Конспект урока по географии на тему Природа Антарктиды

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по географии на тему Природа АнтарктидыКонспект урока по географии на тему Природа АнтарктидыТема:

Природа Антарктиды.

Тип урока:

Урок формирования новых знаний и закрепления

Цель урока:

Познакомить учащихся с особенностями природы Антарктиды.

Задачи:

  1. образовательная - сформировать представление об особенностях природы материка, климате, рельефе, органическом мире.

  2. развивающая - установить причинно-следственные связи между компонентами природы; спрогнозировать тенденции изменения природы Земли при условии таяния ледникового покрова;

  3. воспитательная - сформировать интерес к познанию нового и стремлению к достижению поставленной цели на примере жизни исследователей.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осознание целостности мира, развитие географического мышления.

Освоение познавательных интересов,умение организовать свою деятельность ,умение ставить цели и задачи.

Умение применять географические понятия в повседневной жизни.

Организация образовательного процесса

Межпредметные



Формы работы


Биология


фронтальная

групповая.

Используемые цифровые и образовательные ресурсы

antarktis.ru/

Учебник «География материков и океанов. 7 класс.»

Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. Дрофа, М. 2006г

Оборудование:

физическая карта Антарктиды

учебник,

тетрадь

контурная карта

атлас

презентация




Ход урока

1. Организацинный момент

-Добрый день ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку, у вас на партах должны лежать учебники ,атласы и рабочие тетради.

-Давайте отметим отсутствующих, кого сегодня нет?

Если у вас все готово,то мы начинаем .

2.Опрос домашнего задания

Предлагаю ответить на небольшой кроссворд, кто справится с этим быстрее и правильнее получит оценки,первые 3 человека с 1 ряда,3 со 2 и 3 человека с третьего ряда! Так же я раздам несколько индивидуальных карточек, за них вы так же получите оценки. Один человеквыйдет к доске и у него тоже будет задание(портреты и открытия)

3. Изучение нового материала.

Мы продолжаем наше путешествие по самому необычному материку на нашей планете - Антарктиде. Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной природой материка.

Запишите число и тему «Природа Антарктиды»

И так как вы думаете какова же цель нашего сегодняшнего урока?(изучить природу)Какие компоненты природы мы будем изучать?(климат,рельеф итд)

Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов человека побывавшего на этом континенте.

Как-то раз на встрече с участниками первой Антарктической экспедиции известного полярного летчика И. И. Черевичного спросили: "Как там в Антарктиде?" И Иван Иванович, не задумываясь, ответил: " В Антарктиде все наоборот". И, развивая дальше эту мысль, продолжал "На небе вместо Большой Медведицы все время виден Южный Крест. Человек по отношению к Арктике вниз головой. Если стать лицом к Южному полюсу, запад будет справа, а не слева, как в Северном полушарии, когда смотришь на полюс. Солнце и звезды движутся против часовой стрелки. Почти всегда дуют ветры страшной силы. Того и гляди, унесет в океан, и поминай как звали..."

Так почему же в Антарктиде все наоборот? С чем это связано?(южное полушарие)

Антарктиду можно смело назвать материком рекордов.

Её необычность проявляется во всем, включая географическое положение , которое мы с вами уже изучили.

Антарктида - самый высокий материк в мире.

Он покрыт слоем льда толщиной в несколько километров, от 2 км. до 4,5 км ( средняя высота 2140м). Поэтому Антарктиду образно называют " Материк за облаками". Лед в Антарктиде движется от центра к окраинам со скоростью 2,7 м/год. Это приводит к появлению айсбергов.

Давайте посмотрим как они образуются.

Встречаются полосатые, голубые, мраморные и даже черные айсберги, все зависит от места, времени и способов образования айсбергов.

Темно - зеленые и коричневые полосы появляются в результате оседания вулканического пепла и пыли

Голубые айсберги образуются в результате замерзания пресной воды

Зеленые айсберги образуются, когда в расщелинах замерзает морская вода

Черным айсберг бывает только тогда, когда его лед очень плотный, что в нем даже нет пузырьков воздуха. От материнского ледника айсберг получает скальные породы и землю. А иногда в черных айсбергах можно увидеть большие вмерзшие булыжники

Подо льдом, находится суша, на которой обнаружены горные цепи. Как вы думаете какие там горы? точнее продолжение каких гор может быть в Антарктиде?(анды) Почему?

По Антарктическому полуострову протянулись горы, которые служат продолжением Анд в Южной Америке. Всю территорию Антарктиды пересекает Трансантарктический горный хребет, который делит материк на западную и восточную части. В западной части идут процессы вулканизма. Самый активный вулкан Антарктиды - Эребус, находится на острове в море Росса. Здесь же находится самая высокая точка материка 5140 метров - это массив Винсон в горах Элсуорт. Восточная Антарктида более стабильна. В недрах материка найдены различные полезные ископаемые (150 наименований): каменный уголь, графит, слюда, железные руды и т.д. В прошлом году в антарктиде была замечена огромная трещина.бредпологается что скоро произойдет раскол и от антарктиды отколется айсберг по площади равный площади берлина, ученные с нетерпением ждут этого раскола чтобы изучить материковую часть континента..

Но несмотря на вулканизм в антарктиде,там никода небыло землятресений!

Антарктида - самый холодный материк

А как вы думаете какая температура в Антарктиде сегодня?

станция Восток: темпер.: -46°C; влажность: 37%

станция Белинсгаузен: темпер.: 2°C; влажность: 96% давление: 997.

станция Мирный: темпер.: -3°C; влажность: 68% давление: 996

Какова самая низкая температура на нашей планете ?

В Антарктиде находится полюс холода - станция Восток - 89, 2°С.

В прошлом году была на японской мтанции была зафиксирована еще более низкая температура -91 градус!!!

Суровый климат Антарктиды можно объяснить несколькими причинами.

Во - первых, это климатический пояс, в котором находится Антарктида солнечные лучи касаются поверхности Антарктиды под очень маленьким углом, точнее, они просто проскальзывают, не прогревая толщи льда. Летом в Антарктиду приходит полярный день, а зимой - полярная ночь. А почему же если день длится целых 6 месяцев ,лед не тает?

А лёд, в свою очередь, имеет светоотражающие свойства, благодаря чему отражает 95% солнечной радиации.

Во - вторых, Антарктида - область высокого атмосферного давления.

Ну и третья причина сурового климата этого материка заключается в том, что Антарктида - самый высокий материк из всех шести материков на Земле
Антарктида - это мировой полюс холода.

Случалось, что люди обмораживали роговицу глаз, легкие.

«несмотря на ясную погоду, мороз лютовал, обжигал словно пламя!через минуту от влажного дыхания шарф обледенел и стал похожим на скафандр, мороз пробирал до костей не спасала даже теплая одежда,руки белели мгновенно стоило только снять рукавицы! А суставы ломило от боли даже в рукавицах, через 8 минут ноги обутые в теплые унты и шерстяные носки теряли чувствительность , Начался неудержимый кашель, очень трудно дышать,мороз пробирал до легких»

Осадков в Антарктиде выпадает мало, от 50 мм в год в внутренних районах, до 1000мм у побережья. Большая часть ее снежно-ледового покрова образовалась за счет намораживания конденсата из атмосферы - как на горных вершинах или в морозилках старых холодильников

Антарктида - самый ветреный материк (Из-за разницы температур в центре и на окраине континента, в прибрежной полосе дуют постоянные стоковые ветры от центра к побережью. В течение года в Антарктиде бывает 340 бурных дней со средней скоростью ветра около 20 метров в секунду. Местами скорость ветра достигает 200-300 метров в секунду. При таких ураганах на полярных станциях с огромной скоростью летают доски, пустые ящики, бочки. Случалось, ветер срывал и уносил в океан прочно закреплённые самолёты, тягачи, вертолёты. Поэтому здесь требуются особые жилые постройки: на высоких сваях и прикрепленные к грунтам металлическими тросами. Антарктиду справедливо называют ледяной пустыней На Земле Виктории и Земле Адели (140° в. д.) ветры достигают скорости более 80 м/с (при порывах 110 м/с). Здесь находится полюс ветров Антарктиды.

.
Скорость ветра в Антарктиде достигает 200 - 300 метров в секунду.

А как вы думаете есть ли в Антарктиде реки и озера?

В Антарктиде - самый бедный органический мир.

Почему же?

Суровые ветра и низкие температуры сформировали и определенный вид животных в Антарктиде.

Кто же является символом Антарктиды?

Самые распространенные животные Антарктиды - это пингвины Адели. Большую часть времени они проводят в океане, где вода обеспечивает более теплую температуру.

В антарктическом океане водятся самые крупные из существующих в настоящее время млекопитающих - синие киты,кашалоты,касатки.
Именно касатки представляют собой опаснейших хищников, снабженных большим острым спинным плавником-косачом, который может нанести серьезное ранение даже киту
Можно встретить тюленей, морских слонов, котиков. Много птиц. Пресноводных рыб и летающих насекомых нет. В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники. В основном флора представлена лишайниками, мхами, водорослями (700 видов), обнаружены бактерии.

В Антарктиде нет белых медведей!

Птица полярная крачка каждый год совершает рекордный перелет из Арктики в Антарктиду, пролетая больше 70 000 км.

Так же учеными был зафиксирован факт , то продолжительность животных обитающих в холодных морях выше чем этих же виды животных в более теплых морях!

Антарктида - самый изолированный материк

Антарктида - единственный континент, который не принадлежит никому, а является материком международного сотрудничества. Здесь нет постоянного населения, только сотрудники научных станций, проводящие исследования, временно живут на континенте. Летом на материке проживет 4000 человек, в зимнее время около 1000.

А когда же лето в Антарктиде? (февраль)

Материк находится под юрисдикцией Антарктического соглашения, требующего бережного отношения к земле и ресурсам, а также использования их только в мирных целях. Договор был заключен 1 декабря 1959 года в Вашингтоне, а на январь 2010 число участников договора входило 46 государств


Антарктида в последнее время используется как один из объектов всемирного туризма (
С 1989 года туристы посетили около 200 уголков Антарктического полуострова, в том числе 20 исследовательских станций

Большую часть времени путешественники проводят на борту, все высадки на сушу происходят строго по расписанию. Обычно экскурсия составляет не более 3-х часов, количество людей на берегу строго ограничено (не более 100 человек). Туристов обязательно сопровождают специалисты: орнитологи, биологи, геологи, гляциологи. Бурю восторга вызывают встречи с пингвинами, но, согласно экологическим нормам, самостоятельно заходить в пингвиньи колонии запрещено. Также среди туристов популярны каякинг, треккинг и ночевка в палатке на льду. Иногда заказывают дайвинг, но тут не обойтись без специальной подготовки. «Дайверы должны быть опытные и иметь свое хорошее оборудование. Больше всего люди хотят понырять с китами и тюленями, посмотреть, как под водой летают пингвины, и, конечно, увидеть подводную часть айсберга»


Антарктида - удивительное место, территория мира. Там нет сухопутных хищников, а, значит, никто никого не боится. Животные подходят к человеку вплотную. К тому же, континент не принадлежит ни одному государству. Нет армии и полиции, люди добровольно соблюдают правила общего поведения. Возможно поэтому более 80% путешественников, побывавших в Антарктике, снова отправляются в полярные регионы.

4.Закрепление материала

Какими бывают айсберги?

Как называется действующий вулкан в Антарктиде?

Что особенного в климате Антарктиды?

Скорость самого сильного ветра?

Почему льды в Антарктиде не тают?

Символ Антарктиды?

Кому принадлежит Антарктида?

5.Домашнее задание

48-49 ,готовится к тесту по теме «Антарктида»


Деятельность учащихся

1 мин

Приветствуют учителя, готовят рабочее место.

10 мин

Индивидуальная работа по карточкам.

Индивидуальная работа у доски.

20-25 мин

Записываю тему урока и число в тетрадь.

Формулируют тему урока.







Отвечают на вопросы по гп материка



(Слайд 1)

Смотрят видеоматериал

(Слайд 2)

(Слайд 3)

(Слайд 4)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

Отвечают на вопрос, работают с картой атласа



(Слайд 7)





(Слайд 8)

Высказывают свои предположения пологаясь на полученые знания



Отвечают на вопрос опираясь на параграф учебника















(Слайд 9)

Смотрят видеоматериал





Записывают данные в тетрадь

(Слайд 10)

Отвечают на вопрос

(Слайд 11)

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос









(Слайд 12)



Беседуют с учителем



(Слайд 13)









(Слайд 14)

Закрепляют изученный материал и отвечают на вопросы по пройденной теме





Записывают домашнее задание







© 2010-2022