Дискуссия Чистая среда - залог здоровья (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснослободская основная общеобразовательная школа»

Суражского района Брянской области





Дискуссия Чистая среда - залог здоровья (9 класс)


Дискуссия Чистая среда - залог здоровья (9 класс)

Разработала

Мельникова Ирина Михайловна,

учитель биологии и географии





2010

Цель: углубить и расширить знания по экологическому состоянию

окружающей среды, охране природы.

Задачи: - обсудить экологические проблемы, возможные пути их решения, влияние

загрязненности среды на здоровье человека;

- развивать научно - познавательную деятельность; совершенствовать

умения учащихся работать с дополнительной литературой, статистичес -

кими материалами, принимать участие в дискуссии;

- воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: стенгазета «Экологический вестник», таблицы « Загрязнители атмосферы», «Загрязнители гидросферы», рисунки на экологическую тему, плакаты: «Правила дискуссии», «Советы выступающему», карточки с заданиями, жетоны разных цветов.

Опережающее задание: учащиеся самостоятельно изучают экологи -ческие проблемы, основные источники загрязнения окружающей среды и их влияние на здоровье человека.

I. Подготовка дискуссии.

1. Выбрать тему.

2. Сформулировать вопросы, подготовить карточки.

3. Сформировать группы.

4. Выбрать ведущего.

II. Проведение дискуссии.

  1. Вступительное слово ведущего.

Мы обязаны своей жизнью нашей планете - прекрасной, единственной Земле - матери, голубой от океанов, зеленой от лесов. Стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами. Получив неограниченную власть над природой человек, считающий себя венцом природы, забыл, что сам является ее скромной частицей. « Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает современный русский писатель В. Астафьев, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». «Экологическая бомба» для человечества столь же опасна, как и ядерная. Все ярче перед нами знаки надвигающейся беды, поэтому мы будем говорить и о возможных мерах предотвращения экологического ужаса.


  1. Обсуждение в группах данных проблем.

Каждая группа учащихся получает карточки, в которых указаны проблемы. В течение 7 - 10 минут обсуждают проблему. Намечают возможные пути решения проблемы. Готовят аргументированный ответ, решение проблемы, свою точку зрения.

Каждая группа получает по пять жетонов одного цвета. Например, 1 группа -5 красных, 2 группа - 5 синих и т.д. За обсуждение проблем других групп, за участие в дискуссии группа получает жетон от той группы, в обсуждении проблем которой она принимала участие. В итоге жетоны группы должны быть разные. Наличие жетонов изначального цвета говорит о том, что группа не принимала участие в дискуссии, а только обсудила свою проблему.

3. Вопросы дискуссии.

Карточка с заданием для группы № 1.

Что характеризует сегодня мировую экологическую ситуацию? Какова экологическая ситуация в России?

Карточка с заданием для группы №2

Каковы экологические последствия загрязнения атмосферы; санитарное состояние воздуха в Брянской области.

Карточка с заданием для группы №3

А что мы пьем? Дайте оценку состояния водных объектов нашей области.

Карточка с заданием для группы №4

Состояние природной среды и здоровье человека находится в прямой зависимости. Какова медицинская статистика на сегодняшний день?

Карточка с заданием для группы № 5

Как предупредить загрязнение природной среды?

1. Экологическая ситуация в мире.

Неимоверно быстро рас­тет население Земли, оно составляет около 6 млрд. чел. Каждому из них требуется пища, одежда, крыша над головой. В то же время ресурсы планеты не умножаются, а исся­кают. Выбывают из оборота плодородные почвы - единственный источник земной жизни. Катастрофически быстро загряз­няются воды и воздух. Замечено ослабле­ние поглощающей, оздоровляющей спо­собности Мирового океана.

Повсеместно остатки лесов вырубают на топливо, это ведет к дальнейшему опустыниванию земель. Усилия по охране природы во многих странах не успевают за удушающими природу индустриальными технологиями, потребительским расточи­тельством. Отходы ог­ромны. А сколько районов эко­логического бедствия можно назвать, в том числе беды, особенно близ­кие нам, - Чернобыль, Арал, Волга, Белое море, Байкал, искусственные пустыни Кал­мыкии, Челябинск-65, Семипалатинский и Новоземельский полигоны, ядерные свалки в Баренцевом море и Ладоге. Реальности грозные.

Экологическая ситуация в России сложная. На каждого жителя в стране ежегодно добывается 42 т горной массы, из них 13 т идут в отвалы. В расче­те на 1 человека газопылевые выбросы состав­ляют 0,48 т в год, а выделение СО, от сжигания топлива - 3,5 т в год. На каждо­го жителя России ежегодно сбрасывается 184 т грязной воды.

Из невозобновляемых ресурсов мы те­ряем 14% добытого угля, 28% хромовой руды, 8% медной руды, 61% калийных со­лей, 50% поваренной соли. Мы извлекаем из пластов, уже разведанных, находящих­ся в эксплуатации, всего 30% нефти. По возобновимым ресурсам потери достига­ют: древесные - 20% от вырубки, сель­ское хозяйство теряет 20-40% сельхоз­продукции.

Продолжает расти опасность радиоактивного заражения. Все мы хорошо знакомы с чернобыльской трагедией и меньше всего знаем, что про­исходит на Урале и в Зауралье. Катастро­фический радиационный выброс произо­шел на объединении «Маяк» в 100 км от Челябинска. Здесь взорвалась емкость с радиоактивными отходами. В воздух была выброшена половина чернобыльской дозы радиации. Но, в отличие от Черно­быля, катастрофу скрыли. Радиоактив­ность озера Карагай равна 2,5 Чернобы­ля. В 200 могильниках Урала хранится 500 тыс. т твердых отходов. А ведь породы Урала - легко растворяющиеся известняки. В процессе их размыва радиация может попасть в Мировой океан.

2. Загрязнение атмосферы.

Ежегодно в результате дея­тельности человечества во всем мире в атмосферу поступает: 190 млн. т диоксида серы, 65 млн. т оксидов азота. 25 млрд. т СО,, 200 кг несгоревших углеводородов и око­ло 40 кг оксидов азота. В настоящее же время в мире насчитывается более 400 млн автомобилей.

Температура воздуха Северного полу­шария повысилась по сравнению с доиндустриальным периодом примерно на 1,2°. Такое потепление климата приведет к увеличению таяния ледников, повышению уровня Мирового океана.

Проблема истощения озонового слоя связана с чрезмерным применением фреонов. Сегодня в мире производится при­мерно 1 млн 300 тыс. т озоноразрушающих веществ. С 1989 г. вступил в силу Мон­реальский протокол по сокращению к 1999 г. производства фреонов в мире на 50%.Вследствие загрязнения атмосферы и выпадения кислотных дождей во многих регионах земного шара погибают леса на площади 31 млн га, урожайность многих культур упала на 20-30%, усилилась кор­розия металлов конструкций мостов, пло­тин, разрушаются памятники архитектуры.

Особенно велико загрязнение атмосферы в крупных городах и промышленных центрах. Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят следующие промышленности:

- теплоэнергетика ( промышленные и городские котельные);

- металлургические цеха;

- промышленность строительных материалов;

- автотранспорт.

Так в 1999 году промышленными предприятиями и автотранспортом Брянской области в атмосферный воздух было выброшено более 144, 4 тыс. т различных загрязняющих веществ.

Главными загрязнителями атмосферы Брянска являются: оксид углерода ( СО) - 91,6 тыс.т./ год; диоксид серы - 2,6 тыс.т /год; оксид азота - 13,7 тыс.т/год; углеводороды -9,69 тыс.т/год.

Основными промышленными предприятиями, внесшими наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха области, стали: АО

« Мальцовский портландцемент» (13122.3 т), Брянские городские тепловые сети, « Брянский машиностроительный завод» (1599,2) и ОАО «Сантехлит»

(1457,1), ОАО «Брянский силикатный завод» (514,5).

Особенно тревожная ситуация с загрязнением атмосферного воздуха сложилась в городах Брянск, Фокино, Дятьково, Клинцы, Новозыбков, а также в Климовском, Дятьковском и Карачевском районах области.

Таким образом, атмосфера больна. И сам воздух стал мстителем, не­заметным повседневным убийцей

3. Загрязнение гидросферы.

Ежегодно человечество по­требляет 3500 куб. км пресной воды, в реки сбрасываются 16 куб. км сточных вод. На каждый кв. км поверхности океа­на приходится 17т различных выбросов с суши. Одна крупная животноводческая ферма ежесуточно сбрасывает в реки столько же стоков, сколько город со 100 тыс. населением. На Земле загрязнены 12 % рек. 90 % родников больше не существует. В России только в 1991 г. в водоемы сбро­шены 23 млрд куб. м грязных вод, из кото­рых 6 млрд без всякой очистки. В резуль­тате 1/3 городов страны испытывают трудности в обеспечении питьевой водой. Вода оказалась самой уязвимой частью природы. При кажущемся изобилии пре­сная вода на планете составляет всего 3% от общих запасов, причем 3/4 ее заморожено в Арктике и Антарктике. В некоторых районах Земли 80% всех болезней вызва­но недоброкачественной водой.

За последние 5 лет уровень сточных вод в водные объекты Брянской области увеличился на 49%. Это объясняется тем, что подавляющее большинство очистных сооружений устарели, физически изношены и не отвечают требованиям экологической безопасности. А в 12 городах вообще отсуствуют. В результате многие малые реки, временные водотоки перестали существовать, либо превратились в сточные канавы промышленных, бытовых, сельскохозяйственных отходов.

Наиболее загрязненными являются реки: Корна ( г. Новозыбков), Олешня (г. Дятьково), ( г. Клинцы), Бабинец (г. Стародуб), Судынка ( г. Мглин).

Основные зегрязнители это города: Дятьково, Стародуб, Мглин,

Клинцы, Новозыбков.

4. Влияние природной среды на здоровье человека.

Более чем в 40 городах России, где 20 млн чел. живут в условиях экологического кризиса, прослеживается довольно четкая динамика сердечно-сосудистых, онкологических, аллергических и других заболеваний. Высока смертность, особенно детская. Сегодня в России только 4% школьников абсолютно здоровы. Каждая шестая женщина не может родить здорового ребенка. Каждый третий мужчина на протяжении жизни заболевает раком, и число раковых больных увеличивается ежегодно на 1-4%. По утверждению Дж. Браггса, 22% смертельных исходов сейчас будет обусловлено экологическими факторами.

В Брянской области за последний период смертность возросли составила около 25 тыс. чел. Наибольший рост смертности характерен для

Гордеевского и Злынковского районов. Темпы повышения наблюдаются в Красногорском. Рогнединском, Клинцовском, Новозыбковском районах.

Основные причины смерти аналогичны общероссийским: болезни системы кровообращения, новообразования, заболевания дыхательной систем.

В Суражском районе процент умерших от заболеваний сердечно-сосудистой системы составил - 64,2% - 2008 г; увеличилось число смертей от новообразований - 11,7 %; органов дыхания - 4,4%.

5. Как предупредить гибель атмосферы и спасти человечество?

Необходимы следующие меры: установка очистительных фильтров на трубах промышленных предприятий: внедрение совершенных технологий: вы­ведение грязных предприятий за черту города; продуманные проектно-планировочные решения городов с учетом «розы ветров»: закрытие вредных производств: профилактика пожаров.

Как предупредить загрязнение вод?

Способов немало, и лучше их ис­пользовать в комплексе.

  1. Нужно немедленно прекратить сброс неочищенных вод в реки, озера, моря. Для этого должен быть жесткий кон­троль со стороны центров СЭС.

  2. Сделать все, чтобы предупредить ава­рийные сбросы неочищенных вод.

3. Создавать предприятия с оборотной системой водоснабжения.

4. Широко использовать для очистки пресных водоемов водные расте­ния - тростник, рогоз, камыш, стре­лолист, элодею, кувшинку, которые хорошо переносят залповые сбросы грязных вод при авариях очистных сооружений.

Отстаивать питьевую воду в течение суток для удаления хлора, фтора. аммиака, пить кипяченую воду (кипятить 1 ч).

III. Подведение итогов дискуссии.

Ведущий: Подводя итог нашей дискуссии, следует вспомнить, что среда нашего обитания биосфера Земли - представляет целостную систему. В ней все взаимосвязано. Непрерывно происхо­дит общая циркуляция атмосферы, и вет­ры свободно переносятся с одного кон­тинента на другой, не зная границ. В оке­анах и морях происходит всеобщий водообмен. Природа едина. Поэтому загряз­нения и другие нарушения природы в одном звене неотвратимо сказываются на других территориях. Ухудшение среды обитания приобрело глобальный харак­тер, а значит, и бороться с этой угрозой надо сообща всем странам, всем народам.

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном круп.

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете...

Давайте сохраним ромашку на лугу.

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа-мать терпима и добра!

Но чтоб ее лихая участь не постигла.

Давайте сохраним на стрежнях - осетра.

Касатку - в небесах, В таежных дебрях - тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся…





IV. Рефлексия.

А вот круг вопросов для коллективной рефлексии:

  • Выполнены ли в ходе дискуссии намеченные задачи?

  • В чем не был достигнут успех?

  • Отклонялись ли мы от темы?

  • Принимал ли каждый участие в обсуждении?

  • Были ли случаи монополизации обсуждения?

  • Оцените атмосферу, царившую в ходе обсуждения?

Приложение -1. Формулирование вопросов для обсуждения.

Подготовить главные вопросы. Не нужно стремиться к обилию вопросов - лучше всего сосредоточиться на 3-4 основных, связанных одной проблемой. Важно, чтобы вопросы, как и сама тема дискуссии были достаточно острыми и в основе своей содержали элементы спора.

- Формулировка основных вопросов для обсуждения должна способствовать раскрытию темы, указывать на их логическую связь, отличаться четкость и ясностью построения, содержать в себе скрытые противоречия.

  • Перед началом дискуссии следует продумывать методику развертывания разговора.

  • Дискуссия будет плодотворной, если ее участники предварительно изучат рекомендованную литературу.

  • Должны быть разработаны и приняты правила дискуссии:

1. Прежде чем спорить, подумай, где главное в том, что ты

хочешь доказать.

2. Говори просто и ясно, логично и последовательно.

3. Говори только то, что тебя волнует, в чем убежден; не

утверждай того, в чем не разобрался сам.

4. Не повторяй того, что до тебя уже было сказано.

5. Не размахивай руками, не повышай голоса. Лучшее доказательство -

точные факты, логика.

6. Уважай того, кто с тобой спорит: постарайся ничем не обидеть,

не оскорбить выступающего.

7. Поступить так - значит показать, что ты не только силен в споре, но

и воспитан.

8. Не прерывай выступающего, даже если его суждение кажется

тебе неверным.

Приложение - 2. Подготовка учащихся и выбор ведущего (ведущих)

дискуссии.

Успех дискуссии во многом зависит от ведущего, от его тактичности и эмоциональности, от высокой общей культуры и широты (глубины) знаний.

Ведущий дискуссии должен быть человеком уважаемым, находчивым, доброжелательным, обладающим чувством юмора, умеющим говорить просто и выразительно. Он должен знать аудиторию. Ведущий должен обладать лидерскими качествами.

Учитель может предложить анкету, в которой учащиеся должны отметить качества своих товарищей по группе. Результатом обработки анкеты будет ответ на вопрос, кто же лидер или кому поручить главную роль.

Анкета для определения лидера

1.Фамилия, имя ученика.

2.Ответами «да» или «нет» напиши, какими качествами обладает твой товарищ:

а) веселый; ж) некооперативный;

б) серьезный; з) лодырь;

в) человек настроения; и) безответственный;

г) прилежный; к) кооперативный.

д) ответственный;

е) коллективный;



Приложение - 3. Советы выступающему.

Чтобы твое выступление было ярким и запоминающимся:

- в одном выступлении освещай только один из поставленных

вопросов;

- постарайся глубже раскрыть тему. Приводи примеры из жизни ,

литературы;

-аргументируя выбор своей позиции, будь логичным;

-постарайся быть кратким. Ибо краткость - сестра таланта;

-умей « услышать» своего оппонента. Возражая, опирайся на его

выступления;

- будь толерантным.






Литература:

1. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Экология: Учеб для общеобразовательных учебных заведений. - М:. Дрофа,1995..

2. Н.Г.Савина, В.Д. Симоненко. Технология и методика

современного урока географии.- Брянск БГПУ -2003.

3.О.В.Правдина, О.Е. Просвирнова

« Методическое пособие по воспитательной работе».

4.Журнал « География в школе».

5.Элекронное мультимедийное учебное пособие. Экология

Брянской области - 2007.

6. Естественное движение населения: статистические материалы. -

Сураж,2008.

7. Численность и естественное движение населения Брянской области:

Стат.сборник. - Брянск, 2007.





© 2010-2022