• Преподавателю
  • География
  • Обобщение опыта работы учителя географии Демещук С. А. «Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения»

Обобщение опыта работы учителя географии Демещук С. А. «Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения»

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы учителя географии МБОУ СОШ №11 г. Невинномысска

Демещук Светланы Алексеевны по теме « Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения»

Проблема: использование метода проектов на уроках географии и биологии и во внеурочной деятельности

Актуализация:

В современном образовании в соответствии с требованиями Стандарта становится актуальным не только создание эффективных условий формирования и развития УУД, но и оценка метапредметных результатов учащихся, в том числе и на этапе завершения основного общего образования. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Проблема:

Возникает вопрос: каким образом внедрить проектную деятельность в образовательный процесс. Ограниченное использование проектной деятельности связано с трудностями, которые возникают при введении метода проектов в учебный процесс. Во-первых, при разработке проекта требуется индивидуальный подход, работа с одним обучающимся или небольшой группой.что непремлемо для классно-урочной системы обучения. Во-вторых, при работе над проектом ученик должен овладевать не только предметными, но и метапредметными навыками :решать задачи, разрабатывать и проверять гипотезы, понимать и осваивать новое, ориентироваться в информационном потоке, выражать собственные мысли, проявлять инициативу, принимать решения, сотрудничать, что повлечёт к отклонению получения базовых знаний по предмету

В-третьих, подготовка проекта требует достаточно большого количества времени, которое не запланировано в учебном процессе.

Решать:

Возникает задача: найти способы, приёмы, особые формы работы, чтобы использовать метод проектов в учебной и внеурочной деятельности

Сущность опыта:

Тема, которая легла в основу опыта работы

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения

Технологии проектной деятельности обеспечивают оптимальные условия для освоения метапредметных компетенций современными школьниками

Проектная деятельность интегративна. Она соединяет в себе игровую, созидательную, творческую, деятельность. Это делает её привлекательной для педагогической практики.

проект позволяет преодолеть разрыв между учебной и научно-исследовательской работой. При этом самостоятельное добывание знаний, необходимых школьникам в данный момент, делает процесс обучения географии активным и личностно-ориентированным.

Внедрять технологию проектного обучения я стала в 2006 году. затем на курсах повышения квалификации АПКРО, Г. МОСКВА, по УПРАВЛЕНИю ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ в 2009г прослушала лекции « Виды проектов и проектная деятельность» кандидата педагогических наук профессора Аллы Степановны Сиденко и защитила свой проект по здоровьесберегающим технологиям. Внедрение проектной технологии в образовательную среду стало важной частью моей педагогической деятельности.

Типологию проектов можно было представить следующим образом:

По виду - социально- исследовательские, краеведческие,

По содержанию- метапредметные, от носящиеся к области знаний « Естественные науки», «Общественные науки».

По времени-краткосрочные (мини-проекты на 2-3 урока), долгосрочные (2-3 года)

разработка программы «Наследники Сангар» (2009, 2011)по работе над социальными и краеведческими проектами, разработка методических пособий для работы над социальным и краеведческим проектом.

образовательная программа «Интеграция основного и дополнительного образования» 2011-2012г., работа над созданием учебного пособия для среднего и старшего звена «Мой край Кобяйский», атласа «Кобяйский улус». В 2014г учебное пособие опробовано в школах Якутии, в него вошли материалы исследований проектной деятельности. Исследовательская деятельность: как руководитель исследовательской работы обучающихся с 2007 года. Лучшие достижения обучающихся: Лауреат 2 степени Российской НПК «Первые шаги 2009» « Многодетные семьи Кобяйского улуса», Лауреат 1 степени Российской НПК «Первые шаги 2010», 2 степени « Занятость молодёжи в Кобяйском улусе», лауреаты 2 степени Российской НПК «Первые шаги 2011» «Взаимосвязь поколений», «История в лицах», лауреаты и участники республиканских и городских НПК

В 2013г. Работа по внедрению проектной деятельности приобрела новое значение.

Во-первых, она была продолжена в МБОУ СОШ №11 г. Невинномысска, во-вторых, изменилось содержание, в условиях ФГОС.

1. Создание программы работы над проектом

2. Разработка опорных карт по созданию мини-проектов на уроках географии в старших классах

3. Разработка уроков включающих элементы проектной деятельности

4. Разработка тем исследовательской деятельности во внеурочное время

Использование метода проектов:

В 6-7-х классах

информационный проект, который направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (сообщение, доклад по изучаемой теме);

практико-ориентировочный проект - нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.

(очистка реки Шитка, зон отдыха на Черном озере).

творческие проекты, которые предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов -1 (газеты, рисунки, презентации в электронном виде).

В 8 - 11 классах - исследовательский проект - по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов, защита их на итоговой аттестации.

По продолжительности проведения проекта их разделяют на краткосрочные - от 1-2 уроков до нескольких недель; среднесрочные -нередко занимают время в несколько месяцев; долгосрочные - разрабатываются в течении учебного года.

По числу участников - индивидуальные и групповые. Наконец, наиболее существенное методическое значение состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока ("мини-проект"), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся к исключительно к сфере внеклассной деятельности ( факультатив) и, уже традиционная - внешкольная деятельность - походы по изучению малых рек и озера Черного родного края.

Ребята из года в год выбирают долгосрочные проекты, которые разрабатываются ими в течение учебного года, чаще осуществляются во внеурочное время. И здесь у меня

Работа над учебным и социальным проектом - это один из способов вхождения обучающегося в деятельность, в которой он учится определять границы своей свободы, ответственности и самостоятельности. Учащийся постепенно начинает понимать, что проект- это деятельность, направленная на ре . Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути

Проект - (от лат. «брошенный вперед») «уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски; процесс, изменяющий ситуацию и описанный по определенной форме».[iv] Таким образом, мы видим из определения, что проект - это реальное дело и никак не может быть имитацией. Необходимо обращать внимание на такие ошибки, т. к. школьники, при таком подходе, не осознают отличие проекта от других видов деятельности, и, следовательно, не приобретают навыков проектной деятельности.

Как уже отмечалось, в ходе проекта должна решаться проблема, которая интересна ученикам и сформулирована ими. Для этого учащийся должен ясно осознавать цель проекта. Но как тогда связать проект с учебной темой? Ведь самим школьникам трудно определить тематику проекта, тем более связать ее с учебной темой. В данном случае роль учителя заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию проблемы в учебной теме, помочь сформулировать эту проблему. Сама тема проекта может не совпадать с учебной темой, она может быть уже или шире учебной темы. Главное, чтобы решение проблемы вызвало необходимость получения новых знаний. Например, учебная тема: «Глобальные проблемы современности». Тема проекта может быть следующей: «Проявление экологической проблемы в родном регионе. Проект улучшения экологической обстановки в своем городе».(здесь вставляю свои проекты) В школьной практике ученик после выбора темы (как правило, предлагаемой учителем), пускается в автономное плавание. Помощь учителя чаще всего заключается в периодическом консультировании, прочтении и правке готовых частей работы. Учителю очень сложно вести одновременно несколько таких работ, тем более, если они затрагивают разные области знаний. На практике учителя разных предметов достаточно редко координируют свою деятельность при организации проектной работы.

Существуют и сложности при оценивании проектной работы. Учебный проект - это многоплановая деятельность, требующая решения самых разнообразных задач, поэтому встает вопрос, что оценивать: созданный продукт, предметные знания или надпредметные умения, приобретенные в процессе работы, сам процесс выполнения проекта. Очевидно, что созданный учеником продукт не является самоцелью учебной деятельности над проектом, тогда критерии оценивания должны включать не только продукт, но и те умения и навыки, которые ученик приобрел, работая над проектом.

Предложенный инновационный продукт направлен на комплексное решение проблем, возникающих при организации проектной работы, и включает в себя следующие компоненты:

1. Технологию сопровождения проектно-исследовательского проекта: описание алгоритма выполнения работы, начиная от замысла работы и заканчивая ее представлением для любой аудитории (основные этапы, инструкции и формы отчетов по этапам, система критериев оценивания продукта проекта и деятельности ученика на всем протяжении проектной работы)

2. Рабочую тетрадь («Дневник проекта»), позволяющий ученику фиксировать результаты по каждому этапу проекта, ставить задачи на следующий этап. Дневник проекта способствует системной работе над проектом и рефлексии ученика о способах действия в рамках каждого этапа и в процессе реализации работы в целом.

3. Систему критериев оценивания всех компонентов проектно-исследовательской работы (продукт проекта, представление результатов работы над проектом, процесс работы над проектом).

Предлагаемая технология сопровождения проектно-исследовательской работы позволяют получить следующие результаты:

- Ученику: усвоить алгоритм выполнения проекта в целом и его отдельных этапов, лучше организовать и сделать осознанной свою работу, дисциплинируют и направляют его. Дневник проекта может быть использован как составляющая портфолио ученика.

- Учителю: алгоритмизировать процесс работы над проектом, управлять и контролировать выполнение отдельных этапов и работы в целом, в том числе совместно с учителями других предметов, объективно оценить все составляющие работы ученика над проектом: умение организовать свою деятельность, применять свои знания, решать проблемы, работать в группе, пользоваться разнообразными источниками информации, использовать ИКТ и т.д.

Созданная в рамках данной технологии рабочая тетрадь «Дневник проекта» может быть использована в практической деятельности учителей для организации проектно-исследовательской деятельности в средней школе в рамках вариативной части учебного плана, а также для организации предпрофильных и профильных курсов предметного и надпредметного характера.



© 2010-2022