Рабочая программа по географии 5 класс (Баринова) ФГОС

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



I. Пояснительная записка к рабочей программе

по географии за курс 5 класса.


Рабочая программа учебного предмета «География. Начальный курс» в 5 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования»)

  3. Приказ министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  4. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения)

  5. Авторская рабочая программа « Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчина.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013.

Авторы- И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин .

  1. Образовательная программа ООО МОУ СОШ № 1 р.п. Кузоватово Ульяновской области

  2. Положение о рабочей программе МОУ СОШ № 1 р.п. Кузоватово Ульяновской области

Место предмета географии в учебном плане

В учебном плане МОУ СОШ №1 р.п. Кузоватово на изучение предмета «География. Начальный курс» выделено 35 учебных часов из расчета 1учебного часа в неделю.

Цели и задачи географии в 5 классе.

Основной целью курса является:

- Знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества- географической картой, с взаимодействием природы и человека пробуждение интереса к естественным наукам.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

- Знакомство с одним из интереснейших школьных предметов- географией, формирование интереса к этому предмету;

- Формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы ;

- Формирование умений безопасного экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Общая характеристика предмета.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» - это первый (начальный) курс географии в основной школе. Построение содержания курса географии для 5 класса опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир» в начальной школе.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи( например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Основные результаты образования

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Учащийся должен уметь:

Приводить примеры географических объектов;

-Описывать воздействие какого- либо процесса или явления на географические объекты;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками

(астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснить, для чего изучают географию.

-называть основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры путешествий, иллюстрировать их.

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.

-Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентирование на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

- объяснять значение понятий: «литосфера» , «горные породы» , «полезные ископаемые» , «рельеф» , «океан» , «море», «гидросфера» , «атмосфера» , «погода» , «биосфера»;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

  • оценивать работу одноклассников;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты явления, события по заданным критериям;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • пониманием ценности здорового образа жизни;

  • основами экологической культуры.

Основные элементы содержания

Структура содержания учебника, включает пять больших разделов: «Что изучает география», «Как люди открывали Землю», «Земля во Вселенной», «Виды изображений поверхности Земли» и «Природа Земли»

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Преобладающие методы обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации познавательной деятельности:

- индивидуальная.

- коллективная:

- фронтальная;

- парная;

-групповая

Виды деятельности учащихся:

-Устные сообщения;

-Обсуждения;

-Мини - сочинения;

-Работа с источниками;

-Доклады;

-Защита презентаций;

-Рефлексия

Способы контроля и оценивания образовательных достижений

учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе может проводиться на основе соответствия ученика следующим требованиям:

-соблюдение норм и правил поведения;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

-прилежание и ответственность за результаты обучения;

-готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика ,формируемой средствами конкретного предмета;

-активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

- способность и готовность ученика к освоению знаний ,их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

-способность к сотрудничеству и коммуникации;

-способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

-способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации,саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижений учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной аттестации. Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного предмета.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, учительский контроль, административный контроль, тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

II. Учебно-тематический план

раздела

Название раздела.

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практических

1.

Что изучает география

2

2

2.

Как люди открывали Землю

3

1

2

3.

Земля во Вселенной

6

6

4.

Виды изображения поверхности Земли

7

5

2

5.

Природа Земли

16

16

6.

Резерв

1

1

Всего:

35

31

4

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

География. Начальный курс. 5 класс.

Что изучает география (2 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и нежной природы. Явление природы. Человек на Земле.

Наука о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География-наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание.

Картографический метод. Сравнительно-географический метод.

Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали землю(3ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавание финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытие русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы №1. Географические открытия древности и Средневековья».

Практические работы №2. «Важнейшие географические открытия».


Земля во Вселенной (6ч)

Как древние люди представляли Вселенную. Что такое Вселенная?

Представление древних народов о Вселенной. Представление древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представление о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные Представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета-Земля. Земля-планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю.А.Гагарин.


Виды изображений поверхности Земли (7ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта

Практические работы №3. «Ориентирование по плану на карте. Чтение легенды карты».

Практические работы №4. Самостоятельное построение простейшего плана.

Природа Земли (16ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновения Солнца и планет.

Внутреннее строение земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Вода на земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды и суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, её состав и свойства.

Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

IV. Требования к уровню подготовки выпускников.


В соответствии с ФГОС ООО требования к уровню подготовки обучающихся определены по каждой теме на двух уровнях.


Предметные результаты

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

Метапредметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию.

-сравнивать объекты по заданным или самостоятельно выбранным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи и аналогии;

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

-понимать позицию другого;

-корректировать своё мнение;

-создавать устные и письменные тексты;

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

-организовывать работу в паре и группе;

-преодолевать конфликты;

-использовать ИКТ для достижения целей

- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к

общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности

- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

определять цель, проблему учебной деятельности;

-выдвигать версии, выбирать средства достижения целей в группе и индивидуально;

-планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе проект), используя ИКТ;

-работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки;

-оценивать степень и способы достижения цели.

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- построению жизненных планов во временной перспективе;

- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления ой на достижение поставленных целей;

-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Личностные УУД

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

-аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

-осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;

-осознавать свои черты характера, интересы, цели;

-осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах;

-осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции;

-вырабатывать уважительно-доброжелательные отношения к непохожим на себя;

-осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать чужое и свое поведение, справляться с агрессивностью и эгоизмом;

-выбирать как поступить и отвечать за свой выбор.

V.Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса.


Технические средства обучения:

• компьютер,

• мультимедиапроектор,

• Интернет,

Интернет-ресурсы:

youtube.com /; www,openclass.ru/node; my-geography.ru;

ru.wikipedia.org/wiki

nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

rgo.ru/ - Планета Земля

sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Учебно-методический комплекс (УМК):


  1. Учебник. И.И. Баринова, А. А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Начальный курс.5 класс. М.: Дрофа.2012г. (Федеральный перечень : ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№939 Приложение 1)

  2. Методическое пособие. И.И Баринова, Т.А. Карташева. Методическое пособие. География. 5 класс. М: Дрофа.2012

  3. Рабочая тетрадь Н. И. Сонин, С. В. Курчинина. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа 2012

  4. Атлас. География 5 класс. М.: Дрофа 2012 г.

  5. Контурные карты. География 5 класс. М.: Дрофа 2012

  6. Электронное приложение к учебнику (доступно для скачивания на сайте издательства «Дрофа» Drofa. ru) ;

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы:

1. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин М.:Дрофа, 2013

2.Учебник. И.И. Баринова, А. А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Начальный курс.5 класс. М.: Дрофа.2012г. (Федеральный перечень : ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№939 Приложение 1)

3.Методическое пособие. И.И Баринова, Т.А. Карташева. Методическое пособие. География. 5 класс. М: Дрофа.2012

4.Рабочая тетрадь Н. И. Сонин, С. В. Курчинина. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа 2012

5.Атлас. География 5 класс. М.: Дрофа 2012 г.

6.Контурные карты. География 5 класс. М.: Дрофа 2012

7. Комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;

8. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников;

9.. Учебно-методическая, справочно-информационная литература:

VI. Литература

Для учителя:

  1. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин М.:Дрофа, 2013

  2. Учебник. И.И. Баринова, А. А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Начальный курс.5 класс. М.: Дрофа.2012г. (Федеральный перечень : ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№939 Приложение 1)

  3. Методическое пособие. И.И Баринова, Т.А. Карташева. Методическое пособие. География. 5 класс. М: Дрофа.2012

  4. Рабочая тетрадь Н. И. Сонин, С. В. Курчинина. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа 2012

  5. Атлас. География 5 класс. М.: Дрофа 2012 г.

  6. Контурные карты. География 5 класс. М.: Дрофа 2012

Для учащихся:

  1. Учебник. И.И. Баринова, А. А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Начальный курс.5 класс. М.: Дрофа.2012г. (Федеральный перечень : ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№939 Приложение 1)

  2. Рабочая тетрадь Н. И. Сонин, С. В. Курчинина. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа 2012

  3. Атлас. География 5 класс. М.: Дрофа 2012 г.

  4. Контурные карты. География 5 класс. М.: Дрофа 2012


© 2010-2022