• Преподавателю
  • География
  • Творческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географии

Творческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииТворческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииГБОУ РО « Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»

Творческая работа

« Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географии»


Учитель географии: Ефимако Людмила Михайловна

24.11.2010

Г. Белая Калитва

Содержание



  1. Введение.

а. Проблема исследования и ее актуальность (с.3)

  1. Изучение национально-регионального компонента на уроках географии (с.4)

А. Цели регионального образования.

Б. Задачи регионального образования.

  1. Программа регионального компонента 7-й класс. «География Ростовской области» (с.7)

А. Педагогическая идея.

Б.Особенности программы.

  1. Реализация целей и задач курса посредством использования новейших технологий (с.10)

А. Методы активизации познавательной деятельности.

Б. Характеристика заданий и методика их использования.

5.Заключение (с.40)

6.Используемая литература и электронные источники информации (с.41)







1.Введение.

Проблема исследования и ее актуальность. Одной из тенденций в совершенствовании отечественной системы образования на современном этапе является региональность, отражающая специфику российского общества - разнообразие в социально-экономическом развитии регионов, различие в их природных, культурных, национальных и исторических особенностях.

Реализация принципа региональности в учебно-воспитательном процессе школы призвана изменить сложившееся положение вещей. С его помощью возможно решение таких задач гуманизации образования, как уровневая дифференциация обучения, межпредметная интеграция, практическая направленность обучения, суммирование художественного интереса и расширение знаний учащихся о национальном и региональном своеобразии условий их жизни, выполнение заказа общества на активную и социально адаптированную личность, формирующуюся под влиянием социально-экономических преобразований, происходящих в России в целом и в каждом регионе в отдельности. Преподавание географии с учетом национально-регионального компонента направлено на формирование интереса и приобщение ученика к этнической, региональной, российской и мировой культуре, способствует формированию общечеловеческих ценностей, общей культуры личности, созданию условий для ее самоопределения и самореализации.

В результате принятия Закона РФ «Об образовании» содержания образования, перехода средних общеобразовательных учреждений на новый Базисный учебный план школы появилась возможность строить процесс обучения и воспитания учащихся с учетом специфики региона и местных культурно-исторических традиций, региональных экономических программ, перспектив развития, ресурсного потенциала и т.д. Реализация региональной составляющей образования выражается как в создании региональных образовательных программ, набора учебных дисциплин, так и в выделении национально-регионального компонента содержания образования учебных предметов федерального стандарта.

Основополагающей задачей системы географического образования подрастающего поколения следует считать формирование и развитие личности, обладающей высокой духовной культурой, развитым интеллектом, творческой индивидуальностью и опирающейся на национальные традиции.

2. Изучение национально-регионального компонента на уроках географии.

"Я стремился к тому, чтобы все годы детства

окружающий мир, природа постоянно питали сознание

учащихся яркими образами, картинами, восприятиями,

представлениями… чтобы чтение "Книги природы"…

было началом активного мышления, теоретического

познания мира, началом системы научных знаний."

В.А.Сухомлинский

Краеведение - одна из составляющих содержания образования учащихся, потому что закон "Российской Федерации об образовании" предусматривает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего образования. В педагогическую литературу и школьную практику понятие "краеведческий подход" или "краеведческий принцип" вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности. Национально-региональный компонент , используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы национально-региональный компонент умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. Национально-региональный компонент становится основой понимания человеком своеобразия других стран, краев, областей.

С особенностями государственного устройства России (наличие административно-территориальных образований) связано понятие "региональный компонент образования". Все процессы (географические,

социально экономические, исторические, этнографические и другие) происходят на определенной территории. Именно по этой причине содержание регионального компонента должно иметь географическую основу. Введение регионального компонента способствует дальнейшему развитию школьного краеведения и реализации краеведческого принципа обучения, ставшего в настоящее время регионоведческим.

Изучение процессов и явлений, происходящих в территориальных границах субъектов Федерации, становится значимым и жизненно важным для учащихся, так как в сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.

А. Цель регионального образования: формирование у учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а также развитие представлений о Ростовской области как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по региональному компоненту.

Б.Основными факторами активизации учебно-воспитательной работы являются:

  1. Содержание регионального компонента как источника возбуждения познавательного интереса учащихся, которое способствует осознанному пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах;

  2. Практическое осуществление связи обучения с жизнью;

  3. Создание проблемной ситуации, связанной с решением учебно-практических задач, которая является основным источником активизации мыслительной деятельности учащихся.

В школьном образовании региональный компонент призван сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу . Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.

Б. задачи:

1. формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором развиваются региональные процессы и явления;

2. развивать представления о Ростовской области как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение;

3.сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории Ростовской области и Белокалитвинского района;

При реализации данных задач определила объем, содержание и формы работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсии, конкурсы… Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по Ростовской области, подбором материала из газет и журналов, большое значение придаю поисковой и исследовательской деятельности учащихся, т.к. национально-региональный компонент основан на активном действии учащихся, способствует мобилизации всех возможностей и познавательных сил подростков.

На изучение региональный компонента отводится 10 % от общего учебного материала. Системное изучение регионального компонента проходит в 6, 7, 8, 9, 10 классах. В 7-х классах выделено 34часа. Для успешной реализации поставленной задачи разработала и внедрила в практическую деятельность систему региональных уроков.

3.Программа регионального компонента 7-й класс. " География Ростовской области"

В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.) закреплены два компонента стандарта - федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а национально-региональный - те нормативы, которые относятся к компетенции регионов.

А. Педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей стало создание условий для воспитания человека, влюбленного в родную природу, заботящегося о ней. Привлечение школьников к познанию родного края - это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно.

Б.Особенности программы.

Региональность характеризуют следующие особенности:
- исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);
- природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые, проблемы экологии);
- социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения);
- социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);
- социально-экономические (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.);
- экономические отрасли региона (сельскохозяйственные, строительные, химико-технологические и др.), промышленные и сельскохозяйственные производства;
- административно-политические (территориальное расположение и границы региона, организация и функционирование органов управления);


- политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи и т.д.)

Разработанная рабочая программа включает в себя климатические, природные, экологические, исторические и экономические особенности Ростовской области, таким образом, осуществляется интегрированная связь с такими предметами как история Дона, экономика, биология.

Научная новизна состоит в том, что:

1. определены методические условия формирования основных географических понятий на основе дополнения содержания федерального компонента региональным материалом;

2. обоснованы и разработаны комплексы средств обучения для реализации регионального компонента.

3. содержание программы органично переплетается с экологической деятельностью.

Проблема взаимоотношений человека, природы и общества стояла на всех этапах развития человечества, но особой остроты достигла на пороге 3 тысячелетия. Анализ подлинных причин экологического кризиса убеждает нас в том, что главное противоречие не между человеком и природой, а между культурой и деятельностью в природе. Поэтому основная задача сегодня - достижение экологической грамотности всего населения страны, и, прежде всего, наших детей.

Реализация идеи экологического обучения в курсе школьной географии означает создание каждым школьником понимания данной проблемы, основанной на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения по данной теме не может на современном этапе развития рассматриваться без учета личной позиции обучаемого.

Целью программы является:

Изучение родного края как важнейший фактор формирования системы ценностей школьника.

Конкретизация общечеловеческих ценностей на краеведческом уровне осуществляется по следующим направлениям:

1.сохранение природы края;

2.лимитирование потребностей в ресурсах;

3.готовность к трудовой деятельности и т.д.

Программа предусматривает реализацию ряда задач:

Образовательных:

1.Изучение законов природы, связи, зависимости между объектами и явлениями живой природы.

2.Овладение нормами правильного отношения к природе.

3.Применение на практике знаний, полученных на уроках географии.

4.Использование полученных знаний применительно к существующей экологической обстановке.

5.Изучение особенностей природы Донского края.

6.Овладение навыками отбора необходимой информации.

Воспитательных:

1.Воспитание экологической культуры.

2.Воспитание патриотических и эстетических чувств, а так же чувства ответственности перед природой.

3.Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, взаимоподдержки.

4.Привитие детям любви, сострадания ко всему живому.

Исследовательского характера:

1.Постановка проблемы и поиск путей её решения путем развития аналитического и логического мышления;

2.Развитие поисковых качеств, стремление постичь неизвестное, неизведанное, необъяснимое;

3.Отражение в собственном творчестве изученного, познанного, увиденного.



  1. Реализация целей и задач курса « География Ростовской области».

А. Методы активизации познавательной деятельности.

Реализация содержания осуществляется с помощью следующих педагогических технологий:

1.Модульной;

2. Игровой;

3. Проблемно-поисковой;

4.Проектной;

5. Компьютерной.

В соответствии с региональным компонентом федерального образовательного стандарта в школьный курс географии введено изучение географии Ростовской области, но до сих пор нет учебника, который соответствовал бы потребностям школы.

Одним из основных направлений модернизации общего образования является: обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

Дэвид Трейклер констатировал: «Люди запоминают 10% того, что читают,20% того, что слышат,30 % того, что видят, и 50% того, что они слышат и видят одновременно». Помочь этому смогут компьютерные технологии. (С.Д. Долгорукова, с. 3).

Мои трудности связаны с тем, что, во-первых: в настоящее время недостаточно электронных пособий, разработанных с учетом регионального компонента; во-вторых: подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требует от учителя очень много времени.

Преимущества использования компьютерных технологий следующие: урок, созданный на компьютере, представляет собой цельную компьютерную разработку с привлечением средств музыки и видео, цветовой гаммы фона, коллекции фотографического и иллюстрированного материала, а также использования дополнительного материала из информационной базы Интернета.

Также я использую компьютерные технологии как инструмент исследования, позволяющий ученику самому проводить исследования и

экспериментировать, что несет развивающую функцию и обеспечивает новое качество образования для нашего ученика.

Можно применять технологии коллективных способов обучения (КСО), где каждый обучает всех, все обучают каждого. При использовании данной технологии некоторые функции учителя передаются учащимся. Класс заранее делится на несколько групп. В каждой группе выделяется лидер. Как правило, это ученики, проявившие склонность к предмету, умеющие работать с картой, схемами, таблицами. Вместе с лидерами готовится необходимое оборудование к новому уроку. КСО рекомендуется использовать как на уроках обобщения, так и на уроках контроля знаний.

Применение КСО на уроках помогает добиваться поставленной цели, способствует созданию творческой, соревновательной атмосфере среди учащихся. Свободная форма общения способствует их меньшей утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности.

Модульная технология и ее применение на уроках географии.

Модульная технология - одна из эффективных технологий, способствующих решению задач, поставленных перед учителем - учить и развивать. Модуль (учебный раздел) состоящий из блоков (уроков), перед которыми стоит определенная задача, цель.

Модульная организация подачи материала выглядит следующим образом:

1 блок - уроки изучения нового материала - лекции; на данном этапе дается учащимся определенная сумма знаний по данному разделу;

2 блок - уроки совершенствования ЗУН - семинары, исследования, лабораторные работы. Эти уроки направлены на углубление знаний учащихся через практическую деятельность. Именно на уроках этого блока происходит развитие способностей учащихся.

3 блок - контроль и учет знаний и умений - коллоквиумы, зачеты.

Модульное обучение позволяет модернизировать существующую традиционную систему на основе методического и дидактического реконструирования материала. Модульное обучение - универсальная технология и наиболее приемлемая в современной школе, когда все за

«разгрузку» учащихся, но, реально, программы усложняются. А модульные уроки- уроки обучающие учиться самостоятельно (причём на самом уроке), самостоятельно анализировать, домашние задания, часто просто формальны, т.к. главные вопросы изучены непосредственно на уроке, а выводы сделаны самим учеником.

Проектная технология.

Проектная технология - является исследовательским методом.

Можно выделить следующие этапы:

1-й - погружение в проект (цели, задачи, постановка проблемы);

2-й - организация деятельности (разбивка на группы, планирование работы);

3-й - осуществление деятельности (поиск информации, подготовка презентации результатов);

4-й - презентация ( демонстрация результатов, оценивается понимание проблемы, умение работать в группе).

Используя данную технологию в преподавании географии, ставлю целью побудить учащихся к проявлению интеллектуальных способностей, нравственных и коммуникативных качеств, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности.

Данные технологии способствует повышению уровня мотивации, интереса к изучаемому предмету, качеству знаний. Так как научить чему-либо без желания обучаемого нельзя, то, прежде всего, стремясь заинтересовать ученика, современные педагогические технологии, были использованы для насыщения учебного процесса нетрадиционными формами уроков.

Изучая уровень мотивации на уроках географии, особое внимание уделяю классам, в которых данный показатель низкий. Данные технологии в результате их апробирования показали степень высокой эффективности в решении задачи - овладение учащимися ЗУН. Результаты свидетельствуют, что учащиеся владеют общеучебными и предметными интеллектуальными умениями на уровне оперативного осознанного их применения и самоконтроля результатов. Школьники владеют научной проблематикой в рамках школьного предмета, умеют узнавать и формулировать проблему в контексте обучения, видят возможные пути решения этой проблемы и внятно их излагают, видят общее в ряду событий закономерности, выделяют идею.

Данные технологии основаны на отношениях между учителем и учащимися, на организации самостоятельной познавательной деятельности школьников. Происходит развитие и личностных качеств школьника - становление его "Я".

С целью обобщения и систематизации знаний, закрепления основных понятий и терминов я провожу уроки-зачеты, практические работы, игры (викторины), уроки-презентации, использую кроссворды, графы, позволяющие проверить умения оперативно работать со статистическими материалами, экономическими картами, диаграммами, таблицами.

Кроме этого, учащиеся получают задания по составлению рекламных буклетов Ростовской области, оформлению географических газет. При выполнении таких заданий проявляются творческие способности учащихся. Таким образом, слабый ученик тоже может получить высокую оценку.

Работа с одарёнными детьми.

Используя данную программу на уроках, возрастает активность учащихся, создается обстановка постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску. Эта группа учащихся имеет дополнительные задания по изучаемым темам. Некоторые темы изучают опережающим методом, делают основные научные сообщения для всего класса.

Технология перспективно - опережающего обучения - одна из развивающих, её можно применять в средней и старшей школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю учитывать особенности учащихся, а учащимся возможность заниматься на более высоком уровне сложности.

- Задания на проведение сравнения.

- На проведение анализа с последующими выводами.

- Задания на поиск и раскрытие причинно - следственных связей.

- Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

- Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

- Задания на группировку объектов.

- Задания на узнавание объектов и явлений.

- Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

- Задания на прогнозирование географических ситуаций.

В опыте работы по проблемному обучению, выделяю несколько типов проблемных ситуаций, которые создаются на уроках в процессе изучения географии Ростовской области.

К первому типу отношу проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие между имеющимися у школьников знаниями и знаниями, требуемыми для выполнения задания или ответа на вопрос. Разрешение этого противоречия, как правило, связано с отбором и перестройкой ранее усвоенной информации, с нахождением и применением новых способов умственной или практической деятельности.

Ко второму типу отношу проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие, заложенное в самом рассматриваемом процессе, явлении, объекте.

К третьему типу отношу проблемные ситуации, отражающие диалектическое единство и борьбу противоположностей, что требует рассуждения по формуле: "и то и другое одновременно".

На уроках географии, я уделяю внимание дифференциации и индивидуализации обучения. Использую разноуровневые задания. Домашнее задание тоже может быть неодинаковым по сложности.

Зачеты, тесты оцениваются по "накопительной системе": чем больше заданий выполнено, верно, тем выше оценка, это отличается от традиционного выставления оценок "способом вычитания", таким образом, наряду с тестированием в практике своей педагогической деятельности использую рейтинговую систему оценки знаний учащихся, что способствует повышению качества обучения.

Такая форма работы помогает обучающимся готовиться к сдаче экзамена по предмету в форме ЕГЭ.

Большое внимание уделяю опросу обучающихся и их оцениванию, поэтому в своей работе применяю разнообразные карточки-задания.

Это карточки для проверки номенклатуры карты, для выполнения заданий по различным географическим картам, что закрепляет практические навыки. Задания различаются по видам познавательной самостоятельной деятельности обучающихся. Это карточки-задания, которые можно использовать для организации дидактических игр, мини-практических работ.

Все задания карточек разделяю на несколько типов. К первому относятся задания, требующие от обучающихся умения называть и показывать на карте географические объекты. Второй тип - это задания на определение координат географических объектов, измерение расстояний между ними. Задания третьего типа - на умение давать описание географических объектов и явлений. Более сложные задания четвёртого типа, которые требуют от обучающихся умения объяснять причины географических явлений.

Все используемые мною формы контроля направлены на одно - включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия. Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимо широкое использование разных форм контроля и разумное их сочетание, обязательное систематическое освещение результатов контроля, привлечение учащихся к оцениванию итогов работы.

Цели и задачи курса реализуются посредством изучения тем:

«Географическое положение Ростовской обл.», «Рельеф Ростовской обл.», «Климат», «Водные ресурсы», «Особенности растительного и животного

мира», «Хозяйство Ростовской обл.», «Экологические проблемы», «География Белокалитвинского района».

Экскурсии и практические работы на местности позволяют применять географические знания для объяснения и оценки природных, экологических явлений и процессов на территории родного края, умения ориентироваться на местности, наблюдать за состоянием окружающей среды и принимать участие в решении экологических проблем края.

Б. Характеристика заданий и методика их использования.

Загадки:

Фырчит, рычит, По синему морю
Ветки ломает, Белые гуси плывут. (Облака)
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его.
Да не видишь его. (Ветер)

Под стеклом сижу, Как будто из меди его лепестки,

На север и на юг гляжу И стебель свинцового цвета.

Со мною пойдёшь - Стоит на кургане у самой реки

Дорогу обратно легко найдёшь. (компас) Цветок несгибаемый ветром.

(бессмертник)

Вот вам лёгкая шарада: Вечером наземь слетает,

К ноте "Н" прибавить надо. Ночь на земле пребывает,

Нота больше не поёт, Утром опять улетает. (Роса)

А рекой она течёт. (До + Н = Дон.)

Работа с одаренными детьми.

1. Задания на проведение сравнений.

Сравните климат западной и восточной частей Ростовской области.

2. На проведение анализа с последующими выводами.

По климатической карте определить климатический пояс направление ветров.

Что общего в климате юга и запада? В чем различие климата этих территорий?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно - следственных связей.

Определите черты климата, вытекающие из таких особенностей:

  1. Ростовская область находится на юге Восточно-Европейской равнины.

  2. Западную часть омывают моря Атлантического океана.

Определите следствие следующих особенностей климата.

  1. Находится в умеренной поясе.

Определить причины следующих особенностей внутренних вод:

  1. Реки имеют медленное течение.

4. Задания на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений.

Имея в виду зависимость климата от географической широты, сделайте предположение о том, где должны наблюдаться наиболее низкие температуры января. Проверьте свои предположения по климатической карте. Сделайте выводы.

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

1. Почему преимущественная часть полезных ископаемых находится в осадочных пластах Русской платформы?

2. Какие факторы влияют на формирование рельефа Ростовской области?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Евразии на группы, дайте названия каждой группе: Дон, Сал, Маныч-Гудило, Кагальник, Ергени,Донецкий, Быстрая и т.д.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Как изменился бы климат, если бы Ростовская область располагалась южнее? Что было бы с реками, берущими начало в горах?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Что это за явление?

«Чёрный полог накрывал степь. Солнце проглядывало сквозь него расплывчатым пятном. Растения вырывало с корнем. У лесополос - чёрные сугробы пыли. Что уцелело - выгорело».

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Работа со слабоуспевающими учениками.

Знание основных понятий темы:

«Посмотрите на картины:

«Все готовы отвечать? Горы это или равнины?

Ну, с чего бы нам начать?» И какие суперсилы

«Объясните, для примера, Их в движенье приводили?»

Что такое литосфера?»

«А теперь словарь по теме. Чтоб сберечь урока время, Я читаю вам куплеты, говорите лишь ответы».

«От дождей, текучих вод Вот вам лёгкая шарада:

Он растет из года в год. К ноте "Н" прибавить надо.

Он полей равнинных враг, Нота больше не поёт,

Как зовут его?» (Овраг) А рекой она течёт. (До + Н = Дон.)

Картины с изображением природных явлений (буря, наводнение, оползень), или объектах. Задача ученика - рассказать об этом явлении, объекте.

Выявление логических связей:

«Я слова читаю вам, Вы прислушайтесь к словам. Может, лишние попали? Докажите, как узнали».

1. вершина, подошва, склон, обрыв 2.низменность, возвышенность овраг,

3. север, запад, холм, восток

Географическая задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Рельеф» по опорным словам, не нарушая последовательности: кряж, Донецкий, запад, Ростовская область, 298м., полезные ископаемые.

Географические разминки. Примеры: Физкультурная минута. Учитель (обязательно неожиданно) останавливает урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки «в замок»: «Все вместе!»

"Полный штиль!" - руки без движения;

"Волны!" - Легкое волнообразное движение сцепленными руками;

"Волны сильнее!" - движение более сильное;

"Шторм" - волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту.

Примеры проблемных ситуаций, вопросов.

Задание.1. Охарактеризуйте демографическую ситуацию. Какие тенденции вы можете выявить?

Это задание целесообразно использовать в процессе изучения новой темы для организации самостоятельной работы учащихся. Класс делится на группы; каждая из групп анализирует статистический материал, подобранный учителем, работает с текстом учебника и картами атласа, а затем выступает с результатами проделанной работы.

В процессе обсуждения под руководством учителя они выявляют следующие тенденции:

А) снижение темпов роста населения;

Б) сокращение уровня рождаемости,

В) рост средней продолжительности жизни;

Г) рост доли пожилых людей. В ходе обсуждения могут быть созданы учителем разнообразные проблемные ситуации. Например, с одной стороны,

выявляется тенденция снижения темпов роста населения; с другой - население Ростовской области возрастает.

Можно предложить учащимся самостоятельно составить карту "Население Ростовской области в период с 2000 до 2020 г.", используя при этом различную географическую информацию.

- Можно ли управлять демографическим процессом?

- Какие конкретные меры вы могли бы предложить?

- К каким последствиям они могут привести приводят?

2. Выявить взаимосвязь тектонического строения и форм рельефа.

Осуществляется на основе знания терминов, анализа карт атласа: физической и карты тектонического строения Ростовской области.

3. Почему в Ростовской области распространен чернозём?

Чернозём формируется под степной растительностью. В ходе изучения материала нужно назвать факторы образования чернозёма ( густой травяной опад, тёплое и длительное лето, способствующее разложению остатков и образованию перегноя, небольшое количество осадков, много кальция, который препятствует вымыванию гумуса).

4. Почему географическое положение Ростовской области выгодное?

Положение на материке, федеральный округ.

Крайние точки, расчет протяженности с севера на юг и с запада на восток.

Климатический пояс, реки, озёра, формы рельефа.

Выход в океаны, моря, положение по отношению к сырьевым базам.

Соседи- страны, субъекты РФ.

Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Тема урока: «Экологические проблемы Ростовской области», «Три подарка человечеству». Класс разбит на три группы. Ученики каждой группы получают свое задание:

1.Перечислите экологические проблемы нашего города.

2.Предложите идеи, как сделать город экологически более чистым.

Экскурсия «Особенности природы г. Белая Калитва».

Учащиеся делятся на группы, каждая группа получает задание.

1группа: Наблюдение за погодой (температура, осадки, ветер, облачность, виды облаков), описание рельефа местности.

2 группа: Знакомство с рекой. Как река влияет на увлажненность территории? В какой природной зоне находится территория?

3 группа: Описание растительного покрова (сухая, слегка влажная, влажная), выявление видов животных, встречающихся на территории комплекса.

4 группа: Как человек использует территорию данного природного комплекса и какие меры осуществляются для охраны природы?

Проект по теме: «Климат Ростовской области».

Почему климат Ростовской области континентальный?

Черты сравнения

Погода

Климат

1. Определение термина

2. Элементы.

а) температура

б) давление атмосферное

в) облачность

г) осадки


I. Географическая широта

1. Есть ли смена года?

2. Какое время года самое теплое?

3. Какое время года самое холодное?

2. Высота над уровнем моря

1. Абсолютная высота ...

2. Поэтому Ратм ...

3. Поэтому t выше или ниже, чем на окружающей территории?

3. Влияние рельефа

11. Какая форма рельефа (название) влияет на климат?

2. Каким образом?

4. Близость океана (моря)

11. Какой океан оказывает большее воздействие?

22. Какой океан оказывает меньшее воздействие?

33. Какое влияние он оказывает летом, зимой?

Влияние климата на природу и жизнь человека.

Климат - Материалы - Жилище

Климат - Материалы - Одежда

Вывод:

Географическая широта

Количество солнечного теплаI

Угол падения солнечных лучей

Температура воздуха

Опорная схема урока по теме:



Структура топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Ростовской области.

ТЭК


Энергетика

Производственная инфраструктура

Топливная про

мышленность

ТЭС ГЭС АЭС

нефтепровод

газопровод ЛЭП

нефтяная

  1. Определения терминов: ТЭК, ЛЭП, угольный бассейн.

  2. Назвать факторы размещения отраслей ТЭК.



сланцевая газовая угольная


Опорная схема урока по теме: «Климат Ростовской области».

Климат Погода

Климатообразующие факторы

Географическая широта Рельеф Близость океана

Угол падения солнечных лучей

Количество солнечного теплаI

Температура воздуха Элементы климата и погоды

Атмосферное давление

Погода, климат г.Белая Калитва

Учащимся предоставляется возможность самостоятельно преобразовывать текст в графическую форму.





Т, °С

Осадки, мм

1.Анализ годового распределения температуры воздуха и осадков в г. Ростове-на-Дону

Дидактический материал. Анализ графиков и диаграмм.



  1. Анализ рельеф - тектоника

Творческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географии

1625 1725 1895 1939 1959 1970 1980 1991 2003





3. Анализ динамики численности населения Ростовской области.

4. Дополните предложения:

Древнейшие тектонические структуры - ……….

Им в рельефе соответствуют - ……..

Молодые тектонические структуры - ……….

Самая высокая точка Ростовской области - ……..

Неровности земной поверхности - ……….

5. Вставить пропущенные слова:

Ростовская область расположена в …… климатическом поясе, это значит в нашей местности хорошо выражены …. сезона года. Средняя температура

января …..градусов, средняя температура июля ….. градусов, преобладают ветры….. направления.

6. Составьте схематический рисунок (цепочку рисунков) экологических последствий добычи какого-либо вида полезного ископаемого.

7. Установите соответствие:

Понятие

Термин

1. Природное скопление полезных ископаемых, пригодных для разработки

А) Платформа

2. Формы рельефа, созданные работой текучих вод, - речные долины, овраги, балки, ущелья

Б) Щит

3. Обширный участок земной коры с устойчивым, малоподвижным фундаментом, который сложен кристаллическими и метаморфическими породами и перекрыт осадочным чехлом

В) Плита

4. Участок платформы, фундамент который покрыт толщей осадочных пород

Ж) Рекультивация

5. Место выхода фундамента платформы на поверхность

Г) Эрозионный рельеф

6. Комплекс работ, направленных на восстановление хозяйственной, медико-биологической и эстетической ценности нарушенных ландшафтов

Е) Месторождение


Районы

Центры Ростовской области

Белокалитвинский

Шолоховский

Верхнедонской

Октябрьский

Заветинский

Сальский

Каменский

Пролетарский









Достопримечательности г. Белая Калитва, Ростова-на-Дону

Творческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географии«Две сестры»

Творческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииПриродный ландшафт



Творческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииСеверский Донец

Творческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географииЗелёный остров



Разработка урока на основе модульной технологии по географии в 7 классе по теме:

"Географическое положение Ростовской области".

Комплексная дидактическая цель (КДЦ):

Знать

Уметь

1. Особенности географического положения Ростовской области.

1. Определить географическое положение.

2. Свободно и творчески мыслить, логически излагать свои знания.

Географическое положение Ростовской области.

УЭ-0 Интегрирующая дидактическая цель.

УЭ-1 Особенности географического положения Ростовской области.

УЭ-2 Исследовательская работа с контурной картой и атласом.

УЭ-3 Обобщение (Рефлексия).

УЭ-4 Выходной контроль.

УЭ-5 Домашнее задание.

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

УЭ-0

Интегрирующая дидактическая цель: Объяснить понятие "Географическое положение", показать величину территории Ростовской области, особенности географического положения, территории, граничащие с Ростовской областью.

Мотивация.

Знать

Особенности географического положения: моря, заливы, омывающие Ростовскую область. Историю исследования.

Уметь

Определять координаты крайних точек, протяженность в градусах и километрах.

1 мин.

УЭ-1

Особенности географического. Практическая работа.

Учебная задача: Усвоить понятие "географическое положение " и научить определять его по карте.

Задания для учащихся:

  1. Открыть учебник стр.277, прочитать план описания географического положения.

  2. По картам атласа стр.1-2 ответить на вопросы плана.

  3. Определить координаты крайних точек и нанести их на контурную карту.

  4. Определите расстояние от крайней северной до крайней южной точки, Крайней западной до крайней восточной (длина дуги 45 параллели равна ~ 78 км).

Самостоятельная работа

15 мин.

УЭ-2

Практическая работа с картами атласа и контурными картами.

Учебная задача: Познакомить учащихся с морями, заливами, океанами, выявить их влияние на территорию Ростовской области.

Задания для учащихся:

  1. Прочитать задания на стр.4 (а) рабочей тетради и ответить на них.

  2. Нанести на контурную карту моря, заливы.

Самостоятельная работа

15 мин.

УЭ-3

Обобщение.

Вернись к УЭ-0. Достиг ли ты поставленной цели?

Рефлексия

1 мин.

УЭ-4

Выходной контроль.

Ответить на вопросы:

  1. В каких широтах расположена Ростовская область?

  2. Дать оценку географического положения Ростовской области.

  3. У карты повторить номенклатуру, изученную на уроке.

Устный ответ

5 мин.

УЭ-5

Домашнее задание.

  1. Пользуясь планом описать географическое положение своего населённого пункта;

  2. Объяснить слово "Дон";

  3. Сравнить ГП Ростовской и Волгоградской областей.

3 мин.

Эталон.

УЭ-2

Крайняя северная точка: в Верхнедонском районе 50°с.ш.;

Крайняя южная точка: в Песчанокопском районе 45°с.ш.;

Крайняя западная точка: в Матвеево-Курганском районе 38°в.д.;

Крайняя восточная точка: в Заветинском районе 44°в.д.;

Протяженность материка: с севера на юг 50°- 45°=5°, 111 км*5°=555км;

с запада на восток 44°-38°=4°, 78км*4°=312 км.

Площадь материка - 100,8 тыс.кв.км.

Урок- викторина: «Особенности Ростовской области».

Цель: проверка знаний учащихся об основных особенностях природы Ростовской области, развитие познавательной деятельности учащихся.

1.Где находится географический центр нашей области? (географический центр нашей области расположен чуть южнее пос. Тацинский. 230 км до всех крайних точек)

2. Какова протяжённость границ нашей области? (2280 км)

3.Наша область лежит в двух частях света. Каких? Где проходит условная граница между ними? (Кумо-Манычская впадина, нижнее течение Дона)

4. Кто под нами вверх ногами? (Новая Зеландия)

5. Самое высокое и самое низкое места на территории Ростовской области? (самое высокое - к востоку от пос. Зверево (Донецкий кряж), самое низкое - низменные места Азовского моря)

6. Когда появились курганы? С какой целью? (в бронзовом веке племена скотоводов кочевали и над могилами умерших насыпали курганы, казаки использовали курганы как сигнальные вышки для разжигания костров)

7.Что такое провалы? (осадочные горные породы - песчаники, сланцы, известняки - вымываются дождевой водой, образуя подземные пустоты)

8. Где в нашей области есть лечебные грязи? (на Маныче. близ Азова)

9. Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная, выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-чёрном небе несчётные сияли звёзды, месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе» ? (засуха в степи)

10. Назовите крупные реки Ростовской области. (Дон, Чир, Северский донец, Калитва, Лихая, Темерник, Усть-Быстрая...)

11.Что такое «бабье лето» ?

12. Почему реку Дон называют Тихим Доном? (небольшой уклон - медленное течение)

13. В казачьих песнях из Казани Дон часто величают Ивановичем. Почему? (в недалёком прошлом река вытекала из Иван-озера в Тульской области)

14. Где, кроме Ростовской области, есть река под названием Дон ? (Франция - Дон впадает в Бискайский залив; Индия - Дон впадает в Бенгальский залив; Шотландия - г. Абердин, Дон впадает в Северное море: Англия - Дон- приток реки Ус. впадает в Северное море; Канада - Дон впадает в оз. Онтарио)

15.Всем известны строки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» :

У лукоморья - дуб зелёный. Златая цепь на дубе том... А знаете ли вы, где находится это «лукоморье» ? (это старинное название Таганрогского залива, по форме напоминает изогнутый лук)

16.Самое прожорливое животное? (землеройка)

17. Животные Ростовской области, включённые в Красную книгу, (выхухоль, гигантская вечерница, розовый пеликан, кудрявый пеликан, фламинго, чёрный аист, орлан белохвост, степной орёл, скопа, дрофа, стрепет, бобр)

18. Один из городов области расположен на трёх реках. Назовите этот город. (Белая Калитва)

19. Какое растение называют «шёлковой травой»? (ковыль)

Забавный устный опрос по понятийному аппарату темы «Рельеф и строение земной коры». Дети путаются в новых абстрактных для них понятиях: щит, платформа, земная кора, плита, рельеф. Называю термины; если термин относится к теме «Строение земной коры», руки опускают вниз, наклоняются (не вставая из-за парты), если к теме «Рельеф», - тянут обе руки

вверх. Например, «плита, щит, низменность, кряж, возвышенность, впадина, аккумуляция, платформа». Не сбиваясь с темпа, в заключение обязательно задается спорный вопрос, например, «полезные ископаемые», дети теряются, оглядываются с недоумением. Самые реактивные одну руку поднимают вверх, другую опускают.

При этом, как бы ни был организован и построен урок, я стремлюсь предпослать каждому из них эпиграф. Вот пример одного из таких девизов: при изучении уникальной природы области и особо охраняемых территорий я использую эпиграф-обращение: «Человек, помни! Нельзя защитить то, что не любишь! Нельзя любить то, чего не знаешь!». Стремлюсь выстроить этот урок так, чтобы рассказы о природе были не просто сообщениями о фактах, а были проникнуты возвышенными и искренними чувствами, которые пробуждают в нас необъятные просторы родного края. Ведь природа - это и все, что нас окружает, и мы сами. Природа - это цветок и плод, воробей и лягушка, лес и живая вода ручьев и рек, горы, долины и люди… Цель урока по этой теме - знакомство с заповедными местами и памятниками природы Ростовской области. На этом уроке каждому учащемуся предстоит сформулировать ответ на вопрос «В чем заключается мой вклад в охрану природы родного края?» Работают ученики в группах.

При изучении тем «Климат» и «Реки» ученики пользуются данными своих календарей погоды, которые ведутся ими, начиная с 6 класса. При изучении растительного и животного мира области учащиеся делают в классе небольшие доклады по разделам темы.

В ходе изучения географии Ростовской области учащиеся выполняют творческие задания. В числе таких заданий сочинение сказок и стихотворений, собственные рассказы о живой природе. Разрабатывают «Правила поведения в окружающей среде».

Зачёт по теме: «Хозяйство и население Ростовской области».

Цель: проверка знаний учащихся об основных особенностях размещения населения, административно-территориальном делении, городах Ростовской области, развитие познавательной деятельности учащихся.

Часть А

Выберите правильный ответ:

1.Соседями Ростовской области являются:

а)Украина, Дагестан и Воронежская область

б)Калмыкия, Волгоградская и Астраханская области

в)Украина, Ставропольский край и Волгоградская область

г)Адыгея, Краснодарский и Ставропольский края

2.Площадь Ростовской области составляет:

а)96,3 тыс. км 2 в) 100,8 тыс. км 2

б)88,7 тыс. км 2 . г) 109. 1 тыс. км 2

3.Средняя плотность населения в Ростовской области составляет:

а)9 чел./ км 2 в) 43 чел./ км 2

б)36 чел./ км 2 . г) 52 чел./ км 2

4.Крупнейшими городами Ростовской области являются:

а)Ростов, Таганрог, Новочеркасск

б)Таганрог, Волгодонск, Ростов

в)Новошахтинск, Ростов, Шахты

г)Шахты, Таганрог, Ростов.

5.В отраслевой структуре промышленности Ростовской области на первом месте находится:

а)машиностроение в) пищевая промышленность

б)черная металлургия г) химическая промышленность.

6.Основная часть пассажиров в Ростовской области перевозится :

а)морским транспортом в) автомобильным транспортом

б)речным транспортом г) железнодорожным транспортом.

Часть В

7.Ведущее место в хозяйстве Ростовской области принадлежит .

8.Ростовская область богата ресурсами .

9.Центрами машиностроения в Ростовской области являются .

10.Центрами угледобычи являются .

Часть С

11.Почему 68% населения Ростовской области сосредоточено на юго-западе региона?

12.Чем объясняется специализация машиностроения Ростовской области?

Критерии оценки

«3»-часть А, «4»-часть А+В, «5»-часть А+В+С.

Контрольная работа: «Природно-ресурсный потенциал».

Цель: проверка знаний учащихся об основных особенностях географического положения Ростовской области, климата, рельефа, растительного и животного мира, умений работать с картой, анализировать и составлять графики, развитие познавательной деятельности учащихся.

Уровень 1

  1. Назовите географический центр Ростовской области.

  2. В каком климатическом поясе находится Ростовская область.

  3. Назовите крупные тектонические структуры.

  4. Назовите крупные формы рельефа.

  5. Дать определение терминам: платформа, климат, рельеф, река, балка, овраг.

  6. Какие факторы влияют на климат Ростовской области?

  7. «Черноземы для России дороже нефти». Объяснить высказывание.

Уровень 2

  1. Построить «розу ветров» для г. Белая Калитва, Ростов-на-Дону.

  2. Построить график годового хода температур для г. Белая Калитва, Ростов-на-Дону.

Уровень 3

10.Почему средняя температура января в г.Таганрог на 2 градуса выше, чем в селе Заветное?

11.Почему, имея выход в Азовское море, на территории Ростовской области формируется континентальный тип климата?

Критерии оценки

6 вопросов из ур. 1-«3»; 6 вопросов ( ур. 1)+1вопрос(ур.2)-«4»;

6 вопросов ( ур. 1)+1вопрос(ур.3)-«5».

Тест: «Географическое положение Ростовской области».

Цель: проверка знаний учащихся об основных особенностях географического положения Ростовской области, умений работать с картой, оценивать ГП, развитие познавательной деятельности учащихся.

А. Выберите правильный ответ:

1.Ростовская область расположена:

а) в европейской части России

б) в азиатской части России

в) в европейской и азиатской частях России

2.Ростовская область относится:

а) к Южному федеральному округу

б) к Приволжскому федеральному округу

в) к Центральному федеральному округу

3.Соседями Ростовской области являются:

а) Украина и Белоруссия

б) Волгоградская и Астраханская области

в) Украина и Калмыкия

4.Ростовскую область омывают воды

а) Черного моря

б) Азовского моря

в) Черного и Азовского морей

5.Крупнейшей рекой Ростовской области является

а) Северский Донец в) Дон

б) Волга

6.На юге Ростовская область граничит с ...

а) Воронежской областью

б) Украиной

в) Ставропольским краем

7. Крайняя восточная точка области находится

а) в Заветинском районе

б) в Верхнедонском районе

в) в Песчанокопском районе

8. Перед вами координаты крайних точек Ростовской области.

Определите, которая из них находится в Неклиновском районе

а) 47° сев. ш., 44° в. д. в) 45° с. ш. и 41° в. д.

б) 47° с. ш., 38° в. д. г) 50° с. ш., 41° в. д

9. Площадь Ростовской области составляет:

а) 104,2 тыс. км 2 в) 100,8 тыс. км 2

б) 88,7 тыс. км 2

10. Наибольшая часть Ростовской области расположена в природно-хозяйственной зоне:

а) степей

б) широколиственных лесов

в) лесостепи

В. 11. Как географическое положение влияет на особенности природы?

С. 12. Перечислите, на Ваш взгляд, благоприятные черты географического положения Ростовской области. Какие возможности это дает для развития Ростовской области?

Критерии оценки

А. 1 вариант-четные, 2 вариант-нечетные - «3»; В.- «4»; С. - «5».

Урок-путешествие по Ростовской области.

Цель: проверка знаний учащихся об основных особенностях природы Ростовской области, развитие познавательной деятельности учащихся, умения свободно и творчески мыслить, логически излагать свои знания.

«ИСТОРИЯ В НАЗВАНИЯХ».

1. Именно эту реку древние греки звали Танаис.

2. Именно этот водный объект всегда называли «водой», но звучало это по-разному.

3. Именно это мужское имя звучит в названии нескольких рек, протекающих по территории Ростовской области.

4. Именно это водохранилище на территории Ростовской области имеет нескучное название.

5. Именно этот водный объект кочевники-татары называли «Чобак - денгиз», что в переводе означало «богатое лещем».

«САМЫЙ, САМЫЙ!!!»

1.Именно эта река со своими притоками является самой западной рекой Ростовской области.

2.Часть водных объектов Кумо-Манычской впадины на территории Ростовской области имеют в своих названиях именно это общее слово.

3.Именно об этом озере говорят, что оно не только самое большое на территории Ростовской области, но и самое шумное.

4.Вода именно этого водоема Ростовской области иногда превышает среднюю соленость вед Мирового Океана.

5.Именно эти два крупных водных объекта, играющие важную роль в жизни Ростовской области, объединяет река Дон.

6.Зачастую реки, впадая в озера, моря, водохранилища, образуют заливы. Воды именно этих притоков Дона образовали самые большие по величине заливы в Цимлянском водохранилище.

7.На территории Ростовской области самую большую протяженность имеет именно эта река.

8.Именно этот водный объект, с которым у Ростовской области «пограничные отношения», известен с древних времен богатыми уловами осетровых рыб.

«ГЛАЗА БОЯТСЯ, РУКИ ДЕЛАЮТ!»

1.Именно после строительства этого гидротехнического сооружения, соединившего две великих русских реки, город Ростов-на-Дону стал портом пяти морей.

Именно этого «моря», воды которого в настоящее время омывают территорию Ростовской области, на довоенных картах всех стран не было.

Именно этому крупному водохранилищу приток реки Дон дал название.

Найдите ошибку.

1. Географические широты, в которых расположена Ростовская область, не влияют существенно на формирование климата территории.

2. Количество солнечной радиации, приходящейся на единицу площади, в северных районах территории Ростовской области, больше, нежели в ее южных районах.

3. Западный зональный перенос воздушных масс не оказывает влияния на климат территории Ростовской области.

4. На территории Ростовской области наибольшее количество осадков выпадает в той ее части, которая расположена восточнее 42° В.Д.

Верно ли утверждение.

1. Верно ли утверждение, что территория Ростовской области расположена на двух древних тектонических структурах?

2. Верно ли утверждение, что Скифская плита (в пределах территории современной Ростовской области), образовавшаяся в палеозойскую геологическую эру, включает в себя Ростовский свод и Воронежскую антеклизу?

3. Есть ли в Ростовской области отложения горных пород архейского периода?

4. Верно ли утверждение, что геологическая история территории Ростовской области, и, как следствие, сформировавшиеся отложения горных пород, оказали влияние на качественный и количественный состав полезных ископаемых?

«ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?»

1.В названии именно этой разновидности чернозема «звучит» город Ростовской области.

2.В названии именно этой разновидности чернозема, распространенной на территории Ростовской области, «участвует» именно эта форма рельефа.

В названиях именно этих трех видов почв Ростовской области звучит именно это растение.

Впишите названия городов Ростовской области.

Творческая работа по теме: Использование регионального компонента как средства усиления мотивации изучения географии

Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Сосредотачиваю внимание не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.

Основными направлениями в моей работе были и остаются неизменные категории: доброта, справедливость, требовательность. Помочь каждому ребёнку реализоваться, наметить свою высоту, увидеть даже самый малейший успех.







Используемая литература и электронные источники информации.

1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках, издатель: М.: ТЦ СФЕРА,2006.

2. В.Н. Алексенко, М.И. Мартынова «География Ростовской области», 2005г.

3. Атлас Ростовской области.

4. Буркина Т. М. Растительный мир донского края : ботанические экскурсии : (учебно-методическое пособие) - Ростов-на-Дону : Терра Принт, 2008.

5. С.В. Долгорукова, Уроки географии с применением информационных технологий, Москва, «Глобус», 2010г.

6. Журнал География в школе № 6 1998 год. «Контроль знаний на уроках географии», стр. 83. № 4, 1998.

7. Корнакова Н.В, рабочая тетрадь.

8. Корнакова Н.В. Методические подходы к изучению географии Ростовской области, г.Ростов-на-Дону, 2003г.

9. Миронов Е.В., АрутюноваЕ.И., Дудник С.Д. Города и районы Ростовской области: Историко-краеведческие очерки. Ростов-на-Дону, 1987.

10. Нагорный Б. Твой край родной, занимательное краеведение в вопросах и ответах, Ростов-на-Дону, 1988.

11. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов.

12. Савина Н.Г. Новые технологии обучения географии. Брянск, издательство БГПУ ,2000.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, М, 1998.

14. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М, 1998.

15. Т.А.Смагина, Ю.Н.Меринов, М.И.Кизицкий, В.С.Кутилин. Природа, хозяйство и население Ростовской области (учебное пособие для учащихся средних школ). Ростов-на-Дону, 1994.

16. Степаненко Л. Г. Описание природы Ростовской области , г.Ростов-на-Дону, 2005г.

17. Степаненко Л. Г. Описание природы Ростовской области, г.Ростов-на-Дону, 2005г. Тесты и задачи.

18. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике (учебное пособие), феникс, Ростов-на-Дону, 2009.

19. Донские Зори, http:IIdonris.ru

20. ROSTOV - REGION.RU



© 2010-2022