результативность
Результативность данной работы подтверждается следующими материалами:
№
Вопросы
Процент учащихся
1
Я хорошо понял учебный материал и потому активно работал в команде
87%
2
Я знаю географическую терминологию
64%
3
Я могу объяснить явления природы
97%
4
Я могу работать в группе для достижения наилучшего результата в работе
96%
По данным опроса была составлена диаграмма, которая наиболее четко показывает результативность игровой формы в обучении.
По результатам работы видна положительная динамика знаний учащихся до и после проделанной работы.
Таким образом, важнейшее место в развитие познавательного интереса, стоит отнести методам и средствам обучения, содержанию и личности учителя. Анализ проблемы развития познавательного интереса школьников показывает, что познавательный интерес - форма проявления потребности в познании и занимает особое место в современном учебном процессе.
Очень важным есть понимание того, что развитие познавательного интереса у учеников может быть, с одной стороны, направлено на предмет изучения (география), а с другой стороны, на процесс познания через постижение самой методикой познавательного интереса (умение определить главное, работать одному, пользоваться компьютером, интернетом). Каждому школьнику необходимо пройти путь исследователя, индивидуально прийти к правильному выводу. Ученикам необходимо иметь географическую информацию, уметь применять свои знания при обосновании любого факта, закономерности. Потому что в целом, география формирует у школьников - целую географическую картину мира, во всей ее взаимосвязи.
Ленинградская область
Волосовский район
МОУ « Беседская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка по предмету
«ГЕОГРАФИЯ»
Для учащихся 5-9 классов
Игра « На пятерочку»
Разработала Органова Оксана Ивановна
Цель: развитие учебной мотивации у детей по предметам биология и география посредством организации их совместной познавательно-игровой деятельности.
Задачи: Обобщение и систематизация учебного материала из курса географии и биологии за 5 - 9 класс, ликвидация возможных пробелов в знаниях;
Развитие способности к эффективному общению, регулированию конфликтов;
Активизация и привлечение к совместной деятельности учащихся с низкой учебной мотивацией.
Ход игры:
-
( Профессор) Здравствуйте, ребята! Меня зовут профессор Всезнамус. Каждый день мы просыпаемся, умываемся, одеваемся и выходим на улицу. А там нас ждет мир, полный чудес и загадок. Иногда мы проходим мимо и не замечаем их. Иногда мы пытаемся их разгадать, а для этого нам нужны знания.
Сегодня мы попутешествуем по нашей планете. Каждый уголок нашей планеты прекрасен и уникален, там живут удивительные животные и замечательные растения.
-
( Ведущий) Профессор, но для того, чтобы нам начать наше путешествие, необходимо восстановить карту нашей Земли по фрагментам и вспомнить названия всех материков нашей планеты.
-
( команды составляют карту по отдельным фрагментам, первая команда, которая собрала получает 1 балл)
-
(Профессор) Итак, карты составлены, можно отправляться в путь, а поплывем мы вот на этом корабле ( на экране корабль)
-
( Ведущий) Перед вами панно с девятью ячейками, за каждой ячейкой скрыты задания на определенную тему.
( команды по очереди выбирают ячейку в любом порядке. За каждый правильный ответ - 1 балл)
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
-
1. «Народные пословицы и поговорки»
-
Увидел грача - весну встречай
-
Ласточка над кровлей - к счастью
-
Снега мало - хлеба много
-
Мыши завозились - к голоду
-
Лягушка квакает - дождь зовет
-
Весенний день год кормит
( команды должны объяснить значение пословицы)
-
«Вопросы от доктора околовсяческих наук» ( за каждый правильный ответ - 1 балл)
-
Что такое агар - агар? Из чего его получают и где используют?
-
Из чего получают шелк?
-
Какое растение раньше называли « чертовыми ягодами», а теперь « вторым хлебом»?
-
Название какого растения переводиться на русский язык как «золотое яблоко»?
-
« По морям по волнам» ( за каждый правильный ответ - 1 балл)
-
Образование каких волн вызывает внеземной объект?
-
Какое море самое соленое?
-
В каком океане есть так называемое « огненное кольцо»?
-
Про эту крупную реку пела Людмила Зыкина.
-
« Водолейка» ( за каждый правильный ответ - 1 балл)
-
Почему яйцо не тонет в соленой воде?
-
Можно ли высушить белье на морозе?
-
Какой водопад считается самым мощным в мире?
-
Назовите 8 наименований состояния воды, принятых в метеорологии.
-
« Угадайка» ( за каждый правильный ответ - 1 балл)
-
Без нее, как говорится, « ни туды и ни сюды».
-
Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами?
-
Какое озеро самое глубокое?
-
Что в огне не горит и в воде не тонет?
-
« Там на неведомых дорожках» ( за каждый правильный ответ - 1 балл)
-
Какое дерево в вашем лесу самое высокое?
-
В какой летний месяц «зацветает» папоротник?
-
Какое хвойное растение осенью сбрасывает листву?
-
Буря выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?
-
«Стоп - кадр» (на доске прикреплены фотографии объектов, необходимо назвать что это такое. за каждый правильный ответ - 1
балл)
-
Хламидомонада
-
Лишайник
-
Лама
-
Плаун
-
Папоротник
-
Пиранья
-
Айсберг
-
Кукушкин лен
-
« Загадки» (за каждый правильный ответ - 1 балл)
-
Шило - впереди, клубок -позади, ножницы - сзади.
-
Белая корзинка, золотое донце, в ней лежит росинка и сверкае солнце.
-
Красная мышка с белым хвостом в норке сидит под зеленым листом.
-
Виден край, да не дойдешь.
-
« Верните нас в родные места» ( за каждый правильный ответ - 1 балл)
На экране - картинки с различными животными и растениями.
-
Анаконда - Южная Америка
-
Секвойя - Северная Америка
-
Осетр - Евразия
-
Утконос - Австралия
-
Кенгуру - Австралия
-
«Что это? Кто это?» ( для каждой команды раздается конверт с названиями объектов. Команды должны определить что это. За каждый правильный ответ - 1 балл)
1 команда 2 команда
Анхель Гобби
Косцюшко Эльбрус
Ниагарский Фудзияма
Джомолунгма Джеймс Кук
Фернан Магеллан Сомали
Тасманово Гренландия
Мадагаскар Волга
Лазарев Эйр
Драконовы Альпы
-
« Расскажи без слов» (участники должны дать названия, определения географического объекта. Описать, не называя его, чтобы соперники смогли отгадать)
1 команда - река Миссисипи
2 команда - пустыня Сахара
-
« Географическая скакалка» ( 1 минута на подготовку. Участники должны прыгать через скакалку и с каждым прыжком называть названия объектов, которые указаны на карточке - кто назовет больше той команде 1 балл)
1 команда - горы
2 команда - озера
-
«Буквы заблудились» ( команды должны составить слова из перемешанных букв - 3 слова для каждой команды, за каждое слово по 1 баллу)
1 команда: АКОАЛ, ЛИМКАТ, ТЕРЕВ
2 команда: НЕРЕВА, КЭСОПТР, ЯРИВАЗЕ
-
« Хвостатая викторина» ( кто первый ответит, за каждый правильный ответ - 1 балл)
-
Этому хвостатому прыгуну его хвост помогает держать равновесие.
-
На его хвосте есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.
-
Его хвостик летом серый, а зимой белый.
-
Его хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых.
-
Ноя пятачком, хвостик крючком.
-
Он ловил хвостом рыбу в пруду.
-
У этого великана нос намного длиннее, чем хвост.
-
Ее длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.
-
Для этого речного строителя его хвост является и рулем, и веслом, и в нем он накапливает жир на зиму.
-
Это животное хорошо узнают по черным кольцам на хвосте.
-
Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость.
-
Этот прыгучий зверек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост льва.
-
Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем Длинные иголки при этом отлетают во все стороны.
-
Он в известной сказке потерял свой хвост.
-
Ее голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.
-
Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом отпадает.
-
Хвост у этого представителя приматов отпал за ненадобностью.
- ( Ведущий) На этом наше путешествие заканчивается, а пока наше жюри подводит итоги объявляется музыкальная пауза - давайте споем песню о нашей прекрасной Земле.
Песня под мелодию « В мире животных»:
По степям и дубравам , к воде ледяной,
Мы идем не за славой, идем за мечтой.
Нам под звездною крышей поют соловьи.
Нет поэзии выше дыханья Земли.
Что сумеет сравниться с величием гор,
С трепетаньем зарницы над гладью озер.
Что тревожит сильнее, чем крик журавля,
Что бывает роднее, чем эта земля!
Я хочу, чтобы сыну явился во сне
В небе клин журавлиный, плывущий к луне.
Пусть несется сквозь годы отцовский завет:
Человек - сын природы, коль он человек!
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Приложение
Фотографии с игры « На пятерочку»