Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволяют сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках географии

























Автор работы: Стекленёва Светлана Юрьевна

Занимаемая должность: учитель географии

Место выполнения работы: МОУ «СОШ

им.Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»

р.п. Духовницкое Саратовская область



Содержание

Введение 3-4

  1. Применения здоровьесберегающих технологий на уроках географии. 5-8

  2. Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии. 9-14

  3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. 15

  4. Заключение. 16

  5. Литература. 17

  6. Приложение. 18-19







Введение.

Здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.

Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволяют сохранить и укрепить здоровье учащихся.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

С целью сохранения психического и физического здоровья обучающихся в практике своей работы реализую следующие задачи:

- создать условия для успешного воспитания и обучения детей через систему приёмов и методов здоровьесберегающих технологий;

- создать благоприятную среду для личностного роста обучающегося на уроке.

Ожидаемыми результатами для обучающихся являются следующие:

- наличие познавательных мотивов;

- высокий уровень учебной мотивации;

- оптимальный уровень школьной тревожности.

Структурными элементами моих уроков выступают:

- приветствие;

- опрос самочувствия;

-оздоровительные упражнения;

- рефлексия;

- прощание.

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках географии реализую по следующим направлениям:

- обучающее;

- профилактическое;

- оздоровительное.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной работы, сидячего положения тела.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность.

Решила поделиться своей находкой и надеюсь коллегам будет интересно.







  1. Применения здоровьесберегающих технологий на уроках географии

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский.

Главной целью применения здоровье сберегающих технологий на уроках является: необходимость обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, а так же обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды. Причем учитель должен сделать урок таким, что бы ребенок не только приобрел знания, но и здоровье или хотя бы не потерял его.

Достижению цели служит решение следующих задач:

· создание условий для успешной деятельности обучающихся;

· содействие воспитанию здоровой личности;

· организация деятельности учащихся по предупреждению утомляемости.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса, т.е. системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: "Что для нас важнее - физическое состояние или обучение". По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих учеников?

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: "Не навреди!". В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни.

Основные принципы реализации здоровьесберегающих технологий:

«Не навреди!»
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
Непрерывность и преемственность.
Субьект-субьективные взаимоотношения.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход.
Успех порождает успех.
Активность.
Ответственность за свое здоровье.

Но эти принципы действенны только при применении в системе:

1) учёт продуктивности урока, период снижения продуктивности с признаками утомления;

2) учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);

3) формирование дифференцированных групп по способу мотивации в изучении географии: (имеющие повышенную или пониженную мотивацию в изучении географии);

4) создание оптимального тематического и поурочного планирования с целью достижения продуктивности в реализации учебных целей;

5) организация работы с разными группами учащихся:

- с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению (подготовка к олимпиадам, конкурсам, выполнение творческих работ, участие в работе школьного научного общества);

- с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению (ликвидация пробелов в изучении материала);

6) разработка различных форм проведения учебных занятий:

- нестандартных форм проведения уроков;

- экскурсий, походов;

- выполнение групповых и индивидуальных проектов;

7) организация эффективной внеклассной работы, позволяющей реализовать способности учащихся в максимальной степени;

8) использование компьютерных технологий;

9) разработка форм рефлексии урока; - использование физкультурных пауз на уроках;

10) проведение самоанализа и самооценки деятельности с целью установления результативности используемых способов деятельности.

11) дозировка домашнего задания в соответствие с нормами СанПиНа.

В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей - качественным обучением - решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного

процесса на уроке.







  1. Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии

Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Переключение внимания, пауза просто необходимы для нормального усвоения материала и даже для здоровья учащегося.

В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:

  1. Организация учебной деятельности таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке;

  2. Проведение динамических физкультминуток на 18 -20 минуте

  3. Проведение в 5-7 классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты): передай карандаш, и др.;

  4. Ритмических физкультминуток под зажигательные мотивы музыки;

  5. Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.

Физкультминутки - это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся.

Как бы ни был интересен урок, после 20-25 мин. от начала урока у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока.

Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности.

Главные требования к ведению физкультминуток на уроках:

  1. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

  2. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.

  3. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

  4. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

  5. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

На основании требований выделяются виды физкультминуток:

  1. Упражнения для снятия общего или локального утомления.

  2. Упражнения для кистей рук.

  3. Гимнастика для глаз.

  4. Гимнастика для слуха.

  5. Упражнения, корректирующие осанку.

  6. Дыхательная гимнастика

Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутку, имеющую географическую направленность.

«Мировой океан»

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

«Ветер»
Осторожно ветер
За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться.

«Стороны горизонта»

Вытягивая руки, учащиеся показывают стороны горизонта, ориентируясь относительно окружающей местности или относительно карты.

«Воображаемое путешествие по карте».

Можно отправиться в воображаемое путешествие - в горы, на берег моря, в лес, закрыв на несколько минут глаза.

«Найдём ошибку вместе».

Учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,

В настоящее время современный урок не проходит без применения информационных технологий.

Школьники с удовольствием участвуют в физкультминутках под анимационные слайды, кадры из фильмов, дикторский текст, музыкальные или иные записи (голоса зверей, звон колоколов, шум океанического прибоя).

При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета.

Подростков 12 - 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки- путешествия.

В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как групповая дискуссия.

Примерами уроков с применением здоровьесберегающих технологий могут быть:

- Урок в 9 классе на тему «Электроэнергетика»
Беседа о перспективных районах России для производства «экологически чистой» энергии. Назовите эти районы и электростанции (Кислогубская ПЭС, Паужетская геотермальные ЭС и др.)
Объясните, в чём вы видите преимущества солнечных, ветровых, геотермальных, приливных электростанций перед традиционными электростанциями с точки зрения здоровья человека?

- Урок в 7 классе на тему «Япония»
Беседа «Почему Японию называют нацией здоровых людей?»
1) Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно.

2) Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
3) Доброжелательность друг к другу.
4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
- Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут».
Двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:
Руки вниз - южная сторона горизонта;
Руки вверх - север;
Правая рука в сторону - восток;
Левая рука в сторону под прямым углом - запад.

Своим опытом я делюсь с коллегами, участвую в конкурсах по здоровьесберегающей тематике (приложение 1).





  1. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Здесь открываются большие возможности для интнграции географии и биологи.

На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде.

При изучении всех земных оболочек обязательно включаются вопросы о связанных с ними опасных природных явлений и их влиянии на живые организмы.


  1. Заключение.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Использование перечисленных приёмов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряжения учебной деятельности.

Систематическое использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми привело к следующим результатам:

- значительно снизились показатели тревожности, утомляемости полученные при психологической диагностике обучающихся 5 классов в начале учебного года;

- повысился познавательный интерес к предмету, успеваемость и качество обучения;

- исчезла проблема учебной дисциплины.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с идеями здоровьесберегающей педагогики, только когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.



  1. Литература.

1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества./М.: Центр «Педагогический поиск», 2000- 144с.

2. Галеев Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогических технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. - 2-е изд. - М.: «5 за знания», 2007. - 128с.

3. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей - будущее народа.- М.: Просвещение, 1988.

4. Каменская Е.Н. Педагогика. Конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192с.

5 . Симонов В.М. Педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград: Учитель, 2013.- 84с.

6 . Честных Ю.Н. Открыть человека. - М.: Просвещение, 1991. - 208с.

7. Шапцева Н.Н. Наш выбор- здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.- сост. Н.Н. Шапцева, 2009.



© 2010-2022